Русский Бастион» Статьи » Явление Ломоносова российскому народу и миру
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Явление Ломоносова российскому народу и миру

lomonosovЛомоносов не только сам стал университетской персоной нового российского времени – просвещенческого, исследовательского, научно – творческого, литературного, не только первым плодотворно заговорил на обновленном, им же реформированном, великоросском языке, не только сам стал первым послепетровским историческим летописцем, вытащившим  из небытия историческое предшествование Руси – России, но и выступил, о том совсем не думая, фактическим интеллектуально – мировоззренческим отцом новой русской – великоросской – нации, даровавшим ей в лице нарождавшейся умственной элиты новое национальное самосознание.

Ю.М. Осипов

 

I. Мыслители ХVIIIIХ, ХХ,ХХI вв.  о Ломоносове.

        В год 300 – летнего юбилея со дня рождения чудо-интеллектуала ЛОМОНОСОВА, в наше время апокалиптического кризиса, обращение к интеллектуально-мировоззренческому отцу новой русской – великоросской нации, свершившего интеллектуальную революцию, архиважно. Вооружаясь ломоносовским мировоззрением, его русской софийной философией, мы имеем шанс целостно  осмыслить целое: Русь – Россию, русскую науку, мир.

Феномен Ломоносова как интеллектуально – мировоззренческого отца великороссов открыт лишь в XXI в. президентом Академии философии хозяйства  Ю.М. Осиповым. Как позиционировался Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII, XIX, XX, XXI вв., какие грани ломоносовского гения открывались в веках? Так, в XVIII в. Н-Г. Леклерк в 1766 г. писал, что «нет больше человека, имя которого составит эпоху в анналах человеческого разума, обширного и ясного гения,… осветившего многие факты одновременно».

В XIX в. А.С. Пушкин писал о Ломоносове следующие слова: « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшую страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и  во всё проник».

Уже в XX в. по словам С.И. Вавилова интеллектуально – мировоззренческий отец российского народа предстаёт как « великий русский энциклопедист». Вавилов пишет, что Ломоносов «был в действительности очень целой и монолитной натурой … часто встречающееся сопоставление Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гёте правильно и оправдывается не механическим многообразием культурной работы Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно – исторических и  научных интересов и задатков»[1,23].

В 2011 г. Ю.М. Осипов позиционирует Ломоносова как великого русского мыслителя «вся Россия» и «весь в Россию», учёного – энциклопедиста, соглашаясь с Вавиловым; философа, исследователя, просветителя, созидателя; естественника и гуманитария; физика, химика, географа; теоретика экспериментатора; лингвиста, историка, социолога, экономиста, философа хозяйства; проектанта, модернизатора, осмыслителя России  и её будущего [2, 313].

Новыми гранями заиграл Ломоносов «наш первый университет». В целом мыслители XVIII – XXI вв. представляют Ломоносова как явление российскому народу и миру.

Ю.М. Осипов подчёркивает: «Ломоносов оказался со всем своим богатейшим личностным ресурсом в очень нужное время  и в очень нужном месте, как раз тогда и там, где зарождалось новое российское сознание и активно обновлялась под него российская ноосфера (и пневматосфера – добавлено автором – Т.Ю.). То ли Ломоносову тут очень повезло, то ли сам Ломоносов нечаянно попался в обстоятельные сети, но переломной России явно сильно подфартило по причине такого вот реально – трансцендентного  схождения – сочетания Ломоносова с Россией, а России – с Ломоносовым!» [3, 6]. Без метафизики Российской империи тут не обойтись. Ломоносов — не только вершина русской культуры и науки XVIII в. – века российского Просвещения. Он явился российскому народу со своей миссией  его просвещения.

 

II. Оригинальное мировоззрение М.В. Ломоносова : русская софийная философия

 

         Это не лейбницианство  и не вольфианство …. Можно согласиться с В.А.Кувакиным, что Ломоносов – «мыслитель, для которого философия, естественные науки, история, литература и поэзия сочленялись и проникали друг в друга легко и естественно, не теряя при этом своей специфики и отрефлексированности относительно своего предмета и области применения … русский мыслитель был носителем яркого и четкого структурированного мировоззрения. Реконструкция этого мировоззрения позволяет нам выделить  определенные онтологические, гносеологические, этические, философско-исторические  его компоненты и получить тем самым собственно философское содержание воззрений Ломоносова» [4, 19]. Ломоносов лишь условно может быть позиционирован «систематическим философом». Самое главное в ломоносовском мировоззрении – русская софийная философия.

    Русский крест Ломоносова: самодержавие и домостроительство в контексте русской софийной философии. Русский имперский ученый — энциклопедист, великий мыслитель « вся Россия» и «весь в Россию», дитя и отец русского Просвещения, Михаил Васильевич Ломоносов любую науку предварял философским софийным началом. По Ломоносову, есть философия физики, философия химии, философия геологии, социальная философия, философия истории, философия хозяйства [5, 4]. Ведь прежде всего Ломоносов связывал науку  (поиск Истины и истины) со всеми сферами человеческой деятельности, не растворяя её в чем-то ином, не подменяя ею вненаучные сферы жизнедеятельности человека, не утверждая приоритета науки. Он считал Творцом мира Бога, был убежден в том, что чем далее науки идут вперед, тем они все больше открывают Божие величие в творении. В познании  величия  творения Божия Ломоносову помогала появившаяся в русский век Просвещения русская софийная философия …

   Предвосхищая воззрения многих учёных наших дней, Ломоносов отмечал: « Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собой» [5,335]. Ломоносов излагал суть русской софийной философии следующим образом: «Создатель дал роду  человеческому две книги: в одной показал своё Величество, в другой свою Волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных  в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания  пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии» [5,336]. Ломоносов иронизировал: « … Легко быть философами, выучась наизусть три слова: «Бог так сотворил» — и  сие дая в ответ вместо всех причин» [5,394]. Вот ещё пример русской софийной философии Ломоносова. Он писал: «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-Творца. И в том,  и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя» [5, 32].

   Ломоносов одновременно защищает русскую науку и православную веру. Для него наука и религии (православие) – две разные и одинаково законные области человеческой деятельности. Они могут пересекать друг друга, но не могут противоречить друг другу.

         Ломоносов сокрушался: « Если Россия не будет идти собственным путём, то не выберемся из насмешек иностранцев». О русской софийной философии Ломоносова говорят и строки в переложении 26-го псалма:

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю .
Ко свету  Твоего лица
Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный…
Настави, Господи, на путь
Святым Твоим Законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.
Меня в сей жизни  не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывает
От клеветаний ложных [6, 131].

 

         Русская софийная философия Ломоносова со своей трансцендентностью, сакральностью, метафизикой Российской империи открыла «русский крест»:

Самодержавие и Домостроительство [7, 139]. Миссия России нести этот крест.

Наследик Петра I, Северный Леонардо да Винчи – Ломоносов совершил революцию в русском Просвещении ,одушевив, одухотворив русскую науку (и физику, и химию, и минералогию, и историю, и геологию, и экономику -  «домохозяйство») русской софийной философией посредством великоросского языка. Благодаря  исторической поступи великоросса Ломоносова свет Христов (Софийный) просвещает интеллектуальную, учёную, умную Россию с ломоносовской эпохи Просвещения и до наших дней. История Руси – России открывается не столько благодаря историографии, а сколько – историософии.

 

  1. IV.  Ломоносовская модернизация России- Российской империи — воистину инновационный проект

   Ломоносов «зрил – сквозь целые столетья». Его «государственный ум большой широты» делал Ломоносова государственным деятелем, организатором русской науки и образования.

         Проект Ломоносова: Российская империя как интеллектуальное, культурное пространство. Частью имперского проекта Ломоносова в области наращивания человеческого капитала, являющегося одновременно духовно-нравственным капиталом в отечественной традиции, выступает его проект учреждения Императорского Московского университета. В письме И. И. Шувалову (июнь–июль 1754 г.) М. В. Ломоносов писал: «…ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще. 1) Главное мое основание…, чтобы план Университета служил во все будущие роды… 2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах

В Юридическом три…

В Медицинском 3 же…

В Философском шесть…

3) при Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян».[9,173].

25 ноября 1747 г. Ломоносов написал свою знаменитую оду «Царей и царств земных отрада», в которой прославил науку и мирное процветание Российской империи.

Вполне справедливо в качестве интеллектуальных проектов Ломоносова перечислить следующие: проект исследования земных недр, т. е. проект Геология;[М.В. Ломоносов прописывал названия наук с больших букв] проект Механика; проект Химия; проект География; проект Метеорология; проект Демография; проект История и др. В целом это – проект «Русская наука». Во всем многообразии, глубине и широте русская наука предстает в качестве составляющей русской и одновременно и мировой культуры. Ломоносов подчеркивал национальные традиции русской науки, не оторванные от истинной мировой науки, открывал самостоятельный путь развития русской национальной культуры, вовлеченной, открытой для мировой культуры, определял ее институциональные основы (прежде всего, в виде неформальных правил: традиций, привычек, обычаев, а также организаций).

Первый русский академик М.В. Ломоносов создает одушевленный образ Родины-Матери в «Слове о пользе химии». Для него Русское царство – Российская империя – одушевленное, одухотворенное, культурное, интеллектуальное пространство. Ломоносов обосновал и показал в реальной действительности, что Россия способна создавать интеллектуальный продукт, наращивать Отечественное интеллектуальное одухотворенное богатство, включающее человеческий капитал (в современном смысле этого понятия по Г. Бэккеру), одновременно являющийся и духовно-нравственным, поскольку истинная отечественная наука имеет православные корни и дух.

«Благополучие, слава и цветущее состояние» Российской империи. В 1752 г. благодаря «господину советнику М.В. Ломоносову» была снята копия с оставшейся не арестованной рукописи И.Т. Посошкова под названием «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Значение этого подвига ученого со временем только увеличивается. Как известно, в настоящее время широкому кругу наших современников в России и зарубежом, что первый русский экономист, по сути являющийся и первым экономистом в мире, Иван Тихонович Посошков сумел создать в первой четверти XVIII в. полное учение о богатстве, как вещественном, так и невещественном.

Ломоносов, готовясь к написанию большого социально-экономического трактата, который должен был состоять из восьми глав, опирался на учение И. Т. Посошкова о невещественном богатстве – «правде» и домостроительстве («домостройстве»). Анализ плана данного трактата М.В. Ломоносова и написанной им только первой и единственной его главы «О размножении и сохранении российского народа» позволяет найти общее и специфическое в социально-хозяйственных и институционально-экономических воззрениях И.Т. Посошкова и М. В. Ломоносова. Ломоносов в сохранении и размножении российского народа видел не только национальный мегапроект «Демография» (как в современных условиях). В росте населения российской империи Ломоносов видел главное богатство Дома-Хозяйства. Он представляет собой народ «Москвы-Третьего Рима», он может воспроизводить человеческий, а так же духовно-нравственный капитал. «Исправление неисправ» как у Посошкова, так и у Ломоносова касалось прежде всего духовной сферы, а также тех сфер человеческой жизнедеятельности, тех институтов, где создается невещественное богатство – «правда»: это духовенство, воинство, судейство. Так, М.В. Ломоносов в «примечаниях» (об обязанностях духовенства) писал: «Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исполнять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния возвысится, затем что, когда добрые нравы в народе через учение и вкоренения страха усилятся, меньше будет преступлений, меньше челобитья, меньше ябедников, меньше затруднений в судах и меньше законов. Хорошо давать законы, ежели их исполнять кому»[10,402]. И Посошков, и Ломоносов рост материального, вещественного благосостояния народа связывали с ростом невещественного богатства – «правды», как истины во благе, истины в деле, истины в образе; справедливости, а также праведных законах, они понимали и царскую правду. Неистинное служение духовенства (как производителей невещественного богатства — правды) русской православной церкви, станет одной из главных причин свержения монархии самодержавия в Российской империи в феврале 1917 г.[11].

В «Трудах по географии» (1763-1765 гг.) Ломоносов определяет цель имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи, ее государственной политики. Это «благополучие, слава и цветущее состояние» страны. Одновременно он показывает пути достижения цели: «Первое – от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе – от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира, третье – от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество». [10,422]. Ломоносов утверждал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».[10,498]. В работе «Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов заключал, что «металлургия –…предводительница к сему внутреннему богатству», «в северных недрах пространно и богато царствует натура».[10,261].

Магистральным путем к социально-экономическому процветанию Российской империи Ломоносов считал обеспечение независимости, самостоятельности России. Основой этому является всестороннее развитие производительных сил в эпоху развития всероссийского рынка, промышленных революций в мире, экспансии западноевропейского торгового капитала. Имперский проект Ломоносова включал и прогрессивное, эффективное развитие сельского хозяйства с использованием достижений аграрных наук, в частности, отраженных в «Лифляндской экономии». Свой аграрный проект М.В. Ломоносов назвал «Мнение о учреждении государственной коллегии земского домостроительства (курсив – Т.Ю.)» (1763 г.).[12,412]. Государственный институт земского домостроительства должен заботиться, по мнению автора проекта, не только о земледелии, но и о лесах, дорогах, каналах, деревенских ремеслах, экспортных ресурсах страны, что сегодня называется «пространственной экономикой» (ранее – размещение производительных сил). Ломоносовым был открыт новый уровень, аспект домостроительства, а именно «земского домостроительства».

Процветание империи обеспечивают и торговля, внутренняя и внешняя, и развитие купечества. Ломоносов выступал за активный торговый баланс страны, за проведение протекционистской политики. По мнению Ломоносова, государство должно поощрять экспорт избытка продуктов отечественного производства над внутренними потребностями страны. Ломоносов не поощряет всякий экспорт, он четко дает институционально-экономическое обоснование своего проекта развития внешней торговли. Оно заключается в том, чтобы не ущемлять интересы нашего Отечества, не ослаблять экономическую независимость, ликвидировать отсталость, а также в неприятии всех «правил игры», которые выработал западноевропейский торговый капитал.

Ломоносов в рамках большого имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи выдвинул научно-обосновательный проект Северного морского пути, теоретически обосновал проходимость Северного Ледовитого океана. Свои идеи о торговом мореплавании из Архангельска в Индию он обосновал в «Письме о северном ходе в Ост-Индию Сибирским океаном» (1755 г.), а также в «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763 г.). Гениальность данного проекта Ломоносова подтвердилась уже в XX в., когда его идеи эксплуатации Северного морского пути осуществились в СССР. М.В. Ломоносов стоит у истоков развиваемой в XXI в. «пространственной экономики» и «географической экономики».

         Таким образом, Ломоносов выдвигает свой имперский проект социально экономического процветания Российской империи на основе разрабатываемой им модели культурного, интеллектуального, хозяйственного развития Земли Русской, наделенной несметными природными сокровищами и человеческими талантами – модели домостроительства и самодержавия. М.В. Ломоносов последовательно придерживался теории божественного непререкаемого происхождения монархической власти и домостроительства. Его проект является не проектом интереса, а проектом реальности. Энциклопедичность взглядов Ломоносова позволяет быть им конкурентоспособными и востребованными в XXI в., во-первых, при реализации национальных проектов (в частности национального мегапроекта демография), во-вторых, в определении, в вековом поиске национальной модели хозяйственной системы России, в-третьих, в развитии философии хозяйства как мегазнания, русской софийной философии, в «исправлении неисправ».

        

Юдина Тамара Николаевна,

доктор экономических наук, доцент МГУ им М.В.Ломоносова

 

© Публикуется с любезного разрешения автора

 

Литература

  1. 1. Вавилов С.И. Ломоносов и русская история // Ломоносов М.В. Соч. Т. V. М.,1961.
  2. 2. Осипов Ю.М. Историческая поступь великоросса – М.В. Ломоносов // Философия хозяйства. 2011. № 4.
  3. 3. Осипов Ю.М. Историческая поступь великоросса – М.В. Ломоносов. М., 2011.
  4. 4. Кувакин В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.
  5. 5. Юдина Т.Н. Ломоносовская модернизация Российской империи// Вестник Московского университета. Сер.21. Управление. 2011. № 3.
  6. 6. Ломоносов М.В. Избр. произведения.:В 2 т. Т. 1.М. , 1986.
  7. 7. Ломоносов М.В. Сочинения. М-Л, 1961.
  8. 8. Юдина Т.Н. Домостроительство как экономическая система. М., 2010.
  9. 9. Ломоносов М.В. Избранная проза. М., 1980.
  10. 10. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 6. М-Л., 1952.
  11. 11. Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в.-конец 1917 г. ). М.,2007.
  12. 12. История русской экономической мысли / Под. ред. А.И. Пашкова. Т. I. Ч.I. М., 1955.

 



Опубликовано: 7 марта 2016

Рубрика: Главная, Россия и Мир

Ваш отзыв