Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Неистинные мессии

Приводим статью постоянного автора портала Русский Бастион — Андрюса Мартинкуса – философа, публициста, Ph.D. филос. наук.

22 октября 1988 г. на проходившем в Вильнюсе учредительном съезде „Литовского движения за перестройку“ („Саюдиса“) недавно нас покинувший Ромуальдас Озолас* говорил: „Возрождение Литвы – не только наша судьба. И не только судьба наших соседей – Латвии, Эстонии, Белоруссии, России. Это и судьба Европы. И даже судьба мира.“ Потом был „Балтийский путь“, Акт 11-ого марта 1990 г., трагические события 13-ого января 1991 г. и распад СССР. Мир изменился. Тогда казалось, что Холодная война навсегда ушла в прошлое, а Европа и вся планета оказались на пороге исторического шанса построения более безопасного и справедливого миропорядка. Сейчас очевидно, что этот шанс не был использован. Сегодня говорят не только о новой Холодной войне, но и о возможности Третьей мировой войны. Литва, Латвия, Эстония – с одной стороны, Белоруссия и Россия – с другой, сегодня находятся по разные стороны баррикад.

         После известных событий президент США сказал, что Россия встала на „неправильную сторону истории“. На ту же „неправильную“ сторону истории встали и два российских журналиста, которых президент Литвы лишила медалей 13-ого января. В те трудные для Литвы дни эти журналисты были на „правильной“ стороне истории, в то время как позиция нынешней главы государства была неопределенной. Уверен, что многие из тех в России, которые в январе 1991 г. поддерживали Литву, сейчас находятся на другой стороне баррикад. И в этом заключается глубокий драматизм процессов, происходивших в течение последней четверти века на посткоммунистическом пространстве, в Европе, да и во всем мире. И эта сложная драма не поддается описанию банальными категориями „плохих“ и „хороших“, которыми оперирует примитивная пропаганда.

          „Агрессивная путинская Россия представляет главную угрозу как региональной, так и мировой безопасности“, – такой вывод можно сделать из многочисленных заявлений и комментариев в публичном пространстве Литвы. Между тем, по опросу, проведенному институтом Гэллапа в конце 2013 г. (в 65 странах мира было опрошено 70 тысяч человек), страной, представляющей наибольшую угрозу мировой безопасности, жители Земли считают США (так ответили 24% опрошенных). Китай оказался на третьем месте (6%). Россия – на 12-ом (2%). Мнение большинства литовских политиков, политологов и СМИ, мягко сказать, не совпадает с мнением большинства землян.

         Надо обладать достаточным высокомерием, если не сказать больше – быть одержимым духом гордыни – чтобы судить о том, кто находится на „правильной“ или „неправильной“ стороне истории. Ведь по сути это означает, что так судящий превозносит себя над самой историей, т.е. ставит себя на место самого Бога. В книге „Истоки и смысл русского коммунизма“ (издана в 1937 г.) философ Николай Бердяев большевизм трактует как вырождение русской религиозной идеи: „Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. [...] Это есть трансформация русского мессианизма.“ Крушение коммунизма политическая элита США восприняла как божественный мандат на распространение „демократических ценностей“ и неолиберальной модели капитализма по всему миру. Падение „империи зла“ знаменовало начало триумфального шествия цивилизации Запада во главе с государством-мессией – США. Это было зафиксировано в знаменитом тезисе Фрэнсиса Фукуямы о „конце истории“. Какое высокомерие!

          Еще в 1992 г. японский философ Такеши Умехара утверждал: „Абсолютная неудача марксизма… и стремительный распад Советского Союза являются предвестниками краха западного либерализма, основного течения современности. Далекий от того, чтобы быть альтернативой марксизму, господствующая идеология конца истории, либерализм станет следующей костяшкой домино, которой суждено упасть.“ Вот так. А в Литве много кто в событиях на Украине хочет видеть продолжение распада СССР. Однако если снос памятников Ленину в Литве знаменовал начало новой эпохи, их снос на Украине, похоже, знаменует конец этой эпохи.

          Тело оформившегося в 1991 г. „однополярного“ мира во многих местах (в том числе на Украине) покрывают кровоточащие раны. Мессия – как и в случае коммунизма – оказался неистинным. Весть о благодатном „конце истории“ оказалась лживой, и сейчас нас пугают апокалипсисом мировой войны. Между тем бóльшая часть мира не желает дальше жить по правилам неолиберального „Вашингтонского консенсуса“, защищающего интересы „золотого миллиарда“. Немного в мире найдется стран, политическая элита которых так безоговорочно идет в русле курса, проводимого несостоявшимся мессией, как Литва. А ведь Венгрия и Греция тоже являются членами ЕС и НАТО. Откуда такое упрямое нежелание оставить хоть какое-то поле для политического маневра в драматически меняющейся исторической ситуации? 

         Возрождение Литвы после коммунистического эксперимента пошло не так, как на то надеялись многие из нас. Сегодня и Литва, и ее соседи, и Европа, и весь мир нуждаются в возрождении после неолиберального эксперимента. Будет ли оно? Если да, то какие испытания суждено пройти до его начала?

 

* Ромуальдас Озолас (1939–2015) – философ, один из лидеров „Саюдиса“, критик Евросоюза.

 

Текст статьи был опубликован в еженедельнике «Литовский курьер» (www.kurier.lt)

http://www.kurier.lt/neistinnye-messii/



Опубликовано: 31 мая 2015

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв