Русский Бастион» Статьи » Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения

Евтушенко Е.А. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения. – Красноярск, 2014. – 382 c.  (245 с. компьют. текста) — скачать и читать книгу (1,54 МВ)

В настоящей работе делается попытка применить метод Гумилёва к новейшей истории России и некоторым проблемам современности, и тем самым показать, что теория этногенеза имеет, кроме чисто научного, еще и прикладное, практическое значение, что в нынешней ситуации нарастания угроз крайне важно.         
Вместе с тем автор преследовал еще одну цель – развеять многочисленные мифы о Льве Гумилёве и его концепции, о которой «все слышали», но мало кто знает… 
Книга написана живым, доступным языком и может представлять интерес не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей, интересующихся историей, проблемами межнациональных отношений (в России и мире) и перспективами развития Российской цивилизации.
Работа не претендует на всеохватность и нацелена, главным образом, «на злобу дня».

Рецензент: Доктор философских наук, профессор Н.М. Чуринов

ПРЕДИСЛОВИЕ
                                                                        
        В данной работе автор ставил две задачи:
        1) В сжатой форме изложить и прокомментировать основные положения пассионарной теории этногенеза.
        2) Применить метод этногенеза к периоду, который Л.Н. Гумилёв в своих трудах не затрагивал, а именно – к истории России второй пол. XIX – XX вв. (фаза надлома), а так же к некоторым актуальным вопросам современности  (глобализация, упадок Запада, русский вопрос, конфликт на Украине и др.)
        В книге сделан упор на выявление закономерностей исторического процесса. Это очень важно, ибо мало знать историю – ее надо понимать…
        Теория этногенеза Льва Гумилёва занимает особое место среди историософских (объясняющих историю) концепций. Своим появлением в начале 70-х гг. XX века, она произвела настоящий переворот в исторической науке. Да и не только исторической… Своей концепцией Гумилёв опроверг все традиционные представления о методологии истории,  поставив во главу угла не привычные и нерушимые экономику-общество-политику, а природное (биосоциальное) явление – этнос.
        Вместо линейного и однонаправленного принципа исторического развития, в рамках которого развивалась марксистская и либеральная историография, Гумилёв предложил принцип прерывности этнической истории, согласно которого народы рождаются, достигают пассионарного максимума, а затем – стареют и умирают, освобождая место для новых народов, иногда родственных ушедшим, иногда нет.
        Теория Гумилёва положила начало новой науке – этнологии, которая охватывает не только историю, но и географию, биологию, психологию, философию и другие науки. Это отвечает потребностям времени, поскольку строгое разделение наук на естественные и гуманитарные уже устарело.               
        Лев Николаевич Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей концепции с такой же легкостью, как человек, знающий алгебру, решает арифметические задачи».
        Можно сказать, что в отличие от подавляющего большинства историков, которые со времен Геродота ходили в основном по поверхности истории, Лев Гумилёв пошел вглубь. И далеко вглубь. Все занимались исторической арифметикой, он занялся исторической алгеброй. И занялся весьма успешно, поставив тем самым в неудобное положение многих своих коллег. В этом – причина критичного отношения к Гумилёву со стороны значительного числа профессиональных историков – узких специалистов.
        Вторая причина неприятия Гумилёва, как в советское, так и в послесоветское время, – идеологическая. Дело в том, что пассионарная теория этногенеза категорически не укладывается ни в марксистские, ни в либеральные мировоззренческие рамки. Она – антимарксистская и антилиберальная по своей идеологии; то есть – антиглобалистская. Именно поэтому концепция Гумилёва до сих пор не получила серьезного научного продолжения в академической среде, традиционно конформистской. Эта удивительная теория еще ждет всестороннего осмысления и дальнейшего развития…            
         За последние десятилетия мир очень изменился. На наших глазах происходит невиданный исторический перелом, мы входим в качественно новую и очень неспокойную эпоху. Поэтому сегодня нужны новые методы в изучении, как истории, так и современности. Теория этногенеза, которая выстроена не на зыбком основании социально-экономических следствий, а на твердом фундаменте природных причин, отвечает вызовам времени. Она позволяет: 1) абсолютно по-новому оценить ход Отечественной и мировой истории (особенно в  XX в.), 2) выяснить «состояние здоровья» российского суперэтноса (российской цивилизации) на современном этапе, 3) определить место российского суперэтноса среди других суперэтносов современного мира, 4) составить вероятный прогноз на будущее России и ее ближайших союзников.
         Концепция Гумилёва ценна своей универсальностью. Это значит, что она убедительно объясняет не только историю и межнациональные отношения, но и политику, и экономику, и культуру, и психологию, и даже нравственность (в их динамике), то есть, практически, – все стороны нашей жизни. От уровня отдельной личности до уровня целых цивилизаций. Да-да! Не больше, не меньше… И убедиться в этом вы сможете, прочитав эту книгу.
         Для того чтобы понять и оценить научную концепцию очень важно увидеть и оценить личность автора. Поэтому работа предваряется краткой биографией Льва Николаевича Гумилева.

Содержание.

 Предисловие…………………………………………………………..3
 Краткая биография……………………………………………………5
 Введение………………………………………………………………..14
 Этнос, его свойства и особенности
 Стереотип поведения………………………………………………27
 Этническая структура: субэтнос, этнос, суперэтнос……………37  
 Комплиментарность……………………………………………….45 
 Системный подход…………………………………………………53
 Пассионарность………………………………………………………..59
 Гармоничные люди……………………………………………………64  
 Субпассионарии……………………………………………………….64
 Возрасты этноса……………………………………………………….68
 Фаза подъёма (расширение)………………………………………….72
 Акматическая фаза (перегрев)………………………………………..82
 Фаза надлома (болезнь этноса)……………………………………….92
 Фаза инерции (золотая осень)………………………………………..140
 Фаза обскурации (сумерки этноса)…………………………………..145
 После конца. Мемориальная фаза……………………………………157
 Вместо заключения. Оценка теории ……………………………..159
               
 «Уроки Льва Гумилева». Или зачем нам нужна теория этногенеза     
       Развенчание мифов…………………………………………………166
       Глобализация и этногенез….………………………………………170
       Мировой кризис и этногенез………………………………………174
       О мере влияния людей на историю……………………………….176
       О советской национальной политике и понятии национализм…179
       Почему распался СССР? Этнический аспект…………………….190
       Об Украине………………………………………………………….199       
       О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории…………..208
       Почему мы никак не построим «правильный» капитализм?……212
       Социализм и этногенез………………………..……………………225
       Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный………..231
       О современном моменте. Россия сосредотачивается…………….236
       Список литературы………………………………………………….238
 Приложение  справочное.  Словарь терминов……………………….240
 Приложение А.  Кривая этногенеза……………………………………242
 Приложение Б.  Оси зон пассионарных толчков……………………..243



Опубликовано: 12 июля 2015

Рубрика: Книги, Человек в современном мире

Ваш отзыв