Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Философия русского мира: общие контуры стратегии выживания человечества

1365618773_1335471084_1628dЧеловеческое сознание чудовищно искорежено  и обезображено до неузнаваемости многовековой войной всех против всех в силу того, что  именно оно — пространство сознания людей -  представляет собой главное  поле непрекращающейся человеческой битвы. Битвы их – людей -  с самими собой.  Непрерывной битвы людей друг с другом  по разным поводам и причинам, в том числе по никчемным и пустяковым. Но есть среди них поводы и причины для этой глобальной битвы поистине фундаментальные и судьбоносные. Данная статья именно о них –  о тех самых фундаментальных человеческих различиях, которые заставляют  людей сражаться друг с другом не на жизнь, а на смерть. Не в силу того, что «руки чешутся и драться охота», а в силу того, что эта эпохальная цивилизационная битва, на самом деле,  – попытка спасти все человечество от его неминуемой самоубийственной гибели, если …

И об этом  «если» тоже  повествует эта статья.

Итак, одна из сражающихся сторон  стремится спасти  и тех, кто воюет на одной стороне, и тех, кто находится в рядах противоборствующего лагеря. Спасти принципиально  всех – и Тех и Других.  Потому, что и там и там – Люди, а люди – великая и абсолютная Ценность. Люди всякие  и все, хоть бы  и  «серо-буро-малиновые». Любые. «Человек – это звучит гордо!» (М.А. Горький).  Никому не дано право делить людей на «людей – цель» и «людей – средство». Никто не должен  под этим замечательным Солнцем ради прогресса человечества пролить даже «одну слезинку ребенка» (Ф.М. Достоевский). На любовь и счастье имеют право – человеческое право – абсолютно  все. Либо все, либо никто.  Такая вот   философия одной стороны в этом сражении.  Философия любви  и Софии (В.С. Соловьев). Философия русского космизма, согласно которой спасти и воскресить надо  не только всех живых, но и всех умерших  отцов и пращуров наших (Н. Ф.Федоров). А для этого надо победить саму зловредную смерть (Н.Ф. Федоров),  вырваться из земной колыбели в бесконечный (в том числе с точки зрения ресурсов) космос (К.Э Циолковский), навести ноосферный порядок на самой Земле (В.И. Вернадский).  И тогда  под этим замечательным Солнцем  воплотиться философия человеческой свободы (Н.А. Бердяев).

И все это — Русская философия.

Это философия одной из сражающихся сторон – философия  Русского мира, о которой, в основном,  и пойдет в дальнейшем речь.

Философия другой, противоборствующей Русскому миру,  стороны в этой цивилизационной битве – совсем иная.

Это —  западная философия.

Философия Запада, которая с  самого начала и до сегодняшнего дня – принципиально рабовладельческая  и человеконенавистническая.  К сожалению, она именно такая и не надо  пытаться смягчить эту ее характеристику. Доказательства? Сколько угодно! Спросите о сущности западной философии у истребленных человеком  Запада народов – северных индейцев, инков, майя, ацтеков. Спросите у народов Африки и Азии, у народов Океании. Сегодня о сути западной философии многое могут рассказать и народы бывшего Советского Союза,  а так же граждане бывшей Югославии. Спросите, наконец, о сущности западной философии у жителей Ирака и  Афганистана. Они вам многое смогут поведать о сущности философии западного человека. О философии его как хищника,  как захватчика и мародера. В чем же суть философии Запада?

Главный проект западной философии – не о любви, не о свободе, не о спасении живых и мертвых. Эта  философия размышляет о совсем других «материях» – об окончательном  покорении  всего мира,  например.  Это  о том, что сегодня называется  глобализацией,  что в переводе  в истинный смысл этого нового слова означает совсем старую и всем уже опостылевшую сущность – колониализм. Колониализм во вселенских масштабах. Но для этого всех надо покорить и подчинить. Ирак и Афганистан – проглатываемее в данный момент страны этим «цивилизационным» хищником. 

Кто следующий?

Иран?

Россия?

Китай?

