Русский Бастион» Статьи » Условия и факторы движения современной России от состояния экономического кризиса к состоянию устойчивого роста и роль фундаментальной науки в этом процессе
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Условия и факторы движения современной России от состояния экономического кризиса к состоянию устойчивого роста и роль фундаментальной науки в этом процессе

edafe5a57ec2e9709f831241a6c1db7cРоссия и мир в целом переживает непростой период своей истории, когда процессы глобализации привели большинство государств мира в состояние кризиса и поставили страны и населяющих их народы перед выбором быть или не быть национальным экономикам, национальным культурам, и нациям как таковым.  Россия свой выбор сделала. Движение общества России по направлению выхода страны из кризиса к состоянию устойчивого роста уже идет.

В настоящее время происходит осознание идеологического консенсуса единства нации и зарождение СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИИ, с помощью которой наша страна выйдет из кризиса.

Прежде всего, в общественном сознании выкристаллизовывается  НАША МИССИЯ  –  духовно-нравственное возрождение общества, честный труд на общее благо.

Президентом России выражена НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ  – это  патриотизм, раскрывающийся как защита, обустройство, укрепление и развитие духовно-культурного пространства России.

Определилась НАША ЦЕЛЬ  –  духовное единение народа России в созидании своей страны, новой духовной светской цивилизации. В колоннах «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА» наших соотечественников в России и по всему миру мы ощущаем  духовное единение народа как следствие его духовно-нравственного возрождения.

Государство и общество сосредоточилось на решении ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ, которая стоит перед нами  на пути выхода из кризиса –  это подъем на новую траекторию экономического развития с утверждением нового технологического уклада.

Государство служит главным инструментом развития нации, а его устройство определяет возможности применения этого инструмента для реализации стратегии развития. Современное устройство России было заложено в Конституции РФ.

В  Статье 13  говорится о запрете на государственную идеологию  и  этот фактор затрудняет реализацию зарождающейся идеологии общенационального развития на государственном уровне.

Однако! Статья 7 утверждающая, что  Российская Федерация — социальное государство и Статья 2   провозглашающая приоритет прав и свобод  человека, находящихся под защитой государства,

закрепляют на государственном уровне идеологию социального либерализма. 

—Соответствует ли эта идеология запросам развития нации?

На практике эта идеология уже реализована  с помощью экономической доктрины «социального рыночного хозяйства» при успешном развитии  ведущих капиталистических государств после второй мировой войны.

Теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает сознательное планомерное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, 

трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.

Фактически закрепленная в Конституции РФ идеология  открывает широкие возможности  для развития страны и выражению интересов народа.

Однако действующее социально-экономическое устройство нашего государства сдерживает реализацию этих возможностей. В чем это выражается и в чем причина?

1.В странах  реализованного социального либерализма  денежно-кредитная система служит реальным стабильным инструментом государственной власти для управления экономикой и развития страны в целом.   России же только еще предстоит этого достичь. Ответственный в России за   денежно-кредитную систему Центральный банк  по Конституции и по закону о ЦБ РФ  является государственной организацией, участвует в работе Правительства РФ, отвечает за стабильность государственной валюты ( рубля), контролирует финансовый рынок и денежное обращение через систему своих дочерних банков  и коммерческих банков работающих по лицензии ЦБ, но самостоятелен в принятии своих решений , в своих действиях,  не имеет права финансировать Правительство РФ. ЦБ РФ не подчиняется Президенту, Правительству и государственной Думе, не  отвечает за рост экономики  и занятости населения.

Зато решения ЦБ РФ обязательны для исполнения  не только для всей банковской и денежно-кредитной системы страны,  но также для всех органов власти на федеральном и региональном уровнях.   В  связи с тем, что деньги служат главным инструментом управления экономикой государства, то фактически макроэкономикой России управляет ЦБ РФ, а не государственная власть.  Действия же ЦБ кроме Российского законодательства  дополнительно продиктованы Соглашением нашего Государства с Международным валютным фондом (МВФ), который взаимодействует с Россией через ЦБ РФ.

Председатель Банка России одновременно имеет статус  «управляющего» в Совете управляющих в Штаб-квартире МВФ,   наибольшее количество «голосов» в котором  у США, а решения этого Совета имеют влияние на принятие решения Председателя Банка России.  В сложившейся системе  наш геополитический противник США  посредством управления  МВФ реализует  возможность участия  в  управлении экономикой России через ЦБ РФ , влияя на его конкретные  действия и денежно-кредитную политику  в целом.

Именно поэтому при управлении Центральным Банком макроэкономикой России посредством банковской и денежно-кредитной системы,  сложилась практика денежной эмиссии рубля строго эквивалентно закупкам резервных валют и драгоценных металлов на внутреннем рынке России для формирования золото — валютных резервов, подавляющую долю в которых составляют доллары США.

Если  учесть, что  доллары США в Россию до сих пор поступают преимущественно от продажи природных ресурсов , то фактически  денежно-кредитная политика ЦБ РФ направлена  на то, чтобы  потенциал природных ресурсов России служил обеспечением для мировой финансовой системы, основанной на долларе США. Наша национальная валюта рубль, имеющая преимущественно долларовое    обеспечение, приближающееся уже к 200%  (но это не придает рублю стабильности) служит лишь промежуточным инструментом для обеспечения мировой финансовой системы национальным богатством России.  Производительные силы, которыми обладает Россия, вовлекаются в хозяйственный оборот  страны  посредством той денежной массы, которая образовалась в результате  обмена на рубли поступивших в Россию долларов от реализации на мировом рынке наших товаров и услуг. Внутренний рынок России имеет подчиненное значение  мировому рынку, так как денежно-кредитная политика ЦБ РФ подчинена международной финансовой системе основанной на долларе США.

            Успешный опыт США в создании долларовой финансовой системы охватившей всю мировую экономику необходимо перенять России. Сейчас  стабильный  доллар США не обеспечен золотом и иностранными валютами (в отличие от 200% обеспечения рубля).  Стабильность доллара  базируется на международных операциях по продаже мировых ресурсов (не только  нефти и золота),  и как следствие  — на мировой торговле в целом, а значит — на мировой экономике в целом.     Шестьдесят  процентов  запасов мировых природных ресурсов сосредоточены на территории РОССИИ,   которая имеет  пятую экономику в мире.   Все это служит мощным подкреплением стабильности доллара, но не рубля. 

С момента выхода нашего ЦБ из подчинения правительству России  еще во времена  СССР  при М.С. Горбачеве и до сих пор ресурсы России стали  частью той базы, которая обеспечивает устойчивое обращение доллара в мире.

Для обретения экономического суверенитета  России для начала необходимо изъять свои ресурсы из базы материального обеспечения обращения доллара и  положить свои ресурсы в основу обращения рубля.  В результате российская национальная валюта станет самой обеспеченной (ресурсами) валютой в мире и не потребует прямого золотого обеспечения.  Как это сделать? Это уже второй вопрос .  Пока на этом пути  наш Президент В.В. Путин  обратился  к участникам Евразийского экономического союза с призывом отказаться от доллара в создаваемом экономическом пространстве.

 Даже сама постановка этой задачи побуждает  международную финансовую олигархию осуществить все необходимое (вплоть до развязывания войны), чтобы не допустить  вывода ресурсов России из базы обеспечения доллара.  Ведь главным гарантом устойчивости долларовой финансовой системы служат вооруженные силы США и НАТО. Именно поэтому международная финансовая олигархия, используя государственный механизм США, осуществила переворот на Украине и превратила ее в плацдарм для борьбы с Россией.  Против России по определению академика Сергея Глазьева ведется гибридная война и создается угроза  начала горячей войны путем наращивания военного контингента НАТО на  западной границе с Россией.

Соответственно раз уже мы находимся в этой ситуации , то , прежде всего стоит задача по обеспечению национальной безопасности на случай  прямого военного посягательства на территорию России и обеспечив это переходить к решению задачи по возвращению своей национальной валюты в подчинение нации и вовлечению собственных ресурсов в экономический оборот посредством своей национальной валюты.

            Ведение Россией операции Военно-космических сил в Сирии при поддержке Военно-морского флота и средств противо — воздушной обороны  решает задачу по уничтожению боевиков ИГИЛ на дальних подступах , отработку  слаженных действий  этих родов войск с Сирийской наземной армией, испытание новых систем  вооружений  и  конечно же  укрепление государственного суверенитета России  (путем демонстрации возможностей Вооруженных сил РФ  ) с  целью  решения задачи достижения финансового и экономического суверенитета в целом.    Вооруженные силы России должны продемонстрировать всему миру, что они служат непревзойденным гарантом (обеспечением) устойчивости финансовой системы основанной на  национальной российской денежной единице, рубле. Поэтому всем странам смело можно вступать  в Евразийский экономический союз и находиться под зонтиком безопасности России.  Проведенный в Сочи саммит «Россия — страны АСЕАН» уже есть результат понимания лидеров этих стран, что реальную безопасность для их развития может обеспечить Россия

Приближается тот момент, когда Банк России сможет выйти из под влияния МВФ  и Россия  сможет  восстановить суверенитет своей финансовой системы без риска возникновения вооруженного противостояния с  НАТО , отстаивающего интересы международной финансовой олигархии.

Когда эта задача будет решена, то необходимо будет решить задачу обеспечения устойчивости рубля,  базируясь на устойчивом финансовом обороте обслуживающем всесторонне развитую экономику. Условно  всесторонне развитой  экономике соответствует  мировая экономика с высоким уровнем разделения труда. Судя по тому, что из позиции обороны Россия перешла  в наступление на Сирийском фронте и заняла активную позицию в реализации промышленной политики Союзного государства  России и Белоруссии, то Президент РФ отчетливо осознает порядок действий для обретения финансово-экономического суверенитета . Опираясь на Статью15 Конституции РФ о превосходстве международных договоров РФ над российским законодательством и используя возможности Союзного государства России и Белоруссии, наша страна имеет возможность обрести необходимый финансово-экономический суверенитет (независимость от международной финансовой олигархии) уже сейчас даже в условиях, когда ЦБ РФ находится под влиянием проамериканского МВФ. Требуются только целеустремленные слаженные действия с руководством Белоруссии по единому плану. Мы понимаем, что сделать это не просто. Это понимает и наш геополитический противник, стремящийся всеми силами разорвать союзнические связи Белоруссии и России, а также помешать реализации проекта Евразийского экономического союза.

Пока же Россия преимущественно сосредоточена  на  укреплении государственного  суверенитета.  Реализация этой задачи осуществляется в условиях ведения гибридной войны с международной финансовой олигархией  и  в условиях проведения военной операции в Сирии, от исхода которых зависит и обретение финансово-экономического суверенитета России.  В этот ответственный период наша страна переживает финансово-экономический кризис.  Правительство РФ разработало антикризисную программу  поддержки экономики, но  испытывает трудности по финансированию этой программы не смотря на то, что золотовалютные резервы ЦБ РФ уже почти в два раза превышают  рублевую денежную массу и не используются в финансировании экономики России .

      Сложное финансовое положение Правительства РФ связано также с тем , что в сложившейся системе государственно-экономического устройства  Правительство России играет  роль потребителя государственного  масштаба , потребителя бюджетных средств для реализации своих действий. Соответственно и антикризисный план составлен по принципу распределения бюджетных средств между  потребителями (хозяйствующими субъектами), от которых ожидается  наибольшая отдача. Это безусловно действенная мера, но  чрезвычайно ограниченная в своих возможностях так как базируется на принципах  потребления, ограниченных возможностями государственного  бюджета. Правительство РФ должно перейти на принципы созидания  и сосредоточиться  на том, как зарабатывать, а не как тратить.  Ибо главные возможности  для стимулирования роста ВВП сокрыты не только в возможностях финансирования экономики бюджетом России, а главным образом состоят  в возможностях вовлечения в хозяйственный оборот всего комплекса производительных сил России и сопутствующей монетизации  возрастающего ВВП. Однако для реализации этих возможностей в полной мере требуется обретение Россией финансово-экономического суверенитета. Судя по целенаправленным , системным действиям  Президента  и Главнокомандующего  РФ  В.В.Путина, он сосредоточен  в настоящее время над решением  именно этой задачи, так как в этом состоят приоритетное  условие национального развития и первостепенный запрос нации.

Наиболее короткий путь решения этой задачи лежит через учреждение электронной валюты «Союзного государства России и Белоруссии» и создание эмиссионного центра этой валюты «Союзного Центрального Банка». Это учреждение должно нести  ответственность  за рост экономики, оптимальный уровень монетизации экономики, всеобщую занятость населения на рынке труда, за стабильность государственной валюты ( союзного рубля), контроль денежного обращения и развитие финансового рынка, включающего в себя не только разветвленную сеть своих подразделений по всей стране, но и сеть региональных инвестиционных центров предназначенных для формирования портфеля инвестиционных проектов по развитию экономики и утверждению нового технологического уклада в каждом регионе, а также  несущего  долю ответственности в меру своей компетенции за исполнение плана социально-экономического развития Союзного государства. Норма ежегодного прироста инвестиций  должна составлять  ориентировочно 10% от размера достигнутого ВВП страны. Такой подход позволит обеспечить ежегодный рост ВВП на уровне 10% в год,  и осуществлять этот процесс  без угрозы возникновения инфляции, так как учрежденная электронная безналичная валюта предназначена для инвестиционных целей, осуществления взаиморасчетов  между юридическими лицами и государством,  и не предназначена для обслуживания розничной торговли. Целесообразно, чтобы электронная валюта «Союзного государства» в качестве обеспечения имела все национальное богатство входящих в союз государств. Соответственно при инвестировании средств в проекты на безвозмездной основе создаваемая собственность должна принадлежать союзному государству в качестве общенародной.  Распределение инвестиций по субъектам также должно осуществляться по принципу 10% от размера достигнутого ВВП каждым из субъектов. Рост налогооблагаемой базы возникающей при реализации инвестиционных проектов  обеспечит погашение 3%-го бюджетного дефицита ежегодно закладываемого в бюджет Российской Федерации.

2.   Во всех успешных странах социального либерализма существует система государственного планирования как главного элемента развития. Эта система как раз и обеспечивает вовлечение в хозяйственный оборот всего комплекса производительных сил.  В России же с момента распада СССР была  упразднена  система государственного планирования и в менталитет правящего в России класса нашим геополитическим противником была внедрена ложная идея отрицания плановой экономики как пережитка прошлого, приведшего к экономическому краху СССР. Закон о стратегическом государственном планировании в окончательном чтении принят Государственной Думой РФ только лишь в середине 2014 года, но пока не действует. Однако! После принятия этого закона бюджеты регионов в 2015 году стали исполняться в программном формате с сохранением функциональной структуры – это первый шаг к возвращению планового ведения хозяйства. Второй шаг – это разработка трех вариантов антикризисного плана развития экономики  России в 2016  году, которые будут исполняться в зависимости от  ожидаемой экономической конъюнктуры. Мы стали свидетелями начала государственного индикативного планирования, в котором пока план больше напоминает прогноз Минэкономразвития. Тем не менее, начало положено. Теперь экспертное сообщество должно будет дать объективную оценку практического применения закона и не допустить превращения важнейшего элемента экономического развития в профанацию. На основе закона должен заработать  эффективный механизм экономического,  правового  и административного воздействия на все сферы жизнедеятельности страны в сложившихся условиях.  В отношении главных целей социально-экономического развития  необходима выработка широкого национального согласия.

3. Сознательное планомерное конструирование конкурентного рыночного механизма (Ольсевич Ю. , 1994 ) государством  в соответствии с планами развития страны.  Этот принцип развития  рыночной экономики в экономической доктрине «социального рыночного хозяйства» коренным образом отличается  от  российского варианта, в котором  наши экономические власти длительное время  уповали на торжество невидимой руки рынка и минимальное участие государства, что характерно  для классического либерализма  стремящегося к упразднению государственной социальной системы, а значит упразднению важнейшего инструмента развития нации.

Таким образом, для успешного развития страны и населяющей ее нации на уровне государства должно быть реализовано три базовых принципа: 1)независимая финансовая система,  2) стратегическое планирование социально-экономического развития в соответствии с приоритетными целями и задачами национального развития, 3) наличие сконструированного государством конкурентного рыночного механизма решения поставленных задач в соответствии с определенными целями. Следует отметить, что  совокупность этих принципов  для успешного развития взята на вооружение    ведущими капиталистическими странами, но впервые  сочетание этих трех базовых принципов  в развитии  страны было реализованы в СССР в период первых пятилеток.

     В  период затяжного кризиса начала 30 гг. ХХ в. падение ВВП капиталистических стран достигло небывалых до тех пор масштабов. В  это самое время  только одна страна мира продемонстрировала «экономическое чудо» с необыкновенно высоким  ростом ВВП – это был Советский Союз, превратившийся за десять лет роста из экономически отсталой страны в самую передовую экономику Европы и вторую в мире. Несмотря на то, что Россия испытала в начале двадцатого века потрясения трех революций, огромные потери в Первой мировой войне и разруху от Гражданской войны, все же Россия оставалась интеллектуальной Родиной выдающихся экономических теорий ( бумажный рубль С.Ф. Шарапова, межотраслевой баланс  П.И.Попова и  В.И. Леонтьева , Теория больших экономических циклов Н.Д. Кондратьева),  которые, вероятно, послужили теоретической основой для принятия своевременных правильных решений и создания советской плановой экономики. Итогом выдающихся успехов СССР в экономике, социальной политике и культуре  в период затяжного кризиса в капиталистических странах стала   победа  во Второй мировой войне над гитлеровской Германией, которая распоряжалась экономикой, человеческими и природными ресурсами всех стран Европейского континента  и находящихся под их властью  колоний.

Переход от НЭП с рыночной экономикой к плановой экономике стал осуществляться в СССР с 1926 года, когда закончилась восходящая волна третьего большого Кондратьевского экономического К-цикла и наступал 25-летний период понижательной волны. Мировая экономика в целом закономерно сваливалась в период затяжного экономического кризиса, а в СССР  остановился  восстановительный рост в рамках НЭП.

Тогда и была руководством СССР реализована новая модель роста и развития экономики опирающаяся на сочетание трёх базовых принципов, позволяющих осуществить мобилизацию доступных для экономики ресурсов, превратить их в производительные силы и решить насущные задачи по развитию страны.

 Эта модель роста позже была осмыслена и принята на вооружение экономистами и государственными деятелями всего мира независимо от идеологических предпочтений.

 

 

                                   Универсальная политика роста и
                                                  развития экономики.

 

Рассматривая протекающий в мире глобальный  кризис в контексте теории Николая Кондратьева о больших К-циклах в  экономике, в течение которых происходит смена «технологических укладов»  (описанных академиком Сергеем Глазьевым), мы стремимся по тенденциям роста и падения ВВП, а также по темпам роста ВВП определить нынешнее положение экономики в структуре К-циклов.

Судя по устойчивому падению темпов роста ВВП с 2007 по 2015 годы можно предположить, что кризис 2008 года послужил началом понижательной волны пятого большого К-цикла. Подтверждением тому служит затяжное депрессивное состояние многих крупных экономик.  Эта волна может продлиться  ориентировочно двадцать-двадцать пять лет, примерно, до 2025-2030 годов.

 Однако! Непростой, но неуклонный переход России от резкого падения экономики в острую фазу кризиса во втором полугодии 2008 года и в 2009 году к  интенсивному восстановительному росту в 2010 году, и продолжение медленного, но роста до 2014 года в начальный период этой понижательной  К-волны,  во многом был связан с реализацией Программы антикризисных мер Правительства РФ.  Главной антикризисной мерой  была государственная финансовая поддержка банков и ведущих  промышленных предприятии.  Период  действия этой программы был краткосрочным, но своевременность и адресность принятых мер оказались эффективными на столько, что характеризует ее как политику мягкой мобилизации ресурсов государства в условиях рынка. Какие аналогии можно извлечь из истории?                                                                                                                                        

         Анализ цикличного развития экономики дает ключ к пониманию причины краткосрочных кризисов на повышательных волнах и затяжных кризисов на понижательных волнах кондратьевских циклов.  Ускоренный успешный выход из затяжных кризисов вопреки их проявлениям на понижательных волнах экономических циклов был возможен и происходил благодаря применению экономической политики мобилизации.                           

         История знает пример мобилизации государственных ресурсов на развитие инфраструктуры и системы социального обеспечения граждан, времен Великой депрессии конца 20-х и 30-х годов двадцатого века  в США, как успешную антикризисную политику, но затянувшую выход из кризиса на десятилетие в период понижательной волны третьего кондратьевского цикла.

         Один из самых ярких примеров выхода из кризиса того же периода (начиная с 1926 года) и дальнейшего ускоренного развития экономики, науки и общества в целом в течение 50 лет продемонстрировал Советский Союз. Руководство СССР успешно реализовало  мобилизацию всех доступных ресурсов страны  на достижение пятилетних планов по модернизации страны. Однако,  оно не сумело закрепить успехов ПЛАНОВОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ  и сохранить УСТОЧИВОГО РАЗВИТИЯ по причине почти полного исключения из экономики рыночной составляющей в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева в отличии от периода  правления И.В.Сталина, когда 3% собственности на средства производства в руках малых предприятий артельного типа давали 7% ВВП СССР и открывали возможность вовлечения в хозяйственный оборот тех материальных и новых технологических ресурсов, до которых не доходили руки государственного сектора экономики под руководством Госплана СССР. Как следствие в СССР позднего  периода происходило отставание в скорости внедрения в экономику различных новшеств и обновления основных средств  в производстве, что снижало конкурентоспособность экономики Советского Союза и привело к «застою» в период понижательной волны следующего четвертого кондратьевского цикла.

         Естественным стимулятором повышения конкурентоспособности производства за счет ускоренного внедрения различных новшеств и ускоренного обновления основных средств, служит капиталистический рынок. Послевоенная Япония сумела соединить в своем мобилизационном развитии  элементы планового ведения хозяйства (по примеру успехов Советского Союза) с господством основного регулятора экономики — капиталистического рынка. Советский Союз и послевоенная Япония  в отличие от всего остального мира имели догоняющие темпы развития по отношению к экономике США в третью четверть двадцатого века. Экономики всех остальных стран сохраняли тенденции отставания от экономики США.

         В конце семидесятых годов эстафету  ускоренного догоняющего развития у Японии принял коммунистический Китай. Правительство Китая сохранило плановое ведение хозяйства, но применило широкомасштабное внедрение рынка путем привлечения иностранных инвестиций (в том числе коллективных инвестиций) и передовых технологий в производство. Япония  при восстановлении послевоенной экономики и ее ускоренном развитии применила, главным образом, мобилизацию собственных государственных финансов для инвестирования в передовые высокотехнологичные отрасли экономики скупая во всем мире новые технологии, научные разработки и просто идеи. Китай же изначально при внедрении у себя рынка сумел мобилизовать свои главные ресурсы дешевого человеческого труда путем  кооперации с ведущими промышленными и технологическими игроками США и Западной Европы, освоив и закрепив у себя все базовые  технологии. Благодаря такой кооперации Китай смог закрепиться в глобальном разделении труда в качестве главной фабрики мирового производства с низкой себестоимостью. Планомерная мобилизация  мировых финансов и передовых технологий в соединении с мобилизацией дешевой рабочей силы при организации производств на территории Китая позволила вырасти впечатляющими темпами  не только экономике Китая, но и выйти из затяжного кризиса семидесятых годов (понижательная волна четвертого кондратьевского цикла) экономикам США и Западной Европы.

        Что же необходимо предпринять современной России для скорейшего успешного  преодоления кризиса и ПЕРЕВОДА  ЭКОНОМЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  НА НОВУЮ ТРАЕКТОРИЮ С УТВЕРЖДЕНИЕМ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА  вопреки наступающему длительному периоду понижательной волны пятого Кондратьевского цикла? 

Также как после 1925 года, когда в СССР НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА выработала потенциал роста рыночной экономики  в повышательной волне третьего К-цикла и была осуществлена смена модели роста на мобилизационную (с опорой на сохраняющийся и конструируемый под новые условия рынок , государственный план развития и независимую финансовую систему),  так и сейчас  мы должны найти новую модель роста.  Какой она должна быть? Должна ли она отличаться от этой универсальной модели роста, которую приняли на вооружение все преуспевающие страны мира?  Часть ответов мы найдем в программе антикризисных мер правительства России 2009 года,  в Стратегии 2020, в Предвыборной Программе Президента Путина В.В. в 2012 году, в программах антикризисных мер правительства России 2015 и 2016 годов, а также в реальных совершенных действиях Правительства по выводу страны из кризиса.

           Для взаимосогласованной реализации этих программ  требуется их системное осознание. Поэтому сначала ответим на вопрос  что же такое мировой экономический кризис? Ответы могут быть разные. Однако все ответы обязательно предусматривают, что кризис – это состояние мировой экономики с проявлением большого количества диспропорций накопившихся в  предшествующий период в результате несбалансированного развития отдельных фирм, отраслей, территорий, социальных групп населения, государств и всех других составных частей и  участников мирового хозяйственного механизма.

Соответственно для скорейшего преодоления кризиса и создания экономики успешного после — кризисного развития следует применить сбалансированное развитие, ведущее к устранению диспропорций.  Устранение и предотвращение диспропорций предполагает планомерность развития рыночной экономики. Планомерность призвана  усмирить  главную причину диспропорций — стихийность рынка. Взаимосогласованная эффективная реализация всех принятых к настоящему времени программ (чтобы они стали взаимодополняющими) возможна только при экономической политике ПЛАНОМЕРНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ РЫНОЧНЫМИ МЕТОДАМИ или при ПЛАНОМЕРНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РЫНКА .  Эта экономическая политика представляет собой волевое управление экономикой, использующее закономерные взаимосвязи и зависимости между различными элементами  социально-экономической рыночной системы, в основе которого лежит план (целенаправленного развития) по осуществлению действий и вовлечению различных ресурсов для решения задач на пути достижения социально-экономических целей.

 Впервые такой подход предложен в апреле 2009 года (Головков А.В.) при обсуждении Программы антикризисных мер, целью которой мы предложили РЕАЛИЗАЦИЮ  ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, а выход из кризиса, преодоление его последствий – это лишь попутное следствие рационально  организованной экономики, предполагающей сбалансированное развитие составных частей хозяйственного механизма , и предотвращающей возникновение диспропорций.

Успешная реализация Программы антикризисных мер Правительства РФ 2009 года и  последующие действия, осуществленные руководством страны в экономике и политике, несут признаки осуществления экономической политики мобилизации ресурсов.

10 сентября  2009 года Президент России Дмитрий Медведев провозгласил политику модернизации страны. Мы стали свидетелями продолжения целенаправленных волевых действий руководства страны по мобилизации имеющихся в стране ресурсов для ее рыночного развития. 

– В начале 2010 года в журнале «Эксперт» появилось сообщение о возобновлении систематизации информации в службе государственной  статистики с целью ее использования для расчета государственного межотраслевого баланса, так необходимого для планомерной мобилизации ресурсов.

– На протяжении прошедших семи с лишним  лет от времени принятия Программы антикризисных мер в марте 2009 года  многие из региональных правительств для экономического развития своих регионов применили мобилизацию ресурсов через корпорации развития различных организационных форм, которые использовались для реализации региональных программ развития экономики с привлечением частных и государственных инвестиций, что обеспечивает рост ВВП в этих регионах на фоне общего падения темпов роста ВВП России.  Характерный пример – это Корпорация развития Башкортостана. На федеральном уровне в мае 2011 года такая структура была создана Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным  под названием «Агентство стратегических инициатив», которое, к сожалению, за прошедшие пять лет не проявило себя так, чтобы страна эффективно вышла из кризиса.

– В мае 2011 года Владимир Путин поручил двум вице-премьерам Правительства РФ (Козак Д.Н., Хлопонину А.Г.) разработать программу развития межрегиональной конкуренции по привлечению инвестиций для реализации экономических проектов, что способствует мобилизации административного ресурса  для экономических целей.

– В стране заработали инвестиционные фонды по финансированию инновационных, промышленных проектов в экономике и проектов в области культуры. На федеральном уровне заработала корпорация  «Сколково», которая в настоящее время воспринимается международными специалистами в области инноваций в качестве проекта лидера международного инновационного процесса и служит механизмом мобилизации международных интеллектуальных и российских финансовых, а также административных  ресурсов по модернизации экономики.

– Проектирование еще до 2008 года и реализация таких крупных инфраструктурных проектов как газопровод СЕВЕРНЫЙ ПОТОК , нефтепровод и газопровод ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН,  подготовка Владивостока к  Азиатско-Тихоокеанскому экономическому саммиту, подготовка Сочи к зимней олимпиаде 2014 года и большого количества более мелких проектов, обеспечивающих инвестиционное развитие экономики. 

– Создание еще до 2008 года ГОСКОРПОРАЦИЙ предназначенных для решения конкретных задач в экономике на основе масштабных государственных инвестиций.

– Реализация широкомасштабной программы по поддержке сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, послужившей наиважнейшей составляющей обеспечения макроэкономического равновесия, реального снижения инфляции (с 2009 по 2014 год до момента рукотворной второй волны финансового кризиса) , поддержания платежеспособного спроса на потребительском рынке и рынке обслуживающем агропромышленный комплекс.

– Планомерное вовлечение всех автомобилестроительных корпораций мира в возрождение и модернизацию российского автопрома не только в качестве сборочных производств, но и в части создания производств автомобильных компонентов, а также развитие автомобильного проектирования.

– Реализация программы обмена «автомобильного хлама» на новые автомобили отечественного автопрома.

– Поддержка Правительством РФ авиапрома в создании новых пассажирских самолетов, в том числе на базе достижений военного самолетостроения.

– Ускоренное воплощение инновационных заделов в производство через широкомасштабное финансирование оборонной промышленности в предельно возможных объёмах для современного уровня  экономики.

- Строительство космодрома «Восточный»

– Широкомасштабное финансирование строительства жилья через ипотечное кредитование граждан государственными и частными банками – это фактически государственная поддержка строительной отрасли и производства наиболее капиталоемкого и финансово-мультипликативного продукта из всех товаров народного потребления. Эта поддержка позволяет монетизировать экономику в части производства  и одновременно перераспределять финансы  из потребительского сектора в инвестиционный. Эту же роль играет широкомасштабное развитие автомобилестроения через мобилизацию потенциала всех ведущих автомобильных корпораций мира и мобилизацию в эту отрасль национальных финансов через авто-кредитование в государственных банках.  Во многом благодаря авто-кредитованию и ипотечному кредитованию строительства жилья  руководством страны достигается макроэкономическое равновесие на внутреннем финансовом и потребительком рынках, сдерживается инфляция ,  а также сохраняется положительный валютный баланс между   экспортными и импортными внешнеторговыми операциями. Решается одна из первостепенных экономических задач по наращиванию национального банковского капитала, обеспеченного внутренним валовым продуктом.

– Преобладание в инвестиционном процессе государственных инвестиций по сравнению с частными.

– Вовлечение в написание «СТРАТЕГИИ 2020» большого количества ученых исследователей либеральной рыночной экономики, что способствовало обретению понимания происходящих рыночных процессов и осознание возможностей их  корректировки в процессе планомерной мобилизации рынка для  решения экономических задач.

– Наметилась необходимость перехода от политики профицитного  государственного бюджета к дефицитному, а реализация такого перехода в мае 2012 года в качестве эксперимента всего на один месяц способствовала локальным и кратковременным, но позитивным изменениям в экономике, что послужило прецедентом для применения этой политики в антикризисных планах Правительства РФ 2015 и 2016 годов.

– Осуществление финансовыми властями России предварительных мер по обеспечению свободного хождения рубля за пределами России в будущем.

– Создание таможенного союза, преобразование его в единое экономическое пространство и создание Евразийского Союза.

– Создание в 2011 году политического движения широких социальных слоев населения «Народный Фронт» в поддержку Владимира Путина в качестве национального лидера на выборах Президента и превращение этого движения в инструмент по отладке качественного управления страной.

– Инициатива Президента Дмитрия Медведева о вовлечение широких масс активного населения  в созидательную работу путем  облегченных условий по созданию новых политических партий.

– Работа по созданию БОЛЬШОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА  и расширение экспертного сообщества при Правительстве РФ.

– Наконец, в конце ноября 2011 года по инициативе Президента России Дмитрия Медведева  Государственной Думой принят в первом чтении закон                 О  ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ (социально экономического развития страы), предположительно ключевом элементе формирования  экономической политики рыночной мобилизации ресурсов. Благодаря появлению этого закона произошло  зарождение возможности построения социального рыночного хозяйства, работающего в интересах всех граждан России.

Это не полный перечень действий руководства России по  фактическому применению стратегии выхода из кризиса  через развитие посредством мобилизации ресурсов в условиях рыночной экономики. Благодаря этому применению элементов  правильной стратегии Россия в период с 2009г. до 2012 г. имела хорошие устойчивые темпы выхода из кризиса, которые тогда вселяли надежды на  успешный скорейший выход из Кризиса всей мировой экономики. Было ощущение, что вот-вот руководство России применит обозначенную стратегию в полной мере и тогда экономика России станет локомотивом мировой экономики. Этого не произошло, экономические власти не приняли в полной мере политику мобилизации ресурсов рыночной экономики России.  Закон    О  ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ в окончательном чтении принят лишь в середине 2014 года и начал применяться в 2016 году лишь     в  качестве    трех расчетных индикативных вариантов  антикризисного плана         действий .                  

Мировой исторический опыт развития дает основание утверждать, что   именно посредством применения системной политики ПЛАНОМЕРНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РЫНКА мы достигнем  ПОДЪЕМА  ЭКОНОМЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  НА НОВУЮ ТРАЕКТОРИЮ  С  УТВЕРЖДЕНИЕМ  НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  УКЛАДА.

Что мы должны учесть? Предусмотреть? Решить? Реализовать?

 Какие задачи предстоит решить при применении этой политики?

1. В стратегии СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ посредством мобилизации ресурсов в условиях рыночной экономики, с одной стороны должна учитываться  встроенность Российской экономики в глобальное разделение труда, а с другой стороны должна предусматриваться способность к развитию даже без растущих внешних рынков.

2. Планомерная мобилизация рынка должна идти успешнее при решении задачи расчета «идеального» межотраслевого баланса  обеспечивающего основу единого ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ и предполагающего включение в этот баланс мировой  рыночной конюктуры, а также движение товарных потоков в соответствии с глобальным разделением труда, мировым спросом и предложением. 

 3. Перенастройка работы государственных институтов и рыночных институтов государственного масштаба, обеспечивающих  слаженное функционирование единого хозяйственного механизма страны:

1)ЦБ РФ де-факто занимает важнейшую роль в обеспечении финансово-экономического суверенитета, а значит должен подчиняться Президенту РФ ответственному за защиту суверенитета и независимости государства. Все действия ЦБ РФ должны подчиняться единому плану развития страны под управлением Президента РФ.

2) ЦБ РФ должен отвечать за рост экономики, оптимальный уровень монетизации экономики, всеобщую занятость населения на рынке труда и нести долю ответственности за исполнение плана социально-экономического развития принятого Государственной Думой, а не только за стабильность государственной валюты ( рубля), контроль денежного обращения и финансовых рынков.

3) Министерство экономического развития (на фоне роста экономики обеспеченного ЦБ РФ) должно отвечать за развитие экономики в соответствии с мировыми тенденциями, запросами общества и целевыми установками принятыми Государственной Думой в плане социально-экономического развития, используя для этого механизм целенаправленного планомерного конструирования конкурентного рынка, рождающего спрос на инновации, и деловой среды, обеспечивающей внедрение инноваций в эффективный хозяйственный оборот .

4) Министерство регионального развития должно отвечать за реализацию планов развития регионов.

5) Министерство образования и науки должно быть разделено на  два ведомства: «Министерство образования» (в ответственность ему должно быть вменено дополнительно духовно-патриотическое воспитание граждан) и «Министерство науки и технологического перевооружения экономики» (именно оно должно отвечать за разработку и реализацию стратегии научно-технологического развития с утверждением нового технологического уклада, наука обязана превратиться из ресурсного потенциала в наиважнейшую производительную силу).

6) Стратегический план развития страны должен разрабатываться государственным органом  не входящим в структуру Правительства РФ, подаваться на утверждение в Государственную Думу РФ и Президенту РФ, а исполняться должен Правительством РФ, ЦБ РФ, Региональными правительствами и администрациями муниципальных районов. Исполнительные органы власти всех уровней  в  соответствии со своей компетенцией должны иметь право и обязанность предоставлять проекты государственного плана в орган государственного планирования.

Орган государственного стратегического планирования в условиях рыночной экономики может быть воссоздан  на базе управленческих компетенций Госкорпорации «РОСАТОМ» выступающей в настоящее время в качестве государственного органа воспроизводящего базовые характеристики плановой экономики и одновременно включающего в себя рыночные механизмы и процедуры.

4. Финансовая система должна быть способной рыночными методами аккумулировать в себе международные финансовые потоки и распределять их через рыночные институты, как для развития экономики страны, так и для развития экономик других стран, участниц глобального разделения труда. Финансовая система должна обеспечивать возможность автономного развития экономики всего хозяйственного комплекса страны, не зависимо от сложностей в работе мировых финансов.   В стране должна заработать всероссийская сеть региональных инвестиционных центров, обеспечивающая свободный доступ предприятий всех уровней к инвестиционным ресурсам, а для  граждан открывающая возможность  для инвестирования своих средств в реальную экономику без посредничества  банков.

5. Расчет текущего межотраслевого баланса хозяйственного комплекса страны фактически сложившегося на основе естественно работающей рыночной экономики

6. Превращение Академии наук , системы отраслевых институтов и вузовской науки в научную базу для непрерывной эволюции стратегии развития страны и отраслей экономики, — для расчета «идеального» и «фактического» межотраслевого баланса экономики страны, а также в научную базу для инновационной экономики.

7. Создание и применение оригинального юридического, финансово-экономического, управленческого рыночного механизма для развития инновационной экономики, внедрения новшеств, обновления основных средств в экономике, организации работы новых предприятий, направлений и целых отраслей экономики, — не государственной поддержки развития науки, культуры, спорта и молодежных движений, а также национальных проектов.

8. Создание информационно-программного комплекса для решения задач автоматизированного расчета межотраслевого баланса страны и регионов, а также для целей бюджетного управления отраслями и территориями. 

 

 

Региональные правительства  – 
локомотивы экономического развития.

         Ключом  к достижению требуемого результата в экономике является  развитие (стимулирование) рыночной конкуренции между всеми Российскими регионами и действующими на их территории хозяйствующими субъектами, которые участвуют в разделении труда единого Всероссийского хозяйственного механизма направленного на   реализацию плана социально-экономического развития страны и улучшение качества жизни населения.

Методы решения задач для достижения  требуемого результата продиктованы самой сутью

ПЛАНОМЕРНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ РЫНОЧНЫМИ МЕТОДАМИ. Развитие рыночной конкуренции между Российскими регионами (а не только между хозяйствующими субъектами — предприятиями) задает формат важнейших действующих агентов – это экономические блоки региональных правительств, призванных конвертировать административный управленческий ресурс регионов в стартовый капитал новых экономических проектов рыночной экономики.

Важнейший принцип рыночной конкуренции между Российскими регионами – это инвестиционная привлекательность.  Оценку инвестиционной привлекательности регионов ежегодно проводит журнал ЭКСПЕРТ. Региональные власти сумевшие обеспечить (наилучшую инвестиционную привлекательность) благоприятные условия для привлечения инвестиций, а также сумевшие привлечь инвестиции в предприятия расположенные на своих территориях тем самым задают лучшие стартовые позиции для успешного развития региональной экономики. На уровне правительств регионов обсуждаемая экономическая политика предполагает мобилизацию всех ресурсов и возможностей (в том числе административных) в рыночный хозяйственный механизм для реализации плана развития

Эта политика должна  предполагать следующие действия: 

1) продолжить создание корпораций развития на уровне правительств Российских регионов (в значительной части регионов такого рода структуры уже созданы), 

2)осуществить разработку с их помощью планов стратегического развития регионов,

3) расчет межотраслевых балансов регионов входящих в межотраслевой баланс страны в целом для целей определения оптимального количества предприятий различных отраслей и создаваемых в них мощностей,

4) создание региональных центров коллективных инвестиций путем учреждения местными правительствами управляющих компаний с контрольными пакетами акций, принадлежащими государству, но работающих на конкурентных рыночных механизмах

 5) организация отраслевых инвестиционных фондов в рамках этих управляющих компаний, предназначенных для инвестирования в предприятия и проекты,

6) концентрирование в инвестиционных фондах финансовых ресурсов путем продажи паев этих фондов гражданам, предприятиям, государству и иностранным инвесторам,

7) инвестирование ресурсов фондов в предприятия и проекты, предназначенные для реализации плана стратегического развития регионов,

8) прибыль, полученную фондами от инвестиций, реинвестировать в развитие производства и частично в инвестиционные фонды учрежденные специально для поддержки спорта, культуры, молодежных проектов, национальных проектов.

            Существующее сегодня в России законодательство, обеспечивающее правовую базу коллективных инвестиций в рамках управляющих компаний,  позволяет ускоренными темпами наращивать объемы инвестиций за счет льготного налогообложения инвестиционных фондов  налогами на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество. Такое положение  фактически можно сравнить с внутренними экономическими зонами (очерченными юридическими рамками), дающими возможность осуществлять развитие экономики и производительных сил, но сдерживающими рост инфляции, так как макроэкономическое равновесие обеспечивается механизмом оттока финансов из потребительского сектора в инвестиционный сектор экономики. Кроме того, организация работы региональных центров коллективных инвестиций обеспечит создание  инфраструктуры предназначенной для перераспределения свободных  финансовых ресурсов граждан, региональных правительств, банков, государства и иностранных инвесторов, а также в целом  ресурсов из мировой финансовой системы в реальный сектор экономики. Формирование мирового финансового центра в России должно опираться на  финансовую инфраструктуру  представленную не только банковской системой, но и сетью инвестиционных центров  (организованных на базе управляющих компаний при региональных правительствах всех федеральных субъектов России), выступающих в качестве проводников мировых финансов в реальный сектор российской экономики.

Региональные правительства субъектов федерации должны стать локомотивами экономического развития России. Вот где главная точка приложения сил МИНРЕГИОНРАЗВИТИЯ.

Создание региональных инвестиционных центров с контрольным пакетом акций в руках региональных правительств  обеспечит высокую степень доверия со стороны инвесторов, так как инвестиционный процесс будет проходить под контролем государственной власти, в интересах  развития экономики регионов и соблюдением прав инвесторов.

 

Формирование нового технологического уклада.

         Существует мнение, что инвестировать следует только в предприятия нового технологического уклада. Однако! Новый технологический уклад в экономике  не возникает с чистого листа, а зарождается  (в качестве  новых технологий обеспечивающих новые конкурентные преимущества) в недрах  предшествующих технологических  укладов служащих основой для функционирования экономики.

           Мобилизация ресурсов для массовых инвестиций в предприятия, обеспечивающие высокопроизводительный выпуск высокорентабельной продукции, востребованной на рынке, обеспечит ускоренный рост материальной основы для создания и утверждения нового технологического уклада в экономике. Такой подход нам поможет сохранить еще не растраченные полностью и в новых условиях преумножить технологические компетенции  во всех сферах народного хозяйства. Россия заняла к настоящему времени  определенные экономические ниши в международном разделении труда и,  являясь составной частью международной экономики, в своих инновационных исследованиях опирается  на опыт международных достижений. Однако, не обладая собственными производствами в тех или иных технологических сферах,  мы ограничиваем свою экономику от экономически целесообразного применения  новых  технологий, которые разработаны в наших инновационных центрах (в том числе Сколково), и тем самым сдерживаем развитие своего народного хозяйства. На результатах наших технологических разработок зарабатывают те  страны, которые имеют соответствующую производственно-технологическую базу по применению  этих разработок. Невозможно  сохранить и приумножить технологические компетенции, а значит невозможно обеспечить свое технологическое и в целом экономическое лидерство в глобальном международном соревновании, не обладая  собственной производственной (индустриальной)  базой для  экономически эффективной  реализации новых технологий.

         Новая индустрия,  построенная на новых современных технологиях, позволит в разы повысить производительность труда  трудоспособного населения и тем самым обеспечить получение необходимых ресурсов для финансирования пенсионной системы, поддержки молодых семей для увеличения рождаемости и других социальных программ будущего социального рыночного хозяйства. Новая индустриализация России должна осуществляться по принципу развития востребованных в мировой экономике отраслевых кластеров, в которых требуется сосредоточить ресурсы, образовательные и исследовательские подразделения, опытно-конструкторские инновационные  производства и в конечном итоге осуществлять массовый выпуск современной конкурентной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Такой подход поможет нам  (путем технологической эволюции) создать высокоэффективную экономику, в которой естественным  путем должен сложиться  новый технологический уклад.

Создавая отраслевые кластеры, которые интегрируют высокоинтеллектуальные ячейки, слагающие собой цепочки создания производства  продукции, востребованной в мировой экономике, мы должны осознавать, что – это мобилизационный механизм достижения результата, «мотором» в котором действуют люди.

Одновременно в обществе требуется сформировать (создать) условный «вечный двигатель» обеспечивающий непрерывное развитие общества и экономики в направлении создания новых технологий и нового технологического уклада. Для начала требуется осознать — в чем суть этого механизма.

 

 

Разделение труда, специализация и инновационное
развитие как основа развития экономики и создания
нового технологического уклада.

          Из истории мы знаем, что зарождение рынка было обусловлено разделением труда между хозяйствующими субъектами. Именно разделение труда  продолжает быть основной движущей силой развития мировой экономики до сих пор. На каждом новом витке эволюции человеческого общества по мере углубления процесса разделения труда происходит специализация хозяйствующих субъектов на тех или иных видах деятельности, и там, где формируется специфическая благоприятная творческая среда для специалистов,  возникают инновации.  Появившиеся инновации в свою очередь на новом  витке порождают новые виды деятельности и создание новых продуктов востребованных рынком, что приводит к организации новых предприятий, новых производств, повышению производительности труда, увеличению эффективности производства.  Инновации служат конкурентным преимуществом для тех предприятий, которые первыми их применили в своем развитии до момента  использования  этих новшеств большинством участников рынка. Именно поэтому конкурентный рынок служит главным заказчиком на инновации, а инновационное развитие (создание новых технологий и технологического уклада) и связанное с ним продолжение  разделения труда на рынке создает основу для роста экономики в целом. И наоборот, отсутствие инноваций тормозит развитие и рост экономики. Отсюда вывод – с целью обеспечения перспектив естественного роста экономики на базе новых технологий и нового технологического уклада требуется создание благоприятной среды инновационного развития. Какие главные элементы среды благоприятной для  инновационного развития?

1.Прежде всего это высокий уровень массового современного академического образования граждан (то, что было в СССР, а сейчас есть в Японии).

2. Новейшая научная и лабораторная база мирового уровня в разветвленной системе отечественных научных школ:  в Академии наук отвечающей за фундаментальные исследования, в исследовательских подразделениях  Государственных университетов и производственных корпораций, а также в прикладных институтах и специализированных инновационных центрах.

 3. Непрерывная модернизация всех составляющих экономики и жизни общества в целом на основе современнейших мировых достижений. 

4. Всесторонняя поддержка  развития конкурентного рынка — главного заказчика на инновации. (Статистика количества открывшихся и закрывшихся фирм служит одним из формальных показателей состояния активности конкурентного рынка.) Всемерная поддержка участников рынка в  создании новых производств на основе новых технологий. Создание новых производств силами государства с последующей конкурсной передачей их в управление профессиональным участникам рынка. Интеграция университетов, академических лабораторий, прикладных институтов и производственных предприятий в отраслевые технологические кластеры. 

5. Поддержка государством производств обеспечивающих массовое вовлечение населения  в технологическую грамотность и приобретения технологических  компетенций.

6.Создание рыночных институтов федерального и регионального уровней, выступающих инициаторами разработки  планов развития территорий и отраслей,   обеспечивающих  привлечение инвестиций в наиболее перспективные проекты, производства, научно-технические исследования и разработки – это корпорации развития  и инвестиционные центры, работающие на юридической основе управляющих компаний (аналогов американских инвестиционных банков) с контрольным пакетом акций принадлежащих государству. Льготное налогообложение предоставленное законом для инвестиционных фондов учрежденных в рамках управляющих компаний позволяет ускоренными темпами наращивать инвестиционный процесс.

7.Создание особых экономических зон (ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮШЕГО  РАЗВИТИЯ) с целью обеспечения  в них условий беспрепятственного создания и внедрения инноваций.

8. Развитие финансовой системы страны до уровня мирового значения, которая способна обеспечить:

1) экономику повсеместным банковским обслуживанием, 

2) высокую степень доступности хозяйствующих субъектов к «длинным» деньгам, по низким ставкам, хотя бы аналогичным тем, что предоставляются в Евросоюзе,

3) беспрепятственную возможность участия в коллективных инвестициях всех категорий совершеннолетних граждан,

4) спрос на национальную валюту (рубль) не только в качестве внутри российского платежного средства, но и в качестве  платежного средства для международных операций.

5) прямое участие Центробанка в финансировании по минимальным процентным ставкам проектов развития путем выкупа облигаций золотодобывающих и алмазодобывающих предприятий, облигаций предприятий ориентированных на экспорт или замещающих импорт, облигаций корпораций развития регионов, облигаций муниципалитетов  выпускаемых под строительство объектов развития экономики, облигаций выпускаемых  под строительство инфраструктурных проектов. В таких вариантах поступление денег в экономику будет обеспечено внутренним валовым продуктом, в том числе сопровождаться  возрастанием валютной выручки и возможностью дальнейшего наращивания  золотовалютных резервов, что обеспечит укрепление финансового состояния страны за счет роста национального капитала, поддерживая непрерывное развитие экономики.

6) стимулирование спроса на продукцию предприятий ориентированных на экспорт с помощью Центрального банка России, который должен  вести работу по рублевому кредитованию  (на условиях связанных кредитов) внешнеторговых партнеров в ранге  правительств государств, которые направляют полученные кредиты на  приобретение продукции предприятий России.

 

 

Развитие товарно-денежных отношений диктует
необходимость принятия новой финансовой политики.

          По мере развития инноваций, углубления разделения труда и связанного с этим развития  рынка  происходит развитие товарно-денежных отношений, в которых финансы являются неотъемлемой частью этих отношений  и призваны обслуживать рынок и рост экономики, а соответственно обладают оплодотворяющими свойствами по отношению к инновационному развитию, так как призваны обслуживать товарно-денежные отношения развивающиеся в связи с вновь возникшими инновациями и инновационными продуктами. Все логично и закономерно, что побуждает положиться на рынок как естественный регулятор развития экономики. Однако нельзя допускать стихийности в развитии рыночной экономики. Формирование новых предприятий, новых производств с выпуском  новых видов продукции произошедшее в следствие развития инноваций неизбежно оттягивает на себя часть оборотных средств необходимых для обслуживания товарно-денежных отношений во вновь возникающих сегментах экономики. Такое положение вызывает дефицит оборотных средств в экономике, что может сдерживать ее рост (как это происходит в настоящее время в России), так как рост экономики сопровождается товарно-денежными отношениями, в которых только платежеспособный спрос способен вызвать ответное товарное предложение.  Поэтому денежная база в экономике должна расширяться  непрерывно. На каждый процент запланированного роста ВВП  в год пропорционально должно возрастать количество денег в экономике. Коэффициент пропорциональной зависимости роста ВВП от роста количества денег в экономике следует определить эмпирическим путем, опираясь на успешные примеры развития других стран, избежавших инфляции. Благополучие граждан и перспективы развития  нации зависят от роста экономики, который не должен сдерживаться дефицитом ликвидности.

         Монетизация (отношение рублевого денежного агрегата М2 к ВВП) служит  ключевым фактором ускоренного роста и падения экономики ( http://cyberleninka.ru/article/n/monetizatsiya-ekonomiki-kak-drayver-ekonomicheskogo-rosta ). Анализируя  расчеты опубликованные Черемисиной Д.В в приведенной статье и данные  Росстата ( http://www.vestifinance.ru/articles/67006, http://ria.ru/economy/20100201/207176810.html ) не трудно  заметить, что снижение прироста уровня монетизации  российской экономики в период с 2006 по 2014 годы вплоть до отрицательных значений в 2008 (-7,2704) и 2014(-2,4776) годах  привело к кризисным явлениям и отрицательным значениям  темпов роста ВВП в последующих 2009 (-7,9%)  и  2015 (-3,7%) годах.  Связанное с этим снижение платежеспособного спроса на начальном этапе снижения прироста уровня монетизации обостряет конкуренцию на рынке товарных предложений и снижает цены. При длительном дефиците платежеспособного спроса  снижается выручка предприятий. В условиях сохраняющихся, или возрастающих, затрат на обслуживание оборота происходит снижение рентабельности предприятий, «проедание» оборотных средств, и как следствие сокращается товарное предложение до минимального перечня наиболее продаваемого ассортимента  товаров и возрастание цен.

В результате дефицит платежеспособного спроса (в настоящее время в Сибири наблюдается отсутствие денег у населения как результат низкой монетизации экономики) при прохождении полного цикла своего влияния на экономику  вызывает инфляцию, а не ее снижение. Снижение инфляции происходит только при  изобилии товарного предложения в условиях высокой конкуренции и одновременно высокой платежеспособности населения. Такие условия возникают при стабильном целенаправленном финансировании расширения производства товаров обладающих спросом.  При этом автоматически возрастает платежеспособность населения за счет мультипликативного эффекта возникающего в результате перетока  части инвестиционных средств (предназначенных для расширения производства товаров) в доходы граждан, полученных ими в качестве зарплат. Как  следствие, создаются условия для поддержания платежеспособного спроса.

Кредитование граждан и предприятий на существующих ныне условиях 20-30% годовых , накопления граждан и прибыль предприятий не могут обеспечить в настоящее время  экономику оборотными средствами для развития в достаточном количестве. Оборотных средств в экономике достаточно лишь только для ее медленного угасания, что мы и наблюдаем в России в течение восьми лет депрессивного состояния экономики на фоне девятилетнего снижения прироста уровня монетизации. За состояние этого  макроэкономического показателя в России никто не отвечает, хотя монетизация есть ключевой фактор ускоренного роста экономики. Соответственно и за  острые фазы кризиса 2008 и 2014 годов проявившиеся в следствие резкого падения уровня монетизации никто не отвечает. Требуется принятие нового закона о  ЦБ РФ, в котором необходимо вменить в  обязанность  ЦБ ответственность за рост экономики и уровень монетизации, как ключевой макроэкономический фактор роста, а также за полную занятость населения как главный показатель экономического  и социального здоровья государства действующего в рамках социального государства заявленного в 8 статье Конституции РФ.

В настоящее время необходимо решить следующие задачи:

1) снизить кредитную нагрузку на экономику,

2) восстановить платежеспособность населения и предприятий мультипликативным путем за счет дополнительных денежных вливаний в производство промышленных товаров народного потребления и сельского хозяйства, которые обеспечат замещение импортной продукции, 

3) перейти к прямому финансированию государством инфраструктурных проектов и  запуску новых программ инвестиционного финансирования  ведущих  отраслей экономики.  Необходимо остановить деградацию экономики и перейти к намеченному развитию!

         По этой причине от государства требуется более активная инвестиционная деятельность по прямому финансированию проектов новой экономики без осуществления коммерческих кредитных нагрузок на  участников хозяйственной деятельности. Снизившаяся продовольственная инфляция в период с 2007 по 2014 годы благодаря разумной политике Правительства России по поддержке сельского хозяйства за счет бюджетных средств, свидетельствует о целесообразности идти по этому пути в развитии экономики. Следует отдать должное руководству страны. По мере возможностей бюджета задачи пунктов 2) и 3) призван решать План антикризисных действий Правительства РФ на 2016 год.

Хотя ЦБ РФ не отвечает за рост экономики и обеспечение полной занятость населения и ему запрещено финансирование Правительства РФ, но его действенное участие в решении этих задач возможно в условиях действующего законодательства.  Центральный банк России может взять на себя стимулирование спроса на продукцию предприятий России,  которые ориентированы на экспорт,   посредством  рублевого кредитования   внешнеторговых партнеров в ранге  правительств государств,  которые заинтересованы в приобретении продукции предприятий России.  Продукцию они могут приобрести на условиях связанных рублевых кредитов от  ЦБ РФ. Таким образом, будет осуществляться  повышение уровня монетизации экономики под конкретные запланированные объемы выпуска экспортной продукции.

Предполагаемые в Посланиях Президента широкомасштабные государственные инвестиции в агропромышленный комплекс, следует рассматривать как наиважнейшую, оптимальную отправную точку для восхождения на следующую ступень развития всего народнохозяйственного комплекса страны.  Осуществление этих инвестиций за счет государственных финансов в настоящее время возможно при переходе к политике умеренного бюджетного дефицита и наделении Центробанка ответственностью за рост экономики с широким применением выкупа облигаций развития у хозяйствующих субъектов. Вся остальная экономика, служащая базой для развития получит деньги мультипликативным путем. Каким образом это возможно осуществить?

В Антикризисном плане Правительства на 2016 год  заложен бюджетный дефицит в размере, не превышающем трех процентов. Если учесть, что в 2015 году на поддержку развития промышленности Правительством было выделено 20 млрд. рублей и эта мера дала положительный эффект, то принятие бюджетного дефицита в размере 3% от размера достигнутого ВВП, что составляет порядка 2,4 трл. рублей, направленных на развитие экономики может стать началом новой волны роста.

 

                                Драйвер технологического перевооружения экономики.

В настоящее время одним из драйверов технологического перевооружения экономики и зарождения нового технологического уклада служат предприятия оборонного комплекса России. Программа перевооружения армии и флота должна быть завершена в период с 2018 по 2020 годы. Высвобождающиеся машиностроительные мощности оборонного комплекса могут быть направлены на выпуск высокотехнологичной продукции по реализации плана утверждения нового технологического уклада  на селе. Наступило время разработки и реализации широкомасштабного проекта развития села, которое должно стать заказчиком на производство высокотехнологичной продукции для промышленности России. Это уже должно быть не только  импортозамещение, а проект с заявкой на глобальное технологическое лидерство.  Существует ли в стране портфель  инвестиционных проектов по развитию экономики и утверждению нового технолгического уклада, посредством  которого будут освоены инвестиционные деньги бюджетного дефицита? Благодаря реализации этих инвестиционных проектов возрастет ВВП страны и в качестве налогов эти средства будут возвращаться в бюджет государства. Именно формирование такого портфеля и есть первостепенная задача государственного органа стратегического планирования, который предстоит воссоздать руководству нашего государства.

В качестве одного из вариантов  такого инвестиционного проекта предлагается (выражаясь фигурально) «эскизный проект» развития Дивеевского района Нижегородской области, на базе которого предполагается отработать концепцию развития российского села в режиме утверждения нового технологического уклада  и превратить его в наиважнейшего заказчика высокотехнологичной продукции , которая может производиться на заводах оборонного комплекса после завершения работы над государственным оборон- заказом. Этот проект актуален также и в связи с тем¸ что автор теории больших К-циклов в экономике Николай Кондратьев выявил эмпирическую закономерность: понижательные волны больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства. Очень вероятно, что современники Кондратьева разрабатывающие программу развития села как раз в период понижательной волны третьего К-цикла учитывали эту закономерность и действуя на опережение выработали простую схему перехода села на новый четвертый технологический уклад (укрупнение масштабов сельхозпроизводителей  до крупных колхозов и совхозов требующих  применения техники работающей на двигателях внутреннего сгорания – трактора, комбайны, автомобили) и через это обеспечили на длительное время заказами нарождающуюся в СССР тяжелую промышленность и повысив эффективность сельскохозяйственного производства, осуществили задел в продовольственной безопасности  на период индустриализации, ведения Великой Отечественной Войны и послевоенного восстановления народного хозяйства. В период понижательной волны четвертого К-цикла СССР оказался недостаточно подготовленным к длительной депрессии в сельском хозяйстве и длительное время в СССР ощущался недостаток продуктов питания, выразившийся в пустых полках продуктовых магазинов. В настоящее время Россия находится в аналогичной ситуации. Мы находимся в самом начале или по самым оптимистичным оценкам  в преддверии начала понижательной волны пятого К-цикла. Именно сейчас государству необходимо позаботиться о технологическом перевооружении села, повысить производительность труда в сельхозпроизводстве и превратить его в драйвер развития экономики, утверждения нового технологического уклада, а также в место возрождения и развития нашей нации как основного заказчика на существование национального государства Россия в будущем. Предстоящая сельскохозяйственная перепись в России намечена очень своевременно. Она должна дать толчёк предстоящему развитию села.

 

 

                      Дивеевский район Нижегородской области

                как пример поиска пути развития российского села.

 

Дивеево – это духовный центр православного мира, Четвертый удел Пресвятой Богородицы.

Это место служит центром притяжения православных людей со всего мира. Оно служит важнейшим элементом на пути духовно-нравственного возрождения  России  как важнейшей составляющей возрождения основ русской культуры, формирующейся нации и  русского патриотизма.

 В связи с этим  развитие села Дивеево и Дивеевского  района в течении  25 лет во многом связано с восстановлением и развитием Свято-Троицкого Серафимо — Дивеевского монастыря , которое в свою очередь гармонично  взаимосвязано с развитием и обустройством  района.

Село и район постепенно превращаются в инфраструктурное обрамление монастыря , местом встречи паломников приезжающих для посещения монастыря, местом  их пребывания в периоды между службами в монастыре и  поездками по паломническим местам в окрестностях  Дивеево. 

Дальнейшее развитие   также предполагает продвижение в этом направлении.

В центре программы развития стоит человек.

В связи с этим предполагается решить задачу роста населения:

1)Повышение рождаемости.

2) Снижение смертности.

3) Закрепление молодежи на селе.

4)Привлечение в район новых жителей.

5)Рост доходов бюджета для финансирования программ развития.

С  чего начать комплексное развитие?

  1. Создать рабочие места для местных жителей и  обеспечить  рост доходов бюджета.

1)      Так сложилось, что драйвер развития в Дивеево – это монастырь. Через  развитие монастыря реализуется укрепление   Четвертого удела Богородицы.  Соответственно в светском сегменте складывающегося хозяйства необходимо создание инфраструктуры обеспечивающей привлечение и обслуживание паломников, туристов.

2)      В связи с верой православных в особое предназначение  Четвертого удела Богородицы в Дивеево существует стремление  части верующих людей поселиться здесь. Этот запрос  удовлетворен большим количеством предложений к продаже домов , земельных участков и квартир, но  все предложения не соответствуют надвигающемуся новому технологическому укладу. Поэтому  предстоит реализация строительного инновационного проекта по утверждению нового технологического уклада на селе.

3)      Существует определенная категория православных, которые хотели бы  создать в Дивеево свою усадьбу с устройством системы автономного  жизнеобеспечения.   В проектных организациях существует ответ на такой запрос.  Он появился в связи с реализацией заказов на создание поселений такого  рода в Арктике и в Сибири.  Поселения предусматривают не только строительство жилых домов с приусадебным хозяйством, но и организацию производственной и социальной сферы  с утверждением нового технологического уклада жизни на селе.

Потенциальные участники такого проекта  преимущественно входят в число прихожан Храма Христа Спасителя в Москве, а также есть почти в каждом крупном городе России.  Количество участников проекта варьирует  от 50 до 150 . Их реально собрать с территории России.

При реализации проекта необходимо применить  местных специалистов прошедших переподготовку.  Созданные внутри поселения предприятия, принадлежащие участникам проекта, скорее всего,  станут местом трудоустройства  из  числа местных жителей старожилов прошедших переподготовку. Совладельцем  этого комплекса может стать администрация района (или области),  предоставившая в качестве инвестиции земельные участки.  По мере необходимости  администрация может выйти из участия  этого проекта путем передачи своей части собственности в лизинг  или прямой продажи другим  участникам проекта.

4)      Для  укрепления возможностей сбыта продукции местных сельхозпредприятий и приусадебных хозяйств необходимо создание предприятия по переработке сельхозпродукции  с выпуском  продукции длительного хранения и безопасной транспортировки. Высокая добавленная стоимость  этой продукции должна принести доход селу для его развития.  Необходимо каждому сельскому приусадебному хозяйству предоставить возможность  зарабатывать средства на существование, приблизив к нему рынок сбыта его продукции.

а) Начинать следует с  организации работы рынка социальной поддержки местных пенсионеров. Пенсионеры с местной пропиской должны иметь исключительное право для организации работы торговых мест по сбыту продукции местных хозяйствующих субъектов.

б) Следующий шаг  — это организация работы консервного завода, специализирующегося на консервации местных дикоросов  и сельхозпродукции выращенной по заказу местными производителями. Для круглогодичного обеспечения завода сырьем в его перечне  в хранилищах должна быть тыква и другие  культуры с длительным хранением .

в) Организация работы садово-ягодного хозяйства и питомника по культивированию и размножению местных районированных сортов

г) Важнейшим компонентом должно стать мукомольное производство с сопутствующим производством комбикормов, хранением сырья и  готовой продукции. В  связи с этим местным земледельцам предстоит переход  на  возделывание новых сортов пшеницы, пригодных для производства хлебо-булочных изделий.

г) Организация садкового выращивания рыбы в местных прудах с  частичной переработкой ее на созданном  местном  перерабатывающем предприятии.                  д) По данным  Газеты Ударник( №101 от 24 декабря 2014 года)  обеспеченность           Нижегородского региона молочными продуктами составляет 67%, мясом – 36%. Эти цифры говорят о  востребованности  развития мясного и молочного животноводства сельхозпроизводителями Дивеевского района , а также о сопутствующих этому животноводству перерабатывающих предприятий.

5) Организация работы учебного комбината, на базе которого  должно идти обучение тем специальностям, которые требуются в предстоящие периоды  развития района и дальнейшего обслуживания производства.

6) Должен быть создан отдел по планомерному развитию рынка. В его обязанности должен  входить  анализ состояния рынка, потребительского спроса, конюктуры, создание  предприятий  востребованных и пока отсутствующих на рынке, подготовка  к продаже этих предприятий,  если наполнение бюджета от их продажи предполагается  быть  выше, чем от устоявшихся поступлений с продажи продукции и услуг этих предприятий.

Главным ориентиром  в работе этого отдела в настоящее время может служить структура складывающегося бюджета Дивеевского муниципального района.  По имеющимся данным (Газета Ударник №102 от 26 декабря 2014 года.) на 2015 год он был сформирован в следующих цифрах:

Доходы района 417990, 4 тыс. руб..

Из них:

 Поступления из вышестоящих бюджетов запланированы в сумме 286728, 2 тыс.руб.

Что составляет 69%. Доля  собственных доходов – 31%.

Район по-прежнему остается дотационным.

Первостепенная задача отдела по планомерному развитию рынка Дивеевского муниципального района  — это формирование такой структуры комплекса хозяйствующих субъектов, при которой деньги, поступающие в район, максимальным образом оставались  бы в районе в качестве оборотных средств внутри развивающегося рынка.

 

7) Целесообразно создать отдел по утверждению нового технологического уклада хозяйствования на селе. Этому отделу должен быть подчинен учебный комбинат. Этот отдел должен определять  в учебном комбинате научно — технологический уровень  программ подготовки  специалистов на селе.  Одним из направлений работы этого отдела также может быть  взаимодействие с Саровским технопарком и территорией опережающего развития на предмет реализации новых технологий хозяйствования на селе в Дивеевском районе. Не исключена возможность создания предприятий по производству технологических новшеств  востребованных при  утверждению нового технологического уклада хозяйствования на селе.

8)В настоящее время следует провести анализ существующего положения дел, обобщить достижения района, определить его положение в структуре народнохозяйственного комплекса  Нижегородского региона и  России в целом, оценить состояние развития района на фоне мировых тенденций социально-экономического и научно-технологического развития. Это исследование предполагается провести по следующему проекту:

 

 

 ДИВЕЕВСКИЙ РАЙОН. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

 

  1. Исторический и географический очерк.
  2.  Структура производительных сил:

           1)Народонаселение, социальная сфера, культура, духовное развитие.

           2)Природные ресурсы

           3)Сельское хозяйство

           4)Промышленность

           5)Торговля

           6)Финансы и денежно-кредитные отношения

           7)Наука

           8)Технологии и техническая оснащенность, транспорт.

      3.Вовлеченность производительных сил в народно-хозяйственный оборот.

      4. Положение района в структуре народно-хозяйственного комплекса Нижегородской области и России в целом.

      5.Положение района в структуре мировых тенденций развития производительных сил.

      6.Необходимые действия по преодолению отставания района и выход его на передовые позиции в социально-экономическом и научно-технологическом развитии.

 

                                                ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

 На очередном заседании Экономического совета при Президенте 25 мая 2016 года были предложены три альтернативные экономические программы выхода страны из кризиса. Надо отдать должное Президенту РФ  В.В. Путину, за то, что он поблагодарил всех участников за дискуссию и сделал вывод, что пока ни кем не предложена новая модель роста экономики. Все предложения, не смотря на альтернативность друг относительно друга,  эксплуатируют  лишь  косметические  приемы для  придания свежести увядающему лицу нашей экономики, а между  тем свежесть состояния лица зависит от  основополагающих принципов  работы организма под названием  экономика: 1)финансовая система работающая независимо от внешних сил и подчиняющаяся  главному органу  управления  ответственному за положение дел в государстве, 2)планирующий орган  государственного масштаба с подчиняющейся ему системой планирования и реализации планов на всех уровнях управления государством, 3)механизм конкурентного рынка, целенаправленно конструируемый и управляемый в соответствии с необходимостью решения задач поставленных планирующим органом, в том числе и решение  задачи самовоспроизводства  инновационной конкурентоспособности.  Воссоздание в России всех трёх основополагающих принципов  модели роста экономики и устойчивого развития общества предстоит  в режиме экономической политики МОБИЛИЗАЦИИ  РЫНКА. С целью  вовлечения в хозяйственный оборот всего комплекса производительных сил рекомендуется осуществить их учет в соответствии с территориально-административным  делением страны.                                                                            Устойчивое развитие общества  возможно лишь тогда , когда оно самодостаточно.   Внешнеэкономические факторы спроса и предложения  не стабильны, а значит не обеспечивают устойчивого развития.  Соответственно все внешнеторговые операции приносящие прибыль – это дополнительные возможности для ускорения развития внутреннего  управляемого нами рынка  обеспечивающего экономическую основу для устойчивого развития нации населяющей нашу страну. В основе развитии рынка лежит процесс разделения труда. Чем более развито разделение труда, тем более развит рынок, тем более он устойчив и тем более устойчива обслуживаемая его национальная валюта и финансовая система в целом.  Чем большее население и территорию охватывает национальный рынок, тем больше возможностей для роста и развития  .  Два наиболее крупных сегмента нашего внутреннего рынка – это  промышленное производство и сельскохозяйственное производство, за которыми  стоят городской и сельский уклады жизни населения.  Развитие нации с ростом населения требует жизненного пространства  для создания многодетных семей. Сельский уклад жизни для этого более благоприятен. Поэтому городскому промышленному производству требуется формирование плана выпуска продукции  для развития села с утверждением нового технологического уклада как  территории воспроизводства будущего  нашей нации.  Сельскохозяйственное производство  должно быть направлено на полное  обеспечение нации  натуральной высококачественной продукцией агропромышленного комплекса . Уклад жизни на селе должен  обладать такими характеристиками, которые бы обеспечивали  формирование культурного, духовно-нравственного, высокоинтеллектуального и патриотически настроенного  подрастающего поколения нашей нации . Взаимодействие города и села должны составить основу устойчивого развития внутреннего рынка, экономики и нации в целом .  

 
Заведующий лабораторией синтезирования высоких технологий Центра мир-системных исследований,
кандидат геолого-минералогических наук
Головков Анатолий Васильевич

 



Опубликовано: 29 июля 2016

Рубрика: Исследования, Россия и Мир

Ваш отзыв