Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Кое-что о сверхдолжном владении

1353232368_refinery4Боже, спасибо Тебе за то, что у меня есть, и
Трижды спасибо за то, чего у меня нет

 

Каждый  человек обременен неким количеством имущества или, по-научному,  «активами». На предпринимателей в этом смысле падает особая нагрузка,  так как развитие и преобразование активов, то есть превращение массы  активов «А» в большую массу «Б», и их качественное улучшение – это и  есть их основная работа.

Под  активами мы понимаем землю, недвижимость, средства производства, товары  и деньги (во всех формах), людей, занятых в производстве, бизнес идеи. И  еще, конечно, желание со всем этим возиться, все сводить воедино,  преобразовывать, создавать новые формы. К исходным активам обязательно  должна быть приложена оживляющая их энергия, умение рисковать, принимать  смелые и нестандартные решения, кропотливо вести дела, строить  отношения с разными людьми, улаживать  нестандартные ситуации и проч.  Только больное сознание может вообразить, что все это дается легко и  просто. Это немалый труд и немалый риск; а «риск, — утверждает чешская  поговорка,- не ен зиск» (т.е. не одна только прибыль). Надо всегда быть  готовым к убытку, неожиданному удару, даже к поражению. Случись  последнее – надо иметь силы и мужество подняться и снова вернуться в  строй. 

 

Предприниматели  – особый тип «человеков». Каждое новое поколение заботами всеблагого  Бога пополняется группами людей, имеющих разные наклонности, а лучше  сказать – разные таланты и способности, дарованные им свыше. И заметим, совершенно бесплатно.  Представьте себе, что стало бы, родись вдруг однажды на земле одни  только гениальные музыканты? Человечество умерло бы с голоду под звуки  рока и симфоний. Слава Богу, этого не случается: поколения сменяют друг  друга, и в каждом из них в нужных пропорциях рождаются писатели и  инженеры, рабочие и архитекторы, фермеры и политики… в том числе и наш  брат — предприниматель.

Последних,  по некоторым оценкам, в каждом поколении насчитывается не более 10-12  процентов от общего числа. Это люди с набором заданных качеств, не  просто позволяющих им обоснованно вступать в конкурентную борьбу на  «минном поле» бизнеса, но  неодолимо влекущих их в эту гонку, рождающих в  них азарт, устремленность, какое-то неявное неодолимое чувство  жизненного предназначения. И, соответственно — удовлетворения от своей  работы. Так что каждый честный предприниматель работает не только за страх и материальные блага, но и за совесть.

Чрезвычайно  важен факт безвозмездного получения от Господа даров и дарований. Об  этом не устает напоминать нам, грешным, православная церковь в  поразительно глубоком литургическом слове Иоанна Златоуста: «Всякое  дарение  благо, и всяк дар совершен свыше есть».

Именно об этом, увы, совершенно забыл наш неистовый и заносчивый век. 

Забыл  он и о том, что будущее, даже самое близкое, надежно укрыто от нас. Все  наши планы, прогнозы, расчеты и обоснования – не более чем досужие   догадки, исходящие из одной-единственной и, увы, ложной посылки – что  завтра будет, как вчера, или почти как вчера. С упорством, достойным  лучшего применения, мы раз за разом отказываемся признать этот простой и  очевидный факт в качестве руководства к действию, и продолжаем грезить  наяву — строить ближнее, средне и долгосрочные планы. В народе говорят:  хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах.

Свежий  пример – осенний 2008 года «кризис богатых» в России (и по всему белу  свету). Сколько мудрых, осторожных, опытных моих коллег-предпринимателей  накануне этих драматических событий уверяли меня, что фондовый рынок –  самый безопасный, доходный и ликвидный…. Десятки (а по стране тысячи и  тысячи) людей разорились в считанные дни и часы. Банкиры и застройщики,  брокеры и портфельные инвесторы – все, как им казалось, инвестировали  только в надежные бумаги, в «голубые фишки». Обосновывая каждый свой шаг  и солидными исследованиями рынка, и мудреными технико-экономическими  обоснованиями и недешевыми прогнозами уважаемых аналитиков, они,  вкладывая свои «кровные», и помыслить не могли, что благодатные годы уже  прошли, и над мнимым благополучием падшего мира занесен уже невидимый  разящий меч, а лучше сказать – скальпель.

Конечно,  кто-то возразит, что тайными приводами и пружинами глобального кризиса  из-за кулис управляют вполне конкретные люди (в бизнесе есть  замечательная присказка: если ты не знаешь, кто в схеме лох, то лох это  ты). Пусть так, но даже эти неведомые и всесильные кукловоды из кругов  мировой «закулисы» — не более чем смертные «человеки», выполняющие, сами  того не сознавая, грозную волю Творца. 

Впрочем,  вернемся к нашей теме. Безвозмездность даров, получаемых свыше, -  момент поистине решающий, ибо таланты и способности каждого человека в  основном относятся к его душевно-духовной ипостаси (не телесной же!) и,  следовательно, изначально происходят не из земли-глины, а от Духа  Господня. Мысли, образы, озарения, расчеты, планы, эмоции и т.п. – все  это нечто невидимое, эфемерное, тонко-материальное.  Одним словом — душа. В обычной жизни мы об этом почти не задумываемся. А  надо бы! Но живем носом к земле, на небо смотрим редко, и многого не  замечаем.

Есть  великая заданность и великое испытание для каждого человека, кем бы он  по жизни ни был. Человек имеет высшую во вселенной — после Творца -  степень свободы, и может даже «не замечать» этой заданности (!), которая  не впечатана в матрицу его инстинктов (хотя могла бы — той же волей  Божьей, которой все подвластно), а предложена ему  свыше как некий вольный выбор. Бог наделяет свое «любимое чадо» талантами не  произвольно. Он рассчитывает, что оно, чадо, распорядится этими дарами  «по уму» — как Ему угодно. Каждый тип людей – и в этом смысле все мы  поголовно равны — и академик и слесарь – призван совершать определенный  вид и объем деятельности, притом нужного качества. Для чего или лучше  сказать – для кого? Бог есть дух, и материальные блага Его, очевидно, не  интересуют. Значит, эта деятельность направлена на иные цели? Очевидно,  что люди каждой профессии должны производить продукты и услуги в  интересах других людей, человечества в целом, имея в виду его,  человечества, выживание или, если хотите, процветание. Бог есть любовь,  и, несмотря на грехопадение первых людей, и онтологическую склонность к греху последующих поколений,  любит всех своих чад без лицеприятия. Все устроено так, чтобы талантов,  энергии и ресурсов, данных Им в распоряжение «человеков», с лихвой  хватило для счастья всех живущих на земле, разумеется, при добросовестном и разумном употреблении этих благ. Научно-технический прогресс при таком подходе  не является и не может быть целью развития. Истинная и главная цель  «проекта Земля» – благо человека, его счастье и полное жизненное  удовлетворение. Прогресс же — не более чем средство достижения этой  главной цели, и должен он, следовательно, иметь свои пределы, как  говорится, вглубь и вширь. Зачем? А чтобы ненароком — что мы видим  сейчас повсеместно — не навредить самому человеку, не стать ему мертвым  идолом, прогрессом ради прогресса.

Сегодня,  в разгар глобального кризиса все правительства озабочены одним -    выходом из рецессии путем стимулирования спроса. Между тем, и слепцу  ясно, что именно в постоянно и искусственно раздуваемом спросе, в  бесконечно оторвавшихся от разумной нормы потребностях современного  человека и коренится одна из важнейших причин нынешнего мирового бедствия. Сверхдолжное опутало т.н. цивилизованный мир «букетом» злейших  страстей, парализовало волю целых  народов и их правителей, подавив в  них даже здоровый коллективный инстинкт самосохранения. Теоретически  выход из нынешнего тупика, конечно, возможен. Но это очень трудный,  непопулярный и болезненный путь. Необходим тотальный пересмотр всей  философии жизни (и самой жизни) Запада, добровольный отказ широких масс  населения от избыточного потребления и сверхдолжных привилегий, снижение  на порядок, а то и не один, уровня жизни, покаянное признание вины  перед миллионами обитателей «третьего мира», на костях и горе которых  выстроено нынешнее преуспевание Запада. Утопия? Конечно! Но это и есть  горькая правда!

Бизнесмен,  как и все прочие люди, приходит в мир с негласным «заданием от Бога».  Он умеет (но мы уже знаем, что не сам по себе, а в силу дарованных ему  свыше талантов) то, чего не умеют другие люди, другие типы людей. Его  «исключительность» совершенно не ставит его выше  других, а просто делает отличным от других по функции; как в армии, где  есть и тылы, и медсанбат, и штаб, и разведка. А все вместе образует одно  целое – армию. Задача предпринимателя как исполнителя воли Божьей  –  преобразовывать активы, но не вообще, не как придется, а непременно со  знаком плюс, то есть успешно. Его цель – прибавочная стоимость, прибыль,  прирост. В самой прибыли ничего плохого нет – все плохое и хорошее  содержится в способе ее получения и в нашем к ней духовном отношении.

Главная  проблема притаилась в том, что прибыль – это деньги и власть. Они  порождают в каждом, кто ими обладает, чувство гордости, гордыни. В этом  смысле предприниматель подвергается самым сильным искушениям, буквально  балансирует на краю духовной пропасти, и, по незнанию, может впасть (и  часто впадает) в  тяжкие, даже смертные грехи, происходящие от гордыни  как от ядовитого корня. Поэтому безвозмездные дары  Господа, преобразованные предпринимателем в материальные блага, в  прибыль, должны быть им правильно и разумно употреблены. В этом  загвоздка, и в этом вся соль. Приведем пример.

Некий  предприниматель К. после уплаты налогов и исполнения всех прочих  обязательств получил 100 единиц прибыли. 20 из них он направил на  расширение своего бизнеса, 10 – в резервный фонд. Осталось 70 единиц.  Как ими распорядиться?

Вариант А – наиболее распространенный 

К.  присваивает всю полученную прибыль. Покупает особняк, яхту, часы за  тридцать тысяч долларов и т.п. У него возникает то, что вынесено в  название данного очерка-размышления, — сверхдолжное владение или СДВ.  Почему сверхдолжное? Для ответа на этот вопрос нам следует ввести в  оборот и раскрыть термин «должное владение» — тогда и сверхдолжное,  независимо от его физических размеров, станет понятным.

Должное владение (ДВ) есть владение разумно достаточное.  Оно, конечно, разное у каждого члена общества, и зависит от многих  объективных факторов: социального статуса, рода занятий, места  жительства, размеров семьи и т.д. В дореволюционной России, когда  уровень духовной культуры и дисциплины во всех слоях населения был не в  пример выше теперешнего, многие купцы и промышленники сами устанавливали  себе некий «прожиточный минимум» или лучше сказать «прожиточный  оптимум» — конкретную сумму денег, которой, по их мнению, было  достаточно, чтобы обеспечить им самим и их семьям достойное   житие в  течение года. Так вот: все, что получалось ими в виде годового дохода  сверх этого «оптимума», автоматически направлялось на цели  благотворительности. И, заметьте — с ведома и согласия членов их семей.  Таков общий смысл понятия «должное владение». 

Купец  в результате вовсе не обрекал себя и свою семью на жизнь скудную. Он  оставался зажиточным, уважаемым человеком. Что же отличало его от  собратьев по цеху? Он не обременял себя сверхдолжным владением (СДВ) – раз. Он выполнял свое предназначение, то есть волю Божью – два. И он как бы возвращал Творцу то, что получил от Него бесплатно при рождении – три.

В образе этого купца (возможно, одного из наших прямых предков) мы наблюдаем феномен служения,  то есть пример осознанной жизни сразу в двух плоскостях или ипостасях –  материально-физической и духовной. Жизнь, как работа Богу, точнее –  соработничество Богу. Цельная, осмысленная, полная. Счастливая — ибо нет  горше удела и страшнее пытки для homo sapience, человека разумного, чем  бесполезная работа и бессмысленная жизнь. 

Не  стоило бы здесь и упоминать о таких банальных истинах, как полная  бессмысленность накопления материальных благ и богатств на земле. Эти  блага и богатства, во-первых, обращаются в прах и тлен самим фактом  смертности их обладателя и невозможности для него контролировать свое  владение за гробом (у гроба нет карманов); во-вторых, они весьма уязвимы  даже в земной период нашего  бытия, так как «воры подкапывают и  крадут»: банки разоряются, конкуренты строят козни, конъюнктура рынка  все время меняется и т.д.; в-третьих, чем имущества больше, тем больше  оно требуют внимания и защиты. Человек становится рабом своего  богатства. Ему только кажется, что он владеет богатством, на самом деле –   богатство давно уже владеет им.

Однако,  вернемся к нашему примеру. Итак, наш предприниматель К. присвоил 70  единиц прибыли и сделал «первый взнос» в сверхдолжное владение, СДВ. Как  правило, на этом рост его бизнеса не прекращается: по неизреченной  милости Божьей и Его любви к человеку (а в ряде случаем также и долготерпению),  он продолжает развиваться. На следующий год, предположим, наш  К.  получает уже не 100, а 300 единиц прибыли. Отчисления на развитие и  страховые фонды вырастают незначительно, зато заметно разбухнет бюджет  СДВ. Он составляет уже не 70, а, скажем 200 единиц. Присвоение очередной  порции «сверхдолжного» влечет за собой новую беду: начинается  «высасывание из пальца» все более и более дорогих и изысканных  потребностей. Предметы роскоши, шикарные курорты, нелепые прихоти и  причуды. Заносчивость, бахвальство и кичливость. Поистине — «вверх по  лестнице, ведущей вниз». 

Жизненные  примеры многих моих знакомых предпринимателей, как и мой собственный  опыт, показывают, что в среднем цикл подобной «деградации в росте» для  бизнесмена (не берусь судить о других профессиях) занимает где-то от  семи до десяти лет. Весь этот период человек, как рудничная лошадь,  особо не задумываясь о сути происходящего, но лишь испытывая животную  эйфорию от привалившей удачи и целиком относя ее на свой личный счет («я построил, я заработал, я круче и успешнее других, я гений!» и  т.д.), продолжает нарезать замкнутые круги стяжательства и слепо  накапливать СДВ. Он даже не замечает, что давно уже незримо впряжен в  тяжеленный воз совершенно не нужных ему вещей, забот и отношений, что  жизнь, а точнее этот тяжеленный воз, давно не радует, а гнетет и  изнуряет его, и примирение с этой постылой «жизнью» требует все больших  доз искусственных стимуляторов в виде спиртного, наркотиков и прочего  непотребства. Собственно говоря, в такие периоды само понятие разумных  или достаточных потребностей как бы растворяется в мутном потоке  бездумного бытия. Часто в такие периоды на помощь призываются  транквилизаторы и психотерапевты, за ними маги и колдуны – духовные  киллеры… . 

Между тем, истина все время рядом — она внутри нас. Кому-кому, а любому нормальному предпринимателю в  силу своего изначально трезвого, критического и здравого строя мышления  – иначе ничего не создашь и не построишь с нуля! – должно быть ясно,  что, как шутят беспризорники, «двумя горлами есть не станешь». Человек  не может жить одновременно в двадцати домах, смотреть больше, чем в одно  окно, спать больше, чем на одной кровати и т.д. Разумная достаточность  это ведь очень конкретно и очень жестко. Каждый в душе знает, сознает  реальный уровень своих потребностей. Более того, многим порой является  мысль о том, что «на самом-то деле не нужны мне эти особняки и лимузины,  а вот завести бы где-нибудь на Волге заимку с банькой и моторкой,  ходить по утрянке на рыбалку, приглашать близких друзей, а не этих  «надутых индюков», от которых уже оскомина, только и ждешь удара в  спину…».

Цикл «слепого плавания» предпринимателя по бурному житейскому морю неотвратимо завершается очищающим кризисом – банкротством, трагедиями в семье, предательством партнеров и проч.  Каждый из нас в своей жизни пережил от одного до нескольких таких  «стоп-кранов», и здесь вопрос — чем это обусловлено, случайностью или  вмешательством свыше? Что это — невезение, стечение неблагоприятных  обстоятельств? Если даже допустить, что это так, откуда тогда почти  мистическая цикличность повторения кризисов? (Статистики на этот счет не  ведется, но мои наблюдения и опросы  друзей четко подтверждают факт  семи-десяти летней их периодичности). Вразумляющее действие Промысла  Божьего? Это   горячее, ближе к истине, но в чем тогда смысл жизненных  переломов-перекатов?

Накопление  тем или иным предпринимателем критической массы СДВ создает сложности,  очевидно, не только для него. Этим сбоем нарушается важная и  невообразимо сложная, доступная только Божьему Промыслу симметрия и гармония в мире.  Из рядов предпринимательства, как одного из «цехов» дела Божьего и  передового «отряда развития» рода человеческого выпадает действующая  единица, боец, важное и ответственное звено. Невыполнение  предпринимателем своего «задания» — не личного (оно-то как раз  выполнено, и даже перевыполнено!), а общественно-значимого, обращенного к  нуждам и запросам ближних, тех, кто не умеет и не  должен производить дополнительную стоимость, зато умеет, скажем, играть  на скрипке или учить детей, — это невыполнение влечет за собой длинную  цепь весьма болезненных, хотя и незаметных глазу, последствий. Этот  «пробел» рождает массу несбывшихся надежд, ненаписанных шедевров,  неспетых песен. Мало того — за ним тянется шлейф горя, слез и стенаний  тех, кому наш предприниматель должен был помочь, причем не от сытого  переизбытка и тайного тщеславия, а по сути своего земного служения. Но  не помог. В итоге получается двойной ущерб: и лично нашему герою (в виде  кризиса и распада его внешней жизни и духовного «я»), и тому немалому  числу промыслительно вверенных ему людей, которое по его вине (а чьей   еще?!) осталось без помощи.

С сожалением приходится констатировать, что сознание служения тает, уходит  из наших предпринимательских рядов в результате и по мере  того, как в них убывает вера. Мы уже не смотрим на мир, как мир Божий,  не ощущаем себя Божьими людьми, то есть людьми двусоставными,  предназначенными к вечной жизни, и уже потому лично ответственными в  своем «хождении пред Богом». Один их Святых отцов писал: страшен  человек, удовлетворенный материально, но не имеющий в себе должного  духовного устроения. Люди дела – мы должны отдавать себе отчет в том,  что не на ком-то другом, но на нас лежит немалая часть ответственности  за судьбы этого мира: за невидимые слезы, разрушенные судьбы,  отравленную среду обитания, убывающие природные ресурсы и многое другое.  Кому много дано, с того много и спросится. Мир един и целостен.  Человечество это шесть миллиардов живых людей – клеток единого  организма, и не может чувствовать себя здоровой одна его клеточка в то  время как страдает и погибает другая….

Следовательно,  СДВ – не просто яд. Это враг: и личный, ибо губит многих из нас для  земной и вечной жизни, и – через наше неполное или недостойное служение -  враг всему человеческому роду.

Теперь обратимся к альтернативному варианту Б – варианту осознанного служения в бизнесе.

 

Сначала арифметика. Итак, уже знакомый К. получил долгожданные 100 единиц прибыли. Ура!

30  единиц он благоразумно направил на насущные нужды развития своего  предприятия и в резервный фонд. Предположим, что по здравым рассуждениям  он установил свой «прожиточный оптимум», включающий достойное жилье,  транспорт, одежду и все прочее для себя и своей семьи, в размере 20  единиц. Остаток – 50 единиц он направляет на цели благотворительности.  Предположим…

Мы  специально не касаемся здесь понятия т.н. десятины — десятой доли от  доходов, которая, согласно еще ветхозаветной традиции, должна  направляться на нужды церкви, а в широком смысле – на нужды ближних.  Ветхий завет писан для «грубых нравов» своего времени, и отстоит он от  Нового завета, по словам Отцов, как земля от неба. Десятина  принципиально не решает и не может решить проблему СДВ, ибо она всего  лишь линейно уменьшает, урезает это бремя, оставляя его, как таковое, на  плечах и совести предпринимателя. Ноша ответственности (и греха) с  уплатой десятины действительно становится чуть легче, но с течением лет,  как показывают нехитрые расчеты, при достаточно быстром увеличении  массы прибыли и неизменном размере десятины, геометрически будет  нарастать и масса СДВ – со всеми вытекающими отсюда (частично уже  показанными) негативными последствиями. Из тела прибавочной стоимости  часть СДВ должна отрезаться осознанно и беспощадно – как хирург отсекает пораженные болезнью ткани, чтобы спасти весь организм от заражения и смерти.

Заметим,  что, освобождаясь от 50 фактически не нужных ему в рамках разумных  потребностей, но реально им произведенных единиц прибыли, наш  предприниматель совершенно не создает каких-либо помех ни для  дальнейшего развития своего детища-предприятия, ни для себя лично. Все  на месте, все на ходу, все в рамках  достаточности. Нигде ничего не  тянет, не висит гирями на ногах, не заставляет в тревоге оглядываться  назад или включать инстинкт «бешеного потребителя». 

Наш  герой становится благотворителем. Не хочется громких слов, но его  статус в глазах и Бога и общества коренным образом меняется. Из «барыги»  и «буржуя» он превращается в творца реальной пользы (о правильном  благотворении – разговор особый). Вокруг него концентрируется больше  добра, а значит и доверия. Больше по-настоящему верных и преданных  людей, которые направляются ему Провидением для облегчения его  дальнейшего правильного служения, и в помощь на случай глобальных  потрясений (1).  Мы должны понимать, что, хотя нашему предпринимателю, очевидно, уже не  грозит судьбоносное «вразумление свыше» в форме индивидуального краха,  он отнюдь не огражден от потрясений и испытаний, происходящих в  национальном и глобальном обществе, поскольку в массе своей человечество  все дальше отходит от идеалов служения, и потому заслуживает подобных  назиданий. Находясь в зоне боевых действий, ему поневоле приходится  держать ухо востро.

Что  дальше? Получив в ходе следующего годового оборота те же, что и в  варианте А, 300 единиц прибыли, предприниматель оставляет на развитие, в  резерве и на потребление, предположим, около 100 единиц, а 200  отправляет на цели благотворительности. Отметим, что необходимый его  предприятию «фонд развития и потребления» растет относительно медленнее  (сообразно новым запросам бизнеса и почти неизменному «прожиточному  оптимуму»), чем фонд благотворения. Соответственно продолжает  расширяться сфера «охвата добром», круг облагодетельствованных,  фактически же — получивших, что им положено, людей. Укрепив, таким  образом, тылы, получив законное удовлетворение от сделанного блага, наш  герой смело и налегке может устремляться вперед. Куда?

Здесь мы вплотную подступаем к центральному вопросу – вопросу о смысле предпринимательской деятельности для самого предпринимателя. Вспомним, что он пришел в этот мир с талантами и качествами организатора и создателя  нового.  Не это ли его кредо? Не от этой ли деятельности, если она результативна  и содержательна, получает он истинное наслаждение? Само дело, сам  процесс творчества, поиска, преодоления препятствий, решения  нестандартных задач и, наконец — венец всему, расширение дела, в которое  вложено столько души, сил, бессонных ночей, — вот что по-настоящему  радует и воодушевляет каждого предпринимателя, заставляя его буквально  парить от счастья. Не деньги же, в самом деле?!

Видя  эту радость, Господь может дать нашему герою чуть больше простора, сил и  благ. Сфера деятельности в бизнесе расширяется, возникают новые  возможности, новые пути. Алгоритм все тот же, но здесь нет уже места  тягостному ярму СДВ, ментальным расстройствам и тревогам, «синдрому  Плюшкина», разрушению личности, которое всегда сопровождается  непоправимыми разрывами с дорогими сердцу людьми и крайним ожесточением  сердца, вплоть до суицида. 

Кстати,  несколько слов о развитии и просторе. Нам только кажется, что мы знаем,  как и куда должен двигаться наш бизнес. Хочется того и другого, все  время хочется больше. Но не все нам можно и не все полезно. Часто  заблуждение происходит от самомнения, не чуждого и людям, вступившим уже  на  путь духовных исканий. Чего уж говорить о духовно беспризорных! Оно  сродни миражу знания будущего, ярчайшим воплощением которой в  практической, как сейчас говорят, жизни является планирование.

На  самом деле, к сожалению (или к счастью!) не ведаем мы того, что нам  действительно полезно. Надо только признать этот очевидный факт, и  станет легче. Мы и себя-то почти не знаем – можем ли по-настоящему  любить другого? По самую маковку наполнены информацией, в основном  бесполезной, а главного не знаем. Человек – писал один из православных  святых – это тот, кто познал себя. 

Отсюда  – еще один полезный вывод. Хорошо, когда не мы вслепую прокладываем  себе дорогу в будущее, определяя на глазок вектор и параметры развития  своего бизнеса, а сам Господь в ответ на наше смирение и соработничество   открывает нам тот или иной полезный и посильный для нас горизонт  развития. В противном случае в запале гордыньки, едва прикрытой  показной щедростью, мы легко можем снова угодить в старую наезженную  колею, которую только оставили, и незаметно для себя вновь начать  генерировать сверхдолжное владение, но уже в других, еще более опасных и  вредных духовных формах.    

Поистине все сверхдолжное – дорога в ад. 

 

Александр Нотин

 


(1)  В свое время меня до глубины души поразила история создания  Шамординской женской обители, что недалеко от Оптиной пустыни. Занимался  этим уникальным «проектом» (потрясающей красоты и гармонии зданием из  красного кирпича) некий купец. Был он крупнейшим оптовым торговцем чаем в  России. В какой-то момент ему стало тяжело разрываться между стройкой и  делами. Тогда явилась ему в видении Богоматерь и сказала: «Дело твое  мне угодно. Отныне ты занимайся моим Шамордино, а я займусь твоим чаем».  Купец так и сделал. Откуда-то пришли к нему добрые и честные помощники.  Дело процветало до самой его кончины, и обитель была построена на века.

Журнал Шестое чувство №4-2009



Опубликовано: 10 июня 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв