Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Философия творчества: подлинные и мнимые начала мира и человека. Творчество как путь к Абсолюту (статья 1)

Цикл статей «Философия творчества: подлинные  и мнимые  начала мира и человека. Творчество как  путь к Абсолюту»

Статья первая, вводная «Философский анализ проблемы феномена творчества и ее значения для всех нас»

Исследованию проблемы творчества посвящены многие работы. Этот сложнейший феномен  в наше историческое  время является предметом множества наук: философии, психологии, культурологии, языкознания, синергетики, антропологии, информатики,  аксиологии и др.  В этих научных областях получены весьма значимые результаты, о которых будет идти речь  и в нашей работе, но следует сразу отметить,  что  в качестве главного предмета исследования  нас интересует творчество в контексте идей и представлений русской философии. И здесь парадоксальным, вопиющим представляется факт: в арсенале самых  разных современных научных и философских исследований по-настоящему не используются и не учитываются колоссальные по своей глубине и значимости результаты исследований проблемы творчества русскими  философами как минимум трех последних веков. Такое положение дел  совершенно недопустимо, и поэтому одна из центральных задач нашей  работы  состоит  в том, чтобы  и выдающиеся открытия, и сам процесс  исканий русских философов в такой сложной области, как творчество, стали доступными, известными, работающими в современных исследовательских проектах.

Проблема творчества в скрытом или явном виде постоянно присутствовала у философов: Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Ф. Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Т. Гоббса, Д. Беркли, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Новалиса, Г.В. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона, Г. Г. Гадамера, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера,  А. Камю, Ж.-П. Сартр,  Э. Фромм, Ортеги–и-Гассета, Мерло-Понти, Риккерта, Т. Адорно, Ж. Делеза,  М. Фуко, Ф. Гваттари,  Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды  и др.  Из отечественных мыслителей, внесших существенный вклад в решение этой проблемы, необходимо отметить труды  Аксакова И.С., Аксакова К.С., Андрея Белого (Бугаева Б.Н.), Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Брюсова В.Я., Булгакова С.Н., Вышеславцева Б.П., Гоголя Н.В., Голубинского Ф.А., Достоевского Ф.М., Зеньковского В.В., Ильина И.А., Карсавина Л.П., Киреевского И.В.,  Кудрявцева-Платонова В.Д., Лапшина И.И., Леонтьева К.Н., Лосева А.Ф.,  Лосского Н.О., Менделеева Д.И., Мережковского Д.С.,  Михневича И.Г.,  Муравьева В.Н.,  Несмелова В.И.,  Платона, митрополита Московского (Левшина П.Е.),  Потебни А.А., Рериха Н.К., Розанова В.В., Самарина Ю.Ф., Сковороды Г.С.,  Соловьева B.C., Толстого Л.Н., Трубецкого С.Н., Успенского П.Д., Федорова Н.Ф., Флоренского П.А., Флоровского Г.В., Франка С.Л., Циолковского К.Э., Чаадаева П.Я., Шестова Л. (Шварцмана И.Л.), Шпета Г.Г., Шпира А.А., Энгельмейера П.К., Эрна В.Ф., Юркевича П.Д.  и многих др.  В этих подлинных исследованиях  содержится  множество важных результатов,  выводов, прозрений, догадок, образов, позволяющих увидеть феномен творчества с разных сторон и во всей  его фундаментальной сложности.

Из современных работ, исследующих феномен творчества, необходимо отметить труды В.Ф. Асмуса, А.С Ахиезера, В.У. Бабушкина,   Г.С. Батищева,  В.К. Батурина, В.В. Бибихина , B.C. Библера,  А.С. Богомолова,  В.П. Визгина,  П.П. Гайденко, B. Д. Губина,   М.В. Желнова, Э.В. Ильенкова, П.В. Калитина, З.А. Каменского, Ф.Х. Кесседи , В.А. Коваленко, О. А. Кривцуна,  М.А. Кузнецовой, В.И. Купцова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили,  Н.В. Мотрошиловой , И.С. Нарского, А.Л. Никифорова  Б.В. Новикова, Т.И. Ойзермана,  В.Н. Поруса,  П.А. Рачкова,  В.П. Рожина,  В.Н. Сагатовского, В.И. Самохваловой, В.В. Соколова ,  Н.П. Французовой, В.С. Швырева, В.А.  Яковлева  и др.  Все основные   результаты этих и других исследователей, а также их теоретические и методологические подходы будут предметом специального философского рассмотрения в нашей работе. Подчеркнем еще одно важное обстоятельство:  исследование феномена творчества мы постоянно будем  осуществлять в контексте идей и теоретических построений  русской философии творчества. Такой сравнительный анализ позволит нам развернуто и целостно показать ее огромный познавательный потенциал даже в решении сугубо современных вопросов о сути феномена творчества. Например, русская философия творчества позволяет легко и просто оценить «достоинства» разного рода синергетических и иных постнеклассических подходов к проблеме творчества  и критически их преодолеть. «Ближайшее» критическое преодоление русской философией творчества современного и новомодного концептуального подхода – это полное отрицание концепции «глобальной креативности.  Ни современные, ни мировые классические  воззрения  на сущность феномена творчества очень часто не могут  выдержать даже минимального критического их разбора исследовательскими возможностями и ресурсами русской  философии творчества. Такова огромная мощь и познавательная эффективность идей русской философии творчества, что и позволяет говорить о ней как о базовом ядре современных исследовательских программ дальнейшего постижения творчества.

Итак, необходимо приступить к непосредственному анализу базовой исследовательской проблематики и главных достижений современной науки в отношении проблемы творчества.    

Очевидно, что исходная проблема феномена творчества – это само понимание смыслов и содержания этого  понятия. Мы уже приводили   определение смысла творчества Н. А. Бердяевым, согласно которому оно есть особый феномен  человеческой устремленности к трансцендентному ради обязательного выхода  «за грани мировой данности».  Примерно таким  же образом  характеризовал творчество  и другой отечественный философ Батищев Г.С., подчеркивая, что «человеческая действительность…возникает только как выходящая за границы природы –  как особое царство, где созидаются принципиально новые возможности, выступающие для непосредственной природы как невозможности, т.е. где совершается творчество. Человеческая предметная деятельность как раз и есть процесс, в котором субстанциальность природы творчески «достраивается» до невозможного в самой природе и одновременно осваивается как природная»[1].   Однако  в исследованиях проблемы творчества достаточно много и других содержательных  подходов.  Так,  в концепции творчества Соловьева В.С.[2]  оно  рассматривается как исключительно мистическое событие, в силу того что главной его целью является общение с высшим миром, самопроявление божественных энергий.  Известный французский математик А. Пуанкаре считает необходимым рассматривать феномен творчества,  прежде всего,  как возможность выбирать некое нужное  из имеющегося возможного.  Во многих исследованиях особо подчеркивается, что творчество – это вершина в человеческой деятельности, несомненный атрибут целостного множества абсолютных ценностей.  И в то же время, как совершенно справедливо отмечает Самохвалова В.И.[3],  творчество – это, скорее, норма человека,  чем исключение, это организация подлинно адекватных взаимодействий с окружающим  миром.  В такой трактовке данного понятия человек вообще не должен быть нетворческим, принципиально не имеет права им быть в мире, где все меняется, где все  и всегда требует именно творчества. Поэтому творчество – норма человека, предусмотренная для него изначально Божественным замыслом, но в греховном мире присутствующая лишь как некая потенциальность, дотянуться до которой удается лишь избранным единицам (гениям).

Батурина И.В. кандидат философских наук, член Союза писателей России

 

 



[1] Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 89.

[2] Соловьев В.С. Соч. Т.1.С.286.

[3] Самохвалова  В..И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека: Научное издание. – М.: РУДН, 2007. – 538 с.  С. 324.

 



Опубликовано: 10 июня 2016

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв