Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Осипов Алексей Ильич

osipovРодился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области.

В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию.

В 1963 г. — окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему:  «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы – был заведующим аспирантурой МДА.

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

 

В разное время был членом:

  • Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии;
  • комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
  • Богословской Синодальной комиссии;
  • редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
  • главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник»;
  • секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах;
  • Рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»;
  • Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
  • Юбилейного Поместного собора Русской Православной Церкви 1988 года;
  • Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви;
  • Издательского совета Московской Патриархии;
  • рабочей группы по разработке Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви;
  • Президиума Всемирного Русского Народного Собора;
  • рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • рабочей группы по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его комиссии по Образованию;
  • Межправославной богословской комиссии по диалогу с лютеранами;
  • комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей;
  • Богословской комиссии и Отдела изучений Христианской Мирной Конференции;
  • совместной Российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам».
 

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с:

  • Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами,
  • Римско-католической церковью,
  • католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис»,
  • Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии,
  • Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC),
  • Англиканской церковью,
  • Национальным Советом церквей США,
  • Протестантской Епископальной церковью США,
  • Учениками Христа (США).

Был участником:

  • ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей,
  • Лютеранской Всемирной Конференции,
  • Конференции Европейских Церквей,
  • Христианской Мирной Конференции,
  • Африканской Христианской Мирной конференции
  • и других Всемирных и региональных христианских конференций.

Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом.

Общественные и академические лекции транслируются по телеканалу <Союз>, многим региональным телеканалам России, по радио <Радонеж>.

 

Из основных работ:

        • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МДА. 1963)
        • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. М. Сретенский м-рь. 2005.
        • Посмертная жизнь души. Последнее издание: М. Изд. «Даниловский благовестник», 2007.
        • Любовь, брак, семья. Последнее издание: М. Изд. Московской патриархии. 2009.
        • Стать святым. Последнее издание: М. Изд. Московской патриархии. 2010.
        • Из времени в вечность: посмертная жизнь души. Последнее издание: М. Изд. Сретенский м-рь. 2011. (Финский перевод: Kuolemanjalkeinen elama. Ново-Валаамский м-рь. 2010; Немецкий перевод: Aus dem Zeitlichen in die Ewigkeit das Leben der Seele nach dem Tod. Вена. 2011; Китайский перевод – Гон Конг. 2012)
        • Носители Духа. Последнее издание: М. Изд. Сретенский м-рь. 2011.
        • Бог. Последнее издание: М. Изд. Правосл. Братство св. ап. Иоанна Богослова. 2014 (Тайский перевод. Таиланд. 2011; Монгольский перевод:Бурхан. Улан Батор. 2011).
        • Путь разума в поисках истины. Последнее издание: М. Сретенский м-рь. 2014 (Английский перевод: The Search for Truth on the Path of Reason. Pokrov Press. 2009; Польский перевод: Droga rosumu w poszukiwaniu prawdy. 2011)

В различных журналах и газетах религиозных и светских издательств России и за рубежом опубликовано значительное количество статей и докладов.

 

Сайт профессора

На сайте размещаются мои лекции в Московской духовной академии, общественные выступления и интервью, записанные в аудио и видео форматах, а также печатные издания. Основная задача публикуемых здесь материалов – обратить внимание современного человека на главный вопрос человеческой жизни – о смысле жизни, и, прежде всего, своей собственной. Этот смысл невозможно понять, если обоснованно не решен главный вопрос: есть ли Бог и бессмертие человеческой личности или вечная смерть ожидает ее? Наибольшее внимание при этом отводится вопросам духовной жизни, поскольку лишь она, осуществляемая на началах Евангелия, способна спасти современного человека от катастрофически нарастающего потока бездуховности в мире.
Особенную остроту приобретает сейчас борьба двух взаимоисключающих процессов: воцерковления мира и омiрщения Церкви. Силы омiрщения в связи с мощным развитием информационных технологий получили в настоящее время небывалые возможности воздействия на человеческие страсти и, прежде всего, на самые уязвимые: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие (авва Дорофей). Эти страсти не щадят никого, не взирая ни на ученые звания, ни на священный сан, ни на положение в Церкви. Поэтому омiрщение всё с большей силой проникает в сознание, деятельность и духовную жизнь христиан.

Возможно ли противостоять этому? Как писал в середине 19-го века святитель Игнатий (Брянчанинов): «Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовью и кротостью, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особенно при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству». Эта мысль призывает верующего, прежде всего, к подвигу борьбы с самим собой, к жизни по Евангелию. Лишь такой деятельностью приобретаются любовь и кротость, которыми побеждается ненавистная рознь мира сего и воцерковляется мир.



Опубликовано: 4 мая 2015

Рубрика: Мыслители

Ваш отзыв