Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

30. Социология погружения. Часть II. Сферы познания

Продолжение исследования основ Социологии погружения, с точки зрения места человека в глобальном информационном пространстве, где ведется фундаментальная работа по трансформации сознания. 

Исследование механизмов предмета «Социологии погружения» предполагает важным определение места человека (затем и общества) в глобальном информационном пространстве, так как именно в нем ведется вся фундаментальная работа по трансформации человеческого сознания, а значит и мировосприятия.

Однако прежде нужно сделать некоторое пояснение, поскольку, говоря о «Социологии погружения», возникает вопрос: погружении куда? Мы можем спросить: «куда погружается само общество» или «что погружается в изучаемое общество», но от этого суть нашего предмета не изменится, так как эти вопросы равнозначные. Мы имеем процесс, в результате которого происходит взаимодействие общества с какой-то внешней сформировавшейся системой, в данном случае – информационной матрицей, о чем речь пойдет дальше. В результате взаимодействия изменяется общество, хотя оно того может и не понимать. Просто указанные процессы растянуты во времени и вроде бы естественны для общества-реципиента, а люди и вовсе заняты решением своих перманентных проблем. Они только негодуют или дивятся тому, что происходит вокруг.

Вроде бы изучение этих процессов должно интересовать только академические круги. Однако с нашей точки зрения, механика и последствия процессов «Социологии погружения» могут и должны интересовать более широкие слои общества. Полагаем, что в результате нашего комплексного исследования мы придем к обоснованию этой необходимости.

Так, прежде всего, на стадии базовой проработки вопроса, то есть выявления и формулирования фундаментальных конструкций предмета, нас будет интересовать разбор следующих вещей:

1. Метафизика процесса погружения.

2. Влияние процесса погружения на общество. Восприимчивость общества к изменениям.

3. Анализ последствий процесса погружения для общества.

4. Управление процессами погружения.

 

На начальном этапе важно определиться с тем положением, в котором находится современный человек, а в данном случае и общество. Точнее сказать не положением, и уж тем более не местоположением, а местом мировосприятия его сознания. Важно, с позиции накопленных знаний, научиться представлять те поля (сферы, области скопления знаний, системы, узлы), в которых функционирует современное общество, и в которых оно себя мыслит.

Глобальная информационная система, которая сложилась на сегодняшний день, преимущественно благодаря развитию западной научной мысли, представляет собой, с нашей точки зрения, некоторое образование, напоминающее матрицу. Дело в том, что как бы ни противился тому наш разум, мы все к ней «подключены», в ней живем и мыслим своей существование [1]. Выйти из под ее влияния, значит посмотреть на самые привычные вещи гораздо шире, взглянуть в их сердце, помыслить себя за ее пределами. Что это нам может дать? – другой вопрос, близкий к вопросу о смысле жизни, беспрерывности и бесконечности развития. С другой стороны, этот вопрос сродни нежеланию человека находиться в рабстве, пусть даже у стихии.

Важно заметить, что глубина мышления человека (общества) напрямую зависит от того информационного пространства, в котором он живет. Зависит и от языка, на котором он говорит, особенно метаязыка – однако этому вопросу будет посвящена одна из следующих статей.

И выше уровня собственного информационного пространства (матрицы), человек «прыгнуть» вряд ли сможет. По крайней мере – сам. Это потребует титанических усилий.

Смотришь «Дом-2», будешь «мыслить» только бытовыми категориями.

Смотришь широко показываемые новостные программы – будешь «вариться» в обыденной политико-экономико-бытовой «каше». К тому же это будет подавлять твою волю, оптимизм, если не свободный разум, так как огромную долю репортажей занимают сюжеты, связанные со стихийными бедствиями, криминалом, прочими политическими и экономическими проблемами, кризисами, войнами. Таким образом, мы конституируем формулу «сознание – перманентная проблема, безысходность» (или просто: «все плохо»).

Смотришь голливудские фильмы – пропитываешься соответствующей идеологией (чужим, совершенно не свойственным нашей цивилизации мышлением), включающей, помимо всего прочего, насилие, распущенность (под личиной свободы) и т.д.

Таким образом, под влиянием этих систем-матриц, атрофируется критичность мышления, способность непредвзято свободно мыслить. Напротив, наплыв конспирологических и прочих мистических передач буквально распыляет, размывает критичность сознания, делая его подозревающим все подряд, «слабым для проведения собственного анализа», доверчивым к непроверяемой лжи или «правде» конспирологии. Под силой этого, мы начинаем просто, а иногда и с интересом, транслировать полученную информацию дальше, при этом не редко ее искажая [2].

Таково влияние информационного хаоса, в котором сознанию рядового члена общества приходится невероятно трудно. Либо ты «бездумно» плаваешь в информационном массиве, либо сходишь с ума (зачастую того и не подозревая), либо «прорываешься» через эти матрицы, куда-то вовне, в новые, более сложные и глубокие поля-конструкции.

Таким образом, нами была разработана схема положения современного человека в каскаде информационных матриц (рисунок 1) и механизм сфер познания нашего мироположения (рисунок 2).

На рисунке 1 (схема составлена с использованием разработок Центра мир-системных исследований) изображены сферы – информационные поля, в которых живет современное общество западного типа.

SP21

 

Рисунок 1. Информационная матрица человека

Свой жизненный путь мы начинаем и активно продолжаем, пребывая в поле СМИ, находясь под воздействием ТВ, радио, газет и журналов, публицистики и материалов сети Интернет, в последнее время и более активно – блогосферы (первый уровень). Наше представление о вещах, событиях и явлениях, социальных и политико-экономических процессах практически полностью находятся во власти средств массовой информации. Таким образом, о том, что происходит в мире, мы не только говорим на языке СМИ, но и мыслим, как бы находясь под гипнозом этого поля. Оно беспрерывно корректирует наше мироположение.

Однако информационное поле общества (или дискурс среднестатистического человека – второй уровень нашей схемы) формируется не только СМИ, но на базе гораздо более широкого пула информационных ресурсов, включая экспертные и дискуссионные клубы, мнения и т.д. Здесь СМИ играют уже опосредованную роль. На базе информации этого уровня, сознание человека имеет более высокую критичность и способно оценивать явления исходя из более широкого ресурсного потенциала.

В то же время, на наши суждения оказывают влияние самостоятельные информационные конструкции (третий уровень), такие как – идеология, культуры народов и современная западная культура (Постмодерн). Сильное фундаментальное манипулятивное воздействие оказывается со стороны политтехнологий (особенно в ходе проводимых каждые 4 года выборов разных уровней), пропаганды (реклама и маркетинг, работающие на принципах гитлеровской пропаганды), моды (формирование трендов с целью извлечения прибыли) и т.д.

Деформирующее влияние на сознание, как мы упоминали выше, оказывается с позиций попыток объяснить необъяснимое, используя знания конспирологии, мистики и их прочих вариаций. Особое воздействие идет со стороны вплетенного в поле коллективного сознания искаженного, даже изуродованного, больного восприятия явлений – шизофрении. Когда болеет «цивилизованный мир», ненормальные ранее вещи постепенно и «со вкусом» закрепляются в разряде приемлемых, а после и вовсе нормальных. Так, например, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что вслед за гомосексуализмом на Западе будет узаконена и педофилия.

Таким образом, возникает вопрос необходимости стратегии прорыва из этой матрицы, выход из состояния информационного сна.

На рисунке 2 представлена схема движения человеческого познания с момента выхода из обыденного дискурса (третий уровень).

SP22

 

Рисунок 2. Сферы познания

 

Четвертый уровень включает в себя рассмотрение мира через призму какой-либо дисциплины – политики, экономики, психологии, социологии и т.д. В свою очередь пятый уровень представляет объединяющие сферы знаний – философию и религию.

И, наконец, шестой уровень мы разделили на четыре вектора. Два фундаментальных, объединяющих – это гуманитарные и естественные науки, как совокупности тех областей знания, через которые получают свое развитие научно-техническая и интеллектуальная эволюции общества. Третий – объединяющий два предыдущих – это мир-система. Это вопрос очень не простой, находящийся на самой начальной стадии изучения, потому, в рамках данной работы мы его опустим, отсылая при этом наиболее любопытных читателей к иным исследованиям [3]. Четвертый – это вектор в бесконечность знаний, до сих пор неизведанное.

В чем заключается стратегия прорыва нашего сознания на новый уровень понимания действительности? Вероятно, переход с одного уровня на другой зависит не только от накопления критической массы знаний, ведь многознание ума не прибавляет.

С нашей точки зрения, важно нахождение стержня – картины мира, духовного или идейного столпа, системы ценностей. Главное – их реальное, а не показное понимание и следование им.

Также важна комплексность подхода – совокупность компетенций, то есть не только сочетание четвертого и пятого уровня нашей схемы (рисунок 2), но и конвергенция внутри них. Мало довольствоваться одной только экономикой, а ведь экономисты нередко пытаются «подмять» движение мировых процессов под толкование их причин через экономические законы. Мало сочетать экономику с политикой и, например, психологией, как наукой объясняющей поступки людей. Но важно помыслить сочетание этих знаний с другими гуманитарными науками, а также попытаться выявить стержневые закономерности естественных наук, которые можно было бы наложить на области прочих открытий.

Философия и религия играют здесь особую роль. Однако, учитывая колоссальные объемы накопленных знаний, сотни основополагающих авторов-философов и тысячи томов их трудов (у одного Мартина Хайдеггера насчитывается 101 том записей), важен правильный (именно правильный, объективный, а не направленный, идеологизированный или придерживающийся какой-то философской школы) подход к представлению обществу истории философии и религии или обзорных системных монографий.

В своей совокупности – совокупности принципов и закономерностей – берет начало сравнительно новая область человеческого знания – мир-системный анализ [3].

Социология погружения призвана дать некоторые ответы на вопросы, касающиеся, в том числе и стратегии прорыва. Переход с одного уровня на другой, работа с информационными матрицами, включая формирование и выявление защитных механизмов общества – вопросы, требующие последующей детальной проработки. 

 

Библиография

  1. 1. Бухарин С., Цыганов В. Методы и технологии информационных войн – М.: Академический проект, 2007. – 382 с.;
  2. 2. Бернейс Э. Пропаганда – М.: Hippo Publishing LTD, 2010. – 176 с.;
  3. 3. Смирнов Ф.А., Иваненко А.А. Комплексный подход к изучению глобальных процессов изменения Мира (Мир-система как объект изучения). Программная статья. – Новый университет, Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» №5 (14).

 

Центр мир-системных исследований



Опубликовано: 5 ноября 2014

Рубрика: Исследования

Один отзыв на «30. Социология погружения. Часть II. Сферы познания»

  1. Владимир пишет:

    «И выше уровня собственного информационного пространства (матрицы), человек «прыгнуть» вряд ли сможет. По крайней мере – сам. Это потребует титанических усилий».
    «С нашей точки зрения, важно нахождение стержня – картины мира, духовного или идейного столпа, системы ценностей. Главное – их реальное, а не показное понимание и следование им».
    Владимир:-Верно «важно нахождение стержня-картины мира,духовного или идейного столпа,системы ценностей» Добавлю:Собственное информационное пространство облепляя стержень картины мира, духовный или идейный столп,будет,увеличиваясь укреплять и этот идейный столп и его систему ценностей. И как утолщающейся бронёй все надежней будет защищать личность от чуждого влияния. Этим столпом и стержнем для нас является ПРАВОСЛАВИЕ в современном его понимании. В таком понимании, которым обладали наши писатели Пушкин,Достоевский, Толстой и др.

Ваш отзыв