Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Дискурсивное поле философии в Рунете как проблема медиафилософии

Медиафилософия как самостоятельная научная дисциплина еще не оформилась как строгая дисциплина (в позитивистском смысле), впрочем такой цели она себе и не ставит, являясь пересечением и точкой осмысления философских культурных, социологических, политических и других явлений. В России уже создан Исследовательский Центр Медиафилософии под руководством Валерия Владимировича Савчука в г. Санкт-Петербург на базе Философского факультета СПГУ и плодотворно ведет свою работу с 2007 года. Питерская и Московская школы медиафилософии тесно сотрудничают, хотя вторая еще не оформила столь радикальный манифест и присутствует латентно, занимаясь производственно-потребительскими комплексом и теоретизацией медиаведения.

 

Итак, мы вступаем в поле медиафилософии, оперирующей своим языком и выдвигающей строгие и радикальные тезисы, которые подлежат спекулятивно- доказательному объяснению в сложившейся медиареальности. Рунета поможет медиафилософии определить триггерные механизмы, способствующие пользователей вести направленный диалог друг с другом, а также определить адекватность этого диалога (полемики), статус коммуниканта и его актуальную форму интерсубъективности в Рунете

Краткий обзор топики интердисциплинарного подхода медиафилософии к изучению медиарельности упирается на явление коммуникации. Здесь я упираюсь на спиральную модель коммуникации и концепцию общества Никласа Лумана, лишний раз подтверждающие онтологический тезис существования медиарельности. Трудность удержания медиарельности как Ding an sich требует специфических методов таких как, «модели генеративного типа» (Т.Б. Кудряшова), «интермедиальное цитирование» (А.Г.Пастухов), «визуальный метод» (И.Чудовская-Кандыба) или «апофатическое схватывание медиапространства» (С.Б. Никонова). Постмаклюэновский тезис о том, что медиа, сообщение и реальность — суть одно и тоже, создают новую всеобщность медиареальности ( по Савчуку).

The The Medium is the Massage трансформируется в The medium is all, а если сделать шаг вперед и придать к этому утверждению блеск хайдеггерианской мысли, то получим новый тезис The medium is nothing, так как ничто подразумевает коммуникативный акт вопрошания о бытии, это понятно. Интернет «как технологический аналог универсальной психо-энергетической и информационной связи, естественные формы которой были в значительной степени разрушены в ходе культурной эволюции»1 представляется актуальной технологической платформой, проводником медиареальности. Дискурсивное поле определяется как соединение интеллектуального и социального полей, где коммуникативное взаимодействие переходит в определенный тип практики.

Интернет позволяет осуществлять диалог между коммуникантами философского дискурсивного поля в виде текста, развернутого комментария, видео/аудио конференций, маркированные под философской тематикой. Додискурсные практики осуществляются в виде перепоста, like/dislike, символьном и медиа-файловом обмене. Актуальная форма интерсубъективности коммуникантов подразумевает присутствие структуры в процессе коммуникативной деятельности, не исключая еѐ анонимность.

 

Основная часть

Дискурсивное поле философии в Рунете подразумевает наличие сообщения или месседжа коммуниканта. Фиксация представления о предмете коммуникации (в нашем случае это философский дискурс) исключает из поля нашего рассмотрения интуитивное схватывание содержания медиадискурса не выраженное в месседже. Под месседжем я подразумеваю минимальные додискурсные формы активности (Min) такие как перепост, like/dislike, символьное сообщение, слова не сформированные в цельное предложение так и максимальные (Max) — текст (как формальная конструкция), видео/аудио конференции, развернутый комментарий, медиа-файловый обмен. С приходом новых медиа (в особенности instant messaging) Min постепенно отвоевывали свое право на признание их додискурсными агентами и включались в НИР медиа-практиков. Здесь важно отметить тот факт, что Min оказывают огромное влияние на тематическую структуру пабликов, форумов, посвященных философской тематике и не могут быть выключены из рассмотрения дискурсивного поля. Символы и образы являются порождающей стихией дискурса. Стохастичный процесс продуцирования «знака знака»,»образа образа» (по Ч.Пирсу) является тем самым спусковым крючком, на который нажимает рефлектирующее сознание онтологически и синкретически не распознавая имманентную природу знаковой формы. Форма (её очертания) начинает жить собственной жизнью все более и более отстраняясь от означающего. Условность этой связи (разрыв) отчетливо видится с проникновением духа постмодерна. Естественно, Max являются аутентичной формой адекватного дискурса.

Принцип нон-иерархии и интерпретация текста (по Ильину), взятая медиафилософией за семиотический лозунг позволяет адекватно распознать текст как текст. Синтаксическая неграмматикальность, семантическая несовместимость, необычайное типографическое оформление предложения, маркированные «формами фрагментарного дискурса» (по Фоккеме) всё же являются формой перформативного дискурса.

 

 

Исследование:

На сайте Института Философии РАН в разделе Философские организации указаны 12 учреждений, de jure имеющих собственный сайт:

 

  • Российское философское общество
  • Санкт-Петербургское философское общество
  • Институт философии и права СО РАН
  • Институт философии и права УрО РАН
  • Русская антропологическая школа
  • Институт европейских культур
  • Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина
  • Санкт-Петербургский Центр истории идей
  • Санкт-Петербургское Платоновское философское общество. Научно-образовательный информационный ресурс
  • Центр изучения древней философии и классической традиции (Институт философии и права СО РАН И НГУ)
  • Центр антиковедения (СПбГУ)
  • Российское гуманистическое общество

 

De facto только 11 из них имеют функционал, отличающийся низкими технологическими стандартами, неоперабельностью, маленьким жизненным циклом (большинство являются «заброшенными»), отсутствием форума (за исключением Российского гуманистическое общество). Это прискорбно.

Аутентичной формой адекватного дискурса в Интернете, как это видится, является Философский форум.

 

 

Название ресурса Статистика Краткое описание  
http://forum.anthropology.ru/- Всего   сообщений: Форум   Антропология, актуальный,  
  4906   Всего но   умирающий  
  последнее   сообщение Окт. 18,  
  зарегистрированных  
  2014  
  пользователей:   580  
     
  Больше   всего    
  посетителей   (30)    
  было   Сб Ноя 15,    
  2008   1:24    
       
http://forum.filosofia.ru/ Всего   сообщений: Форум сайта www.filosofia.ru/  
  316636   Тем:   3285 актуальный,   ведѐтся  
  Пользователей: философский   дискурс с  
  1745 развернутыми  
    комментариями,  
    коммуниканты   знакомят друг  
    друга   с авторскими текстами,  
    делятся   актуальными  
    проблемами   философского  
    дискурса,   проводятся  
    научные   конференции в  

 

    онлайн-режиме
     
http://kogni.ru/forum/ Всего   создано 142 тем, Форум   заброшен
  в   которые добавлено  
  141 ответов.  
  Зарегистрировано   865  
  участников.   Рекорд  
  посещаемости   форума  
  19 зафиксирован  
  Вторник,   04:50,  
  05.10.2010.  
     
http://www.metaphysics.ru/ Темы:   295,006, Стабильный   форум с большим
  Сообщений: 387,919, количеством   участников
  Пользователи: 1,605  
     
http://intencia.ru/forum/ Всего   сообщений: Форум   заброшен
  25517   Тем:   196  
  Пользователей:   2813  
  Больше всего  
  посетителей (244)   на  
  форуме было 13   дек  
  2010, 06:45  
     
http://platonanet.org.ua/forum Всего   создано 216 тем, Украинский   философский Форум
  в которые   добавлено ПлатонаНет.   Наиболее активный
  1651 ответов. форум, много   тематик,
  Зарегистрировано   9534 развернутые   комментарии.
  участников. Коммуниканты   знакомят друг
  Рекорд   посещаемости друга с   авторскими текстами,
  форума 120 делятся   актуальными проблемами
  зафиксирован   Вторник, философского   дискурса
  16:01,   19.07.2011.  
     

 

 

dis1

Динамика поисковых запросов по словам философский форум wordstat.yandex

dis2

Динамика поисковых запросов по слову философия (google.ru/trends и wordstat.yandex)

 

В медиареальности, философский форум, как наиболее приемлемая практика философского дискурса в Интернете, постепенно и неуклонно уходит на периферию и в скором времени исчезнет, оставаясь, в вероятном будущем, сообществом небольшой группы людей по интересам. Синусная волна запросов по категории «философия» довольна неоднозначно интерпретирует эффект скатывания философской тематики в социальные сети. Так, к примеру, в социальной сети ВК имеются 13466 сообществ в названии которых присутствует слово философия. 4 паблика перешагнули миллионный рубеж: Женская философия 2 267 638 подписчиков, Философия

Психология Саморазвитие 2 124 684 подписчика, Философия Эзотерика Психология 1 402 455 участников, Философия Жизни 1 103 068 подписчиков. Дискурсивное поле коммуникантов здесь не обнаруживается. Здесь мы находимся в пространстве минимальных форм активности, о которых сказано выше.

 

Заключение:

Дискурсивное поле философии в Рунете неуклонно «зарастает» бурьяном и уходит на покой. Это объясняется многими факторами:

 

  1. 1. Профессиональное философское сообщество не любит Интернет. Просто не любит. Разрыв между должным и сущим в его перманентной напряженности не выводит творческую энергию в Сеть. Публикации, научные конференции, учебная деятельность не позволяют уделять
    много времени философской полемике в Интернете.
  2. 2. Развитие instant messaging и социальных сетей прививают коммуникантам скорость, fast-consumption и недискурсивность.
  3. 3. Позитивной стороной является увеличение общего количества философских пабликов. Но это одна сторона медали. Саморефлексия-главная обязанность философствования как таковая, не сводима к «цитатам» и коротким постам. Для того, чтобы думать нужно время. Философия сущего является неаутентичной (по Хайдеггеру).
  4. 4. Особняком стоят медиаперсоны, которые репрезентуют свои философские тексты в Интернете. Из ярких примеров, я хотел бы выделить А.Г. Дугина, который часто вывешивает на страничке ВК посты в виде отрывков из своих книг. Это приближает интеллектуала-философа к народу и является необходим условием транслирования собственных взглядов.

 

Опыт Дианы Эдиковны Гаспарян, доцента кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии ВШЭ, очень точно характеризует процесс исчезновения дискурсивного поля философии в Рунете. В ходе интервью она c сожалением рассказала следующее: «С одной стороны коммуницировать в Интернете просто, каждый может быть услышан, предоставляется свободная площадка для дискуссии. С другой стороны, происходит обесценивание, девальвация такого рода диалога. 5-7 лет назад я один год очень активно пользовалась философским тематическим форумом, Live Journal, размещала большие посты. Да, люди тебе отвечают, симпатизируют, ты входишь в кураж. Но когда те же самые люди через год задают ровно те же вопросы, ты понимаешь, что все это уходит в никуда.

 

Прибавка: Логос Медиа

Подлинная философия дышит Логосом. Логос медиафилософии- это сопричастность к Ничто. Nichts (Ничто) видится как сторона Seyn-бытия, не совпадающая с порождающей сущее мощью, убивающее начало. Сопричастность к Ничто — это обнаружение судьбы западноевропейской философии и истории как Gestell’a, попытка изменить эту судьбу и выйти из бездны, разработав подлинную философию Хаоса (как Entscheidung, Решение) о переходе или непереходе к другому Началу как посыл Seyn-бытия. В нынешней медиареальности, Medium лишь аффектируют сущее, мыслят непосредственно и напрямую со стороны сущего, а не из самого себя (имеется в виду собственная, аутентичная медиа-онтология). Подлинная медиа-онтология (media ontology) должна взвалить на себя обязанность выстраивания собственной философии без отрыва от нефилософского мышления и его очевидностей (снять маску с глаз и провести ревизию таких насущных топик как, к примеру, семиотический балласт).

На данный момент, Медиа «застревают» лишь на уровне медиа-производства и медиа- потребления, «расщепляя собственный логос»2 и «концентрируя внимание на субатомарном уровне, строя логему. Логема – это «вынесенная из контекста повседневность, оторванная не просто от больших социальных циклов, но даже от примитивных и рутинных операций по менеджированию хозяйственных единиц. Логема вступает в действие, когда целью становится упорядочивание отдельных импульсов и организация пространства, вплотную примыкающего к телу – снаружи и изнутри»2. Логема в социологическом смысле есть дробление логистической рациональности на еще более мелкие- субдивидуальные или дивидуальные составляющие.2

К  разряду задач, решаемых на уровне логемы, относятся:

  • shopping;
  • sightseеing;
  • body fashion;
  • looking;
  • refreshing
  • SMS-ing2 ( в том числе анонимных и сложно аттрибутируемых)
  • TV- contemplation;
  • taking pills ( немотивированный прием лекарственных средств, как сильнодействующих так и трендизация beauty-медицины) 
  • free-time wasting;
  • smoking, drugging;
  • zapping;
  • night-clubbing
  • listening/watching
  • internautica2
  • questionnaire design
  • yes/no answering
  • Infotainment
  • Interacting

Перекочевывание искусства в медиа- необратимый процесс. Это продиктовано духом постмодерна, кризисом в самом искусстве и медиальном повороте. К примеру, художественный руководитель электротеатра «СТАНИСЛАВСКИЙ» Б.Ю. Юхананов так видит положение вещей в сложившейся медиареальности: «Театру предстоит принять на себя нагрузку большую, чем он сам. Чем то искусство, которым он сейчас является. Ему предстоит стать местом сборки, где смогут встретиться все виды искусств. И разнообразие, которое тогда появится, утолит интересы будущего зрителя, что сейчас формируются на территории разнообразных изысканий, подчас очень далеких от человека — таких как ускорение компьютеров или нанотехнологии»3.

И еще: «Мы часто думаем, что новые медиа – это технологии. На самом деле, это новые коммуникации, которые созревают между людьми, профессионалами внутри одного и того же дела. Различить эти новые коммуникации, высвободиться из-под власти форм, новых или старых привычек, которые по пути очень быстро обретает театр — это и есть задача, с которой может справиться искусство режиссуры»3.

Аутентичная медиа-онтология, в которой чувствуется дыхание Хаоса и Imaginaire, должна сплотить все человечество, сделав шаг к другому началу. А пока же: « Сознание воспринимает феномены чисто информационно, автоматически раскладывая его свойства в семиотическом поле координат, задаваемых системой культурного опыта. Здесь нет партиципации (природнения) к объекту, служившей вечным двигателем установления глубинной связи между субъектом и объектом. Это царство механизмов сведения неизвестного с известному, царство знания без понимания, освоения без переживания, апперцепции без сопричастности. Такого в истории культуры ещё не было.»4

 

ссылки/библиография

1. Андрей Пелипенко. Интернет как феномен эволюции культуры. Статья на персональном сайте http://apelipenko.ru/

2. А.Г.Дугин. Социология воображения. Академический проспект 2010.

3. Драматический театр имени К.С. Станиславского из паблика vk.com/electrotheatre

4. Статья А. Пелипенко «Интернет как феномен эволюции культуры.»



Опубликовано: 5 декабря 2014

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв