Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

«Чудо – это ответ на любовь»

matronaТакую мысль высказал Борис Зайцев в своем произведении «Преподобный Сергий Радонежский». Так и написал: «Чудо есть праздник, зажигающий будни, ответ на любовь». Об этом, по большому счету, и книга Натальи Лясковской «Матрона Московская», которая вышла в 2016 году в издательстве «Вече» в серии «Лучшие биографии».

В предваряющем слове автор признается, что «несколько лет вынашивала счастье написать эту книгу». Счастье это трудное и радостное одновременно. Это даже не труд, а послушание, где каждая глава, каждый абзац даются с душевным напряжением. И обязательной молитвой. Причем не только для автора, но и для читателя.

Героиня книги – прославленная старица Матрона Дмитриевна Никонова, которая была причислена к лику святых общецерковных святых Русской Православной Церкви в октябре 2004 года.

Как писать о святом человеке, через которого до сих пор нисходит помощь и благодать Божия? Просто? Я бы не сказал, что книга Натальи Лясковской простая. Она довольно сложна: исторические факты перемежаются с обзорами научных исследований в области социологии, психологии, физики, химии. Повествование идет в двух направлениях – от частного к общему, и наоборот – от общего к частному. Поэтому так важно не уйти в заумь, написать доступно даже о самом сложном, труднообъяснимом. Здесь приходит на помощь доверительная интонация автора, такт, сдержанность. И при этом — колоссальный объем знаний, который перелопачен, пропущен через себя.

«Это книга не Житие – а Жизнь», — определяет жанр произведения Наталья Лясковская. Хотя, наверное, правильнее назвать его исследованием. Исследованием Жизни. В книгу включены подлинные факты биографии Матроны Никоновой, подтвержденные уникальными документами, многие из которых до этого никогда и нигде не были опубликованы.

 

«Матрона Московская» состоит из девятнадцати глав, каждая из них по своему уникальна. Библиографический список, приведенный в конце книги, впечатляет – 60 источников, среди них встречаются по-настоящему редкие.

Книга начинается с путешествия в Себино, на родину блаженной старицы. С первых строк понимаешь, что автор подходит к теме с трепетом. Она, если так можно выразиться, по основной профессии — поэт, и когда нужно ненавязчиво, уместно пользуется своим даром: «Незримая птица реяла над спящей, звенели еле слышимые колокольцы, воздух трепетал серебристыми искрами, насыщая атмосферу животворным кислородом, облегчая дыхание», — так видит она рождение девочки, которой предстояло стать святой.

Но поэтическая, литературная составляющая — на периферии книги. В основном автор выступает как исследователь: терпеливый и жадный до информации одновременно. Лясковская ищет и находит, собирает по крупицам даже там, где, казалось бы, по интересующей теме ничего не должно быть. Но стоит автору потянуть за ниточку, как перед читателем открывается целая эпоха (точнее, даже три эпохи, но об этом позже) — без приукрашиваний и романтического флёра. Собранные автором факты — детали большого пазла, на котором (ни много, ни мало) — Россия. 

Лясковская находит информацию в Государственном архивном управлении Тульской области (ф.4. оп. 3 д. 14 «Реестр усадебных наделов и десятин невыкупленных. 1890-1910 гг.) о том, что до 1816 года село Себино, где родилась святая, называлось селом Новосильцевым и было во владении помещика Александра Новосильцева, который «несколько раз имение заложил, а выкупить не смог», поэтому «здешние земли» взяла в аренду крестьянская община – Новосильское товарищество. Автор предполагает, что название Себино образовалось от фамилии главного арендатора, возглавлявшего товарищество. Но это только предположение. Вот автор пишет, «тульская область на карте похожа на сердце».

 

Дальше идет путешествие. С фактами соседствуют личные впечатления. Не ускользает ничего, автор констатирует: «Многие поселки и деревни заброшены, люди уезжают — нет работы. К тому же, хотя некоторые предприятия закрылись, экологическая ситуация в области на грани катастрофы: по выбросам вредных веществ в атмосферу в расчете на квадратный километр территория Тульская область превосходит Московскую в 1,7 раза!» Обилие фактов впечатляет. Причем картина сегодняшнего дня выглядит неприглядной. Вряд ли это дается для того, чтобы читатель мог сравнивать эпохи России — нынешнюю, советскую, царскую. Нет. В каждом временном отрезке хватает своих бед и проблем. Лясковская беспристрастна. Ее задача — связать эпохи между собой, как сообщающиеся сосуды. Для примера, такой «привет» из советского прошлого: «…В 1986-м беды добавил взрыв на Чернобыльской АЭС, когда более 50 % территории Тульской области оказались в зоне радиоактивного загрязнения»… А вот картинка сегодняшнего дня: «Особенно пустынно в здешних местах зимой. Если раз в час попадется встречная машина, водители пристально вглядываются: кто внутри, мирные путешественники или лихие люди». Согласитесь, жутко. Какой-то постапокалиптический пейзаж, зона из «Сталкера». 

«И вот – после долгого напряженного пути, как заслуженная награда, чудным видением встает перед глазами поворот на Себино, ознаменованный алебастровой белизны часовней, сияющей даже на фоне валящего снега». И это чудо. Повествование получает совершенно другую интонацию.

  Думаю, самым сложным для автора было написать начало. Ей нужна была эта поездка. Репортажное начало — очень живое — задало тон всей книге.

 

Перед глазами проходят исторические фигуры, мелькают годы. Между рождением и крестинами Матроны прошло всего ничего времени, а автор уже успела сдвинуть целые временные пласты-плиты. Фон получился детально выписанным, с множеством персонажей. И к каждому участнику эпизода — неподдельный интерес, возникает даже желание поздороваться с ним, пожелать здравия. Буквально с первых глав прослеживается тенденция, точнее, супер-задача для автора — параллельно с жизнеописанием Матроны показать Россию, в разрезе множества людских судеб, скорбей, печалей. За каждой судьбой — история души. Вот характеристика отца Василия Троицкого — настоятеля Свято-Успенского храма в Себино, крестившего Матрону: «Батюшка-то не умеет копеечку из народа вышибить, сколько дадут за требы – то и хорошо. А в епархию поедет — тих там как вода в затоне. Нет у него дара поклянчить, прибедниться»… Любопытно, что в те времена (до революции), в отличие от наших, эти качества считались положительными, так в консисторской книге в графе «кто какого поведения» в отношении о. Василия было отмечено — «очень хорошего».

«Сотрудники различных православных издательств, — пишет Лясковская, рассказывая об истории создания книги, — в один голос уверяли, что ими и их предшественниками проделана огромная работа по сбору фактов ее (Матроны) биографии, ничего сверх этого я не разыщу». Наталья Викторовна разыскала! Оказалось, что «миф о крайней бедности родителей Матроны» распространялся намеренно, из лучших побуждений, чтобы оградить ее от гонений Советской власти. На самом деле, как следует из найденных автором архивных материалов,Матрона Никонова была родом из крепкой середняцкой семьи, а не из бедняков, как отмечали другие исследователи и люди, лично ее знавшие. Тем не менее, из восьми рожденных детей в семье Никоновых в живых осталось только четверо. Вообще, согласно исследованиям врача П.А. Говоркова, сообщает Н.Л., в Епифанском уезде Тульской губернии до революции умирало 23% младенцев в возрасте до 6 месяцев, 3\5 всех детей в возрасте до 5 лет.

 

Книга читается с огромным интересом. Вот автор исследует «странность» святой Матроны, стараясь согласовать тему, прежде всего — с Евангельскими текстами. Глубоки и ее рассуждения о слепоте, о системе Брейгеля, о корпускулярно-волновой теории света, которые завершаются так: «Святой Григорий Палама называл слепыми и глухими не тех, кто физически не видит и не слышит, а тех, кто за Богом не следует. Кто же, как Матрона, избран Господом и за ним следует, обладает способностью видеть не только мир земной и его дела, но и “свет невещественный”, “ипостасный”, “умный свет” — осязать Самого Сущего всем существом своим». Совсем небольшая цитата, а весь текст уже заиграл красками, в нем появился другой смысл, другая, более глубокая, логика.

 

Встречаются в книге и редкие личные откровения: «Через много лет я попыталась в себинском храме встать на ее место, но… не смогла: тонкомирная ниша у двери как будто в тот момент была занята незримой молитвенницей. Я испытала сильное душевное потрясение, которое не стану описывать. Многое из духовного опыта следует хранить в исихиастической сокровенности, чтобы не потерять, не обесценить».

 

Эта книга — книга и нашего с вами жития. Постепенно перед нами автор разворачивает свиток истории, жизни страны, с множеством пронизывающей ее связей. Словно звучит сложная симфония звуков, событий и образов…    С болью о прошлом, с тревогой о будущем. В главе «Когда помрачается свет» Лясковская пишет: «Она (Матрона) чувствовала наступление великого духовного разложения, поразившего Российскую империю в конце XIX века». Можно искать причины этого разложения в происках политических противников России, в несостоятельности российского кабинета министров, в нарастающем мощном революционном движении, финансируемом как российским частным капиталом, так и иностранными разведками, преднамеренно подрывающими устои русского народа. Но не в последней мере виной утраты духовной опоры в русском народе было поведение духовенства. «Если свет в пастыре помрачается, то он необходимо помрачается и в пастве», — это цитата из о. Иоанна Кронштадского.

 

Интересен текстовой блок о толстовской ереси, которая, как отмечает автор, не «в Германии, в проклятой стороне» зародилась, а от нашего дурного корня вымахала. Удивительна история, в которой рассказывается, как Матрона Никонова организовала сбор средств для написания иконы «Взыскание погибших».

 

Даже сноски в книге читаются с таким же интересом, как и основной текст. Иногда Н.Л. использует вставки «случаи из жизни» в диалоговой форме, все они взяты из Жития святой Матроны, из книги З. В. Ждановой, ничего не придумано «от себя».

 

Книга «Матрона Московская» написана не для диссертации, не для того, чтобы отличиться перед богословами или историками, не для того, чтобы запечатлеть свое имя в литературе — она написана по призыву: «Матрона меня позвала», как умела она «позвать» людей, о чем есть много свидетельств в ее Житии. Автор тоже зовет — зовет людей к Матронушке, описывая множество свидетельств благодатной помощи по молитвам святой. «…Над недужными Матрона читала молитвы, облегчая их страдания, многие исцелялись». «К Матушке приходили иногда по сорок человек (в день)», — цитирует Н.Л. Зинаиду Жданову, у которой старица жила в доме в Староконюшенном переулке в Москве. В одной из глав приводятся рассказы тех, с кем произошли чудеса по молитвам к св. Матроне. Эти рассказы собирают и записывают монахини Покровского монастыря. Слезы наворачиваются, когда читаешь… Многие из этих рассказов — крик души. «Для Бога ничего невозможного нет. Сила Божия в нашей немощи совершается». «Святая блаженная старица Матрона Московская изымала запутавшихся в терновнике суеверий и слабостей, не жалея сил, не жалея себя», пишет Лясковская. Глубокое впечатление оставила ее интерпретация того, почему у Матроны отнялись ноги. «Кто борется, тот получает раны», — цитирует Лясковская слова преподобного Серафима Саровского.

Аргументируя отъезд Матроны Никоновой из родного села, автор описывает введение сталинской политики форсированной индустриализации. В главе «Тульские новомученики» Лясковская приводит документы, цитирует строки из гнусных доносов. Из 51 расстрелянных в то время – 39 женщины… и среди них могла быть и Матрона, которая собиралась, покинув Себино, поселиться в одном из тульских монастырей. «Настал час искупления для российского православного духовенства», — говорит автор об этом периоде истории.

 

Крест бездомности блаженная старица несла с 1925 года. «Сколько их было – переездов, адресов? Сокольники, Царицыно, Загорск, Петровско-Разумовское (там Матрона жила в соломенной сторожке), Ульяновская, Подлипки, Вишняковский переулок, Никитские ворота, Пятницкая, Староконюшенный, Сходня»…Н.Л. резонно утверждает, что Матроне угрожала реальная опасность быть арестованной за антисоветскую деятельность. Автор детально описывает эпизоды, получается зримо, как будто она видела наяву. Вся книга – будто светится, будто защищена молитвой.

«Матрона и Сталин» – самая спорная, по мнению критиков, глава книги. Но читается с невероятным интересом. В этой главе чувствуется сила и правда. Звучит пафосно? Но так и должно быть. Этот пафос — подлинный, не ложный. Ведь речь идет о начале войны. Вождь подавлен, растерян, не уверен ни в себе, ни в окружающих, он близок к панике, находится на грани «тяжелейшего эмоционального и психологического кризиса». Лясковская ссылается на воспоминания А.Т. Рыбина – личного охранника Сталина, членов МГК и МК ВКП(б) И. Новикова, Г. Попова, записки А. Маленкова (сына Г.М. Маленкова), интервью адмирала флота И. Исакова писателю К. Симонову, двухтомник С. Рыбаса и Е. Рыбас «Сталин. Судьба и стратегия». Да, в книге есть единственная вольность — автор воссоздает сцену посещения Сталиным старицы Матроны. Две страницы всего. Но они такие яркие, насыщенные и… правдивые. Впечатление такое, будто Лясковская увидела этот эпизод особым зрением. Свидетелей этой встречи нет. Но есть факт того, что перемена в Сталине произошла именно с 16 на 17 октября. Кто сумел внушить ему уверенность?

 

«С самого начала войны, — пишет Лясковская, — Матрона стала просить всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. День и ночь она ломала эти длинные ветки на короткие палочки одинаковой длины, пальцами очищала от коры и молилась: одна палочка – один человек, одна душа… Близкие вспоминали, что все пальцы ее были в многочисленных кровавых ранках». Люди в этот период потекли к ней уже не ручейками, а полноводной рекой. Она всем помогала… 

Сходня оказалась последним земным прибежищем старицы Матроны. Она умерла 2 мая 1952 года. Похоронили ее, как она завещала, на Даниловском кладбище, у церкви. На похороны пришли многие монахи и священники, которые хорошо знали Матрону, и чтили, как «близко стоящую к Богу»…

Образ этой русской святой неотделим от России. Матрона — символ нашей Родины. Немощная — незрячая, неходячая, не имеющая угла, куда голову свою приткнуть, — тем не менее, она являет собой воплощение мудрости, силы, мужества, терпения и милости Божией. Спасающая, готовая обогреть и защитить всякого.

 

Владимир Пимонов

http://pereprava.org/trust/3807-chudo-eto-otvet-na-lyubov.html



Опубликовано: 24 января 2017

Рубрика: Книги, Мыслители, Человек в современном мире

Ваш отзыв