Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

На дальних подступах к русской философии: философия русского язычества

Начальный период истории русской философии определяют, как правило, с XI в. по XVII в., который, в свою очередь, чаще всего разделяют на два отдельных подпериода: древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура Мос­ковского государства). Но зададимся вполне закономерным вопросом: а разве мудрых философских идей и взглядов не было на Руси до XI в.? Разве до этого исторического периода наши предки не размышляли над фундаментальными вопросами мироздания и человеческой жизни? Разве не было у них своих собственных представлений о явлениях природы, об отношениях между людьми, о прошлом, настоящем, будущем и, главное, о Вечном?

Почему в Европе, Китае, арабском мире, в Индии и т.д. философские истоки всеми прослеживаются от древнейших мифологических времен, а в нашей стране философия (в лучшем варианте) начинается со второго тысячелетия, а в худшем – вообще с XIX века? И почему мы вообще выбрасываем из рассмотрения славянскую мифологию и язычество – разве они не исходные источники отечественной философии?

Мы решили, что пора на все эти и другие вопросы дать честный и правдивый ответ и хоть немного восстановить историческую справедливость. Поэтому древнейший период зарождения и развития философских воззрений наших далеких предков следует отмерять вовсе не с XI в., а, так же как и для всех других мировых философий, истоки русской философии необходимо искать уже в мифологическом сознании нашего народа, в самых ранних — языческих — его представлениях о мире, жизни, смерти, о людях, их активности, о нормах и правилах поведения и т.д.

Итак, глубинные истоки русской философии — в мифологии и язычестве русского народа. Что же в этих воззрениях и представлениях принципиально философское? В каких материальных и духовных памятниках можно отыскать следы глубинных представлений наших пращуров?

Да в мифах, в сказках, в национальной одежде, в бытовых обрядах, в древнейших народных праздниках, в обустройстве, планировке и содержании жилищ, в пословицах и поговорках, в этимологии слов русского языка, наконец! Ломоносов считал, что если “доподлинно разузнать  все славянские басни, то получится «прелюбопытная картинка, не худшая римских и греческих». Заметим: когда–то были и другие обильные памятники древней нашей философии и культуры, в том числе сакральные языческие книги; историки утверждают, что последние из них были сожжены при Алексее Михайловиче («Тишайшем» — при отце Петра I – подлинном ненавистнике всего русского, об этом — ниже). Пусть расследуют все это историки, нам же путь – в великую древнерусскую философию!

Вообще понятие сакральное – одно из самых главных начал отношения древних русских к миру, к природе: они любили и славили свою природу, берегли ее и благодарили за каждый дар, не смея желать ничего большего: ведь все уже дано человеку сверх всякой меры! При этом наши пращуры не мнили себя над нею, не считали людей выше природы, наоборот – преклонялись перед ней, считали ее высшей святыней. Место человека в природе – вовсе не на ее вершине, считать человека над природой — глубочайшее заблуждение, были убеждены древние мыслители.

Заметим: разве все это — не аксиология, а, следовательно, разве это не философия? И это только самое начало древней русской философии, сращенной с мифологией и язычеством – как и у всех других народов!

Идем дальше: второй сакральной сущностью мира, помимо природы,  предстает в представлениях наших пращуров Единое Бытие – Род как особенный, неперсонифицированный Бог. Род как “Родник всепроникающий и всерождающий”, как сила, рождающая всё сущее и явленное в мире. Это удивительный Бог и философы склонны более всего его сопоставлять с бытием – наиболее общим философским понятием: сущее как таковое, не требующее дальнейшего объяснения, Первопричина всех причин. Именно поэтому род – корень многих русских понятий: природа, народ, роды, родство, родина, родители, родной, родословная, родня и др. От всех этих слов идет некий ток живительного духа, в них всегда  присутствует  главное – все то, что связано с Жизнью человека, ее самым ближайшим и дорогим окружением. Роду наши древние предки не  приносили жертв, ничего у них никогда не просили. “Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он — отец богов, он и мать богов, он – рожден собой и родится вновь. Род – все боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится”. Он вечен, “рожден собой”, он не создан, но создатель самого себя. 

Что все это на философском языке означает? Перед нами теперь замечательная древнерусская онтология, и это тоже философия! Как можно ее не видеть? Но все интересное и фундаментальное еще только начинается!

Мы, например, помним и до сих пор справедливо восхищаемся мудростью древнекитайского бинаризма  базовых понятий «Ин – Янь», отражающих  глубинный дуализм бытия – да, это замечательно! Но у древнерусского мировоззрения есть еще более сложный понятийный комплекс отражения громадной сложности мира: единство сразу трех понятий — «Правь, Навь, Явь»! Это же просто чудо! Правь (Белобог) — это всеобщий закон, установленный Родом, «Светлая Сила», управляющая Миром, одновременно — сам этот светлый Мир, «белый свет», видимая реальность; согласно Ему и существует этот  Мир, причем Правь – это Сила, сохраняющая Мир в его «светлой» неизменности. Заметим: Правь – неизменность, сохранность, инвариантность мира, Вечность его начал – именно в противоположности этим определенностям Прави сначала возникает и затем развивается второе ключевое понятие – Навь: некая  «Темная Сила», управляющая Миром, одновременно — загробный мир, «тот свет», базовое содержание которого — отражение мировых Сил изменения, текучести, временности явлений мира, финал которым только один — смерть. Заметим: Навь – вовсе не разрушение само по себе, не  хаос и не зло – это именно только изменение. Мир существует и развивается как переплетение действий этих начал мироздания, как их великое единство – единство противоборствующих сил постоянства и изменения, каждое из которых само по себе не есть ни чистое добро, ни чистое зло, граница между ними всегда условна, всегда зыбка, всегда временна…

Поэтому языческая философия говорит лишь об «условной приоритетности» при символизации за Явью и Навью, соответственно, за Неизменностью и Изменением. Явь и Навь настолько взаимосвязаны и взаимодействуют в этом мире, что могут даже меняться своими местами.

Но есть же еще третье начало! А где место этому третьему фундаментальному понятию древнерусской философии – понятию Правь?  Противостоящие в своем активном противоборстве Явь и Навь порождают здесь-и-сейчас текущее, мгновенное состояние мира — Правь, оно – всегда результат, итог, плод единства Яви и Нави: зыбкий, неустойчивый, если в единоборстве двух начал берут вверх силы Нави (силы изменений) и прочный, устойчивый, гармоничный мир, если вверх в единстве Яви и Нави берут силы Яви (силы неизменности).

Какая чудная диалектика, какая яркая и сложная картина мира наших мудрых пращуров! Дух захватывает! Но еще главное – впереди!

Не будем больше томить ожиданием этого главного всех читающих этот элемент нашей Карты развития: это главное в том, что в круг Богов древнерусских философов наравне с Богами входит и сам…человек! Заметим: такая наша отечественная философия, такая наша философская антропология – единственная в мире: никто и никогда не уравнивал Богов и людей, это сделала только наше русское мировоззрение и философия! Значит там, в глубинах веков с человеком у наших пращуров еще не было никаких проблем, он – человек – там еще не портил картины мироздания, он еще мало чем отличался от своих Богов, он там был, так же как и Они, еще подлинно сакральным началом! Надо ли говорить о том, что человек, равный Богам, их дитя, не мог не быть и равным другому человеку? Ответ, разумеется,  очевиден: равенство всех людей, их родовая солидарность как часть мирового единства Рода-бытия, наделение людей органичным единством с природой, Богами, Родом, фактическое понимание древнерусской философией именно космического масштаба бытия – все это не может вызвать чувство восхищения и удивления перед мощью и сакральностью такой светлой, лучезарной картины бытия…

И это – не Великая философия, я спрашиваю вас всех? 

Заметим: она (философия) зарождается как именно космическая уже в древнейших глубинах веков, в началах мифологических и языческих и для изумленного мира предстанет в свое историческое именно как космическая и сакральная философия трудами Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, Л.Н. Толстого, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, братьев Трубецких и многих других  (об этом – подробно и последовательно будет раскрываться в нашей Карте).

Итак, есть Род-Бытие, в котором Явь (Белобог) – есть условно пассивное его воплощение, а Навь (Чернобог) — условно активное воплощение Рода-Бытия. Мир в данной конкретный момент времени предстает как та или иная, меняющаяся Правь. Сварог (Небо) – мужское начало, Макошь (Земля) – женское начало, сами люди – дети Богов, мировое продолжение последовательности воплощений Бытия, “внуки Дажьбоговы”. Род-бытие помогает людям отличить Правду от Кривды и выбрать свой правильный жизненный путь – стезю Прави. Первая сложность этого выбора в том, что таких дорог – несколько; вторая сложность в том, что ее нельзя понять умом, как бы вычислить, а можно только почувствовать и следовать ей всей своей душой и всем своим сердцем. Но кроме стези Прави есть и другая жизненная дорога у человека: не следовать стезе Прави. Если человек пойдет такой дорогой в своей жизни, произойдет разрушение бытия человека с бытием Рода, будет совершенно им преступление против законов Единства Рода, его сил Яви и Нави, в конечном счете, воплощаемых в Прави…

И это – только малая часть нашей древнерусской философии, там еще десятки других начал и понятий, там еще колоссальное количество изумительных деталей, нюансов, подробностей!

Читайте сказки А.С. Пушкина: лучше его никто не отобразил наши древние мироощущения, нашу древнерусскую философию, в частности; совсем не даром в конце своей жизни высшим царским повелением он был определен в должности Главного хранителя-консультанта  национальной традиции, но развернутся на этом поприще ему, как известно, совсем не дали и пуля Дантеса была совсем не случайна… Но пусть этим занимаются историки, мы же идем дальше — в русскую философию!

Зададимся вопросом: как получилось, что такая яркая и самобытная древнерусская философия, мифология, язычество оказались в таком отвратительном состоянии их полного забвения собственным народом? Ведь совершенно очевидно: древнерусская философия, разумеется, в переплетении с мифом и язычеством, не просто есть, но она и великолепна! Так что же произошло? А вот что: после принятия христианства в России христианское духовенство огнем и мечом уничтожало малейшие следы былых мировоззренческих начал и поклонений древним культам. Многое сделала и власть для этого: об Алексее Михайловиче, сжигавшем великие сакральные книги, летописи, так называемые разрядные книги, мы уже говорили, о других ненавистниках русского духа – Петре Первом, в первую очередь, — расскажем ниже.

Но, заметим: как ни старались все эти «деятели» вытравить русское мировоззрение у всех, прежде всего, — у самим русских, в итоге ничего у них не получилось: весь мир, начиная с XIX века – века великой немецкой философии и века великой русской философии – изумится мощи, глубине, великолепию идей русской философии, сумевшей не только уцелеть по законам Яви, но и блистательно измениться по законам Нави и дать миру перспективу подлинного человеческого Будущего для всех людей русской концепцией «всечеловека», формулой Н.Ф. Федорова о человечестве как о космическом экипаже такого хрупкого, такого единственного космического корабля, каким на самом деле является планета Земля…

Но истоки русского философского космизма мы уже показали выше – они в древнерусской философии, в мифологических и языческих представлениях наших пращуров. Русский человек за века своего нелегкого существования примет душою и приведет в гармонию и христианские религиозные идеи и начала, не будет никогда противопоставлять их своим другим; не случайно, а глубоко закономерно, что абсолютное большинство русских мыслителей – это религиозные философы, а в чем причина такого — именно религиозного — миропонимания будет нами объяснена чуть позже: в этом так же много сакрального и космического…

На первом этапе (на самом деле, этот этап уже, как минимум, второй, — не правда ли?) своего развития одна из важнейших исторических особенностей русской философии состоит в теснейшей ее преемственности религиозной традиции. Русская  философия зарождалась в церковно-летописных памятниках как попытка историософского и антропологического осмысления бытия, выходящего за рамки  религиозно-догматического мировосприятия. Еще одной особенностью русской философии, сопряженной с ее историческим развитием, но одновременно продиктованной спецификой русского духа, является ее всегдашний поиск абсолютного и бесконечного начала, Вечности. Во многом в силу указанных выше черт русская философия никогда не была направлена на создание чисто гносеологических систем: проблема познания никогда не была интересна для русской философии сама по себе. Она рассматривалось лишь в роли средства восхождения к Абсолютной истине, носящей, прежде всего, аксиологический характер. Одновременно русская философия всегда признавала принципиальную непостижимость истины чисто рациональными и аналитическими средствами; поэтому в ней достаточно своеобычно разрабатывалась эстетика как особая область философии, открывающей иные, образно-созерцательные пути восхождения к Абсолюту.

Онтология в русской философии так же особенная – она отличается своей цельностью и нерасторжимой связью с нравственно-аксиологическими принципами: если мир изначально прекрасен и благ и исходит от Бога, то в нем развитие всего исторического процесса должно быть направлено на преображение мира и возвращение к Абсолютному, всегда искомому Первоначалу. Именно поэтому в религиозной русской философии вопросы онтологии очень тесно смыкаются с проблемой сотериологии – спасения человека и мира. Русской философии всегда был чужд дух чисто схоластических  построений, что предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности. Историософичность русской философии раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных смыслов истории, ее софийности (В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский). На всех этапах своего развития русская философия в целом сохраняла важнейшие ценностные измерения, выраженные в антиутилитаризме и нравственных приоритетах.

Иными словами, хорошо видно, что русская философия с самого начала своего зарождения и до сего дня – ИНАЯ, не ЗАПАДНАЯ, она о другом мире – о другой онтологии, антропологии, аксиологии, о другой человеческой активности, о другой цивилизации.

Два главных вывода из этого второго элемента Карты представляются нам решающими и вечными:

- в недрах ныне господствующей Западной цивилизационной конструкции мира,  несмотря на все трудности и гонения, пророс и окреп росток НОВОГО МИРА в образе принципиально иного цивилизационного проекта, сотворенного подвигом русских философов;

быть или не быть НОВОМУ МИРУ — решать необходимо самим людям и движение к нему станет возможным только тогда, когда сами люди захотят стать иными – лучше, чище, более духовными и  сплоченными, более мудрыми, наконец, — более красивыми; словами Ф.М. Достоевского: «…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина…мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные».

 

        Продолжение следует…

 

Батурин Владимир Кириллович,
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН,
почетный доктор Центра мир-системных исследований


Опубликовано: 18 декабря 2015

Рубрика: Интересное в сети, Исследования

Ваш отзыв