Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

33. Социология погружения. Часть V. К вопросу о принципах параллельного междисциплинарного обучения

Продолжение исследования основ Социологии погружения, с точки зрения переосмысления подходов к образованию и развитию системного мышления у современного человека. Предлагается принцип одновременного междисциплинарного обучения – повышение скорости обучения и взаимоувязка дисциплин при приближении к мир-системе.

Ускорение времени, сложность протекающих сегодня процессов во всех сферах жизни, необходимость «переваривать» большие объемы информации (не запутаться в информационном вале и не обременить себя лишними сведениями), интенсификация межцивилизационного диалога и многое другое – требует усиления человеческого интеллектуального потенциала и отдачи. Необходимо повышение скорости и качества образовательного процесса.

Современная практика показывает, что, даже после прохождения 5-ти летнего вузовского обучения (по гуманитарным специальностям), люди слабо ориентируются в окружающих и пронизывающих их процессах – в том, что происходит в современном обществе, каковы его социокультурные, социодинамические, исторические характеристики. Мы мало знаем о том мире, в котором живем, получая даже лучшее современное образование в лучших вузах страны.

Традиционная система образования, как правило, основана на последовательном изучении дисциплин – уровней познания. От общего к частному, или наоборот. Но, с нашей точки зрения, в системе укоренился принцип оторванности, или независимости друг от друга дисциплин курса, обучения, программы. Вроде бы план предметов составлен логично и дисциплины в курсе идут последовательно. Но это только внешняя видимость. Мы считаем, что на практике дисциплины не связываются в сознании слушателей в единое целое. Создается иллюзия того, что работа ведется над единым предметом, например, экономикой, социологией, философией… Прозрение наступает поздно, а иногда, что наиболее вероятно, не наступает вообще. Курс пройден, диплом получен, но «в сухом остатке» наблюдается растерянность полученного опыта, атомизация. Отсутствует стержневая, сквозная дисциплина образовательных программ.

Помимо совокупности преподаваемых дисциплин, должна быть еще одна, сквозная программа, которая в течение всего срока обучения лейтмотивом была бы способна корректировать и пояснять суть и цель усвоенного, обеспечивать единство всего курса. Да еще с привязкой к реальным событиям жизни. То есть, например, на первом курсе должно популярно объясняться – зачем нужно то, чем предстоит заниматься следующие четыре-пять лет и что должно получиться на выходе.

Можно долго блуждать в поисках эффективного и полезного знания, постоянно цепляясь за разные дисциплины, но в результате так и не понять ничего, кроме кучи разрозненных знаний о тех или иных событиях.

А если слушатель не определился, если ему не очень нравится то, что он изучает и – то изучаемые дисциплины, скорее всего, так и останутся набором несвязанных данных, с которыми потом будет неясно – что вообще делать.

Мы предлагаем принцип, включающий в себя синтез дисциплин, то есть одновременное междисциплинарное обучение. Далее мы приведем только очень общие абстрактные примеры, так как нашей целью является не разработка конкретных обучающих программ, а уяснение принципа, на котором такие программы могли бы быть построены.

Например, для учащихся в высшей школе (на старших курсах) по экономическим, политическим, социологическим и иным гуманитарным специальностям, предметное совмещение можно было бы организовать путем одновременного (параллельного) изучения: общей политологии, геополитики, экономики и финансов, социологии, социальной психологии и психологии масс, философии, других дисциплин.

Главным принципом здесь является – погружение в систему, когда работа над сознанием человека ведется сразу по нескольким направлениям. То есть создается своеобразный «эффект тисков», когда сознание обучаемого – плотно загружено, взято в оборот несколькими последовательными рядами дисциплин, создающих эффект полного погружения. Однако полное погружение происходит не в какую-то отдельно взятую проблему, а в цельную концепцию знаний, на выходе которой должен получиться тот или иной специалист с расширенной, универсальной и более-менее объективной картиной мира, оптимальной для современных реалий.

Сегодня, в большинстве случаев, процесс обучения представляет собой набор механических действий: «запишите, пожалуйста, тему… экономика – это… ее принципы… ее факторы… отрасли… и т.д. и т.п.» А зачем нужно записывать и учить то, что не понимаешь, не чувствуешь, не сможешь применить ни на практике ни даже при осмыслении? Такие вопросы остаются второстепенными или просто замалчиваются. В результате получается уродливое представление об изучаемом предмете. При этом 99 процентов таких системных ошибок закладывается в самом начале обучения, благодаря чему, впоследствии, подобно снежному кому проблемы нарастают и нарастают, общее непонимание только усиливается. В итоге система образования получает людей с дипломами, но без знаний. Либо со знаниями, но оторванными, отстраненными от жизни, что также никому не нужно.

Мы предлагаем организовать такую систему обучения, которая бы органично и эффективно шаг за шагом выстраивала бы в сознании обучаемого цельный конструкт или цельную образовательную матрицу (картину мира) – призму, через которую людям было бы проще смотреть на жизнь, проще самоопределяться, понимать «что вообще происходит», а значит – быстрее и правильнее вырабатывать решения. Даже не ситуативно, а превентивно. Действовать на опережение.

Механизм такого принципа может строиться следующим образом.

  1. 1. На начальном этапе обучения человеку объясняют – зачем нужно то, что он начал учить и что из этого может получиться. Конечно, сразу возникает вопрос, как же так, об этом нужно было подумать еще до поступления. Однако человек уже сделал выбор.
    Скорее здесь нужно говорить о системе образования, позволяющей на ранней стадии корректировать специализацию в зависимости от способностей обучаемого.
  2. 2. Объясняются общие контуры развития мира и место России в нем – посредством переплетения таких дисциплин как история, экономическая теория, социология и др.
  3. 3. Даются базовые знания – «как нужно учиться» (теория познания и прочее).
  4. 4. Далее начинается погружение от общего (как устроен мир) к частному (прикладные дисциплины). Здесь важно обеспечить параллельное погружение в предметы, с их тесным переплетением между собой (описанный выше «эффект тисков»). Задача усложняется тем, что помимо простого традиционного изучения тех или иных предметов нужно устанавливать аналогии, сравнения, делать отсылки к аналогичным явлениям из других дисциплин. Кроме того, самый большой труд здесь заключается в разработке такой междисциплинарной программы.

Ниже приведен схематичный пример того, как можно было бы организовать обучение слушателей по какой-либо гуманитарной дисциплине, например, «мировая экономика и международные экономические отношения». Представлен только принцип.

схема

 

Рисунок 1. Пример организации
междисциплинарного обучения по гуманитарной специальности (мировая экономика).
Общие контуры – принцип «эффект тисков»

 

 

Говоря об одновременности, мы подразумеваем не только традиционные формы обучения, но также проведение различных круглых столов, перекрестных междисциплинарных дискуссий и мозговых штурмов, выступлений, игровых (соревновательных) элементов, решение коллективных задач, тренингов и практических тренировок в условиях реальной действительности. Благодаря всему этому развивались бы не только гибкость мышления, но также ораторское мастерство, искусство отстаивать свои убеждения в споре и др.

Здесь также было бы важным добиться от учащихся не следования на поводу у преподавателя, а полноценное творческое участие в образовательном процессе с возможностью его улучшения, открытия новых горизонтов в междисциплинарном поле обучения. Так бы развивалось системное мышление.

Кроме того, такая система исключит возникновение у слушателей когнитивного диссонанса, который, как правило, появляется, когда на одних предметах рассказывают одни вещи и тут же на других, доказывают совершенно обратное. Например, нам рассказывают про «эффективность и необходимость» свободного рыка и свободной конкуренции, про сведение роли государства к минимуму, однако сами западники негласно и упорно ведут двойную игру, выстраивая множественные государственные протекционистские барьеры (ВТО, зоны свободной торговли, печатание денег центробанками и прочее).

Если дисциплины будут согласованы между собой, а их изучение будет беспрерывным последовательным и интенсивным («эффект тисков»), а также будет сочетать в себе разносторонние образовательные форматы (не только чтение лекций и проведение семинарских занятий), – эффективность и цельность получения знаний, по нашему убеждению, вырастет в несколько раз. А это станет одним из главных подспорий для страны, чтобы достойно ответить вызовам времени.

 

Библиография

  1. 1. Смирнов Ф.А. Четыре ступени познания и возможность манипуляции сознанием, Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания – Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под ред. С.С.Чернова. – Новосибирск, 2011 – С. 213-218
  2. 2. Смирнов Ф.А. О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации, Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» №4(4), Коллоквиум, Йошкар-Ола, 2011

 

Центр мир-системных исследований



Опубликовано: 6 ноября 2014

Рубрика: Исследования

Ваш отзыв