Европа и Россия: кто кому в культурном плане больше нужен?
«Ах, замечательная и притягательная Европа, ах, ее прекрасная и высокая культура, ах, шарман Париж…» Все эти и им подобные слова на самом деле вовсе не такие истинные, как чаще всего представляются и подаются не искушенному в тонкостях философии культуры человеку. Визгливые восторги относительно культуры Европы — совсем не для этой статьи, поскольку в опоре на глубинную русскую философскую традицию мы будем обосновывать совсем противоположное: злую ущербность и разрушительную дикость так называемой европейской культуры, ее глобальный вред человечеству. Со времен Петра I мою бедную страну, обладающую настоящей и чудесной культурой, насильно волокут в так называемую культуру европейскую, которая-то культурой, на самом деле, вовсе не является. Чуть позже это положение развернуто будет аргументированно, а пока сразу же следует дать и некий предварительный ответ на вопрос, вынесенный в название данной работы: кто кому в культурном плане больше нужен – мы им или они нам? Наш авторский ответ очевиден: именно мы им. Главная задача данного труда — показать все величие русской культуры, воплощенной пока главным образом в идеях и интуитивных прозрениях классической русской философии. Именно она – русская философская мысль в течение почти трех веков — очертила главные контуры истинной культуры и абсолютные ценности человеческого бытия; именно она осветила и дотянулась до абсолютных вершин тех истин, которые только и могут быть аксио-эссенциальным содержанием культуры человека… Но обо всем по порядку.
Европейская культура, как известно, — основа современной мировой цивилизации, благодаря ее глобальному влиянию на все стороны жизни человека, который, по мысли русского философа Ф.М. Достоевского, …совершенно не получился! Почему же так произошло? Виной тому – именно европейская культура с её «несвятыми святынями»: алчностью, эгоизмом, насилием, враждой… Для чего нужен такой злой набор инструментов человеческого общежития? Для непрерывного и жестокого, в том числе и современного, хищничества Запада, продолжающегося уже много веков! Вспомним слова О. Шпенглера: «Европеец хочет управлять миром по своей воле»[1]. Откуда весь этот набор антиценностей? Как ни странно, но от Ветхого Завета! Напомню хотя бы одно: «Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую» (Ветхий Завет. Числа, гл. 22, ст.4.). Так можно проследить, что европейская культура по своей аксиологии вовсе не первична, а восходит к древнейшим культурам, в том числе семитской.
«Отличная», ничего не скажешь, философия – хищника и людоеда! Культура принципиально патологического человека, человека не получившегося. Если принять данное положение в качестве опоры для дальнейшего движения мысли, легко понять, что культурное развитие и самой Европы, и мира под ее влиянием пока тоже сугубо патологическое, неправильное, не туда и не так!
Например, все известные социальные состояния: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и др. – вовсе не объективные закономерности развития человечества, а всего лишь злые замыслы этого самого не получившегося человека, некие проекты определенной совокупности людей, которые сумели в определенное историческое время победить всех своих «оппонентов» в конструировании и построении нужного социального состояния, сумели под свои цели и ценности создать удобную только им реальность. Так, к примеру, «Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров…Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости до последней капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов…»[2]. И в сегодняшнем мире вполне возможны любые сценарии развития человечества, в том числе и самые «экзотические», а механизм запуска движения общества по руслу одного из проектных вариантов – у самого человека, главного цивилизационного инженера и демиурга. Если, например, рабовладельческая «команда» проектировщиков и социальных инженеров вновь окажется сильнее всех остальных, завтра вполне будет возможен новый вариант утверждения и господства именно рабовладельческого строя.
В этом отношении всех людей можно разделить на два принципиально разных подмножества (кластера): на подмножество конструкторов и создателей данного состояния цивилизации и подмножество пассивных обитателей этого состояния, вынужденных пребывать в такой цивилизационной конструкции вопреки своим желаниям, идеалам, ценностям, устремлениям. Вторую общественную совокупность можно с успехом назвать цивилизационным планктоном (подходящий, на наш взгляд, термин, не правда ли?). Как нетрудно понять, сегодня функции кластера конструкторов выполняет именно Запад со своей «замечательной» европейской культурой, а вот функции планктона вынуждено выполнять все остальное сообщество Земли, в том числе и население России. Человечество давно и основательно «упаковано» в самую надежную тюрьму – онтологическую и мировоззренческую; для этого было нужно насильственно заставить людей поверить, что ценности либерализма – якобы единственные и других просто не бывает, что главное в этой жизни – ты сам и твое эгоистическое процветание, в том числе и за счет угнетения или даже гибели других (ничего страшного – конкуренция!).
Западная философия и наука произвели на свет хищника как по отношению к природе, так и по отношению к другому человеку, всегда готового только к одному поведению относительно них – к полному покорению, к господству над ними, к исчерпанию всех ресурсов. Ради чего? Ради достижения своих эгоистических, примитивно понятых целей и ценностей простого животного (по сути - физиологического) существования в нескончаемом потоке безмерного потребительства и гедонизма. Как подчеркивал М.Вебер[3], их принцип «из скота добывать сало, из людей – деньги» давно уже превратился из жизненного правила в своеобразную этику, отступление от которой рассматривается как нарушение долга. Модель западного человека и его культуры – модель дважды хищника, модель хищника в квадрате, машина для убийства и природы, и человека. Именно эта машина еще со времен Нового времени стала господствующим историческим субъектом на нашей планете. Что же тогда удивляться, что эта планета гибнет и чахнет, что гибнет и чахнет практически все ее население, выступающее планктоном, за исключением небольшой общности самих этих хищников с Запада, так называемого «золотого миллиарда»? В самом общем выражении главное содержание современной цивилизации характеризуется достаточно просто: она – современная цивилизация – на самом деле вовсе пока не цивилизация и не культура; пока она - не более, чем уродливый результат временной победы всех форм пороков.
Довольно о ложном и гнусном – о европейской культуре; пора хоть несколько слов сказать о настоящей культуре, которая должна обязательно вытеснить западную, и в России прежде всего. Она, правда, эта культура, пока только в зародыше, совсем не известна широкому кругу людей, лучше всего о ней можно узнать из русской классической философии. Ее истины совсем другие, нежели в западной культуре. Никому, например, не дано право делить людей на «людей – цель» и «людей – средство»; никто не должен под этим замечательным Солнцем ради прогресса человечества пролить даже «одну слезинку ребенка» (Ф.М. Достоевский); на любовь и счастье имеют право – человеческое право – абсолютно все, вернее, - либо все, либо никто; спасти и воскресить надо не только всех живых, но и всех умерших отцов и пращуров наших (Н. Ф.Федоров), а для этого надо победить саму зловредную смерть (Н. Ф.Федоров); необходимо человеку вырваться из земной колыбели в бесконечный (в том числе с точки зрения ресурсов) космос (К.Э Циолковский), а также навести ноосферный порядок на самой Земле (В.И. Вернадский); и тогда воплотится философия человеческой свободы (Н.А. Бердяев)… И все это — Русская философия.
Любопытна и русская космическая философия, несущая в себе начала истинной человеческой культуры. Лучше всего ее выразил К.Э. Циолковский: удовольствие человек испытывает при получении чего-то, страдание — при потере. Поскольку человек приходит в мир, не имея ничего, и уходит из мира, также ничего не имея, общая сумма страданий и наслаждений в его жизни равна нулю. Чтобы выразить это яснее, Циолковский написал интеграл и приравнял его к нулю. Раз в сумме все равно будет нуль, смысл жизни человека — в чем-то другом… Это и есть основной закон русской философии: смысл жизни человека – не в нем самом, а в движении к превышающему его совершенству и гармонии.
Великая формула русского культурного мира давно открыта и нашим замечательным религиозным космистом Н.Ф. Федоровым: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Это и есть предельно сжатая истина русской культуры. Она - не только для русских, она – для всех. В этом ее сила и глубина, в этом ее неизбежная победа.
По сути, главная патология современной человеческой цивилизации как раз и состоит в том, что она пассивно и равнодушно взирает на активность паразитариев и позволяет им так безбедно, подло и нагло существовать за счет эксплуатации других. Просто, не правда ли?! Так кто кому в культурном плане нужен больше?
[1] Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1999. С.663.
[2] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С.49, 50.
[3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 73.