Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Эпоха профильных вузов заканчивается

6650423c9f871cfe1c395b78b2d38c8aВыпускникам Финансового университета 90-х и нулевых крупно повезло, отрасль развивалась бурно. А какие перспективы у студентов сейчас, в кризис, когда конкуренция жестче и требует новых знаний? Екатерина Супрунович встретилась с ректором Михаилом Эскиндаровым в сезон поступлений и задала вопросы, важные для всех планирующих получать и продолжать финансовое образование.  

- Сейчас в финансовой сфере сложная ситуация: кризис, цифровая революция изменяют традиционный банкинг. Как университет отвечает на такие вызовы?

— Следим за ситуацией в банковском секторе, реагируем на изменяющиеся реалии, стараемся чаще привлекать в учебный процесс людей, непосредственно работающих в данной сфере и регулирующих ее. Мы открыли несколько базовых кафедр: с ВТБ, представителями «большой четверки», ВЭБом. Практикующие специалисты привносят новое в учебный процесс, так что с современными инструментами и технологиями мы знакомы. Открывая факультеты, мы ориентируемся на потребности финансово-банковской сферы, где сейчас очень востребованы информатика и математика. Появились математические профили — прикладная математика, прикладная информатика, информационная безопасность. Именно этим занимается базовая кафедра ВТБ, возглавляемая вице-президентом этого банка. 

87bed73fa208047fc69f2f0dc8aeea74

Очень перспективное и востребованное направление — финансово-информационная безопасность в банковской сфере. Нам удалось собрать лучших специалистов из коммерческих банков, Банка России, Росфинмониторинга и создать совет по подготовке и реализации новых учебных программ по данному направлению. Это очень важно, ведь чуть ли не ежедневно мы получаем информацию о нарушениях в той или иной системе через различные каналы. 

9abf5a31d73fa9c6329a722ac89c1bf1

— Как отражаются диджитализация и кризис в традиционном банкинге на настроениях абитуриентов? Меняются ли их предпочтения при выборе факультета?

— Меняются. Скажу так, в прошлом и позапрошлом годах конкурс на нашем классическом кредитно-экономическом факультете был значительно ниже, чем на других. И родители, и абитуриенты следят за рынком, видят, что количество банков сокращается плюс появилось огромное количество вузов, которые готовят специалистов по финансам и кредиту.

Но неправильно классические факультеты противопоставлять математическим. Наша задача — ввести математику и информационные технологии в учебные программы всех факультетов и специальностей, дать фундаментальные знания на стыке экономики и информационных технологий, экономики и математики. С 1 июля создан специальный департамент для этой цели. 

4c449287fbdf1346534ade6070050450
 

— Сложности с трудоустройством стимулируют молодых людей искать работодателя как можно раньше. Как вы относитесь к работающим студентам?

— Отрицательно. Ни в одной стране мира это не поощряется. Только в нашем законодательстве предусмотрено, что если студент успешно обучается, он может работать. Многие, пользуясь этим, идут работать, когда нужно учиться.

Подработка в каникулы — это хорошо. Но не в учебное время! Иначе студент выходит из института со стажем, но с низким качеством знаний. Вуз — это не только аудиторные занятия, это общение, это научные кружки, дискуссии, стажировки за рубежом. Очень важная функция учебного процесса — приобретение друзей. В стенах вуза формируются команды, появляются будущие партнеры. А если ты отсидел четыре часа на лекциях и сбежал на работу, многое теряется.

Конечно, виноваты не только студенты, но и работодатели. Они требуют наличия стажа, забывая, что важнее — знания, умения, компетенции. Стаж можно приобрести, а вот со знаниями будет сложнее. Есть еще один парадокс российского образования и бизнес-сообщества. Представители последнего любят с ухмылкой заявлять выпускникам вузов, пришедшим на трудоустройство: «Забудьте то, чему вас учили, теперь учить будем мы». Мне кажется это наивным: то, чему новичка собираются учить, должно опираться на какую-то базу. Да и с практикой в университете все в порядке, многие штатные преподаватели в недавнем прошлом работали в финансово-банковской сфере, в аудиторских компаниях или в других отраслях. Тем не менее работодателю нужна запись в трудовой книжке о стаже. 

c5b5f4d98c861874fd887c9944b6075f
 

— Что же делать?

— Мы понимаем, что ситуация быстро не изменится, поэтому учитываем ее в учебных программах. Так, мы перенесли занятия с последнего семестра четвертого курса на предыдущие семестры, чтобы студенты могли совмещать практику с работой. 

Мы очень рады, если работодатель приходит к нам, если он хочет открыть у нас кафедру. У нас есть специальная служба содействия трудоустройству. Хорошо, когда предприятия и банки проводят у нас презентации, участвуют в днях карьеры, приглашают наших людей на стажировку. 

23af16df243ac1f5d47d786760411674
 

— Осталась ли возможность получения двойного диплома, действующего и России, и в зарубежных странах?

— Конечно! Несмотря на финансовые проблемы, программа активно развивается. Буквально на прошлой неделе я подписал приказ, и наши ребята поедут в вузы США, Англии, Испании, Франции, Германии, Австрии, других стран. Кризис, конечно, внес коррективы. Если раньше в год мы отправляли 150-200 студентов, то сейчас это около 100 человек. Но тоже немало. Еще есть программа включенного образования, изучение ряда предметов за границей. Здесь выпускник получает диплом с приложением.  

— Разделение обучения на две части — бакалавриат и магистратуру — оправдывает себя? 

— Это мировая практика. Мы не можем жить отдельно от международного сообщества, у нас 1100 иностранцев учится, которые хотят получать образование на западном уровне, наши студенты обучаются за границей. Но в отличие от западного бакалавриата в нашем сохраняется специализация. В бакалавриате есть профили: банковское дело, рынок ценных бумаг, корпоративные финансы и так далее, то есть студенты получают профессиональные знания. Магистратура их углубляет. 

Но совершенно не обязательно выбирать бакалавриат и магистратуру по одному профилю, можно его поменять. Допустим, студент учился на банковском деле, а в магистратуру может поступить на юриспруденцию. Или после математического профиля пойти на банковский. Если студента не устраивает специализация, выбранная при поступлении, он может скорректировать и дополнить ее в магистратуре. Это в нашей турбулентной ситуации очень важно. 

e57bdc66661dbeb95a81f16a05d1dd29
 

— В магистратуру нужно снова сдавать экзамены?

— Да, но они достаточно простые, если профиль остается прежним. Если изменение специальности кардинально и нужно подготовиться, это можно сделать на наших же курсах, получить дополнительные консультации у преподавателей.

Есть еще один инструмент — собрать портфолио. Чтобы не сдавать экзамены, можно заработать достаточное количество баллов, участвуя в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах, публикуясь по выбранному направлению.

— Какой процент студентов идет в магистратуру?

— Сейчас не менее 80% выпускников, это обычная практика для тех стран, которые только перешли на Болонскую систему. А в дальнейшем эта доля снижается до 20%, вместо магистратуры часто используются всевозможные курсы повышения квалификации. 

cd7f71a2cdfc3f42c4929f4dec013833
 

— Для юношей очень важна военная кафедра. Есть она в университете?

— Да, есть. Раньше она готовила военных финансистов, сейчас такой специальности нет, хотя мы надеемся на ее восстановление в будущем. Мы работаем по военно-учетным специальностям, связанными с техникой, технологиями, разведкой и так далее. Прием на офицерские курсы составляет 200 человек в год, также готовим и сержантский состав, это еще 100 человек. Таким образом, ежегодно принимаем 300 молодых людей.

— А дальше студенты зачисляются в запас или могут служить офицерами?

— Зачисляются в запас. Но, если захотят, могут пойти служить офицерами и получать достаточно хорошую зарплату. Оклад лейтенанта — выпускника вуза составляет не менее 70 000 рублей. Уверен, это сейчас будет востребовано, учитывая сложную ситуацию на рынке труда. 

5ae7e7f706a18d92f0008caef35a5c67
 

— Есть ли в университете что-нибудь для взрослых?

— Конечно! Мы с удовольствием ждем всех желающих повысить свою квалификацию. Разрабатываем скидки для наших выпускников, потому что дополнительное обучение всегда платное. У нас есть несколько программ — Международная школа бизнеса с огромным количеством направлений подготовки, МВА, Executive MBA. Есть DBA (doctor of business administration), DPA (doctor of public administration) — обучение в сфере государственного и муниципального управления. Есть курсы повышения квалификации по множеству направлений, Институт делового администрирования и бизнеса, Научно-образовательный центр по профессиональной квалификации.

— Финансовый университет сильно вырос за двадцать лет. Наверное, раз в десять? 

— Не в десять, а в двадцать раз! В десять выросло только дневное отделение и только в Москве. Кроме этого у нас есть несколько десятков филиалов в разных городах — начиная от Санкт-Петербурга и заканчивая Якутском. На сегодняшний день в университете обучается более 50 000 молодых людей (с заочниками), а преподавателей больше, чем студентов и учителей, вместе взятых, в том вузе, который мы с тобой оканчивали (Московский финансовый институт — FP).

144a46fe3ae4a0d4690d010df084f43f
 

— Хорошо это или плохо — такой рост масштабов? Не станет ли университет неуправляемым гигантом?

— Я сам был идеологом объединения и выступал за то, чтобы формировались крупные научно-образовательные комплексы. Мелким вузам сегодня невозможно готовить хороших специалистов, потому что любая отрасль, в том числе банковская, финансовая, юридическая, — развивается стремительно. Нужны новые научные разработки для использования в учебном процессе. Университеты должны заниматься наукой, создавать свои научные школы.

Сейчас мы формируем крупные научно-образовательные департаменты, объединяющие несколько кафедр и научно-исследовательские центры. Департаменты будут вести учебный процесс, научную работу, международную деятельность, общаться с работодателями. 

— В каком направлении будет дальше развиваться университет?

— Мы объединили все экономические вузы, которые оставались свободными: ВЗФЭИ, Госуниверситет Министерства финансов и Всероссийскую государственную налоговую академию. В перспективе планируем присоединить к себе хороший технический вуз, этот вопрос уже обсуждается в Министерстве образования и в правительстве. Эпоха профильных университетов заканчивается. Если вы откроете мировые рейтинги, то не увидите там ни одного университета, имеющего социальную, гуманитарную или экономическую специализацию. В мире другие требования к рейтингам. И если мы будем оставаться чисто гуманитарным вузом, как сегодня, то никогда в них не попадем. 

Впрочем, дело даже не в рейтингах, в России у нас и так высокие позиции, 14-е место среди 100 лучших вузов страны (по оценке «Эксперт РА» — FP). Сейчас трудно себе представить финансистов и банкиров, плохо подготовленных с точки зрения математики и информационных технологий. Необходимы междисциплинарные и межфакультетские стыки.  

— Как финансируется университет?

— Доходная часть делится пополам. Половину нам дает федеральный бюджет, остальное зарабатываем сами. Прежде всего на образовательной деятельности: первое высшее, второе высшее, аспирантура, докторантура и дополнительное профессиональное образование. Наука нам приносит примерно 300-350 миллионов рублей. 

Существенную поддержку оказывали выпускники. Хочу еще раз через ваше издание поблагодарить этих людей. Последние несколько лет мы напрямую материальную помощь университету оказывать не просим. Если только спонсорскую поддержку каких-то знаковых мероприятий. Например, Росбанк в этом году финансирует выпускной вечер. Многие банки поддерживают проведение крупных международных конференций. Остальное — это добровольные пожертвования в эндаумент-фонд. Его особенность в том, что используются не пожертвования доноров, а инвестиционный доход от сформированного ими капитала. При этом доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход. В свое время его учредителями были Дмитрий Орлов, Андрей Казьмин, Михаил Прохоров, Владимир Дмитриев и ваш покорный слуга.

127d9bca2556cc04ba808068b7f49529

 — Не жалеете, что в 90-е и 2000-е не ушли работать в банковскую сферу? Был шанс стать олигархом!

— Уж так получилось, что я предан нашему институту, он сделал меня тем, кто я есть. И я посчитал бы предательством уход из него, если я могу приносить здесь пользу. Тем не менее связи с банковской системой у меня никогда не прерывались. Я был и остаюсь членом советов директоров многих банков, возглавлял даже некоторое время совет директоров Россельхозбанка, был членом совета директоров ВТБ, много лет вхожу в экспертный совет ВЭБа. Это и дополнительный доход, и дополнительные знания.  Я стараюсь внедрять их в учебный процесс и требовать от преподавателей, чтобы они отслеживали то новое, что есть в финансово-банковских структурах. Участие в советах директоров помогает мне чувствовать себя уверенно, требовать от коллектива, чтобы он работал на опережение, ибо я вижу перспективы.

534f6648c647b5046c9091bede20a476

Михаил Эскиндаров, Екатерина Супрунович, советник ректора Валерий Сумароков

— У университета есть еще одно значимое достижение. Он занял первое место в опросе «Российские вузы глазами студентов», проведенном в рамках проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня».

— Да, потому что самое главное действующее лицо в университете — не ректор, не декан, не преподаватель. Это студент. Он пришел сюда со своими потребностями, со своими надеждами на то, что, получив хорошие знания, он будет востребован, найдет работу, которая позволит развиваться, содержать семью, родителей. Поэтому наша основная задача — дать этому студенту не то, что мы знаем, а то, что ему нужно. Для этого мы меняем учебные планы, формируем департаменты. Будем выбрасывать устаревшие дисциплины, менять отношение и идеологию преподавателей. Сегодня (нет худа без добра) закрываются многие экономические институты, прекращается прием на экономические факультеты технических вузов, а молодежь, активно работающая в банковской сфере, начинает интересоваться преподаванием. В результате появляется конкуренция среди преподавателей, и это хорошо. 

В конце каждого семестра мы проводим опрос «Преподаватели глазами студентов». В анкете есть такие маркеры компетенции педагогов, как пунктуальность, доступность излагаемого материала, способность вызвать интерес к дисциплине, доброжелательность по отношению к студентам, эффективность использования времени занятий, практикоориентированность изложения, терпимость к вопросам. Абсолютное большинство преподавателей имеют очень хорошие баллы, но не все. С последними ведется серьезная работа. Результаты опросов как студентов, так и работодателей позволят нам выявить слабые места, недостатки в подготовке кадров и принять соответствующие меры.

http://www.fa.ru/news/Pages/2016-07-25-eskindarov.aspx



Опубликовано: 29 июля 2016

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир

Ваш отзыв