Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Нефтегазовая игла государственных бюджетов

В этом материале — нефтезависимость гос.бюджетов за последние 25 лет. Какая доля нефтегазовой ренты в бюджете?

Бюджет – представляет собой консолидированный счет бюджета центрального/федерального правительства и всех субъектов/муниципальных/региональных образований. Нефтегазовая рента – все доходы (прямые и косвенные), которые государство изымает непосредственно с экспортеров нефти и газа.

sdoil012

Критически высокая зависимость от нефти/газа в Ираке, Кувейте, Ливии, Омане, Гвинее и Брунее. Там под 90-95% формирования бюджета за счет сырья.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Нигерия, Ангола, Азербайджан и Конго формируют государственный бюджет в среднем на 70-75% за счет нефтегаза.

Алжир, Катар, Чад и Габон на 55-60%. Казахстан и Йемен на 50% В Иране до санкций и нефтяного эмбарго было в среднем 70%, сейчас 40-45%. Данные по Венесуэле оценочные. Сейчас у них вообще не поймешь, что с бюджетом и куда идут нефтедоллары.

sdoil013

В России нефтезависимость составляет в среднем около 30%, стабильно на протяжении 9 лет с 2005. Данные не охватывают 2015 год. В начале нулевых было 12-15%, а в конце 90-х около 5-10%. Как видно, структура бюджета практически не меняется, а доля нефтегаза в бюджете зависит от 2 составляющих – физический объем поставок, который вырос более, чем в 2 раза с конца 90-х и собственно цена.

sdoil014

По меркам Африки и Ближнего Востока зависимость в России не столь и высока, но это если сравнивать с недоразвитыми странами. Однако, учитывая амбиции и геополитические запросы – это непозволительно много. Ни одна развитая страна не имеет зависимость от одной отрасли более, чем на 8%. Норвегия с 35-40% зависимости, как исключение в виду размера и количества населения.

sdoil015

В целом все без исключения крупные страны нефтегазовые экспортеры показывают нулевую склонность к структурным трансформациям в отсутствии внешних или внутренних шоков, как например, войны, революции, санкции. Т.е. если цены стабильны, рынки сбыта стабильны, отсутствуют внутренние или внешние военно-политические катаклизмы, то доля нефтегаза на протяжении десятилетий не меняется, что как бы намекает на положении стран в мировом разделении труда и капитала.

Изменение доли нефтегаза в таблице, как правило, связано не с изменение структуры экономики и гос.бюджета, а с изменением объема экспорта сырья, либо из-за цены, либо по физ.объему.

sdoil016

Данные от источников МВФ и на основе моих расчетов.

Представленные страны – это под 93% чистого экспорта нефтегаза по миру (остальное Канада, Мексика, Малайзия, где доля ниже 50% от экспорта и Туркменистан, данных по которому нет). Все без исключения страны в таблице имеют доля нефтегаза свыше 50% от совокупного экспорта товаров. Зависимость от сырья критически высока, но что еще не менее важно – ни одна из представленных стран не имеет не то, что хайтек производства, но даже развитой промышленности высоких переделов. Т.е. это страны с чрезвычайно отсталой или отсталой экономикой, с полностью отсутствующими или слабо развитыми технологиями и под высокой зависимостью от конъюнктуры на товары, цены на которые под контролем США. Дефакто, страны, живущие с благословения США ))

http://spydell.livejournal.com/603565.html



Опубликовано: 31 января 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир

Один отзыв на «Нефтегазовая игла государственных бюджетов»

  1. editor пишет:

    Российский бюджет конечно не такой нефтезависимый, как у саудитов, но дело в том что при падении нефтегазовых доходов у нас начинают падать и ненефтегазовые, конечно с двухгодичным лагом. Причина проста — резко снижают капекс нефтяники, а затем снижают капитальные госзакупки и федеральный, и региональные бюджеты. Потом строители и другие подрядчики, у которых в связи со снижением заказов в разы падают обороты, сокращают людей и свои затраты, в том числе налоги, и далее вниз по спирали.
    Пока этот процесс закамуфлирован тратами из резервного фонда и девальвацией рубля, но в 2017-2018г.г. он проявится в полную силу, и бюджетные доходы начнут планомерно падать — обратно тому, как они планомерно росли в 2000-ные годы.
    Вот это будет кризис, а пока мы в предкризисной фазе!
    С уважением, Jum

Ваш отзыв