Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Философия в эпоху христианства. Судьба Агасфера и Сизифа

16-аГАСПолемические заметки.  Взгляд «непрофессионала» 

В своей первой статье по проблемам философии (см. статью «Философия в жизни человека, особенно в последние времена») я  сделал осторожный вывод, что у философии нет своей «территории». Чем бы ни занимались философы, они всегда оказывались на   «территории», которую прочно обосновали другие  «профессиональные корпорации».   Одна из  «территорий» занята корпорацией ученых, представляющих разные конкретные науки – естественные, социальные, гуманитарные. Другая территория принадлежит корпорации, называемой «культура и искусство», объединяющая художественную литературу, изобразительное искусство, театр, кино и т.д. Наконец, третьей корпорацией, наделенной собственной «территорией», является богословие, или теология. А в более широком смысле – религия. Вся история философии за последние две тысячи лет  – борьба ее за «жизненное пространство», «место под солнцем». Временно философии удавалось занимать чужие территории, но затем ее с этих территорий опять «отжимали».

Чтобы не погибнуть, философия шла на компромиссные соглашения с другими корпорациями, предлагая им проекты «синтеза». Выражаясь современным языком, что-то наподобие «совместного предприятия». Ярким примером такого  «совместного предприятия»  был проект «русской религиозной философии» (был начат в конце 19 века Владимиром Соловьевым), предусматривавший «синтез» философии и христианского богословия[1]. При этом заинтересованность в  данном проекте проявляли преимущественно философы, начав его реализацию  явочным порядком (благословения на это философы у Церкви не брали).  А Церковь, курирующая корпорацию богословов, к этому проекту отнеслась более чем сдержанно. А  когда появилась  первая «продукция» самостийного «совместного предприятия», то в ней богословы обнаружили в больших или меньших концентрациях  ереси эйкуменизма, софианства,  космизма и др. Церковь благоразумно  стала   дистанцироваться от проекта «русской религиозной философии». Говоря простым языком, это была очередная попытка захвата чужой территории корпорацией  философов.

Чем-то племя «профессиональных философов» напоминает мне Вечного жида.  Другое  имя   этого персонажа  -  Агасфер (лат. Ahasverus).  Напомню, что  Агасфер  - легендарный персонаж, по преданию обреченный скитаться по земле до Второго пришествия Христа. Имеется несколько  вариантов  легенды об Агасфере.  Все они восходят к Священному Писанию. Наиболее распространенная версия связана с историей Голгофы.  Когда Иисуса Христа, несшего Свой Крест, вели на распятие,  Он оказался около дома  иудея-ремесленника. Иисус попросил  у этого иудея позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть. Тот не только не позволил, но даже оттолкнул Христа.  За это иудей был осуждён на вечное скитание по земле   и  презрение со стороны людей[2].  Близкими к упомянутой легенде   являются и  легенда о Каине, осуждённом, как и Агасфер, на вечное скитание по земле. Неким аналогом является  также  легенда  о  Сизифе, обреченном вечно поднимать на гору камень.

С моей точки зрения, вечные скитания философии – результат того, что она не приняла Христа и христианство две тысячи лет назад. А некоторые наиболее агрессивные представители корпорации профессиональных философов даже пытались Христа оттолкнуть (боролись с христианским учением).

Философия имела право на существование до Христа. Более того, она была тогда необходима. Греческая философия Сократа, Платона и Аристотеля была своего рода «детоводителем», готовившим Римскую империю к принятию Христа. Климент Александрийский даже сказал, что расцвет античной философии в Греции логически трудно объяснить. Это — Промысл Божий.  Святитель Василий Великий называл Сократа «христианином до Христа».  Греческую античную философию можно уподобить первой очереди ракеты, летящей в космос. Она высоко подняла человечество в духовно-нравственном и интеллектуальном плане. Но затем включилась вторая ступень ракеты, называемая христианством, которая и должна помочь ракете (человечеству) достичь  конечной цели. А  такой целью  является Бог, Царство Божие, Царство Небесное.

Христианство – понятие многогранное. Это религия, Церковь, учение Христа, богословие, особая этика. Можно сказать, что это и  философия. Но не всякая философия, а лишь  Философия с большой буквы, упраздняющая все остальные философские школы и теории. Философия — «любовь к мудрости». Высшая мудрость – Божия. София (мудрость) – важнейшее свойство Бога. А там где мудрость, так и постижение Истины, коей опять же является Бог.  В Евангелии от Иоанна мы читаем следующие слова Христа: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6).  Философия, согласно христианскому пониманию, есть ничто иное, как любовь к Богу  -  Абсолютной Мудрости, Абсолютной Истине[3]

Диакон Владимир Василик на вопрос о том, как понимать Софию Премудрость Божию, прямо отвечает: «Святая София Премудрость Божия — это есть Христос, Премудрость Божия и Божия Сила. И Святая София Константинопольская, нынешняя София, которая была построена императором Юстинианом, после страшного пожара, после восстания «Ника», строилась с 532 по 536 год — это храм воплотишейся Премудрости Божией, это храм Христа, потому что Христос есть Слово Отчее, Отчий Разум, Отчая Премудрость»[4].  Между прочим, христиане даже имеют праздник,  прославляющий Премудрость Божию.   Владимир Василик пишет:  «И вы знаете, какой был престольный праздник в Святой Софии, когда праздновался престольный день храма? На Рождество Христово»[5]. С точки зрения Православия, истинными философами могут считаться лишь члены Церкви, ибо они проявляют истинную любовь к Христу, стало быть, и любовь к Премудрости Божией.

Апостол Павел четко провел границу между Премудростью Божией и «мудростью века сего» и показал, что Бог уготовал истинным философам (любящим Премудрость Божию): «Братия, мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:6–9).

Итак,  две тысячи лет назад человечество получило христианство, которое и стало истинной Философией. Конструирование иных философских систем – отход от Истины. Кажется, именно ко многим представителям современной философской корпорации обращены слова апостола Павла:  «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 5:12-6:6).

Философия в традиционном понимании (любовь к мудрости, но без Христа)  уже давно выполнила свою всемирно-историческую миссию.  Но ностальгическая тоска по философии у части людей сохраняется. Это тоску использует (можно сказать, эксплуатирует) небольшая группа людей, образовавших сплоченную профессиональную философскую корпорацию.  Как я говорил в своей первой статье, часть  членов этой корпорации (меньшая) продолжает создавать «продукцию» в виде новых философских идей и теорий. Число новых видов «продукции», созданных за две тысячи лет, трудно даже подсчитать, оно измеряется сотнями (модификации основных видов – не в счет).  Другая (большая) часть членов корпорации  занята хранением и инвентаризацией   той «философской продукции», которая была создана за несколько тысячелетий человеческой истории и собрана  на громадном складе с вывеской  «Мировая философия».  Даже сами сотрудники этого склада (профессиональные философы) не знают до конца, что имеется в этом гигантском хранилище (трех жизней не хватит, чтобы его обойти).

В каком-то смысле греческую философию можно сравнить с Ветхим Заветом, который был в свое время дан древним евреям Богом и  служил   «детоводителем» для этого дикого, жестоковыйного народа. Христиане знают Ветхий Завет,  составляющий первую часто Священного Писания.  Они понимают, что Новый Завет не отрицает первую часть Священного Писания, между двумя частями Священного Писанию существует органическая связь.  Но свою жизнь  христиане строят по Новому Завету. А святые отцы предупреждали чад Церкви об осторожном отношении к чтению и изучению Ветхого Завета, предостерегали об опасности умственного и духовного «повреждения» от неправильного подхода к Ветхому Завету.

Еврейский народ в значительной своей массе после распятия Христа христианство не принял.  А духовные вожди еврейского народа продолжили начатую еще во время вавилонского пленения «творческую» работу по «усовершенствованию» Торы (Пятикнижия Моисеева) и других книг Священного Писания на основе своего поврежденного ума и своей помраченной души. Стал складываться  корпус книг, которые получили название «Талмуд» (несколько десятков томов). В недрах талмудического иудаизма зародилась философская мысль, которая стала создавать оккультно-мистическую систему тайного знания, получившую название «Каббала». Очень многие вожди и жрецы мирового иудаизма ставят Талмуд и Каббалу выше Торы и других книг Ветхого Завета. Очень небольшая кучка приверженцев «истинного», «ортодоксального» иудаизма отрицает Талмуд и Каббалу, считая основой своего религиозного мировоззрения либо Тору, либо весь Ветхий Завет.

Все того, что было создано корпорацией профессиональных философов за последние две тысячи лет, можно условно назвать «философским Талмудом» и «философской Каббалой». Все это «творчество» — от лукавого.  У философии своего жизненного пространства нет.  В итоге она обречена на вечные скитания подобно Агосферу.  Или подобно еврейскому народу, который в начале христианской эры лишился своей «обетованной земли» в Палестине (разрушение Иерусалима Веспасианом и Титом) и был рассеян по всему миру. 

Единственный для  современной философской корпорации выход – признать Христа. Лишь в этом случае она получит право действительно называться Философией (подчеркиваю: именно с большой буквы).   Есть подозрение, что корпорация профессиональных философов признавать Христа не собирается.  Сегодня часть рассеянного еврейского народа опять собралась в Палестине, образовав без малого семьдесят лет назад свое государство Израиль. Воссоздание этого государства – важное звено последнего отрезка мировой истории. По замыслу врага рода человеческого,  на территории Израиля будет восстановлен Иерусалимский храм (третий) для того, чтобы там мог воссесть на троне лжемессия – Машиах[6]. Есть предчувствие, что и у философии впереди может быть своеобразный «ренессанс».  После долгих скитаний они подпишут соглашение о «стратегическом сотрудничестве» с врагом рода человеческого и  получит из его рук свою территорию – «философский Израиль». Это будет плацдарм, с которого будет вестись подготовка в виде философского «обоснования» прихода ложного мессии, т.е. антихриста.  

Чрезмерное увлечение современного человека философией (особенно страсть некоторых к конструированию новых философских «теорий») может быть также описано словами апостола Петра:  «Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2-е Петра 2:22).

Конечно, чтобы понимать историю и современную жизнь, христианин не должен демонстративно отказываться от знакомства с   «наследием» и текущим «творчеством»  философствующих талмудистов и каббалистов.  Как говорил Господь, мы должны быть «мудры как змии». Ибо живем в   мире, кишащем змиями-искусителями.  Но лишь знакомиться и понимать. Но не принимать сердцем. Еще раз повторю, что занятие это опасное. Этим могут и должны заниматься лишь   духовно  подготовленные люди.

      Опять не могу не вспомнить святителя Григория Паламу (1296-1357).  Казалось бы, парадокс: с одной стороны,  Палама был  блестящим знатоком Аристотеля;   с другой стороны, он настороженно и даже  негативно   относился к греческой философии. Григорий Палама  возражал тем, кто считал,  что «приобретение светской мудрости» есть главное условие приближения к Богу и общения с Ним.   «Новая жизнь во Христе»  не зависит  от достижений интеллекта. Святитель осторожно допускал, что философия может оказаться полезной некоторым ищущим людям, которые, не найдя ответов на свои мировоззренческие вопросы у философствующих мудрецов, обратятся к богословию, а после богословия – к Богу.    Но одновременно святитель  предупреждал тех, кто уже были внутри церковной ограды  и считали  себя христианами. Им-то, уже философия как «детоводитель» ко Христу не нужна была.  Но некоторой части христиан, по мнению святителя,  надо быть знакомыми и философией. Он считал, что христиане должны обращаться с греческой философией, как фармацевты со змеями: сначала нужно их убить, затем препарировать, извлечь яд и приготовить из него  противоядие[7].  Святитель Григорий Палама писал: «Мы никому не мешаем знакомиться со светской образованностью, если он этого желает, разве только он воспринял монашескую жизнь. Но мы никому не советуем предаваться ей до конца и совершенно запрещаем ожидать от неё какой бы то ни было точности в познании божественного учения о Боге». И немного далее: «Итак, у светских философов есть и кое-что полезное, также как в смеси мёда и цикуты; однако можно сильно опасаться, что те, кто хочет выделить из смеси мёд, выпьют нечаянно и остаток смертоносный»[8]. Еще раз повторю мысль, которой я закончил предыдущую статью: концентрация цикуты в современных философских напитках несоизмеримо возросла за  многие  столетия  со времен Григория Паламы.  Поэтому даже опытным христианам надо соблюдать все меры предосторожности при общении с миром философии.

Катасонов Валентин Юрьевич
http://reosh.ru/filosofiya-v-epoxu-xristianstva-sudba-agasfera-i-sizifa.html
 


[1] Большое влияние на русскую религиозную философию в XX веке оказала «философия всеединства» В. С. Соловьева, тяготевшего к экуменизму и обращавшегося к широким пластам западноевропейской религиозной и философской литературы.

[2] Фигура «Вечного жида»  весьма популярна в сюжетах европейской литературы и живописи.

[3] См.: «Философия – это любовь к Богу». Беседа монаха Рафаила (Попова) с  заведующим кафедрой философии ПСТГУ  В.П. Легой (http://www.pravoslavie.ru/86798.html).

 

[4] Диакон Владимир Василик. Лекция 5. Ответы на вопросы. (https://www.youtube.com/watch?v=ebpWEyveQPg&list=PLURDbynGfsfWzAYZbFDaDevpjbqmW5psd).

[5] Там же.

[6] См.: Катасонов Валентин. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: «Кислород», 2014.

[7] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие (Конспекты лекций). Вильнюс, 1992, с. 340.

[8] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 14.



Опубликовано: 23 июля 2016

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв