Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Идеологемы ноосферного общества и задачи современного человечества: философские размышления из России

42f1fd9557b34cfab0a36b741da382deНосферное общество,  ноосферное будущее человечества,  ноосферный человек, Новая  ноосферная Цивилизация – эти и подобные словосочетания (идеологемы) в современной научной и философской литературе встречаются достаточно часто. Поэтому нет никакой необходимости начинать свое  исследование феномена ноосферизма  с самого начала,  тем более   что   анализ его  генезиса  и теоретическое   осмысление  базовых  положений уже  осуществлено  замечательными работами В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского,  Н.Г. Холодного,  Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева,  О.Л. Кузнецова, А.И. Субетто, А.П. Федотова  и других.   Только одно важное обстоятельство теоретических и философских исканий в этой проблемной области следует акцентировать особо, поскольку именно оно,  на наш взгляд, позволяет сразу же увидеть принципиальное отличие старой (до сих пор господствующей в нашем мире, современной) цивилизации от Новой (ноосферной) цивилизации  наиболее ясным и рельефным образом.  В чем же это фундаментальное отличие старой цивилизации, доныне существующей, от цивилизации новой, от цивилизации ноосферной?

         Учение Вернадского о ноосфере, как известно,  включает в нее жизнь, человека, разум в форме научной мысли,  которая им  рассматривается как планетарное естественноисторическое явление, как некая функция биосферы. Проблема человека, таким образом, оказывается непосредственным порождением  процесса становления ноосферы (ноосферогенеза).  Более того, сам этот процесс вряд  ли может быть успешно осуществлен без непосредственного включения в него  самого человека и его разума. Концепция ноосферы предстает у В.И. Вернадского  как некое расширяющее знание, перспективы которого связаны с глобальным методологическим и мировоззренческим переходом человечества к новым цивилизационным практикам своего существования и активности  в рамках целостной деятельности – познавательной, управленческой, преобразовательной, культурной,  социальной, религиозной  и т.д.

         Все это в содержании  теоретических основ ноосферизма  действительно важно и убедительно,  но вопрос о том,   в чем же все-таки принципиальное различие старой и новой цивилизации остается до конца не проявленным. На наш взгляд, в этом вопросе до сих пор нет прозрачности и ясности и именно этот аспект ноосферной цивилизации нам хотелось бы раскрыть,   прежде всего.  И еще одно важное предварительное замечание: концепция ноосферизма до сих пор стоит неким особняком от общего философского и мировоззренческого контекста исследований процесса цивилизационного развития. Оно появляется как некое  философское осмысление естественнонаучной проблематики развития человечества и до сих пор остается без должной, на наш взгляд,  связи с философией, социологией, антропологией, аксиологией, геополитикой и т.д.  Одна из исследовательских целей этой  нашей работы – определенным образом устранить эту оторванность, отрешенность ноосферизма от всего остального контекста научных  знаний, философских размышлений, мировоззренческих взглядов. Такое – принципиально  целостное (холистское) -  рассмотрение ноосферной проблематики цивилизационного развития человечества – одна из  авторских особенностей  анализа ноосферизма, которая,  как будет далее показано, позволяют придти к весьма значительным философским и социологическим результатам в постижении сути ноосферной цивилизации.

          Вернемся, однако, к анализу различий современной и будущей (ноосферной) цивилизаций. Оно в том, что нынешняя, современная цивилизация, как будет далее показано и доказано – принципиально патологическая, анормальная цивилизация, Минус – цивилизация, цивилизация человека, который не получился, который является «насмешкой на человека» (Ф.М. Достоевский). Современная цивилизация – то ее принципиально патологическое  состояние, при котором «большинство людей умирает, так и не успев родиться» (Ж.- П. Сартр).

         Почему современная цивилизация не получилась? Это что – некая  закономерность, некая детерминированная неизбежность? Или же то, что случилось в развитии человечества до сегодняшнего дня,  должно объясняться  иными  причинами и факторами? Здесь возникает множество других принципиальных проблем и вопросов, не ответив на которые нет возможности и двигаться дальше в постижении сути ноосферизма. Один из таких центральных вопросов может быть сформулирован следующим образом: если старая (ныне господствующая) и новая (ноосферная) цивилизации являются  лишь некими разными состояниями, то  состояниями какой такой цивилизационной конструкции? Как   философски «схватить» сущность этих состояний, а так же самого  процесса развития  человеческой цивилизации?  А что можно утверждать относительно понятия «цивилизация»? Она является  квазиприродной сущностью  или же нет?  От решения этих проблем и ответов на поставленные вопросы  зависит вся дальнейшая направленность исследования ноосферизма, в конечном итоге, все его итоговые результаты.  Именно этим исследовательским задачам   в своем главном содержании и посвящена данная работа.

         Однако  исследование будет совершенно неполным и незаконченным до тех пор, пока мы  не ответим еще на один важный  вопрос: а какова должна быть Новая цивилизация – ноосферная  цивилизация грядущего Будущего?  Здесь обнаруживается еще большее разнообразие методологических и теоретических  подходов, трактовок, концепций и т.д.  (часть из них – так же предмет философских и теоретических размышлений и в этой нашей работе), но и они не позволяют, на наш взгляд, ухватить сущность цивилизационного перехода «современность – ноосферность». Занимаясь специально поиском нового способа различения состояний этого перехода, мы обнаружили необходимость анализа всех обозначенных исследовательских проблем обязательно в контексте русской космической философии («русского космизма»). Именно она подсказала ключевой аспект в различении состояний (модусов) цивилизационного развития человеческого общества: модус современной цивилизации – пока принципиально патологический, модус цивилизации пока еще не получившегося человека; модус ноосферной цивилизации – здоровое состояние человечества, состояние  получившегося человека. Иначе говоря (и в этом суть нашего авторского подхода) ноосфера -  новое, принципиально непатологическое состояние человеческой цивилизации, состояние, в которое она может перейти из современного патологического состояния в будущем тогда и только тогда, когда  сумеет преодолеть базовые свои патологии. Новая ноосферная цивилизация  (если же, конечно, она состоится) должна стать цивилизацией  Человека, «который получился». Фундаментальный водораздел между старой и новой цивилизацией, таким образом, проявляется лучше всего при  трактовке   принципиальных различий двух состояний одной и той же человеческой цивилизации – условно назовем их состояниями «минус» и  «плюс».  Тогда переход человечества из современного в ноосферное состояние  есть процесс смены этого интегрального «минуса» на такой же интегральный цивилизационный «плюс».

           Вот какой новый разворот приобретает весь ноосферизм как философское, методологическое и теоретическое направление в современной науке!  Ноосферизм  в такой трактовке приобретает черты вечного процесса борьбы этих двух начал –  минуса (патологий  человеческого общества в  самых  разных их проявлениях) и  плюса (всех усилий человечества по превращению мира и общества в здоровое и целостное  состояние). При таком понимании этот феномен как бы  возвращается в общий контекст всего научного и философского веера   цивилизационных исканий, становится вполне системным их этапом,  причем, как это было выявлено В.И. Вернадским, этапом действительно  вполне  закономерным.   Ноосферизм  в таком его холистском и контекстном  понимании предстает неким глобальным эволюционизмом  развития всего мирового сообщества, но только не в примитивном понимании этого процесса как процесса от минуса к плюсу (как в прогрессивизме) или,  наоборот (в регрессивизме), а в более общем, принципиально естественно — ненаправленном  процессе изменений и смен одних цивилизационных состояний на другие, цивилизационных состояний с одними условными знаками на другие, но с одной важнейшей  особенностью. Эта принципиальная особенность состоит в следующем:  не сама по себе цивилизация совершает выбор определенной цивилизационной  траектории движения по типу некого квазиприродного, объективно – детерминистского процесса,  а в этом выборе решающая роль принадлежит   именно человеку.  Ему  принадлежит активная роль выбора той конструкции состояния общества, роль конструктора и создателя той цивилизации, которая нужна активной части человечества и которая принудительно навязывается всем остальным членам человеческого сообщества. 

            Поясним сказанное наглядно и рельефно следующим образом: наш подход к пониманию цивилизационного процесса означает, например, что известные рабовладельческие цивилизационные  идентичности  — вовсе не обязательное проклятие рода человеческого, а всего лишь некий проект определенной совокупности людей, которые сумели в определенное историческое время победить всех своих «оппонентов» в конструировании и построении этого самого рабовладельческого строя. Но в то же самое время вполне могли стать реальности и другие цивиилизационные проекты, если бы их носители оказались «победителями» во  всех принципиальных аспектах – в своей организованности, в своих ресурсных, ценностных, властных, военных и прочее аспектах. Точно так же и в начале 21 века вполне возможны любые сценарии развития дальнейшего будущего развития человеческой цивилизации, в том числе и самые «экзотические». Механизм запуска движения общества по одному из проектных вариантов – у самого человека – главного цивилизационного  (социального) Инженера и Демиурга. Если,  например, рабовладельческая  «команда» проектантов и социальных инженеров вновь окажется сильнее всех остальных подобных команд, то завтра вполне  будет возможным новый вариант утверждения и господства  именно рабовладельческого  строя.

           Завтра на планете Земля восторжествует та цивилизационная конструкция и те общественные порядки, которые будут предложены проектантами–победителями, обладающими для достижения всех этих цивиилизационных построений необходимыми ресурсами, волей, организацией, силой и т.д.  Не хотите участвовать в этой яростной схватке за будущее, хотите просто жить своей повседневной жизнью без особых хлопот и забот?  Тогда,  пожалуйста,  проследуйте прямой дорогой в ад ближайшего будущего, который Вам. Люди,  уже готовят активные ребята из «комитета 300», другие подобного рода проектанты! 

           Можете, люди, и дальше ничего  в цивилизационном плане не предпринимать, совсем ничего  не делать и  по прежнему считать, что у общества есть объективные, неумолимые, обязательные законы общественного развития  по типу, например, марксовых законов, пожалуйста!  Но тогда не удивляйтесь, что достойного будущего у Вас как не было раньше, так и не будет  в будущем!  

          В этом отношении всех людей можно разделить на два принципиально разных подмножества (кластера): на подмножество КС — конструкторов и создателей данного состояния цивилизации (подмножество «хозяев» и «заказчиков» данного типа цивилизации) и подмножество ПО — пассивных обитателей этого состояния цивилизации, вынужденных пребывать  в такой цивилизационной конструкции вопреки своим желаниям, идеалам, ценностям, устремлениям. Вторую общественную совокупность можно с успехом назвать, например, неким  цивилизационным планктоном.

        С подмножествами КС и ПО мы еще поработаем несколько позже, а пока обратим внимание на еще одно важное обстоятельство. Рассмотрение ноосферизма как глобального ненаправленного эволюционизма, решающая роль в котором принадлежит самому человеку, осуществляющего выбор нужного состояния этой  цивилизационной конструкции в соответствии с ценностными предпочтениями подмножества КС (и вопреки воле подмножества ПО) переводит теоретическое осмысление  цивилизационных процессов и явлений в принципиально конструктивистский и синергетический, в принципиально  философски постмодернистский дискурс. Более того, таким методологическим подходом преодолевается, наконец – то, квазиприродная детерминация цивилизационных процессов, в которых активная роль человека была явно недооценена. Теперь хорошо видно, что во всех без исключения социальных процессах есть свой активный Субъект (в данном случае – подмножество людей типа КС), выполняющий роль конструктора и создателя тех цивилизационных образований, которые задаются  вполне определенным их замыслом, их неким  Проектом.  Такая теоретическая трактовка процессов в обществе делает их принципиально отличными от естественнонаучных процессов в природе, задает их принципиальную специфику и уникальность, переводит цивилизационные изменения из плоскости их номотетического рассмотрения в плоскость их  идеографического осмысления.   Еще раз подчеркнем: все эти процессы протекают при самом непосредственном и принципиально конструктивистском участии человека.

         Здесь особо следует обратить внимание на то, что у каждого состояния цивилизации есть как собственные представители типа КС со своим набором цивилизационных функций, направленных на сохранение и укрепление данного состояния общества, так и присущие данной цивилизации  представители  типа  ПО – с другим набором цивилизационных функций – либо нейтральных, либо негативных к данному цивилизационному состоянию. Более того, как нетрудно заметить, среди представителей типа  ПО существующей в настоящее время   цивилизации находятся  представители  типа КС цивилизации будущей, а среди настоящих представителей типа КС – представители типа ПО  в будущем состоянии общества. Иначе говоря, распределение ролей между представителями типа КС и типа ПО – вовсе не навсегда, вовсе не неизменное, а вполне подвижное и  перенастраиваемое.  Подвижное и перенастраиваемое   целенаправленными усилиями активной части людей – подмножеством КС.  Этот вывод принципиально важен и следует еще раз его особо выделить: цивилизационные изменения, так же как и сама цивилизационная конструкция – продукт особой активности самих членов общества, направленной на конструирование и созидание той цивилизационной конструкции в обществе, которая устраивает это самое сообщество КС. 

         Ясно так же и то, что не любые проекты цивиилизационной конструкции подмножеству КС удастся   реализовать, а только те из них, для реализации которых у представителей типа КС имеются соответствующие ресурсы и потенциалы – материальные, информационные, финансовые, властные, технологические, организационные, военные и т.д. Очевидно, что при этом подмножеству КС необходимо будет преодолеть  различной степени выраженности сопротивление цивилизационным изменениям со стороны представителей типа ПО.  И это только самая малая часть тех проблем,  которые сопровождают цивилизационные переходы общества из одного состояния в другое; мы остановились на них более подробно только потому, что в дальнейшем нашем исследовании именно этим аспектам будет уделено особо пристальное внимание.

           Хорошо видны  новые исследовательские  горизонты понимания ноосферизма как некого цивилизационного состояния, рождающегося на наших глазах из того современного общества, относительно которого уже была отмечена такая его важная особенность как принципиальная патологичность.   В чем эта патологичность современной цивилизации, как к такому состоянию она пришла исторически   и многие другие подобные вопросы  будут предметом обсуждения чуть позже. Пока же четко и ясно зафиксируем то, что принципиальное различие современной и ноосферной цивилизаций (их состояний) — это различие  цивилизационного минуса от цивилизационного плюса. Более того, эти самые   «плюс» и «минус» для всех людей, общества, цивилизации давно известны и тысячелетиями  обсуждаемы. Именно между этими двумя началами идет яростная борьба, в результате чего рушатся судьбы людей, народов, империй.  Эти начала – Добро и Зло.

          Попытка философского постижения сути  ноосферизма привела нас через философию русского космизма  к ее Величеству Философии во всем великолепии и полноте ее классического набора вечных проблем, вечных начал, вечного движения. Можно смело  сказать, что авторское понимание  ноосферизма  лишает его ограниченно — локальных и узко — временных  рамок рассмотрения, возвращает ноосферизм как предмет исследования  в контекст Вечности, Целостности, Единства, в контекст Истины, Добра, Правды, Справедливости, одним словом -  в контекст философии. Это и позволяет теперь открыть принципиально  новые горизонты философского исследования ноосферной цивилизации – ее онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, эстетики, футурологии, праксиологии… Часть этих новых философских возможностей осмысления ноосферизма реализована определенным образом и в данной работе.  

          Итак, первая главная цель данной работы – исследовать   ноосферизм  в целостном  контексте его философского рассмотрения.

        Не менее важна и интересна вторая главная цель предлагаемой  работы. Она  состоит в том, что,  на наш взгляд,  наступила историческая пора ноосферизма  и всего того,   что с ним связано, переместить  из  узкой области его научных и философских  осмыслений  в гигантскую область его превращения  в фактор практических усилий здоровой части человечества по своему собственному спасению от всех действительно гибельных угроз и вызовов. В фактор практических усилий человечества в полном соответствии с активной и поистине решающей ролью самого человека в конструировании и построении того цивилизационного Дома, в котором ему предстоит жить. Иначе говоря, на первый план выходит задача превращения ноосферизма в ту цивилизационную и мировоззренческую конструкцию, которая должна стать господствующей в сознании каждого человека планеты Земля. Ноосферизм как Истинное Планетарное Мировоззрение и Истинная Планетарное Мировоззрение должен быть усилиями всех разумных людей возведен на подобающее ему – ноосферизму – место. На место,  которое пока преступно занято Ложным  Планетарным  Мировоззрением – Либерализмом.  Выгнать, вытеснить из сознания людей  Земли либерализм — это Мировоззренческое Чудовище, превращающее  людей в  рабов алчности,  порока,  эгоизма, вражды,  ненависти, насилия с уже много веков занимаемого им места – сама по себе  очень непростая  задача. Тем более, что господство либерализма вот уже много веков охраняется и поддерживается кучкой негодяев и злодеев – ныне господствующими представителями типа КС,  которым эта принципиально ложная либеральная  мировоззренческая конструкция очень даже подходит для их собственного паразитарного существования. Человечество давно и основательно «упаковано» в самую надежную тюрьму – онтологическую и мировоззренческую; для этого было нужно насильственно заставить  землян поверить в то,  что ценности либерализма – якобы единственные и других просто не бывает. Что главное в этой жизни – ты сам и твое эгоистическое процветание, в том числе и за счет угнетения или даже гибели других (ничего страшного – конкуренция!). Что якобы  главное в этой жизни – только здесь – и – сейчас, и что следует, якобы, ловить свой шанс, свой  момент, завтра для тебя просто нет (смерть – она  для всех  неизбежна!), ну а после тебя пусть будет хоть потоп!  Все эти «материи» существования современного человека слишком известны и вряд ли следует здесь что – либо исследовать – все уж давно понятно всем людям, которые хотят жить в этом мире осмысленно. 

        Западная либеральная философия разорвала космическое единство человека,  природы и общества, оторвав ради господства эгоистических ценностных начал человека -  как  от природы, так и от  общества.    В результате первого разрыва  — разрыва человека и природы -  получили человека с анти космическими свойствами и характеристиками. Западная философия и наука произвела на свет  хищника по отношению к  природе, всегда  готового только к одному поведению относительно природы – к ее покорению, к господству над ней, к  исчерпанию всех ее ресурсов. Ради чего?  Ради достижения своих эгоистических, примитивно понятых целей и ценностей  простого животного (по сути -  физиологического)  существования в нескончаемом потоке  безмерного потребительства и гедонизма.     В результате второго разрыва  — разрыва человека и общества -  получили человека с анти человеческими свойствами и характеристиками. Западная философия и наука произвела на свет  хищника по отношению к  другому человеку, всегда  готового только к одному поведению относительно него – к  вражде с ним, к господству над ним, к  исчерпанию всех его  ресурсов  ради достижения своих эгоистических, примитивно понятых целей и ценностей  простого животного (по сути -  физиологического)  существования в условиях враждебного окружения как со стороны природы, так и со стороны людей, в обстановке  принципиальной бездуховности,  человеческого одиночества и  бессмысленности самой жизни.

           Модель западного человека – модель дважды хищника, модель хищника в квадрате, машина для убийства и природы и человека.  Именно эта машина  еще со времен Нового времени стала  господствующим историческим субъектом на нашей планете – сообществом КС. Что же тогда удивляться, что эта планета гибнет и чахнет,  что гибнет  и чахнет практически все  ее население, особенно подмножество ПО,  за исключением  небольшой общности самих этих хищников с  Запада, так называемого «золотого миллиарда»?   Сегодняшняя цивилизация – сплошная смертельно опасная патология, нагромождение безумных и губительных для человечества и планеты «проектиков», реализованных  в течение веков не самыми лучшими людьми и не ради  самых лучших их качеств – жадности, похоти, зависти, глупости, враждебности друг к другу и к миру в целом…

         В самом общем своем выражении главное содержание современной цивилизации характеризуется достаточно просто: она – современная цивилизация – на самом деле,  вовсе пока  не цивилизация.  Пока она -   не более,  чем уродливый результат победы всех форм пороков, вражды, подлости, лжи и прочих низостей человекоподобных   плохишей (их яркими современными образчиками в России могут быть березовские, чубайсы, гайдары, кохи, ковалевы, новодворские, потанины и прочие починки и немцовы),    над пока еще слабым и только нарождающимся  ноосферным  Человеком, для которого превыше всего будут не сегодняшние страстишки и шкурные начала, а  Разум, Порядочность, Доброта, Правда, Солидарность…

            Победа современной  цивилизации плохишей  – принципиально временная, в любом случае она имеет свой  Предел — Аппокалипсис: в таком состоянии своего развития сегодняшнее человечество обречено только на один исход – неизбежную и уже вполне близкую гибель. Двадцать первый век с 99% вероятностью патологическому  минус — человечеству на самом деле не суждено будет пережить – слишком велики  и тяжки его болезни, о которых уже написано неисчислимое количество исследований – предостережений.

          Продолжать изложение либеральных «истин»   чудовищно ложной  мировоззренческой конструкции – нет никакого смысла в силу того,  что именно они  и «застряли» в сознании большинства людей  как до сих пор господствующие «жизненные мудрости». Бедные люди! Они даже не подозревают, что мир,   на самом деле – совершенно иной! Разница между миром Настоящим и господствующим ныне либеральным – такая же, как разница между миром свободным и тюрьмой.  Бедные люди! Для них построили мир — тюрьму  и  заставили верить в то, что других  мир – систем  просто быть не может.  Еще как может! Бедные люди! Они не знают, как  потешаются над ними их угнетатели,  как презирают  и ненавидят,  вовсе не считая  людей за людей!

          Вот  всему этому либеральному мракобесию,  либеральному миру — тюрьме и пора положить раз и навсегда конец!  В этом – Великая Человеческая Миссия Ноосферизма как Истинного Планетарного Мировоззрения, суть которого очень проста: все люди  нашей планеты – братья и сестры, единый космический экипаж маленького, очень хрупкого и уязвимого космолета «Земля»,  будущее которого  -  в истинно  разумном  поведении человека ни во вред себе подобным и не во вред своему космическому дому. Цель жизни каждого человека  и ее священные начала – вовсе не в эгоизме, наживе,  алчности и пороке, а в действительных  ценностях  — в  истине, любви,  справедливости, братстве, ответственности, в единстве и гармонии с великой Природой и Космосом.

          Суть русской космической философии очень проста и лучше всего ее выразил  К.Э. Циолковский: удовольствие человек испытывает при получении чего-то, страдание — при потере. Поскольку человек приходит в мир, не имея ничего, и уходит из мира, также ничего не имея, общая сумма страданий и наслаждений в его жизни равна нулю. Чтобы выразить это яснее, Циолковский написал интеграл и приравнял его к нулю. Раз в сумме все равно будет нуль, смысл жизни Человека — в чем-то другом. Это и есть основной закон русской  космической философии:  смысл жизни человека – не в нем самом, а в движении к космическому совершенству и гармонии. 

           Мир – вовсе не тюрьма, а чудный Храм, где каждому даден шанс остаться  на века своими подвигами, деяниями, творчеством ради главного – всемерного продления и укрепления священного для всех таинства жизни в Космосе. В самом  деле – не пиво же пить приходим мы в этот  прекрасный мир,  должны же быть у каждого человека в его жизни  здесь, на нашей такой замечательной планете,  дела и гораздо поважнее!

         Начало новой цивилизации (кстати сказать, с крайне малой вероятностью)  возможно только при условии осознания всеми людьми достаточно простой и очевидной мысли – все земляне на нашей планете – единый космический экипаж маленького и крайне хрупкого звездолета «Земля». Человечество как единый и целостный  Пилот  сможет выжить только тогда, когда искоренит человеческие эгоистические практики – безумные по своему изначальному смыслу. Кому в экипаже целостной земной цивилизации  нужны, например, паразитарии — те самые  человекоподобные типы, которые якобы «умеют хорошо  жить»? За чей счет, господа?  По своей сути, главная патология   современной земной цивилизации как раз и состоит в том, что она пассивно и  равнодушно взирает на активность этих самых паразитариев и   позволяет им так безбедно,    подло и нагло   существовать за счет эксплуатации других.

         С точки зрения общих планетарных интересов допускать подобного рода явления просто неразумно – ведь паразитарий как паразитарий планете Земля принципиально не нужен.   Более того, такой паразитарий принципиально вреден человечеству, поскольку он на свои пятнадцатые по счету  яхты или на свои  золотые унитазы тратит драгоценные земные  ресурсы, которым могло бы найтись и другое, более достойное применение.

        Ноосферизм  – это, прежде всего, новый завет  совместной жизни людей никогда и ни при каких обстоятельствах не допускать в едином космическом экипаже паразитариев и других подобных, принципиально неразумных,  с точки зрения общих планетарных интересов, поведений отдельных людей и их групп. В этом смысле  ноосферизм – это не столько проект отдаленного будущего, сколько насущный принцип сегодняшнего   спасения человечества.

        Критерий ноосферизма в поведении людей – смертельная преграда для активности плохишей и всех их мерзких игр вокруг алчности, похоти, лжи, подлости, вражды и т.д.  В этом – принципиально силовом и даже насильственном  прекращении какой–либо активности паразитариев ноосферная цивилизация должна быть принципиально жесткой и не примеримой: допускается делать  на планете Земля только то, что может быть полезным только всем землянам, только всей человеческой цивилизации, только всему космическому экипажу.  Этот принцип должен стать не менее значимым, чем пресловутый категорический императив И. Канта.

           Итак, центральная цивилизационная оппозиция современной эпохи –  это оппозиция  «ноосферизм  против либерализма». Есть необходимость  остановиться на более подробном философском анализе сложившейся  ситуации. Центральная оппозиция современности  — сущностно – ценностная,  аксиологическая и она нашла свое воплощение,  прежде всего,  в яростном и жесточайшем геополитическом противостоянии. Противостоянии Запада как главного носителя и защитника либеральных анти- ценностей и России в ее различных модусах – России, СССР и РФ – как главного носителя  и защитника принципиально иных,  нелиберальных,  ценностей человека.  Настоящих человеческих ценностей, ярко выраженных в русской философии вообще, в русской космической философии особенно. Можно со всей определенностью утверждать, что ноосферизм – это Великий  Интеллектуальный и Духовный итог развития все русской философии. Теоретическое и философское противостояние «ноосферизм  против либерализма» имеет свою длительную историю. Можно смело утверждать, что так или иначе исследованию  этой проблемы – проблемы поиска  принципиальных  различий русского и  западного человека -  была посвящена вся русская философия и  она – наша действительно замечательная и глубокая философия -  нашла-таки ее решение!

      В чем же оно,  это самое  решение?

      В самой сжатой форме  отличие  русского человеческого типа  от  человека европейского типа  хорошо  понял и описал еще  И.В.  Кириевский   как отличие  двух  уровней человеческой  личности – внешнего (преимущественно западного) и внутреннего (преимущественно славянского, русского). Согласно взглядам  И.В. Кириевского,  только  внутренний человек обладает душой и напрасны надежды  управлять им  как «паровой машиной».  Ось жизни -  вовсе не внешний  человек,  ось самой сути жизни -  внутренний  человек.  Внутренний человек, по И.В. Кириевскому, — совокупность способностей человека, находящихся в гармонии: способность любви к Богу и помощи ближнему,  способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек – совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Такой человек, по И.В. Кириевскому, — продукт рационализма и индивидуализма:  « В одном углу его сердца живет чувство религиозное… в другом – отдельно — силы разума и усилия житейских занятий;  в третьем – стремления к чувственным утехам; в -  четвертом – нравственно – семейное, в – пятом – стремление к личной корысти; в шестом – стремление к наслаждениям изящно – искусственным…».              Европейский человек, по И.В.  Кириевскому,  именно внешний – вечно суетный, театральный, жизнь которого лишена внутреннего смысла.

            В русской философии чаще всего  внутреннюю суть человека русского мира  определяют понятием «душа»  (по традиции еще  от великого Платона). Следует  отметить, что  М. Грек  именно так разделял философию для Запада, идущую от Аристотеля,  и философию для России, идущую от Платона,  -  от  великого Платона, в том числе,  еще  и  потому, что именно он  — автор  понятия   «душа».

           Итак, есть два человека – внешний и внутренний. В чем  еще их принципиальное отличие?  Для внешнего человека еще одну  убийственную характеристику устами  своего «Великого инквизитора» дал Ф.М. Достоевский: «люди – недоделанные пробные существа, созданные в насмешку».  И.В.   Кириевский  первым четко и ясно  поставил диагноз европейскому Западу – духовное загнивание;  ему вторит  А.С.    Хомяков, утверждавший, что католицизм перенес в святилище веры полный механизм банкирского дома; это произошло еще во времена Рима, где религия (внутреннее) соединилась с  правом (внешним) и превратилась в католицизм,  сущность которого  -  принципиально внешнее религиозное право. Ф.М Достоевский  совсем не стеснялся называть Запад самым богатым кладбищем, а  А.И. Герцен  констатировать, что  «Европа успокоилась в мещанском устройстве».  Жестко  осудил Европу и  Победоносцев К.П., отметивший как ее самые тяжкие  пороки  эгоизм, парламентаризм и так называемое  народовластие, определив  все это  как «великую  ложь нашего времени».  Говоря о западном человеке, Ф.М. Достоевский отмечал, что  мире ныне господствуют «не святые  святыни».   К.Н. Леонтьев  прямо говорил о том, что  «на Западе возобладал самый худший сорт людей – буржуа»!  Наше все   — великий А.С. Пушкин —  четко и ясно констатировал, что « объяснение русской истории требует другой формулы», что «отношение Европы к России всегда было столь же невежественным, как и не благодарным».

            Достаточно про человека внешнего, западного, европейского? К сожалению, в наше время внешних людей полно и в самой России – либерализм рыночный их породил…

            Что же во  внутреннем человеке,  увидела русская философия?  Все интеллектуальные  искания творцов русской национальной идеи  и   философии – от «Шестиднева» и «Изборника 1073 г. », от «Слова о законе и благодати»  Митрополита Иллариона, от  духовных и интеллектуальных подвигов   Нила Сорского и  Сергия Радонежского, от   Максима Грека (кстати сказать, во многом предвосхитившего  идеи Русского мира славянофилов в своих 350 оригинальных сочинениях!)   и  митрополита Платона  (от Платона до Платона и дальше!),  повторяю – вся русская философия только и занимается тем, что антропоцентрично и историософично конструирует, лелеет и творит Русский мир как Мир  человека внутреннего, как мир для человека,  обязательно отличного от  «паровой машины» и от «пробных существ, созданных в насмешку».

            Только того,  что изложено здесь,  вполне достаточно, чтобы осознать все принципиальное различие России и Запада, а так же губительность навязывания европейских (читай -  внешних) порядков и устоев Русскому миру, во многом загубленному и подавленному всем этим европоцентризмом.  Аксаков К.С. прямо определяет весь Петербургский период истории России как ее  самое настоящее убийство.    А.С.  Хомяков  при этом еще   подчеркивает, что в своем западничестве мы, русские, просто уникальны, ибо подобного нет нигде в мире.

       Фундаментальный по своей значимости вывод о различии России и Запада был сделан  авторами  знаменитых «Вех»: это  еще и отличие внешнего устройства общества (цивилизации)  « в Европах» и внутреннего совершенствования человека средствами культуры и образования,  причем принципиально национальными, русскими, самобытными средствами и инструментами, которые когда – то у нас были -  великая русская община, замечательное «копное право», соборность, правда и справедливость  как главные ценности человека и общества…

            И что же?  Все это замечательное  интеллектуальное  богатство русской философии и науки пошло в дело строительства Русского мира, пошло на благо  Отечества и его процветания?

     Как бы не так! Не смогла Россия начала ХХ века «слезть с иглы» привитого петербургским периодом российской истории евроцентризма,  вошла в штопор новых «инноваций» (марксистко — ленинских)  с Запада, положив  ради еще одного европейского «порядка»  десятки миллионов   жизней своих граждан  на своей  же земле и   на потеху западной  цивилизации  — Цивилизации внешних людей.  «Вот Вам ваша самобытность!  Вот Вам ваша космическая особенность!  Вот  Вам ваша русская душа!  Как были Вы недотепами, так и остались, что с Вас взять!  Иваны,  да и только!» — подобного рода  торжество недругов  наших и сегодня  никем  особенно и не скрывается.

       Не видеть всего этого,  по сути своей,  всегда враждебного противостояния  Запада в отношении к России может только слепой.  Не  действовать,  очередной  раз,  надеясь, что «все обойдется, приживется, стерпится – слюбится и  само  собой рассосется» – наивно и гибельно как для страны, так и для народа.  

           Противостояние России и Запада давно вышло за рамки теоретического и философского, оно много веков являет себя как противостояние двух разных цивилизаций, двух разных миров. Последние десятилетия стали для нашей страны  поистине трагическими,  поскольку  на этом историческом этапе Западу удалось нанести  России  несколько  мощных  цивилизационных ударов. Ударов подлых, коварных, разрушительных, но, будем  надеется, не смертельных.

          Наше противостояние с Западом – именно принципиально ценностное; вот как об этом пишет А.А.Зиновьев – как никто другой  глубоко разобравшийся  с его сущностью в своих фундаментальных работах и многочисленных интервью: «Социальная сущность глобализации состоит в том, что это самая грандиозная, спланированная и постоянно планируемая  в деталях и управляемая в основных аспектах война западного мира не просто за мировое господство, а за овладение эволюционным процессом человечества и управление им в своих интересах»[1].  И как ценностное противостояние оно должно закончится только одним – утверждением  на планете Земля тех ценностей,  носителем которых вляется победитель этого цивилизационного противостояния. Если победит Запад, мир будет,  по- прежнему,  пребывать в либеральной аксио-онтологической конструкции – тюрьме; если победит Россия, у человечества появится возможность пожить в настоящем ноосферном мире, в условиях господства принципиально других ценностей и целей.

        Каких? И на этот вопрос у замечательной русской философии есть четкий и ясный ответ. Великая формула ноосферного (русского) мира давно  

открыта  замечательным мыслителем  Н.Ф.  Федоровым: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».   Это и есть предельно сжатая истина ноосферной  (русской)  цивилизации для всего мира, для всего космического экипажа планеты Земля.   Она -  не только для русских, она – для всех. В этом ее сила и глубина, в этом ее неизбежная победа.

         Но есть одно зловещее «но» и оно только в одном – есть ли у всех нас, у всего человечества, у всего экипажа космического корабля под названием «Земля» время впитать все эти  философские премудрости и начать жить  в соответствии с ними?  Сможет ли человек внутренний побороть  и одолеть своего внешнего супостата, для которого все равно в каком мире жить,  хотя  бы и на дорогом кладбище, но чтоб обязательно сытно и в удовольствиях?

         Все варианты ответов на этот вопрос следует отбросить как пустые и гибельные.  Остается,  на самом деле,   только один правильный ответ, только один правильный план действий,  и тогда мы все можем быть спасены. И этот   гениальный  план – план Эсхатологической Метафизики  начертан так же рукой  русского философа – великого Н.А. Бердяева.       Вот этот план в самом простом изложении: человек – не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле, -  творец и  изобретатель.  Человек довел  мир, в котором живет,  до предельного -  разрушительного и гибельного – состояния и все, что теперь может и должен делать на своей планете человек должно рассматриваться только в формате одной Цели,  в формате одной Истины – в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. Настала пора человечеству объединять свои усилия  для  героического поведения всех ради одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. По Н.А. Бердяеву дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько он окажется способным именно к героическому своему поведению. Других, более легких и мягких, сценариев у человечества  уже не осталось, слишком грехи человеческие велики и масштабны, одолеть которые можно  теперь только на пути предельно героического поведения  всех и каждого.

           И последнее.  Ноосферизм как Истинное Планетарное Мировоззрение не может обойти своим вниманием проблему  теоретической реконструкции истории развития человечества. Как известно, формационная  и цивилизационная концепции исторического развития  социума землян,  в целом,  отвергнуты научным сообществом в силу разных их теоретических и метологических недостатков. Отметим, например, что формационной  концепции присуща чрезмерная универсализация и объективистская детерминация социального процесса, подчинение всего и вся в нем якобы  непреложным  законам прогрессивисткого движения «локомотива истории», где роль человеческого фактора и случайности выдавлена их исследовательского рассмотрения  практически полностью. Цивилизационной концепции, в свою очередь, присущ такой недостаток, как полный отказ от поисков универсальных,  общечеловеческих  законов и закономерностей социального процесса, исследовательское рассмотрение развития разных цивилизаций как принципиально внутренне закрытых и  единично уникальных социальных образований.  Нам представляется вполне очевидной однобокость и ограниченность обеих концепций, преодоление которых может происходить  только на пути поиска некой третьей – синтетической – концепции реконструкции исторического развития человечества.  Именно ее основные положения и  будут сейчас  сформулированы нами следующим образом.

          Нам представляется вполне оправданным и обоснованным  введение в теоретическое рассмотрение  ноосферизма как  вполне определенного этапа развития  человечества.  Этот исследовательский шаг, в свою очередь,  заставляет по новому подойти и к определению основных исторических этапов развития мирового социума в целом. 

        Используя  уже ранее введенный критерий  ноосферизма в поведении людей  как логическое основание для новой  классификации этапов развития человеческого общества в целостной (синтетической) концепции реконструкции его  исторического развития,   получим  следующую панорамную картину мирового исторического процесса. Фактически история человечества имеет только три основных этапа своего развития.

           Первая эпоха развития человеческого общества — детство человечества.  Этот этап длиться от древнейших мифологических времен  до дня сегодняшнего – до начала  ноосферного возвышения человека.  К сожалению, эпоха для людей далеко не счастливая и   принципиально патологическая по своему характеру. Хотя в самом начале – в мифологические  времена -  все было вполне пристойно – человек понимал (на примитивном уровне)  свое космическое предназначение и в силу своих возможностей старался в рамках родовых локусов быть единой командой, экипажем маленького обособившегося сообщества  в полном соответствии с критерием ноосферизма  в поведении людей.  Но затем,  во времена так называемой героической мифологии,  произошла великая трагедия для всех землян – космический корабль «Земля» захватила и подчинила своим омерзительным намерениям  — алчности, пороку, вражде, лжи – кучка самых отвратительных и безголовых пиратов – элита мифологического общества. Именно из нее начала расти раковая опухоль человечества -  люди- паразитарии, которые сумели переподчинить все усилия человечества как космического экипажа с целей и задач общих родовых – принципиально космических -  на собственные свои цели и задачи эгоистического  процветания только  этой – элитной -  кучки паразитариев.  Для этого была полностью извращена вся онтологическая и ценностная  конструкция  земного мира – от истинных космических определенностей и идентичностей  Природы как замечательного и неповторимого Космического  Храма, Человека как Космического существа с такими же замыслами и возможностями, Целостного Общества и Разума как средства спасения и выживания Всех на  принципиально фальшивые и примитивные понятия ради процветания только паразитариев – в целях Их алчности, Их удовольствий, Их процветания, Их пороков. Их жизни «в шоколаде». В этом отношении в мире — от самых примитивных доисторических времен и до наших дней – ничего ровным счетом не произошло и не изменилось. И это чудовищно, люди! 

         Для ясного и наглядного понимания того, что сделали элитарии – паразитарии  со всем  миром, как они его изуродовали ради своих мерзких целей и делишек  несколько тысячелетий  назад,    достаточно сослаться на самый свежий,  еще кровоточащий  своими смертельными ранами пример таких же варварских деяний этих негодяев с нашей собственной страной.  Сравните онтологию и аксиологию  могущего и уважаемого во всем мире СССР – страны – победительницы в страшной войне, страны – космического первопроходца, страны с передовой наукой, образованием, культурой, физкультурой и спортом,  страны – экономического и промышленного гиганта, которому вполне  по плечу были любые задачи и  вершины – сравните все это цивилизационное великолепие с современным, достаточно жалким состоянием нынешней РФ – страны процветающих  олигархов, открыто паразитирующих на средства полностью ограбленного  и нищего народа. И это  опять чудовищно, люди! 

         Вторая эпоха развития  человека  — ее можно назвать эпохой Великого Очищения – эта эпоха перехода к ноосферному состоянию,  которая вряд ли будет простой и бескровной. Мы уже говорили о том, что паразитарии без боя не сдадут того, что они имеют для своего эгоистического процветания. Человечеству  -  от момента осознания и  понимания своего космического формата существования и жизни как космического путешественника и до момента устранения всего того  патологического,  накопленного человечеством на первом  этапе своего  развития – предстоит за свою честь,  достоинство, за свое настоящее Будущее выдержать просто гигантские Испытания и Жертвы.  И тогда, в случае своей победы, что далеко не однозначно (концепции прогрессивизма как методологического подхода в науке больше нет!) человечество сможет перейти в третью эпоху своего развития.

 

                  Третья  эпоха развития  человека  — ее можно назвать эпохой Космического человека – будет  эпохой  настоящего, уже полностью  состоявшегося человека, такого же общества и разума, будет миром Настоящей онтологии, аксиологии, деятельности, будет эпохой  Великой Коэволюции  человека, природы, общества, разума. В эту эпоху, по сути, и будет впервые  произведена на свет Истинная – Ноосферная -  цивилизационная конструкция Мира как единство природы,  человека,  общества,  разума. Вместо господствующей до сих пор ложной  и патологической конструкции – конструкции либеральной. Об этом нами сказано достаточно слов ранее.

         Слов о ноосферном мире  действительно всеми сказано уже вполне достаточно. Не пора ли  все эти  слова   обращать во  вполне реальные и успешные  действия?  Может быть,  есть смысл начать движение к новому состоянию мира с повсеместного  утверждения критерия ноосферизма в поведении людей? Не пора ли построить непреодолимую преграду для активности разного рода плохишей и всех их мерзких игр вокруг алчности, похоти, лжи, подлости, вражды и т.д.? Не пора ли  всерьез заняться  насильственным  прекращением всякой губительной для всех  активности паразитариев? Они уже  достаточно натворили бед на нашей планете и вполне пора   допустить делать  на космолете  Земля только то, что может быть полезным только всем землянам, только всей человеческой цивилизации, только всему космическому экипажу.  Все в Ваших руках и в Вашем разуме, люди!  В том числе и Ваше будущее!  Всем честным людям пора превращаться в сообщество КС новой, ноосферной цивилизации Будущего. Пора осознать, что Будущее никогда не приходит к нам просто с течением времени и в положенный час, оно – будущее – наш проект и наши усилия.  Какие усилия – такое и будущее. Для нашего общего светлого Будущего, уважаемые земляне,  нужны усилия героические,  других, к сожалению,  будет принципиально недостаточно.

         Справимся?  Надо бы…

 

Батурин Владимир Кириллович,
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН,
заведующий лабораторией Русской Философии Центра мир-системных исследований

 

 



[1] Социальный образ России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. – М. 2006. С.12.

 



Опубликовано: 9 октября 2016

Рубрика: Интересное в сети, Исследования, Россия и Мир

Ваш отзыв