Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Глобальные дисбалансы: институциональный подход

Рассматривается институциональная основа формирования глобальных дисбалансов, анализирующая этапы установления англо-американского контроля над мировой финансовой системой.

Глобализация, в самом широком смысле, явилась инструментом, устранившим препятствия для интеграции стран в мировую экономику. Однако она стала и причиной образования глобальных дисбалансов. Страны, эмитирующие резервные валюты, выступают поставщиками глобальной ликвидности. Остальные страны для получения доступа к дефицитным валютным ресурсам должны проводить политику, ориентированную на экспорт, постоянно сокращая издержки производства для обеспечения конкурентоспособности своей продукции. Это нередко происходит за счет снижения реальных доходов, что ведет к падению реального ВВП и росту внешней задолженности в тех странах, которые не имеют доступа к сфере высоких технологий и чей экспорт сводится в основном к продаже сырьевых товаров.

Ответственными за создание глобальных дисбалансов являются англо-американские институты, осуществляющие контроль над мировой финансовой системой (МФС). К этим институтам в частности, можно отнести:

  • - бумажно-валютный (долларовый) стандарт, позволяющий США получать непомерные привилегии за счет эмиссии мировой резервной валюты и служить центром мировой финансовой системы, перекачивая капиталы с ее периферии;
  • - международные финансовые институты (Бреттон-Вудские «сестры» и их региональные аналоги в виде банков развития), служащие механизмами перераспределения глобальных ресурсов в пользу англосаксонского мир-системного ярдра;
  • - рейтинговые агентства, при помощи которых США поддерживают дискриминационный дифференциал процентных ставок между центром и периферией глобальной экономической системы;
  • - мировой валютный рынок (годовой оборот которого в 100 раз превышает международной товарооборот), контролируемый из Лондона, который сдерживает амбиции США и Европы по установлению единоличного контроля над глобальной финансовой системой и одновременно получает сверхприбыли на трансатлантическом финансовом посредничестве;
  • - англосаксонские офшорные юрисдикции, через которые проходит значительная доля финансового капитала в обход национальных фискальных систем его происхождения;
  • - англо-американское право, служащее основой заключения большинства транснациональных сделок и разрешения коммерческих споров.

Следует подчеркнуть, что своему сегодняшнему центральному положению в мировой финансовой системе англо-американский альянс обязан установлению послевоенной гегемонии доллара. Этот процесс проходил в два последовательных этапа: золотодолларового стандарта (1944–1971) и «нефтедолларового стандарта» (1975 – по сегодняшний день). Термин «нефтедолларовый стандарт» взят в кавычки, поскольку никаких официальных документов по его введению на международном уровне подписано не было. Ныне действующий официальный формат регулирования международных валютных отношений известен как Ямайская валютная система. Однако данный термин существует главным образом в русскоязычном обороте[1] и относится к соглашению, подписанному странами – членами МВФ в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка). Ямайское соглашение юридически завершило демонетизацию золота и предоставило странам право выбора любого режима валютного курса [1, 85]. Однако именно «нефтедолларовый стандарт» сделал возможным продолжить мировую гегемонию доллара после прекращения его конвертируемости в золото в 1971 г. Рассмотрим особенности функционирования этих стандартов.

 

Золотодолларовый стандарт

Институциональные основы англо-американского контроля над современной МФС были заложены в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Тогда в соответствии с теоретическими проектами  британского экономиста Дж.М. Кейнса и его американского коллеги Г.Д. Уайта была создана система институтов (МВФ, Всемирный банк, ГАТТ/ВТО), которые по сегодняшний день выступают основой международной торговли и финансов. Посредством данных институтов Кейнсу впервые в мировой истории удалось на практике внедрить модель глобальной макроэкономики. Основную цель данной модели Кейнс видел в устранении дисбалансов международной торговли путем установления одновременно внутреннего (полная занятость) и внешнего (платежный баланс) равновесия. Уже в 1944 г. Кейнс пришел к заключению, что в регулировании международной экономики количеству поставленных целей должно соответствовать такое же количество политических инструментов. Как отмечают профессор экономики Массачусетского технологического института П. Темин и профессор экономики Оксфордского университета Д. Вайнс, схему, которая представляла эту идею, Кейнс набросал на обороте почтового конверта в 1944 г. во время «особо утомительного заседания в министерстве торговли» (табл. 1). Затем он передал конверт своему коллеге Дж. Миду со словами: «Наконец-то я перестал сомневаться». Модель глобальной макроэкономики получила известность только в 1952 г., когда была опубликована в работе Дж. Мида «Платежный баланс», за которую он был удостоен Нобелевской премии [2, 172 – 176].

Таблица 1

 Международная политическая система

по проекту Дж.М. Кейнса

Цель

Инструменты

Ответственный орган

Полная занятость

Средства управления   спросом (в основном

– фискальные)

Национальные прави-тельства

Корректировка пла-тежного баланса

Привязанные, но регу-лируемые   валютные курсы

Международный ва-лютный   фонд

Поощрение междуна-родной торговли

Снижение тарифов

Международная торговая   организация

Экономическое развитие

Официальное между-народное   кредитование

Всемирный банк

Источник: [2, 173].

Таким образом, в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции был установлен послевоенный мировой валютный порядок. Доллар был наделен исключительным правом конвертируемости в золото, а валюты всех остальных стран – членов МВФ могли обмениваться на золото только посредством доллара. Для этого эти страны должны были накапливать долларовые резервы, тем самым создавая обеспечение своей денежной массе. Итак, США фактически превратились в поставщика глобальной ликвидности. Функционально же выполнение этой задачи было возложено на Международный валютный фонд (МВФ), который стал кредитовать страны, испытывающие проблемы с финансированием дефицитов своих платежных балансов. Причем первыми клиентами Фонда были развитые страны, в частности Франция.

Основная проблема золотодолларового стандарта заключалась в противоречии между национальной эмиссионной природой доллара и его использованием в качестве валюты расчетов в международной торговле, а также основного резервного актива. США необходимо было поддерживать постоянный дефицит своего платежного баланса для удовлетворения глобального спроса на доллары. Вступление в международную конкурентную борьбу новых глобальных игроков (стран Западной Европы и Японии), а также необходимость решения внутренних проблем США (удовлетворение быстро растущего потребительского спроса, обслуживание дорогостоящей системы социального обеспечения, финансирование гигантских военных расходов) обусловили чрезвычайный рост долларовой массы, многократно превысивший запасы золота в США. В целях предотвращения оттока золота из США, ведущего к обесценению американской денежной единицы, в августе 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото, а в 1973 г. страны – члены МВФ отказались от второго ключевого элемента Бреттон-Вудской системы – фиксированных валютных курсов.

 

«Нефтедолларовый стандарт»

Отмена конвертируемости доллара в золото и упразднение системы фиксированных валютных курсов поставили под вопрос валютную гегемонию США. Кроме того, в начале 1970-х гг. США превратились в чистого импортера нефти, что еще больше обострило проблему финансирования американского дефицита платежного баланса. В результате первого нефтяного кризиса (1973) цены на нефть выросли на 500%. В условиях свободно плавающих курсов это неизменно вело к резкому падению стоимости доллара, в котором рассчитывались цены на нефтяном рынке (хотя с 1920-х гг. британский фунт стерлингов использовался в международных расчетах по поставкам нефти, по крайней мере, также часто, как и доллар). Для подстраховки от рисков обесценивания доллара страны ОПЕК стали привязывать цену нефти к корзине валют и продвигать идею выставления нефтяных счетов в недавно созданной коллективной резервной валюте МВФ – СДР[2]. Таким образом, уже в 1970-х гг. СДР могли прийти на смену доллару как глобальный резервный актив. Чтобы не допустить этого, США инициировали заключение секретных соглашений с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами о покупке ими американских казначейских бумаг сверх объемов, размещаемых на публичных аукционах [3]. Тем самым валюты стран Ближнего Востока неформально привязывались к доллару. Далее между США и Саудовской Аравией была достигнута договоренность об оплате всех нефтяных поставок исключительно в долларах США. К этому решению присоединились также страны ОПЕК. Как отмечает известный американский экономист Ф.Энгдаль, на встрече министров ОПЕК в 1975 г. было принято решение «не принимать к оплате за поставки нефти ничего, кроме доллара США, не принимать даже британский фунт стерлингов» [4, 187 – 188]. С целью окончательного закрепления нефтедолларового стандарта американская администрация приняла решение о создании новых нефтяных бирж в Лондоне и Нью-Йорке. (Эти биржи по сегодняшний день служат основными торговыми площадками и механизмом ценообразования на мировом нефтяном рынке). С тех пор не только нефть, но и другие сырьевые товары котируются на биржах в долларах США. Из 92 сырьевых товаров, учитываемых международной финансовой статистикой, 87 товаров имеют цены, номинированные в долларах [5, 16].

 

Парадигма финансовой глобализации

Результатом стратегических соглашений США с ОПЕК стало повышение спроса на доллары как средство международных расчетов. Однако этого было недостаточно. Теперь США нужно было привлечь дешевые финансовые ресурсы из других стран для финансирования дефицита своего платежного баланса. И снова на решение этой задачи были подвигнуты богатые нефтью страны Ближнего Востока, которые в обмен на американские гарантии международной безопасности согласились размещать всю свою валютную выручку от продажи нефти в американских банках, а также на евродолларовом рынке Лондона. Привлекательность последнего была обусловлена тем, что в начале 1960-х гг. Банк Англии недвусмысленно дал понять, что он не будет контролировать и регулировать потоки иностранной валюты на лондонском евродолларовом рынке. Это явилось одним из ключевых элементов перестройки лондонского Сити в центр глобальных финансов. В результате второго нефтяного кризиса (1979 – 1981) цены на нефть увеличились еще на 350%, что обеспечило внушительные поступления нефтедолларов в англо-американские банки.

Нефтедоллары проходили вторичную переработку (рециклирование) в развивающихся странах (прежде всего странах Латинской Америки), которые получали их в кредит от англо-американских банков для потребления продукции западных ТНК (в первую очередь североамериканских). Ставки по евродолларовым займам фиксировались с заранее оговоренной надбавкой к текущей лондонской ставке межбанковского кредитования ЛИБОР, которая была «плавающей» и изменялась в зависимости от краткосрочных ставок в Нью-Йорке и Лондоне. Для борьбы с инфляцией в 1980-х гг. ФРС и Банк Англии резко подняли процентные ставки. Это привело к моментальному росту стоимости обслуживания кредитов, когда ставки на лондонском евродолларовом рынке повысились со средних 7% в начале 1978 г. до почти 20% в начале 1980 г. [4, 222 – 223]. Развивающиеся страны оказались на грани объявления дефолта.

Таким образом, уже в 1970-х гг. произошел переход от модели получения прибыли в производственном процессе к ее извлечению из фиктивной (финансовой) экономики. В данной связи ведущий американский социолог, один из основателей школы мир-системного анализа И.Валлерстайн отмечает: «США, Европа и Япония больше не могли позволить себе стимулировать модернизацию (девелопментализм). Им было необходимо обеспечить большой приток капитала из стран третьего мира на Север. Результатом стало рождение новой идеологии: неомонетаризма, оправдываемого тем, что называли «глобализацией». Согласно установленной норме не существовало альтернатив открытию границ развивающегося мира для экспорта на Север и свободного перетекания капитала обратно на Север» [6, 27].

Для преодоления долгового кризиса развивающихся стран снова были задействованы механизмы МВФ. Тем самым Фонд (целесообразность дальнейшего существования которого после краха Бреттон-Вудской системы была поставлена под сомнение) фактически обрел свое второе дыхание, но уже в качестве гаранта по выплатам задолженности развивающихся стран западным (в первую очередь американским) банкам. Отныне предоставление МВФ финансовой помощи было обусловлено набором требований к стране-заемщику, которые стали известны как Вашингтонский консенсус. Обусловленность кредитования предусматривала сокращение социальных обязательств государства, приватизацию, снижение заработной платы, девальвацию валют, открытие границ для иностранных товаров и капитала, дерегуляцию финансового сектора. Политика МВФ привела не только к снижению реальных доходов в развивающихся странах, но и упрочила их хроническую зависимость от экспорта сырья (цены на которое отныне регулировались на подконтрольных англосаксам товарных биржах) как основного источника валютных поступлений для обслуживания возрастающей стоимости внешнего долга.

Однако нефтяные пертурбации 1970-х поспособствовали не только долговому закабалению развивающихся стран и укреплению позиций доллара на международной финансовой арене; в ходе начатых в Великобритании («тэтчеризм») и продолженных в США («рейганомика») реформ финансового сектора произошла также смена экономической парадигмы – кейнсианская экономика «стимулирования спроса» была заменена фридмановской экономикой «стимулирования предложения». Последняя стала реализовываться путем развития продуктов потребительского кредитования, сопровождающегося стремительным ростом денежной массы. Избыточная ликвидность «утилизировалась» за счет раздувания финансовых пузырей путем резкого увеличения доли финансовых инструментов в общем объеме активов. Такие пузыри регулярно лопались (фондовый рынок в 1987 г., рынок дот-комов в 2000 г.).

Заложником новой финансовой парадигмы оказались сами США. Основной проблемой развития американской экономики на современном этапе является наличие «избыточной» ее части, которая «наросла» за последние 35 лет за счет постоянного внеэкономического, эмиссионного стимулирования потребительского спроса. По мнению М. Л. Хазина, ликвидация этого структурного «нароста» невозможна по политическим причинам, поскольку это означало бы сокращение ВВП США, как минимум, на 25%, а то и на 35%. Такое масштабное падение крупнейшей экономики мира сделало бы абсолютно невозможным для США не только сохранение статуса единого мирового лидера, но и продолжение существования мировой финансовой системы на базе американского доллара [7, 42 – 45].

Итак, после краха Бреттон-Вудской системы в конце 1970-х гг. мировая капиталистическая система вступила в свою новейшую фазу – финансового капитализма. Вот как характеризует данную трансформацию профессор финансов Йельского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 г. Р. Шиллер: «В последние несколько десятилетий мы были свидетелями развития финансового капитализма – системы, в которой на передний план выходят финансы. Если в прошлом они были “служанкой” промышленности, то теперь, они превращаются в движущую силу развития капитализма» [8, 26].

Р. Шиллер описывает финансовый капитализм как некую будущую универсальную панацею от всех недугов глобального общества, как незавершенный процесс «изобретения» новых финансовых продуктов, создание и внедрение которых «будет наилучшей тактикой в борьбе с экономическим неравенством» [8, 12]. Данный взгляд представляется довольно  оптимистичным, но эти визионерские пророчества должны еще пройти проверку временем. На нынешнем же этапе, на наш взгляд, именно финансовый капитализм является главной причиной современных глобальных дисбалансов, связанных с непропорциональным перераспределением ресурсов между паразитирующим центром и производительной периферией мирового хозяйства. Финансирование фиктивного хозяйства является той ловушкой, в которую угодила глобальная экономика. Ю.М. Осипов пишет: «Не капитал, как было раньше, порождает финансы, а финансомика порождает капитал» [9, 66]. Для преодоления этого порочного круга необходимо создание антисистемы, основу которой должны составить институты, представляющие собой реальную альтернативу глобальной системе неэквивалентного обмена.   

 

Литература

  1. 1.Международные валютно-кредитные отношения: Учебник для вузов / Под ред. Л. Красавиной. М., 2014.
  2. 2.Темин П., Вайнс Д. Экономика без лидера. Почему рассыпалась мировая экономическая система и как ее собрать. М., 2015.  
  3. 3.Leverett F., Leverett H. M. The Rise of the Petroyuan and the Slow Erosion of Dollar Hegemony // The World Financial Review. 2014. July 28. // http://www.worldfinancialreview.com/?p=2621.
  4. 4.Энгдаль Ф.У. Столетие войны: англо-американская нефтяная политика и Новый мировой порядок. М., 2014.
  5. 5.Международные валютно-кредитные отношения: Учебник и практикум / Под ред. Е.А. Звоновой, М., 2014.
  6. 6.Валлерстайн И. Ускорение падения. Наступление эпохи многополярности // Закат империи США: кризисы и конфликты. М., 2013. 
  7. 7.Хазин М.Л. Теория кризиса // Философия хозяйства. 2008. № 6.
  8. 8.Шиллер Р. Финансы и хорошее общество / Под ред. Т. Дробышевской, А. Смирнова. М., 2014.    
  9. 9.Осипов Ю.М. Восхождение. Четверть века в походе за истиной. 25 лет Центру общественных наук при МГУ. 1990 – 2015. М., 2015.

 

А.В. Кузнецов - д.э.н., с.н.с., профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Ссылка для цитирования: Кузнецов А.В. Глобальные дисбалансы: институциональный подход // Философия хозяйства. 2016. № 1. С. 157–165.

Ключевые слова: англо-американские институты, золотодолларовый стандарт, нефтедолларовый стандарт, международная финансовая система, финансомика.

 

Kuznetsov A.V. Global imbalances: the institutional approach.

Abstract. The article deals with institutional aspects of global imbalances. The evolutionary role of Anglo-American institutions in establishing control over the global financial system is studied.

Keywords: Anglo-American institutions, gold-dollar standard, petro-dollar standard, the international financial system, finansomika.



[1] Ямайская валютная система. Wikipedia.org. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямайская_валютная_система )

[2] СДР – специальные права заимствования (special drawing rights – SDR) – коллективно созданные (1969 г.) международные кредитные расчетные и платежные средства, предназначенные для пополнения официальных валютных резервов, урегулирования сальдо платежных балансов, расчетов с МВФ и сравнения стоимости национальных валют стран, участвующих в этом механизме. Участниками системы СДР могут быть только органы, отвечающие за проведение валютной политики стран-членов МВФ, сам МВФ, а также некоторые международные институты такие, как Всемирный банк, Банк международных расчетов и Европейский центральный банк. Размещение СДР среди частных институтов, например банков, не допускается.

 



Опубликовано: 3 июля 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир

Ваш отзыв