28. Деконструкция мировой финансово-экономической архитектуры. Часть 3.4 Санкции Запада против России
Продолжение цикла публикаций о деконструкции (анализ, синтез и разрушение стереотипа) мировой финансово-экономической архитектуры, посвященное санкциям Запада против России (весна-лето 2014 года).
Ключевые слова. Мировая финансово-экономическая архитектура, санкции, сетевые войны, Центр-Периферия, Запад
Весной 2014 года, когда появился повод – кризис на Украине – Запад окончательно сбросил всякие маски, объявив России откровенную войну. Войну – по всем направлениям – войну геополитическую, экономическую, финансовую, информационную, идеологическую, мировоззренческую…
Среди заявлений «ведущих развитых стран мира» можно прочитать следующее:
– Страны «финансовой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) договорились о новых санкциях против Москвы.
«Мы, лидеры Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, президент Европейского совета и президент Европейской комиссии, выражаем глубокую озабоченность в связи с продолжающейся активностью сепаратистов, поддержкой их со стороны России, и выражаем готовность принимать дальнейшие меры по обеспечению мирной и стабильной среды для президентских выборов 25 мая», – говорится в заявлении, принятом лидерами «большой семерки».
– Президент США Барак Обама: «Если Россия продолжит нарушать международные договоренности, ее ждет политическая и экономическая изоляция».
– Вице-президент США Джо Байден: «Политическая и экономическая изоляция России будет возрастать по мере того, как она будет идти по темному пути».
Если раньше можно было предположить, что в отношении России будут применяться несколько вариантов санкций: тактика прямого штурма, тактика удара в спину или тактика удушения (блокады). То, сейчас можно с полной уверенностью говорить, что выбрана тактика постепенного удушения – обескровливания России.
Всего было подготовлено три уровня санкций: первый – символический, второй – направленный против отдельных лиц и компаний, и третий – затрагивающий целые секторы экономики.
До недавнего времени США полагались на многовековые методы международной политики – введение войск, применение ракет, введение широких санкций типа торгового эмбарго. Действовали прямо и жестко, ни на кого не оглядываясь. В условиях нового мирового порядка, новой мировой финансово-экономической архитектуры, высокоточных финансовых санкций – Вашингтон (министерство финансов) использует глобализацию и финансовое господство в качестве действенных инструментов.
Зачем все это делается? – вопрос фундаментальный. От его понимания зависит будущее России. Этот вопрос относится к области геополитики и геоэкономики, противостояния Континентов (войны Суши и Моря), области выгод (Cui bono? – «кому это выгодно?»), а главное в него входит – выстраивание и переформатирование мировой экономики и международных финансов в единую систему под руководством Запада – прежде всего США.
Если рассматривать то, что происходит в глобальном контексте, то Россия, наша цивилизация, вступает в новый период противостояния с Западом. Исторически мы всегда были противниками. Геополитика опять перестает быть переменной наукой, все больше переходя в практическую плоскость.
Текущая цель Запада – посеять хаос в Евразии, России, среди наших народов. Об этом еще Збигнев Бжезинский писал в своей работе «Великая шахматная доска». Древнеримский принцип «разделяй и властвуй» – вот настоящее кредо наших «партнеров и друзей». И им это удается все лучше и лучше. «Оранжевые» технологии эволюционируют, становятся изощреннее, умнее, эффективнее.
Геостратегический взгляд на проблему санкций
Попытаемся выделить некоторые цели санкций в глобальном масштабе, исходя из того, что основной центр выработки и принятия стратегических решений находится в Соединенных Штатах [5]:
– придать импульс переформатированию и укреплению мировой финансово-экономической архитектуре под руководством Запада (в первую очередь США). Усиление высокотехнологичной кооперации в рамках единого Центра (США-ЕС). Усиление единого западного военного механизма в лице НАТО;
– обеспечить превосходство национального (транснационального) бизнеса (ТНК, ТНБ) перед конкурентами из ЕС, КНР, России… В основу закладывается стратегия работы «Центр (ядро МФЭА) – Периферия»;
– выкристаллизовать условия для управляемости интеграционными процессами в Европе (ослабление объединения Европы вокруг Германии), постсоветском пространстве. Одновременно помешать интеграционным процессам остального формирующегося многополярного мира – главным образом азиатского региона (под руководством КНР);
– сформировать внешние условия изоляции для России с целью обескровливания РФ в плане технологий, финансов, ресурсов и т.д. Сформировать негативный образ России для снижения инвестиционной привлекательности и переориентации мировых финансовых потоков в сторону Ядра/Центра – национального финансового рынка.
Если сформулировать кратко, то получается, что целью происходящего на текущий момент в мире выступает:
– создание условий для финансово-экономического (экономический либерализм), геополитического (цивилизация Моря), технологического (высокие технологии в руках Запада), идеологического (либерализм и западнизм) доминирования Цивилизации Единого Запада под руководством США, как центра выработки определяющих решений, в том числе для прогнозируемого продолжительного противостояния с Китаем и остальным формирующимся многополярным миром.
– такое развитие событий подталкивается снижением темпов экономического роста в США и ЕС, а также происходит в условиях потери эффективности от «бесконечной ничем не обеспеченной эмиссии денег» ФРС США и проистекающей из нее системы центробанков ведущих стран Запада.
Россия в контексте санкций
Если посмотреть на геоэкономическую и геофинансовую картину мира, то не только наше уничтожение выступает целью. Нашу экономику хотят обескровить, вымотать, изолировать, лишить доступа к высоким технологиям и высокотехнологичной продукции, лишить возможности создавать свою конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.
А еще – использовать в качестве буфера нестабильности для получения выгод в прогнозируемой и вероятно очень продолжительной финансово-экономической и политической американо-китайской «войне» (противостоянии).
Но не только в борьбе с Востоком могут быть использованы санкции. Европейский союз – один из ведущих российских торговых партнеров (торговый оборот составляет порядка 400-450 млрд долларов) – также может быть подвергнут и уже подвергается сильному разрушительному влиянию. Его дезорганизация и нарушение интеграционных процессов, централизации вокруг ядра – Германии, – также, скорее всего, выступает одной из целей такого противостояния континентов.
Как было показано в предыдущей статье, посвященной сетевым войнам [1], наш геополитический конкурент – США – использует совершенно новые подходы к ведению войн – экономических, интеллектуальных и прочих. Исходя из этого, можно сделать вывод, что и цели наблюдаемых сегодня санкций далеко не так однозначны, как это может показаться даже при их детальном изучении.
Кроме того, немаловажен аспект работы с информацией. Информационная война против нас ведется по всем фронтам. И как бы этого не хотелось признавать, но мы ее проигрываем. Если посмотреть на то, что творится в головах у жителей Украины, на то, как они понимают то, что происходит, – становится просто жутко. Комментарии здесь излишни. Это дело рук западной пропаганды.
Дипломатические каналы, Russia Today, ряд каналов общероссийского телевидения и «горстка» сайтов-энтузиастов духа в Интернете – все это капля в море по сравнению с могучим спрутом западной информационно-пропагандистской машины. У одного только журнала The Economist еженедельный тираж составляет 1,5 млн экземпляров. А такие каналы как BBC, CNN, CNBC, Bloomberg и мн. др. – считаются на Западе оплотами правоты и справедливости, но таковыми не являются. Точнее они являются такими для носителей западного мышления, думающих и мыслящих в рамках дискурса западной цивилизации. Для них – для Запада – является нормой то, что сегодня творится вокруг других «недемократических» – даже не стран, а целых цивилизаций. «Демократическая монополия» на информационное пространство делает свое дело. Образ России в глазах «партнеров» – все четче представляется образом врага, таким как Ливия, Сирия, Иран. Все неугодные Западу сразу же объявляются врагами.
В условиях информационного доминирования, упор делается на ожиданиях введения санкций. Психологическая травля – выступает лучшим оружием.
Так создается негативный информационный фон вокруг абсолютно всего, что связано с Россией, формируется отрицательный инвестиционный климат, подрывается международный имидж. Отпугиваются партнеры по бизнесу и потенциальные инвесторы.
Построенные на финансовой психологии (behavior finance) рынки играют против России. Например, за счет одних только высказываний ключевых американских государственных фигур (например, госсекретаря США Джона Керри), насчет потенциального введения полномасштабных экономических санкций в отношении России, ЦБ России для стабилизации, вызванного паникой, падения рубля был вынужден тратить миллиарды долларов (см. таблицу 1) [2].
Таблица 1. Объемы валютных интервенций Банка России для стабилизации колебаний курса рубля, млн долларов. Представлены только крупные операции.
дата расчетов |
Фактический объем операций Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке млн долларов |
В том числе объем интервенций, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля млн долларов |
28.01.2014 |
-1 138 |
-1 138 |
30.01.2014 |
-1 658 |
-1 658 |
31.01.2014 |
-1 822 |
-1 822 |
03.03.2014 |
-1 103 |
-1 200 |
04.03.2014 |
-11 272 |
-11 369 |
13.03.2014 |
-2 657 |
-2 657 |
14.03.2014 |
-1 678 |
-1 678 |
17.03.2014 |
-4 407 |
-4 407 |
итого (только крупные операции) |
-25 739 |
-25 929 |
всего (с 1.01.2014 по 1.07.2014) |
-44 482 |
-47 216 |
Что значат санкции для нас, и что мы можем противопоставить Западу? Такое давление на Россию требует от нас симметричного ответа.
Все что происходит – глобальный геополитический вызов России – новый, очередной шанс сделать нашу страну сильнее. Но складывается такое чувство, что если сейчас еще можно найти силы и объединиться (экономически, геополитически, мировоззренчески, цивилизационно), то дальше такие шансы будут сводиться к нулю. С сожалением приходится констатировать, что для объединения России просто необходимы внешние вызовы.
Исходя из этого все возможные санкции Запада против России, несмотря на то, что они могут значительно ухудшить ситуацию в отечественной экономике, нужно рассматривать как несомненное благо. Во-первых, это вызов, который вскроет все наши болевые точки. В России так всегда – «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А во-вторых, это стимул сделать действительно что-то полезное для нашей экономики.
Арест счетов и активов высокопоставленных государственных должностных лиц в данном случае не в счет. Это только самая малость – на что решились наши «партнеры». Санкции Запада построены по принципу постепенного усиления. Они как бы «прощупывают» Россию, проверяют нас на прочность.
Исторически у нас складывается все так, что пока не произойдет что-то серьезное, мы не будем ничего делать. Даже Олимпиада в Сочи. Как бы ее не критиковали, сколько бы не говорили, что она обошлась нам баснословных денег, тем не менее, благодаря ей, в Сочи теперь есть первоклассная городская, спортивная и курортная инфраструктура, которая останется на долгое время (к слову, если вся Олимпиада стоила нам порядка 50 млрд долларов, то, только за один день – 4 марта 2014 года – российский центробанк потратил на валютные интервенции 11,3 млрд долларов – см. таблицу 1). Олимпиада стала «вызовом», с которым мы успешно справились.
Вторая мировая война – была вызовом, который сплотил наш народ. И так далее. Каждый раз все повторяется.
Сейчас на пороге новый вызов – новое противостояние России и Запада. Ощущение геополитической картины складывается такое, что трения, противоречия, столкновения будут только усиливаться. Просто Россия и Президент В.Путин стали сильнее. Мы стали чаще и жестче показывать зубы, и Западу это все больше не нравится.
«Мы рассматриваем целую серию экономических и дипломатических шагов, которые позволят изолировать Россию и негативно скажутся на ее экономике и положении в мире», – заявил президент США Барак Обама. Изолировать – ключевое слово. Сделать сырьевым придатком, расчленить на множество «независимых» демократических, но гордых стран. Конечно, кому интересен сильный конкурент?
Как развивались события в начале санкционного процесса (март-апрель 2014 года)
Приведем ряд действий США на начальном этапе развития недружественных по отношению к России событий.
3 марта 2014 года. Торговый представитель США М.Фроман заявил о приостановке его ведомством переговоров с Россией по торговле и инвестициям.
– Отменена четырехсторонняя экспертная встреча (США-Казахстан-Россия-ЕС) по тематике присоединения Казахстана к ВТО.
– США отменили визит делегации Россельхознадзора в Вашингтон для проведения переговоров – без объяснения причин.
4 марта. Представитель Пентагона Дж.Кирби сообщил, что его ведомство временно прекращает все совместные с РФ учения, переговоры, визиты и конференции.
– США отменили визит президентской делегации на Паралимпийские игры в Сочи (в качестве причины была указана «российская интервенция на территорию Украины»).
5 марта. Госдепартамент проинформировал Посольство России в США о замораживании контактов по линии Президентской комиссии, включая отмену заседания рабочих групп по энергетике, инновациям, борьбе с терроризмом, культурным, образовательным, молодежным и спортивным обменам.
6 марта. Указом президента США Б.Обамы введены запрет на визы и замораживание активов и собственности в США для россиян, которые «предприняли действия, угрожающие суверенитету и территориальной целостности Украины».
10 марта. Госсекретарь США Дж.Керри отменил свой визит в Россию.
12 марта. Под давлением США ОЭСР приостановила вступление России в организацию.
13 марта. США сообщили о «тестовой» продаже 5 млн тонн нефти из своих стратегических запасов, что понизило цену фьючерсов на 2 доллара за баррель.
15 марта. США внесли на рассмотрение в СБ ООН резолюцию по Украине, осуждающую позицию России.
17 марта. Американцы ввели визовые и экономические санкции в отношении ряда российских чиновников и бизнесменов в связи с решением о присоединении Крыма к России.
18 марта. Глава Пентагона Ч.Хейгл заявил о планах ведомства отказаться от закупок у России ракетных двигателей РД-180 для ракет-носителей «Атлас».
20 марта. Министерством финансов США приостановлены двусторонние переговоры по соглашению об обмене налоговой информацией.
21 марта. Платежные системы «Visa» и «MasterCard» прекратили обслуживать – банк «Россия», «Собинбанк», «СМП банк» и «Инвесткапиталбанк».
24 марта. Объявлено, что лидеры стран «семерки» проведут встречу в июне в Брюсселе вместо саммита «восьмерки» в Сочи.
27 марта. Американская делегация инициировала рассмотрение Генассамблеей ООН резолюции по Украине, осуждающей действия России в отношении Крыма.
1 апреля. Банк JPMorgan Chase заблокировал денежный перевод посольства России в Астане (средства предназначались страховой компании «Согаз»).
3 апреля. Министерство энергетики США известило «Росатом» о приостановке ряда проектов сотрудничества в области мирного атома.
– К санкциям против России в связи с украинским конфликтом присоединилось НАСА, прервав большинство контактов с Роскосмосом (ограничения не будут касаться совместной эксплуатации МКС).
– Официальный представитель Минобороны США С.Уоррен заявил, что численность американской военной группировки кризисного реагирования, базирующейся в Европе, будет увеличена с 500 до 975 человек.
– Приостановлены переговоры по проекту договора об иммунитете культурных ценностей и консультации по ситуации вокруг «коллекции Шнеерсона».
– Отозвано приглашение МЧС России к участию в многосторонних учениях «CAPSTONE 2014» (27 марта – 2 апреля) по линии Федерального агентства США по чрезвычайным ситуациям.
7 апреля. Министерство энергетики США закрыло российским ученым доступ в свои научные центры по изучению физики, а американским ученым запретило выезд в Россию.
8 апреля. США объявили о прекращении финансирования работ по повышению уровня защиты российских ядерных объектов [5].
Возможные санкции против России
В отношении России Запад применяет тактику блокады. К основным ее компонентам (с учетом применения в будущем) можно отнести следующие (санкции представлены с учетом усиливающейся степени влияния) [5]:
1. Критика на дипломатическом уровне вплоть до дискредитации России на международной арене; 2. Арест активов чиновников и бизнес элит в офшорных юрисдикциях; 3. Визовая блокада; 4. Снижение кредитного суверенного рейтинга России – опять же подконтрольной США «тройкой» международных рейтинговых агентств (Standard and Poor’s, Moody’s, Fitch – которые, кстати, определяют 90-95 процентов рынка рейтинговых услуг); 5. Исключение РФ из международных организаций, международная политическая изоляция (G8, G20, ПАСЕ, ОЭСР и прочее), плоть до лишения права вето в СБ ООН; 6. Давление через каналы СМИ, отчеты мозговых центров (think tanks), критику известных западных «мыслителей» (Н.Рубини, Дж.Сорос и др.); 7. Организация давления через НПО («пятая колонна»); 8. Исключение РФ из участия в Болонском процессе; 9. Свертывание совместных научных программ; 10. Исключение из участия в международном олимпийском движении; 11. Выставление торговых барьеров (ВТО, ЗСТ), вплоть до блокирования торговых отношений; 12. Применение в отношении России «цветных» сценариев и «оранжевых технологий»; 13. Давление посредством законопроекта FATCA; 14. Перекрытие транспортных коридоров; 15. Принуждение России к трате денег через валютные интервенции (ЦБ РФ). Усиление валютных интервенций российским центробанком (увеличение объемов) с целью поддержания рубля. Примечательно, но эту меру приводила одна из авторитетных американских газет, как инструмент, с помощью которого можно «наказать» Россию; 16. Манипуляции с рыночной стоимостью компаний (деградация российского фондового рынка, формирование отрицательного имиджа России и всего того, что связано с Россией); 17. Ужесточение требований (шантаж) для проведения IPO российскими компаниями на зарубежных площадках; 18. Заморозка финансовых активов российских компаний за рубежом; 19. Эмбарго на поставки газа и нефти из России в пределах трех месяцев (по нормативам Международного энергетического агентства). До введения санкций ЕС Иран был седьмым экспортером нефти в мире, Россия – вторым. Россия экспортирует около 7,2 мбд нефти (и еще около 1,2 мбд мазута) – в три с половиной раза больше, чем Иран в лучшие времена, – плюс является крупнейшим в мире экспортером газа. Основной потребитель – ЕС, 84 процента экспорта нефти и 76 процентов газа идет в Европу. Доля России в импорте газа ЕС – 32 процента, нефти – 34 процента. Зависимость Европы от российских поставок куда больше, чем от иранских (до санкций доля Ирана в европейском импорте нефти составляла 5,7 процента). То есть от российских поставок полностью отказаться не получится. К тому же РФ может сравнительно безболезненно переориентироваться на страны АТР; 20. Организация технических (якобы тестовых) сбоев на электронных площадках, в банковских системах; 21. Проведение коллективных спекулятивных атак (коллективная игра «в короткую») крупными западными хедж-фондами, транснациональными банками; 22. Возобновление аналогов поправки Джэксона-Вэника (изоляция России от доступа к высоким технологиям); 23. Кредитное удушение России транснациональными банками – сокращение рефинансирования российской банковской системы (с учетом наличия у РФ чрезмерно высокой российской корпоративной задолженности – порядка 650 млрд долларов). В случае реализации такого сценария произойдет скачкообразный рост цен на финансовые услуги, а далее по нарастающей цепочке. В конечном счете, в этом случае, и весьма скоро пострадает население РФ; 24. Применение кибератак в отношении системообразующих российских объектов; 25. Отключение российских банков от платежной системы SWIFT, что чревато обвалом российского и зарубежных финансовых рынков (тем самым западники спровоцируют очередную острую фазу глобального финансово-экономического кризиса); 26. Создание «конфликтной зоны» на границах РФ с участием русского населения, как России, так и Украины, что должно гарантировать максимальную вовлеченность Москвы в данный конфликт и снизить ее активность в других вопросах международной политики, в том числе на Ближнем Востоке (Сирия); 27. Рост напряженности в отношениях между Россией и Европой, чтобы еще крепче привязать ЕС к формату «атлантической солидарности»; 28. Остановки процесса сближения России с Китаем и формирования на этой базе глобального «центра силы»; 29. Срыв процессов «евразийской» интеграции на постсоветском пространстве; 30. Отвлечение значительной части российских ресурсов от решения проблем социально-экономической модернизации и развития, укрепления обороноспособности страны и т.д.
Кроме того Запад будет играть на взаимозависимости российской и украинской экономик. Общий объем обязательств перед РФ оценивается в 60 млрд долларов (35 процентов ВВП Украины), из них:
– риски российских банков на Украине, по оценкам Fitch, достигают 28 млрд долларов. Более половины общего объема рисков относятся к кредитам местным компаниям, 25 процентов – к российским и украинским бизнесменам, которые привлекали кредиты для приобретения активов на Украине. Эти кредиты подвержены как экономическим, так и политическим рискам, «включая рецессию, потенциальную угрозу правам собственности на заложенные активы и девальвацию гривны – около 60 процентов кредитов предоставлено в иностранной валюте», говорится в сообщении агентства;
– долг перед «Газпромом» за поставленный газ (на конец марта – 2 млрд долларов, после отмены с 1 апреля всех скидок и повышения цены российского газа на 80 процентов к концу июня он может достигнуть уже 5 млрд долларов);
– объем прямых иностранных инвестиций в экономике Украины оценивается (согласно анализу Евразийского банка развития всего массива крупных инвестпроектов) в объеме не менее 40 процентов всех накопленных чистых иностранных активов в экономике Украины, или в 28 млрд долларов;
– прямые вложение Минфина РФ в украинские еврооблигации составляют 3 млрд долларов.
Кто разрабатывает санкции
– Подразделение Минфина США – Управление финансовой разведки и изучения терроризма (Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) [3]. Здесь разрабатываются все вышеупомянутые черные списки.
«Попав в черный список министерства финансов, физическое лицо или корпорация больше не могут вести дела в долларах США, которые, по данным Банка международных расчетов, участвуют в 87 процентах мировых операций с иностранной валютой».
«В TFI работают юристы и финансовые аналитики, отточившие свои умения, действуя против стран-изгоев, вроде КНДР и Ирана, а также террористических организаций, вроде «Аль-Каиды», и наркобаронов Латинской Америки. Россия представляет собой совершенно новый тип задачи».
– Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) – подразделение TFI, составляющее и рассылающее черные списки. Данный отдел министерства замораживает активы целей на территориях под юрисдикцией США и накладывает многомиллионные штрафы на нарушителей, к которым могут относиться любые зарубежные и американские физические лица или организации, уличенные в том, что они ведут бизнес с кем-то из списка.
По словам директора OFAC Адама Шубина, рассылка черного списка во многом похожа на сервис оповещения Google: «У нас есть RSS-канал, на который подписаны все финансовые организации страны и сотни банков, не только в США, но и по всему миру. Мы делаем рассылку, и она мгновенно вступает в силу». Крупнейшие ведущие банки мира встроили черный список в систему своих фильтров.
«Стоит вам попасть в список OFAC, и ни один банк мира не будет иметь с вами дела, – говорит Джудит Ли, эксперт по экономическим санкциям вашингтонской фирмы Gibson, Dunn & Cruthcer. – Взаимосвязанность мировых процессинговых систем означает, что теперь появился новый дефицит – дефицит мест, где можно спрятаться».
В настоящее время в черном списке министерства финансов США насчитывается 5843 позиции. В среднем, с 2009 по 2013 год в него ежегодно попадали по 558 физических лиц и организаций. «Попадание в список требует одобрения множества ведомств и министерства юстиции. Однако быть вычеркнутым из него гораздо сложнее» [4].
Рисунок 1. Карта санкционной логики Запада (США)
Возможность симметричного ответа
Что можем противопоставить Западу мы?
Если подходить совсем жестко, то Москва способна сбросить долговые облигации западных стран (США и ЕС), отказаться расплачиваться по корпоративным долгам и выплачивать проценты по кредитам, конфисковать западные активы на своей территории, перевести ЗВР в азиатские валюты, переориентировать торгово-экономические потоки в АТР, сократить использование доллара в международных расчетах и т.д.
Вопрос в том, насколько Западу выгодно введение санкций, которые могут спровоцировать такие ответные шаги Москвы. Западное бизнес сообщество уже давно бьет тревогу, многократно обращается не только в госучреждения, но и напрямую к руководству государств (США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и др.). Теснота завязки экономик и бизнес процессов слишком большая, чтобы играть в подобные геополитические/геоэкономические войны. Тем не менее.
Еще один немаловажный факт. В случае введения более жестких санкций, это ударит по и без того хрупкой экономике ЕС (которая только-только стала выкарабкиваться из кризиса, выходя на положительные темпы роста). Но если Россия имеет свой исторический уникальный опыт по выживанию в сложных условиях, то стойкость к трудным временам у Европы и тем более у США ничтожно мала. Геополитических амбиций и произвола своих властей, способных привести к экономической деградации, даже, несмотря на мощную пропаганду и формирование общественного мнения, европейцы терпеть не будут. Улицы Европы заполнятся митингующими и протестующими, забастовками и «парадами» – как бы активно подмигивая Майдану.
Среди полезных и теперь уже своевременных мер для России можно назвать:
– обращение в реальные деньги отечественных ЗВР (в которых, кстати, 138 млрд долларов казначейских обязательств США – по состоянию на декабрь 2013 года);
– отход от модели «currency board» («валютный совет», когда эмиссия рубля происходит под обеспечение резервных валют, в первую очередь американского доллара).
Пока эти деньги не арестованы (если до этого вдруг дойдет), мы просто обязаны, во-первых, обезопасить их, а во-вторых, использовать для развития системообразующих секторов экономики, создания замкнутых производственных цепочек, создания и развития собственных финансовых институтов и принципов работы экономики (переводной рубль, клиринговые центры, собственная платежная система по аналогии SWIFT, собственный банк развития, а также Банк развития БРИКС и многое другое).
Анализ плана экономического развития России (план С.Ю.Глазьева)
План Советника Президента России С.Ю.Глазьева состоит из 15 пунктов, и преследует две цели: быстро отреагировать на санкции, а затем максимально снизить зависимость России от внешнего мира. Для этого следует провести дедолларизацию российской экономики.
Вот как выглядят ключевые пункты плана:
– государство готовится к замораживанию валютных счетов России: выводит все активы и счета в евро и в долларах из стран НАТО в нейтральные государства, и проводит опережающую продажу облигаций стран НАТО;
– центробанк быстро сокращает долларовые инструменты и избавляется от гособлигаций стран, которые заявили о поддержке санкций против России;
– госкорпорации и госбанки получают возможность заместить кредиты от западных банков рублевыми; для этого ЦБ выпускает целевую эмиссию, а деньги размещает Внешэкономбанк;
– снижается зависимость российского финансового сектора от иностранной инфраструктуры и зависимость экономики от долларовых расчетов: ограничивается валютная позиция коммерческих банков, что предотвращает спекуляции с рублем и бегство капитала; банки создают 100-процентные резервы по долговым обязательствам нерезидентов;
– проводится разъяснительная работа с населением, чтобы оно не надеялось на валюту: это нецелесообразно, поскольку валютные обязательства коммерческих банков при введении санкций тоже будут заморожены;
– Россия переходит на национальные валюты в расчетах со странами Таможенного союза и другими недолларовыми партнерами.
Академик Глазьев просит Минфин рассмотреть его предложения на Национальном финансовом совете.
Может ли программа Сергея Глазьева по выходу России из режима санкций привести к успеху?
Кое-что уже делается. Весной 2014 года, по данным американского казначейства, из депозитария Федерального резервного банка Нью-Йорка было выведено ценных казначейских бумаг на сумму около 105 млрд долларов. По оценке ряда экспертов, эту операцию проводила Россия. Ценные бумаги были перемещены в другой депозитарий – предположительно, в Бельгии.
Однако это – полумера. Страны НАТО находятся под жестким контролем Вашингтона, в связи с чем сохраняется риск, что эти бумаги могут быть заморожены.
Касательно дедолларизации банковской системы, Глазьев предлагает коммерческим банкам РФ прекращать долларовые операции – как активные, так и пассивные. Заморозка активов и долларовых трансакций грозит любым российским клиентам и физическим лицам, которые используют долларовые инструменты. РФ действительно необходимо переходить на расчеты в национальных валютах со странами ближнего зарубежья. Мало того: нужно срочно переходить к валютному клирингу, то есть взаимозачетам (бартер плюс погашение разницы в рублях). Для ближнего зарубежья такой валютой может стать рубль. В СССР такой механизм существовал с 50-х годов и назывался переводным рублем. СССР в отношениях с Западом даже в разгар холодной войны активно использовал безвалютные способы торговли и торговых отношений. Широко практиковались, например, компенсационные сделки – то есть, вариант бартера.
Снизить зависимость России от внешнего мира вполне реально. В XX веке мы постоянно жили в условиях холодной войны и экономической блокады, и выработали определенные способы защиты. В частности – государственную монополию на внешнюю торговлю. Такая монополия – единственный способ существования страны в недружественной среде. Точно так же как и государственная валютная монополия. Это означает, что коммерческие банки не будут работать с валютой, только с рублями, а с валютой – только один Внешторгбанк.
Снижение зависимости от внешнего мира также даст мощный толчок развитию собственной промышленности. России необходима новая индустриализация. Мы сумели, даже в условиях экономической блокады 1930-х, провести индустриализацию – построить свыше 10 тысяч предприятий, практически по одной тысяче предприятий в год. Причем, почти все они были оснащены импортным оборудованием.
Иран, например, с 1979 года живет в условиях экономической изоляции. При этом уходить с военной арены Исламская республика не собирается, она даже научилась обходиться без доллара. Сейчас в сфере внешней торговли Иран работает, в основном, с юанями, рупиями и российскими рублями. А с Турцией рассчитывается золотом.
То есть получается, что в случае введения Западом полномасштабных санкций в отношении России, в конечном итоге это пойдет нам на пользу.
Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA) – инструмент влияния на Россию
Закон о FATCA – наиболее яркий пример, который цепляет интересы России. США пишут законы, которые должны исполнять не только физические и юридические лица в США, но и во всех странах мира. Это, действительно, какое-то новое качество, даже не попытка косвенного диктата через СМИ, финансовый контроль, а это уже выстраивание административно-командной вертикали глобального масштаба.
Закон был принят в 2010 году. Он был принят для того, чтобы повысить эффективность сбора налогов, пресечь уклонение от уплаты налогов в американскую казну со стороны тех физических и юридических лиц, которые находятся за пределами США, имеют за рубежом свой бизнес, открывают счета в иностранных банках. Согласно американскому законодательству граждане и компании США (или с участием капитала американских юридических и физических лиц) обязаны платить налоги в американскую казну независимо от своего местонахождения. Данный закон имеет ярко выраженный экстерриториальный характер, то есть его действие затрагивает не только юридических и физических лиц США, но также юридических лиц других государств.
Согласно этому закону, все российские банки и другие финансовые организации почему-то теперь обязаны представлять в налоговую службу США информацию о клиентах, которые попадают под категорию «американские налогоплательщики». Причем в эту категорию попадают не только американские корпорации или американские граждане, но и, например, физические лица, которые имеют статус «вид на жительство», компании, которые имеют 10 процентов участия в капитале американских физических или юридических лиц.
С 1 июля 2014 года наступает финальная фаза введения закона. С этого момента неамериканские банки обязываются предоставлять всю необходимую информацию о своих клиентах, подпадающих под определение «налогоплательщик США» в налоговую службу США. Банкам, которые не будут выполнять данное требование или будут предоставлять искаженную или неполную информацию, грозят санкции США. В первую очередь, это штрафные санкции в виде изъятия значительных сумм с корсчетов таких организаций в банках США, а также автоматическое удержание 30 процентов сумм любых финансовых трансакций таких банков, проходящих через банковскую систему США. А поскольку громадное количество трансакций осуществляется в долларах США, то такие операции неизбежно будут проходить через банковскую систему США.
Наши банки или страховые компании привыкли, что они находятся в юрисдикции России и должны отчитываться перед Центробанком, перед ФНС. Согласно новому закону надо передавать информацию в Вашингтон. Есть правда вариант, что США подписывает договор с государством и перед ними отчитывается государство. Мы предоставляем информацию американской налоговой службе через нашу налоговую службу, а они, соответственно, предоставляют информацию о держателях счетов в американских банках или каких-то иных клиентах нашему государству. Однако с Россией в рамках санкций США отказались подписывать такую договоренность, и теперь наши фининституты будут вынуждены сотрудничать с американской налоговой напрямую.
Большинство стран Западной Европы уже подписали соглашения по FATCA с США. Фактически они смирились с тем, что банковская тайна перестала существовать в Старом Свете. К концу текущего года общее число стран, подписавших соглашение, может достичь пятидесяти. В настоящее время переговоры ведутся с: Австралией, Бельгией, Бразилией, Британскими Виргинскими островами, Ямайкой, Косово, Латвией, Лихтенштейном, Литвой, Польшей, Португалией, Катаром, Южной Африкой, Южной Кореей, Румынией.
Для России соглашение по FATCA могло бы стать эффективным инструментом предотвращения бегства капитала из России в США.
Налоговая служба США предупреждает, что российские банки еще имеют шанс избежать санкций, если сами зарегистрируются на сайте IRS до 5 мая и получат идентификационный номер (GIIN). С 1 июля этот номер надо показывать всем контрагентам – участникам FATCA, чтобы они не предпринимали штрафных санкций в отношении зарегистрированного банка.
Ряд российских банкиров уже высказали свои опасения по поводу того, что прямое взаимодействие банков РФ с налоговой службой США делает их весьма уязвимыми. При желании американские налоговики могут всегда найти нарушения в действиях российских банков и принять в их отношении санкции. Угроза санкций со стороны США в связи с возможными нарушениями FATCA российскими банками воспринимается как реальная угроза.
Некоторые эксперты отмечают, что из всего спектра санкций Вашингтона против Москвы механизм санкций против российских банков, созданный на основе закона FATCA, может оказаться самым болезненным для России. А для эффективной защиты российских банков от американского закона FATCA требуется радикальная перестройка российской финансово-банковской системы.
Санкция – блокирование карт Visa и Mastercard
Практика блокирования карт Visa и Mastercard в России может также получить свое развитие. В связи с этим снижение присутствия Visa и Mastercard у нас практически неизбежно. Сегодня американцам взбрело в голову заблокировать СМП-банк и Инвесткапиталбанк. Завтра они решат сделать тоже самое со Сбербанком или ВТБ. Это также прямая угроза финансовой и национальной безопасности России.
Россия с высокой долей вероятности (консорциум российских банков вместе с ЦБ РФ) разработает модель и концепцию российской платежной системы. Возможно, летом будет готов окончательный вариант и к осени произойдет внедрение. Для этого имеет вся инфраструктура, то есть это, прежде всего политический аспект, а не технический. Нужно будет только обеспечить поддержку доверия к новой расчетно-платежной системе, а также добиться бесперебойного функционирования. Скорее всего, такая система будет блокироваться по всему западному миру (по крайней мере, официально в ЕС и США). Поэтому речь идет о поддержании операций внутри РФ – выплата зарплат, платежи в российских магазинах, оплата услуг и прочее.
Промежуточные итоги и выводы
Получается, что Вызов нам просто необходим. Он позволит нам более полно осознать наше отличие от «дружественного и манящего нас» Запада – как геополитического и геоэкономического противника. Заставит задуматься, взять и все же воплотить в жизнь такую очевидную, но почему-то трудноуловимую истину, как развитие собственной экономики. Объединиться с близкими нам по духу близлежащими государствами – историческими партнерами. Окрепнуть. Задуматься о своем политическом и экономическом устройствах, переосмыслить культурные и мировоззренческие ценности. В противном случае может быть действительно поздно.
Что касается формируемой в настоящее время новой мировой финансово-экономической архитектуры – задача по ее деконструированию, то есть анализу, синтезу, качественному осмыслению и переосмыслению – должна ставиться в число приоритетов для дальнейшей выработки стратегии развития России. Механизм санкций – не нов по форме, но нов по содержанию, которое принадлежит к области теневых процессов и требует тщательного скрупулезного и стратегического подхода.
Список источников
- 1. См. часть 3.3 деконструкции МФЭА;
- 2. http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?PrtId=valint_day
- 3. http://www.treasury.gov/about/organizational-structure/offices/Pages/Office-of-Terrorism-and-Financial-Intelligence.aspx
- 4. Лиа Макргэт Гудман, Линнли Браунинг, Newsweek, 25 апреля 2014 года, Искусство финансовой войны: как Запад жмет на финансовые кнопки Путина // http://www.inopressa.ru/article/25apr2014/newsweek/fin_war.html
- 5. При подготовке данной публикации также использовались материалы следующих источников (всего – более 30 источников):
Федор Смирнов, Центр мир-системных исследований, июль 2014 года