Почему западная философия взращивает и пестует хищника? Все достаточно просто: с древнейших, еще античных и римских времен ей – западной философии -  вовсе не надо спасать всех людей планеты. Ей нужно обогреть и приласкать только своих – «господ», «белых колонизаторов», «цивилизованных», «успешных», богатых, «золотой миллиард» и т.д.

И только.

В отношении других людей, не попавших «в свои для Запада»,    эта философия не обещает ничего утешительного.  Им – «нецивилизованным» — нет места под этим замечательным Солнцем. Или ладно, разве что  в качестве прислуги и раба, но и здесь надо строго следить, чтобы  не было никаких «лишних ртов» — ресурсов на Земле для них не припасено еще со времен Мальтуса!  А остальных… «Слабого – подтолкни!» (Ф.Ницше). Слабым и неуспешным, не белым и нецивилизованным места под Солнцем просто нет.

Западная философия – это действительно другая философия. Философия людоедская. Философия хищника. У Ф. Бэкона есть замечательное  и хорошо всем известное сравнение разных познавательных стратегий человека с поведением паука, пчелы и муравья. Позвольте найти примерно подобное сравнение  и мне.

На чье поведение из мира живых существ похоже поведение западного человека,  вооруженного такой своей философией? На поведение …осы,  которая для пропитания самой себя и  своих личинок у своих жертв полностью или частично парализует их движения путем ядовитого воздействия  на нервные центры. При этом насекомое-жертва – хотя и парализованное, но все же вроде бы живое -  не… портится (какой прагматизм!), а оса или ее личинка постепенно поедают ее  ткань. Живьем. Такая вот осиная философия – без любви и свободы. Философия сытого желудка осы. Или ее личинки, как кому нравится.

На Земле уже не один век идет битва именно между этими главными соперниками. И этими их философиями – русской и западной. Конечно, есть и другие участники этой битвы,  и, разумеется,  другие философии – китайская, индийская, арабская и др.

 Но все же основная  цивилизационная  битва – между Западом и Русским миром. Доказательства? Пожалуйста! Все три мировые (Первая, Вторая и Третья, информационно-психологическая против СССР) войны нацелены были против именно Русского мира.

Но он – Русский мир -  выстоял!

 Какая Силища тогда,  этот самый Русский мир, если он сумел выдержать такие три чудовищных удара?!  И в чем эта его сила? Именно об этом – в нашей статье.

 О философии.

О философии Русского мира.

“Запад, — пишет В.Шубарт, — подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе”.

Что же такое эта самая русская душа? Русский человек не хочет жить только желудком, как оса. Ему этого принципиально мало!  Когда утрачивается смысл, выходящий за пределы материального бытия, утрачивается смысл самой жизни человека.  Жизнь для русского человека  полна сакрального, священного, мистического смысла, нацеленного на поиск “потаенного бытия”, скрытого смысла вещей и человеческих явлений.

Русский мир  — шире мира наличествующего. Незначительные, обыденные смыслы русскому человеку не нужны. “Всё есть, а вместе с тем ничего нет” — чисто русское восприятие  мира.

Космическое.

Вселенское.

Для души, не для желудка. А. Неклесса отмечает, что  трудно обустраивать мир, в котором нет великих далей… Русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и он в своем идеально-типическом выражении именно таков.

Правильно подметил  и Н. Бердяев — русскому народу свойственно философствовать, “русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие”. Это же стремление к глубине в постижении бытия  в русском крестьянине (причем практически в любом!)  отмечал и Л.Н. Толстой.

Суть русского человека и его мира – надчеловеческая, надситуативная, наджизненная активность. Русская душа – это то, что непременно выступает за границы мира  простого обывателя,  преодолевает его сытость и успокоенность. 

Живя в этом мире, русский устремлен в мир будущий, в мир, где будет больше смысла, правды,  справедливости, честности. Ему нужно достижение конечной цели – Царства Божьего, что  означает преображение этого пока еще несовершенного и злого мира в принципиально другой,  более совершенный мир. Это означает необходимость  преображения как индивидуального человека, но также обязательное преображение всего социального  и космического мира с главной направленностью всех этих изменений усилиями людей  в общую для всех соборную мировую гармонию. Чисто русская идея -  единство людей, основанное на свободе и любви, единство  как  согласие личных свобод ради возможности раскрытия божественного в человеке.

Национальная идея  русских необычайно глубока  и с точки зрения философии просто безукоризненна: жажда иной совершенной жизни, иного совершенного мира, постоянное  недовольство тем, что есть, творческое преображение мира этого (мира Явь) в мир новый  и лучший – в мир  Правь.

Почему, например,  так ненавистны русскому человеку всякие современные «жучки-паучки» — «нарисованные»  олигархи, обнаглевшие от жадности чиновники, смехотворная  и ничтожная богема,   умеющие,  якобы,  жить в рыночных реалиях? Они – сплошь временщики, обыватели, люди не из русского духовного мира -  заняты исключительно своими «шкурными» делами, всякими яхтами, золотыми унитазами,  поверхностным заимствованием чужих идей и подражанием во всем. Им нет дела до Великого преображения, они смешны и уродливы. России нужна другая элита, суть которой можно задать одним только словом: настоящая. Но ее пока нет. Пока.

Ф.М. Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» – деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей – «живых мертвецов»), жив еще идеал правды, добра и красоты.

В мире, преклонившемся перед «зверем» Апокалипсиса, в мире чистогана, пользы (выгоды); в мире отчужденности, разъединения, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского); в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, – в этом расколотом мире, по словам Достоевского, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».

«На Западе… царство антихриста, – считал Достоевский. Призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (духом отчужденности).

В начале 21 века честно отметим, что пока мы это сражение явно проигрываем.  Проигрываем по всем статьям и тем самым приближаем не только  конец своего Русского мира, но  и  мира вообще.

 Почему?

 Да потому что победа Запада будет победой самоубийцы.  С нынешней  стратегией поведения Запада,  которую он заимствовал у обыкновенной осы, после того, как будут живьем употреблены все парализованные жертвы, настанет черед самого Запада. Доказательства? Пожалуйста! Это уже было! В форме средневековых крестовых походов! Хорошо известно, что когда их участники еще не успевали  покинуть пределы собственных городов, начиналось тотальное мародерство,  грабеж и насилие.   А что еще ожидать от философии Запада – философии без любви и  без человеческого сочувствия, от философии чистогана и порока?

Наша историческая эпоха обнажила сущность сражения философии Запада и Русской философии до своего предельного выражения. Вот как это выглядит в самом сжатом своем виде.

Если побеждает Запад – человечеству суждено принять смерть  в форме примитивного цивилизационного суицида.  Стоило ли тогда на протяжении тысяч лет тратить столько усилий, приносить на этом пути колоссальное число жертв ради истин жизни и человеческой активности?  Ради чего? Чтобы закончить времена бытия человечества, не справившись с самим человечеством?   И все же, если побеждает Запад, что побежденная сторона вынуждена будет кануть в лету, испариться, уйти в небытие. Драматизм современной ситуации усиливается еще  и тем, что все это цивилизационное столкновение происходит на наших глазах и мы все являемся не просто какими – то сторонними зрителями, а самыми непосредственными участниками всех этих событий. Это, в частности, означает, что если проигравшей стороной станет именно наша -  русская сторона -  то исчезнуть и испариться  в небытие придется именно нам. Это печально, но еще гораздо более  убийственно  и непростительно для всех нас – русских – нечто другое.  То, что  если наш проект цивилизационного строительства окажется побежденным, то  настоящим образом гибнуть и  пропадать придется не только нам – сегодняшним, но и нам – завтрашним,  нашим детям и внукам. Они, проклиная нас, исчезнут первыми, но на этом трагедия человечества  не закончится. Все будет продолжено чередой  гибели все новых и новых людей, стран и народов, до тех самых пор, пока не исчезнет в самоубийстве все их земное многообразие.  Такая вот философия…  Она выражается достаточно простой формулой:  западный проект  строительства цивилизации просто  никуда не годится, он – принципиально  самоубийственный и в этом плане он  не подходит  для воплощения даже самому западному человеку, не говоря уже о других, так им  ненавидимых  народов.

Но кто сказал, что пропадать сейчас надо именно нам? Дочь известного историка Льва Лурье, ленинградский этнопсихолог Светлана Лурье, так говорит примерно именно об этом: «Русские пережили в своей истории немало драматических перемен — трудно было стать из язычников христианами, трудно было из свободной городской вольницы попасть под монгольское иго, трудно было перешагнуть из Руси московской в петровскую Россию, трудно было вместо царской России оказаться в ленинском и сталинском Советском Союзе, трудно было из тихих советских заводей нырнуть в постсоветские водовороты. В каждый из этих периодов разные группы русских людей очень по-разному смотрели на мир и оценивали происходящее, но при этом оставались русскими вне зависимости от своего социального статуса и идейных установок».

Поразительная жизненная сила  Русского мира никуда не пропала и сегодня! Так что еще не вечер и кому пропадать, а кому жить – это вопрос пока еще без какого-либо  ответа.

Какие горние перспективы  открывает человечеству победа не Запада, а торжество философии Русского мира?  Спасение для всех. Жизнь для всех. Потому, что и там и там – Люди, а люди – великая и абсолютная Ценность. Любые. «Человек – это звучит гордо!» (М.А. Горький).  Никому не дано право делить людей на «людей – цель» и «людей – средство». Никто не должен  под этим замечательным Солнцем ради прогресса человечества пролить даже «одну слезинку ребенка» (Ф.М. Достоевский). На любовь и счастье имеют право – человеческое право – абсолютно  все. Победа философии Русского мира – это «космоцентрические, узревающие божественные энергии в тварном мире преображения мира и человека   активной, творческой эсхатологией, смысл которой, словами  Бердяева, в следующем. Человек – не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле, -  творец и  изобретатель.  Человек сам довел  мир, в котором живет,  до предельного -  разрушительного и гибельного – состояния и все, что теперь может и должен делать на своей планете человек должно рассматриваться только в формате одной Цели,  в формате одной Истины – в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. Настала пора человечеству объединять свои усилия  для  героического поведения всех ради одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса.

По Н.А. Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько он окажется способным именно к героическому своему поведению. Великая истина Русской философии, выраженная словами Н.А. Бердяева,  звучит так: «Конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».

   Русская идея, ее глубинная суть  -  идея активной эволюции,  т.е. необходимость вхождения человечества в  новую эру сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека.

Нужна новая эра развития человечества – эра восходящей  и управляемой самим человеком эволюции. Вот теперь-то как раз и нужен русский космизм. Теперь понятна необходимость в соборности. Действительно господствующими становятся духовность и нравственность. Вот теперь-то начинает быть востребован ноосферный подход к дальнейшему развитию человечества. Все это уже заранее предусмотрительно приготовила всем людям философия Русского мира. Философия не только для будущего, но и для настоящего. Философия начинающегося  великого цивилизационного  перехода  из мира Яви в мир Прави. Философия не только любви, человеческой солидарности и свободы, но и огромного, поистине вселенского и космического, а так же ноосферного и духовно-нравственного  творческого созидания.

И еще. Самоубийство человеческой цивилизации – вовсе не обязательно!

Все в твоих руках, человек!

 И твое будущее – тоже!

Да поможет тебе во всем философия Русского мира – философия для всех и во имя всех!

Философия действительно всечеловека!

Философия действительно человеческой солидарности!

Философия действительно любви и гармонии!

Мир спасет красота – разве не об этом говорил русский философ Ф.М. Достоевский? Наша с Вами красота – красота людей, переставших воевать друг с другом.  Такие вот общие контуры философии Русского мира – мира для всех людей, а не только для элиты и «золотого миллиарда».

 

Батурин В.К., доктор философских наук, академик РАЕН
заведующий лабораторией Русской Философии Центра мир-системных исследований 


Опубликовано: 21 октября 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв