Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Аскетика для начинающих

notin-asketikaВ Переправе готовится к выходу новая небольшая книжка  Александра Нотина «Воспитание духа воина». Мы попросили автора  рассказать читателям об этом замысле.

Сама по себе эта книжка-пособие  адресована конкретному спектру читателей, а именно – участникам  военно-патриотических клубов, центров. Этим ребятам, как правило, от 12  до 17 лет. Почему книжка названа пособием? Она составлена из двенадцати  занятий, каждое из которых представляет собой как бы ступеньку в  условной лестнице, ведущей к пониманию того, что такое в Православии –  аскетика или, как говорили Святые Отцы, умное внутреннее делание.

Но ее  читателями, конечно, будут не только юные патриоты, но и педагоги,  руководители, воспитатели этих клубов, многим из которых самим будет  полезно сделать первые шаги в области духовного самосознания, чтобы  затем транслировать эти знания и навыки воспитанникам.

ЧТО СЕЙЧАС  ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ БЫСТРО РАСТУЩЕЙ ЦЕРКВИ? Я долго мучился этими  наблюдениями и размышлениями, пытаясь понять, в чем загвоздка. И,  кажется, кое-что уловил.  Огромное число светских, рационально мыслящих  людей пришло за последние двадцать лет в православные храмы. Они пришли  впервые. Многие из них – вполне самодостаточные люди: успешные  предприниматели, чиновники, руководители, инженеры, офицеры. За плечами –  немалый жизненный опыт, высокая самооценка и… воспитание, полученное в  годы атеизма и последовавшего неолиберализма.

Как ощущает себя такой  образованный и в чем-то циничный недоверчивый человек, когда, ведомый  каким-то неясным чувством, приходит в Храм? Могу судить по самому себе.  Как первоклассник, случайно оказавшийся на семинаре в физмате. Какое-то  слова понимаю, но связать их не могу и общей картины не имею… В церкви  таких иронично называют «подсвечниками». Стоит эдакий приличный  господин, замерев со свечкой в руке, и видно, что он ничего не понимает в  происходящем. Не смеяться надо над этим, а помогать и сочувствовать.  Как говорится, «Над кем смеетесь – над собой смеетесь!»

Чего же  недостает нашему высоколобому интеллигенту в Храме? Недостает знания  основ, азов православной веры, антропологии, догматики… Это те самые  десять классов, не «подняв» которые, нельзя идти в вуз. Рановато.  Батюшке тоже недосуг: службы, исповеди, всяческие требы, разъезды по  чадам. Чаще всего не может батюшка уделить те самые часы и дни, которые  столь необходимы нашему «подсвечнику», чтобы прорвать вязкую пелену  непонимания и отчужденности. В то же время начальные знания о человеке и  Боге, которые ему столь необходимы, будь они изложены кратким  доходчивым и сочувственным языком, стройно и логично, от простого к  сложному, от частного к общему, системно – такие знания вполне по силам  нашему новоначальному. Его мозг изощрен в многотрудных науках земных,  натренирован в рыночных баталиях. Душа его, «по природе – христианка»,  отвергнув уже идеологические догмы прошлого, как ребенок, тянется к Дому  Господнему. Этот мозг жаждет познания себя в той сокровенной полноте,  которой так боится нынешний льстивый и лукавый мир, превращающий всех  нас в зверушек и зверей.

Святые Отцы писали: «Человек – это тот, кто  познал себя». Познал, естественно, не тело – ему-то как раз мы уделяем  слишком много внимания и забот. Познал прежде всего душу свою, лишенную  сегодня и того, и другого. Познал и духовные высоты, доступные каждой  душе, если она мужественно очищается от скверны плоти и духа и  восстанавливает утраченную связь с Христом, Который есть путь, истина и  жизнь.  Главным героем и одновременно стержнем этих занятий является  «внутренний человек». Так нашу душу называл первоапостол Павел. Однажды  мне подумалось: «Почему душа названа человеком?». Потом у многих святых  отцов я нашел ответ. Душа – это действительно целый человек, имеющий  особую природу, свойства, функции и цели. Даже по форме он напоминает  внешнего человека. Хотя Святые Отцы не выстраивали свои аскетические  поучения вокруг образа внутреннего человека, вся их «наука из наук» так  или иначе посвящена ему. И подумалось: почему бы не попытаться объяснить  современному духовно беспризорному, что такое его душа и зачем она  нужна. Объяснить через этот яркий и понятный образ. Впрочем, как это  получилось – судить читателю.

В сущности это и есть вся задумка книжки.  Она не претендует на богословские вершины, да и автор ее скорее более  или менее продвинутый новоначальный, нежели опытный воин Христов. Но в  ней, что важно, нет никакой отсебятины. А теоретическое содержание,  жизненные примеры и практические упражнения целиком, на сто процентов  основаны на святоотеческом учении Церкви. Эти занятия, надеюсь, помогут  организовать беседы с юными патриотами у костра, в полевом лагере, в  школьной аудитории. Они наверняка будут в будущем совершенствоваться –  на этот счет уже есть договоренность с несколькими священниками,  окормляющими такого рода лагеря.

 

Александр Нотин



Опубликовано: 11 февраля 2016

Рубрика: Книги, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв