Русский Бастион» Статьи » О вмешательстве американской спецразведки во внутренние дела государств мира
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

О вмешательстве американской спецразведки во внутренние дела государств мира

По  сообщению американских информационных агентств, в период одного из первых заседаний Конгресса в Палате Представителей и в Сенате США в январе 2017 года законодатели страны  заявили, что доклад американской разведки о «вмешательстве России» в выборы в стране в 2016 году должен спровоцировать «решительный ответ» России, чтобы предотвратить подобное в будущем. «Сила американской демократии измеряется, в том числе тем, как мы реагируем, и теми шагами, которые мы принимаем, чтобы разработать надежную и упреждающую киберстратегию», — приводит агентство «Рейтер» слова демократа Марка Уорнера, члена  сенатского комитета по разведке. Его коллега в палате представителей Адам Шифф заявил, что Конгресс должен провести «тщательное расследование», чтобы выяснить, как такое могло произойти и как в будущем защитить американское правительство. За то, чтобы последовал соответствующий ответ России, выступил и сенатор-республиканец Линдси Грэм. В интервью NBC News он заявил, что Трампу «следует заставить Россию заплатить» за попытки вмешаться в выборы.

Таким резким образом официальные власти США отреагировали на мнимые кибератаки российских хакеров против демократической партии и правительства страны.

Вместе с тем, на протяжении значительного времени, начиная с 1945 года,  и особенно после развала Советского Союза Соединенные Штаты Америки выступали практически единолично, как активные лидеры Запада.   Руководство страны присвоило себе право выступать в качестве  в своеобразного арбитра и диктатора, оценивающего  экономические и политические системы других стран и  какие системы им надо выбирать и устанавливать в своих странах. Хотя политическое  руководство  Соединенных Штатов  заявляет, что любое государство может  свободно выбрать себе свою собственную систему правления,  реальная жизнь на протяжении всего этого  времени показала, что эта свобода выбора применима только в тех случаях, когда этот выбор укладывается в определенные США рамки. Успешно правившие  американские администрации заявляли о том, что задачей Соединенных Штатов Америки была и есть демократия, но фактически цели Америки состоят в другом и они более специфичны.

По существу Соединенные Штаты требовали от своих внешнеполитических  партнеров выполнения трех главных условий, принятие которых определяло будущую политику и отношение   США к этим государствам и правительствам. Эти условия сводились к следующему: 1) Внешняя политика этой страны  должна была поддерживать антисоветскую (сейчас считай, антироссийскую) и  антикитайскую внешнюю политику Соединенных Штатов, 2) Она должна была обеспечить допуск и безопасность внешним инвестициям и особенно американским инвестициям и американскому капиталу в эту страну, 3) Она должна была обеспечить внутреннюю стабильность, которая обычно направлена на притеснение своего собственного капитала, особенно тогда, когда он имеет левую направленность. Интенсивность американского вмешательства  определяется такими факторами, как: ясность и харизма  иностранного деятеля (лидера), а также его физическая близость  к Соединенным Штатам Америки.

При помощи и кооперации со своими партнерами Соединенные Штаты распространяют (проводят) свои стандарты на другие станы, особенно страны Третьего мира. Однако американская интервенция на протяжении определенного периода не всегда была эффективной. В большинстве случаев американцы выступают в роли мирового жандарма. Для повышения эффективности своей внешнеполитической деятельности  США создали и широко используют свою секретную полицию, в роли которой выступает Центральное Разведывательное Управление – ЦРУ.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными’. Это библейское изречение можно увидеть на мраморной стене в главном вестибюле штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли. ‘Руководители управления со свойственным им цинизмом сделали своим девизом цитату из Евангелия от Иоанна. Чтобы познать истину, они создают глобальную шпионскую сеть, свобода же для них, по сути, означает вседозволенность’. С момента основания организации её сотрудники постоянно рассуждают о собственной избранности. Они видят себя «рыцарями плаща и кинжала», которым заранее отпускаются все грехи. Такое мироощущение сформировалось в эпоху легендарного руководителя ЦРУ Аллена Даллеса, который заставлял каждого нового члена организации пройти обряд посвящения: на него надевали чёрный плащ и вручали ему в руки кинжал».

Отмечал в середине 70-х обозреватель New York Times Сеймур Херш. -

ЦРУ было создано американским Конгрессом в 1947 году в то время, когда «холодная война» с Советским Союзом только, что начиналась и когда американские лидеры только-только начали принимать на себя роль лидеров Западного мира. Британия и Франция  на протяжении значительного времени выступали в роли колониальных империй, хотя и имели весьма незначительные оккупационные силы и успешно работавшие секретные службы. В основе техники их деятельности лежал принцип «разделяй и властвуй» или так называемые грязные трюки («dirty tricks»)- to use to divide and confound native opposition.   В тоже  самое время Соединенные Штаты обладали незначительным опытом в проведении  своей внешнеполитической линии с применением скрытых и тайных  операций  по сравнению с этими двумя странами. В ходе  Второй Мировой войны Президент США Франклин Рузвельт создал исполнительный орган так называемое Управление Стратегических Служб  (the Office of Strategic Services (OSS). Это было  военное ведомство, предназначенное для преодоления сопротивления стран противника и использования технологий секретной войны, в том числе  против стран «Оси».   Американцы получили первый опыт проведения скрытых операций в основном от  Британских союзников.

Управление Стратегических Служб  (OSS или УСС) было ликвидировано после 1945 года, однако, многие из его компонентов были переведены в другие правительственные организации. Его ветераны использовали полученный во время войны боевой опыт, а некоторые предпочли оперативную работу вместо того, чтобы работать по гражданским специальностям. Многие выходцы из OSS поддерживали тесные связи и контакты с влиятельными государственными структурами  в правительстве, с юридическими фирмами и юристами, в промышленности и в финансовых структурах. Под руководством бывшего главы OSS William «Wild Bill» Donovan и главы оперативной работы OSS в Швейцарии Аллена Даллеса (Allen Dulles), были  образованы лоббистские группы для проведения разведывательной работы в мирное время. К 1947 году работники администрации Трумэна приняли их уверенность в том, что подобная организация будет необходима для противостояния с советской скрытой опасностью (to counter the Soviet threat covertly).  В национальном секретном акте, который был принят в тот год, Президент США Трумэн и его ближайшие советники предложили образовать командную структуру, которая будет использоваться в период холодной войны: Совет национальной безопасности (СНБ) был создан как главный координирующий и решающий орган  (was established as the chief decision-making body); все вооруженные силы были объединены в единую структуру – в Министерство обороны, а также создано Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ).

В Вашингтоне отчетливо видели опасность последствий разоблачения подрывной работы при проведении тайных операций. Поэтому Совет Национальной  Безопасности (СНБ) 18 июня 1948 года издал для ЦРУ специальную  директиву СНБ 10 / 2 по поводу порядка и скрытых правил проведения «специальных операций». Содержание директивы было рассекречено в 1978 году. В директиве упорядочивалось ведение ЦРУ подрывной работы. Дабы руководство ЦРУ точно знало, чего от него ждут, в директиву СНБ 10 / 2 вписали пункт, который давал исчерпывающее определение указанной деятельности: «Под термином «тайные операции», применяющимся в этой директиве, следует иметь в виду все виды деятельности, которые проводятся или одобряются правительством США против враждебных иностранных государств или групп или в поддержку дружественных иностранных государств или групп. Однако эта деятельность планируется и проводится так, что внешне никак не проявляется ее источник – правительство США.

Конгресс не был проинформирован о том, что ЦРУ будет проводить активные скрытые действия  (скрытые операции), организация  ЦРУ была представлена законодателям и юриспруденции как структура, задачей которой будет координация и анализ разведывательной  информации добытой в интересах правительства страны.

Директор ЦРУ с 1966 по 1973 год  Ричард Хелмса, выступая перед журналистами, откровенно говорил, что у него не было и нет никаких сомнений в том, что тайные операции являются ключевым компонентом внешней политики. Несколько позже,  в 1979 году он пытался конкретизировать и оправдать их проведение, заявив: «Те, кто считают такие действия аморальными, скажут, даже если вы добились успеха, что это неправильно. При таких взглядах почти любые мероприятия в области внешней политики будут считаться неправильными, поскольку они оказывают воздействие на события, которые теоретически должны быть объектом влияния других. Однако история показывает, что мировые державы, придерживавшиеся такой позиции, не смогли бы долго просуществовать».

Правительства всех стран и особенно такой страны,  как Соединенные  Штаты Америки, постоянно нуждаются в информации о реальной или виртуальной угрозе территориальным и экономическим  интересам своей страны. Кроме того, они стремятся получить информацию относительно слабых или уязвимых мест других государств. Эта информация может быть использована для достижения поставленных американцами задач и целей.

Традиционно если необходимую информацию нельзя было получить официальным или дипломатическим путем, она добывается разведывательными службами или органами разведки. Для получения необходимой информации  приходится использовать тайные и открытые методы сбора информации. При тайном методе используются сотрудники разведки и их агентура, а также различные технические средства. Характерно, что после окончания. Второй мировой войны разведкой использовались те же технические методы, которые были  приобретенные в ходе войны для сбора и обработки значительного количества общей  информации, и  составляли  до 80-90%. Технические методы сбора информации обладают рядом преимуществ: относительная безопасность исполнителей по сравнению с агентурной разведкой и несомненная точность и актуальность полученной информации.

Несмотря на то, что сведения, получаемые агентурной разведкой,  с точки зрения объема  этой информации, не были  столь большими велики.  Тем не менее, агентурная работа  продолжает оставаться единственным средством получения определенных и конкретных  сведений. Требуемая информация, получаемая от  источников- носителей такой информации, возможна только через агентов или людей, имеющих непосредственный доступ к носителям такой уникальной информации. К таким источникам не имеют ни разведывательные спутники, ни средства электронной разведки.  К такой уникальной и редкой информации относится, например, информация об изменениях в составе правительства, переориентация проводимой партиями политики, трения или внутренняя борьба партий и  группировок в правящих кругах и ряд других сведений. Тривиально, что такие сведения  могут быть выявлены и добыты практически только с помощью агентов и агентурных методов работы.

Одной из проблем  разведки является приверженность к предвзятым суждениям или мнениям (в том числе мнениям существующих авторитетов), что отрицательным образом влияет на способность специалистов правильно оценить вновь поступающую информацию. В большинстве случаев разведка использует  самые различные каналы и тайные методы получения информации. Бывший заместитель Директора ЦРУ по планированию Ричард Бисселл, например, отмечал,  по крайней мере, восемь видов тайных операций: 1. Политический совет и рекомендации, 2.Субсидии отдельным лицам, 3.Финансовая поддержка и  оказание помощи политическим партиям или течениям, поддержка частных организаций, включая профсоюзы, деловые фирмы, кооперативы, либеральные движения и фонды, 4.Тайная пропаганда — в широком плане информационная война, 5. Частная подготовка отдельных лиц или групп лиц, а также обмен лиц,   6. Экономические операции, 7. Полувоенные операции, 8. Политические акции.

Что касается так называемых «специальных операций», то на слушаньях по делам разведки в Сенате Конгресса США в апреле 1976 года было более конкретно отмечено, что к стандартным «специальным операциям» (special operations) ЦРУ относятся особая программа “Program branch 7: A Special Operations Unit with  Assassination Jurisdiction”. Данной программой предусматривалось проведение:  Политических действий (Political warfare), психологических действий (psychological warfare), экономических действий (economic warfare), побег и уклонения (escape and evasion), саботаж, контрсаботаж. Кроме того, к этим действиям, хотя и нерегулярным, были отнесены такие мероприятия  как: создание обстановки облегчающей побег из страны видным ученым и политическим деятелям; проведение антироссийской пропаганды; создание специальных планов с определением действий американских специальных войск и групп на случай смерти в Советском Союзе (а также  в России) или в другой важной для американцев  стране видных и важнейших  политических деятелей (таких как И.В. Сталина). Подготовка планов покушений и похищений из недружественных  США стран,  например из Советского Союза (в том числе  из России), политических деятелей и влиятельных лиц. К этому типу мероприятий относились специальные операции по физической ликвидации двойных агентов или потерявших свои возможности шпионов (Assassination of suspected double agents and similar low-ranking officials).

Особое место в этих мероприятиях занимает подготовка будущих цветных революций, мероприятия по физической ликвидации лидеров стран, имевших, по оценкам Государственного Департамента и политического руководства США, прокоммунистическую или левую направленность (ориентацию) в своей внутренней или внешней политике. По оценке ряда американских аналитиков, в ходе проведения специальных операций можно отметить две особенно успешные операции, проведенные ЦРУ в начале 1950-х годов, в ходе которых были свергнуты два правительства, пришедшие  к власти конституционным путем. По мнению Государственного Департамента, правительства в Иране и в Гватемале были якобы намерены  проводить такую «левую» политику, которая не понравилась США. По сути дела данный факт послужил сигналом для ЦРУ  по проведению подобных операций в странах Третьего мира. В правительстве США посчитали, что  Mohammed Mossadegh в Иране  и Jacobo Arbenz в Гватемале характеризовались  как харизматические фигуры  в своих странах, и они были отстранены от власти усилиями работников ЦРУ.

Какие бы скрытые  операции или действия США не проводили, их направленность остается прежней и постоянной: принятие мер для обеспечения доступа американского капитала и американского  империализма к источникам сырья и рынкам сбыта, а также к удовлетворению интересов американской  торговли в целях дальнейшего развития и оздоровления экономики страны. В целом вся деятельность американских специальных войск и подразделений специальных операций  подчинена интересам Государственного Департамента, Министерства Обороны США и  Центрального Разведывательного Управления. Координация всех действий ЦРУ находится в ведении СНБ.  Что касается строительства планов по ликвидации лидеров отдельных стран и важных государственных деятелей, то эти действия  (мероприятия) инициируются высшей государственной властью  (Президентом США), рассматриваются и утверждаются на заседаниях Совета Национальной Безопасности (СНБ)  Соединенных Штатов Америки. В составе ЦРУ имеется так называемый – отдел специальных мероприятий ЦРУ США — Special Activities Division (SAD) и его боевое подразделение Special Operations Group (SOG) – специальная оперативная группа, называемые в американских источниках SAD/SOG которые стоят на переднем крае тайных  и силовых операций американской внешней разведки. Оперативные офицеры ЦРУ закрывались работниками политических и экономических отделов американского посольства во Вьетнаме, также  как и другой персонал ЦРУ работавший по всему миру. До 25% так называемых сотрудников Государственного Департамента являлись работниками разведки по всему миру. Отдельные военнослужащие и подразделения  сухопутных войск и военно-воздушных сил США также проводят тайные операции, также как военные подразделения на протяжении ряда лет проводили работу в интересах ЦРУ на территории континентальной части страны и за рубежом.

В последующем решениями Совета Национальной Безопасности США были намечены и практически осуществлены покушения на  государственных деятелей  таких как: Фидель Кастор (Куба) – серия неудавшихся операций, Патрис Лумумба (Конго), Маумар Каддафи (Ливия), Саддам Хусейн (Республика Ирак) и многих других государственных деятелей.

Иран. В 1953 году премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык приватизировал Англо-иранскую нефтяную компанию. Англичане обратились к президенту США Уайту Эйзенхауэру с просьбой о помощи, и тот поручил Даллесу избавиться от Мосаддыка. В ЦРУ был разработан план операции «Аякс», а ответственным за её проведение был назначен руководитель ближневосточного отдела Управления Ким Рузвельт (племянник бывшего президента США). На подкуп офицеров и государственных чиновников ЦРУ выделило 19 миллионов долларов, основная ставка была сделана на генерала Фозаллаха Захеди. В Иране организовывались массовые демонстрации, местные СМИ публиковали компромат на правительство. И хотя Мосаддык стянул в Тегеран верные ему войска, это не помогло. 19 августа 1953 года довольно большая группа агентов Кима  Рузвельта под видом бродячих артистов разыграла в центре города спектакль, переросший в митинг. Огромная толпа, в которой было немало людей, купленных на деньги ЦРУ, стала требовать смерти Мосаддыка. Беспорядки охватили весь город. В это же время в Тегеран вошли войска генерала Захеди: популярный премьер вынужден был уйти в отставку.
После своего возвращения к власти шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви обратился к Киму Рузвельту: «Я владею этим троном благодаря Аллаху, армии и тебе».  Для Соединённых Штатов самый недорогой способ восстановить своё влияние в стране, — провозгласил Даллес после отставки Мосаддыка, — это скинуть правительство с помощью ЦРУ’.

Гватемала. Уже на следующий год у команды Алана Даллеса появилась возможность отточить своё мастерство. Демократически избранный президент Гватемалы Хакобо Арбенс провёл аграрную реформу, передав во владение фермерам земли, принадлежавшие ранее американской компании United Fruit. Американцам это, разумеется, не понравилось, и они приняли решение сместить Арбенса. В 1954 году усилиями ЦРУ в стране была создана небольшая армия для того, чтобы сместить местное правительство, которое, по мнению Госдепартамента США, имело левую направленность. В государственном перевороте участвовало 480 наёмников, обученных ЦРУ. Арбенс бежал, и власть в стране досталась ставленнику США Кастильо Армасу. Одна немаловажная деталь: Аллен Даллес по совместительству был председателем правления United Fruit, и фактически операция проводилась в личных интересах главы ЦРУ. Как отмечает американский журналист Джозеф Тренто: «Центральное разведывательное управление превращалось в доходный шпионский бизнес, целью которого была помощь американским предприятиям за границей.

Чили. В сентябре 2013 года,  в преддверье 40 летней годовщины государственного переворота в Чили, Государственный Департамент США разрешил рассекретить около 20000 страниц секретных документов и текстов. В этих документах открывалась  роль Президента США Ричарда Никсона и  его  советника  по национальной безопасности, а затем Государственного Секретаря Генри Киссинджера в мероприятиях, связанных с отстранением от власти избранного всенародным голосованием Президента станы Сальвадора Альенде. В текстах документов, в последующем использованных чилийским писателем Peter Kombluh  «Генерал Пиночет — Рассекреченное  Досье» – (Atrocity and Accountability») подробно описываются все действия, которые были проведены американцами в Чили. В книге, в частности, сообщается  о том, что специальная операция ЦРУ по недопущению Сальвадора Альенде к власти в стране была спланирована в 1970 году, а основные ее этапы и участники согласованы и утверждены по предложению Государственного Департамента на очередном заседании СНБ.  Операция ЦРУ была согласована и  санкционирована Г. Киссинджером и утверждена Р.Никсоном задолго до проведения выборов в стране. В основе плана лежала детальная проработка действий, которые привели к свержению С. Альенде, путем совершения вооруженного государственного переворота  и приведения к власти генерала Пиночета (1973 год). Сам генерал Пиночет был поставлен главнокомандующим вооруженных сил Чили после совершенного пособниками ЦРУ покушения на генерала Рене  Шнейдера, бывшего главком вооруженных сил Чили и выступавшего против совершения государственного переворота и физического устранения С. Альенде. Из опубликованных документов также стало известно, что в марте 1972 года Президент США Никсон в телефонном разговоре с одним из своих помощников сообщил ему о том, что он «…дал указания, сделать что-то похожее на  ранее проведенные действия ЦРУ в Доминиканской Республике и не допустить С. Альенде к власти».  Специалистами также отмечается, что Ричард  Никсон и Генри Киссинджер в предварительном плане, действуя через американского посла в Чили,  провели забастовку против Альенде с намерением в последующем просто изменить судьбу Чили. В качестве исполнителей указаний Президента  Никсона были привлечены сотрудники ЦРУ, «причем было разрешено привлечь к проведению данной спецоперации   столько сотрудников сколько, только потребуется», как сказал сам Президент. Характеризуя  деятельность личного состава подразделений специальных операций ЦРУ, Р. Никсон в 1969 году отмечал, что действие сил специальных операций абсолютно необходимы для обеспечения деятельности внешней политики Соединенных Штатов.  В случае с  Чили главной задачей ЦРУ была задача  недопущения  С. Альенде до процедуры инонугурации в качестве президента Чили. По заявлению Р. Никсона, специальные операции ЦРУ являются секретным оружием страны и имеют более широкий диапазон деятельности, чем обеспечение успехов в тех или иных конфликтных ситуациях в ходе «холодной войны» с Советским Союзом.

С. Альенде, по мнению американских специалистов, был успешным лидером страны, но его политика была далека от коммунистов страны и кооперации с Москвой. Тем не менее,  Генри Киссинджер считал, что если произойдет провал действий американских агентов в Чили и Альенде все же придет к власти, в стране необходимо будет произвести  военный переворот, с привлечением для этого вооруженных сил Чили во главе с их главнокомандующим генералом Рене Шнейдером. Американцы не исключали, что в ходе военного переворота С. Альенде может быть  убит (лучше, если будет убит). Подобные действия ЦРУ должны быть закончены приходом в Чили  проамериканской группировки.  Американцы считали, что такие  активные действия ЦРУ были крайне необходимы для того, чтобы не допустить  прихода С. Альенде  к власти и не повторить ошибок американцев, когда они в 1959 и в 1960 годах 
совершили ряд промахов во внешней политике и практически «проглядели» Ф. Кастро, что  позволило ему придти к власти в стране и в последующем примкнуть к советскому лагерю. Североамериканцы больше не хотели допускать какой-либо стране континента нарушить баланс сил в Америке и допустить, чтобы  еще одно государство, имеющее левую ориентацию и просоветскую направленность, появилось в Западном полушарие мира.

В своей внешне политической деятельности   ЦРУ всегда действует под непосредственным наблюдением и руководством Белого Дома. При этом они  понимают, что  проведение скрытых секретных действий и манипуляций, обеспечивают ведение  так называемой секретной  войны («secret wars»), в которой достигаются желаемые политическому руководству Америки результаты. Несмотря на то, что Конституцией США разрешается объявлять войну только  американскому Конгрессу, представители президентов брали на себя негласную ответственность по проведению полувоенных операций силами сотрудников ЦРУ. В большинстве случаев значительная часть членов Конгресса даже не знала о  том, что вооруженные силы страны принимают участие в боевых действиях. Хотя комиссия Сената Конгресса, расследуя ряд мероприятий по вовлечению американских военнослужащих в боевые действия, приходила к выводам  о том «…что полувоенные операции имеют значительный потенциал для эскалации этих действий в более крупные военные столкновения».

Никарагуа. Среди множества  тайных операций можно назвать действия  ЦРУ  в Никарагуа. В 1979 году в Никарагуа пала поддерживаемая США диктатура Анастасио Сомосы. К власти пришло социалистическое движение сандинистов. После взятия власти сандинисты распустили Национальную никарагуанскую гвардию, члены которой совершали многочисленные преступления. Некоторые из бойцов гвардии были арестованы и казнены. Оставшиеся на свободе бойцы гвардии сформировали костяк никарагуанских контрреволюционных сил, называемых «контрас». Военизированные подразделения SAD/SOG были развернуты в целях подготовки этих сил и организации вооруженной борьбы против движения сандинистов. Подготовка боевиков была организована на территории Гондураса и Коста-Рики. Прямая военная помощь со стороны Соединенных Штатов, была официально   запрещена поправкой сенатора Боланда, внесенной  в закон об ассигнованиях на оборону 1983 года. Действия поправка Боланда были продлены в октябре 1984 года и распространены  в плане  запрета деятельности в этом направлении не только Министерствуа обороны, но и ЦРУ.

Эквадор. С такой же целью в Эквадоре работниками ЦРУ были проведены операции по отстранению от власти в стране двух законно выбранных правительств, причем при  проведении обеих мероприятий в стране находилось не более десяти официальных сотрудников американской разведки. В более сложных странах, таких как Бразилия, Иран и Вьетнам ЦРУ предпринимала меры для направления туда значительно большее количества оперативных сотрудников.

Сальвадор. Сотрудники ЦРУ были также вовлечены в сальвадорскую гражданскую войну. Для сопротивления левым повстанцам, военизированные группы ЦРУ и спецназ армии США создали и обучили подразделения по борьбе с повстанцами. Ряд специалистов считает, что они были сформированы по образцу «Программы Феникс» во Вьетнаме, а сами  подразделения  получили название «эскадронов смерти». Утверждается, что методы, используемые для допроса заключенных в Сальвадоре, являлись предшественниками тех, которые позже использовались в Ираке и Афганистане.

Куба. Что касается ситуации на Кубе, то ЦРУ предприняло интенсивные шаги, для того, чтобы выстроить относительно Фиделя Кастро программу, целью которой являлась организация вооруженного переворота в стране и его  убийство. Начиная с 1950-х годов, ЦРУ создало армию их бывших кубинцев, находившихся в эмиграции,  с целью организации переворота на Кубе и смещение от власти кубинского лидера. Результатом проведения данной операции было крупнейшее поражение ЦРУ, которое они когда-либо потерпели.  В сражение  в заливе Свиней  закончилось поражением группировки сил вторжения — армии эмигрантов.   Руководство агентства не отказалось от планов организации переворота на Кубе. Когда же к власти в США пришел клан  Кеннеди, в его внешнеполитической деятельности определилось прежнее направление: избавиться от правительства Кастро любыми путями. Полувоенные группы кубинских эмигрантов продолжали регулярно совершать рейды против Кубы, уничтожали посевы зерновых, взрывали различные объекты и наносили удары по кубинской экономике. Весь комплекс этих операций имел кодовое название – операция «Монгус – MONGOOSE).

Наиболее экстремальной программой была программа по физическому уничтожению Кубинского лидера. Периодически в период пребывания у власти в США администраций президентов Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона, ЦРУ неоднократно терпели фиаско в своих попытках убить Ф.Кастро.  В период с 1960 по 1962 годы  агентство  работало с представителями американской мафии, включая семью Sam Giancana из Чикаго, семью кубинских  бандитов  Trafficantes из городов Havana и Tampa (штат Флорида), представителей карточных игроков  John Rosselli с Западного побережья США. Агентство готовило операции по отравлению  Ф.Кастро и  операции по его убийству из огнестрельного оружия. Были подготовлены специально оборудованные ракушки, начиненные взрывчаткой, было разработано и подготовлено к работе: специальная авторучка снаряженная отравляющим веществом и  способная убить Кастро. В 1963 году технические специалисты подготовили для Фиделя специальный костюм аквалангиста, который предстояло вручить Кастро. Костюм был заражен специальными грибками, прикосновения к которым заражали кожу человека хронической болезнью называемым «Madura foot». Для того чтобы обеспечить надежное поражение Кастро, дыхательный аппарат акваланга был заражен туберкулезными бациллами (with tubercule bacillus). Фидель Кастро пережил 638 покушений на свою жизнь, но, ни одно из них не завершилось успехом. Кастро был как заколдованный

‘Приведенный пример неудавшихся попыток убить Ф.Кастро является только одним эпизодом широкой программы подготовки и осуществления серии заказных убийств, организуемых ЦРУ в нескончаемой череде покушений на видных политических и военных деятелей и в целом череды специальных или закрытых (скрытых) операций ЦРУ и соответственно американского политического руководства.  Исполнение программы ликвидации (called the program «executive action) в основном  осуществляли специалисты по заказным убийствам. Руководство  ЦРУ регулярно нанимало и нанимает убийц из мафиозных структур и каждому из них на проведение целой операции  присваивается  псевдоним под кодовое название  WI/ROGUE.

Конго. В 1959 году в бельгийском Конго победу на выборах одержало левое Народное движение во главе с харизматичным лидером — Патрисом Лумумбой. Уже на следующий год Лумумба занял премьерское кресло и провозгласил независимость от Бельгии. ‘Сделав это, он подписал себе приговор, — утверждает экс-сотрудник Госдепартамента США Уильям Блюм. — Соединённые Штаты были заинтересованы в богатых минеральных ресурсах страны, и премьер не продержался у власти и двух месяцев’. В августе 1960 года Эйзенхауэр намекнул, что было бы неплохо убрать с дороги Лумумбу. Директор ЦРУ Даллес воспринял это как руководство к действию. Лерри Дэблину, начальнику резидентуры ЦРУ в Конго, прислали отравленную зубную пасту. Но применить он её не успел: Лумумба, находившийся под домашним арестом, бежал. Он скитался по стране до тех пор, пока сотрудники ЦРУ не выследили его и не сдали врагам, которые долго истязали ‘народного премьера’, а потом убили выстрелом в голову. ‘Я бы назвал дело Патриса Лумумбы омерзительным успехом американской разведки, — заявил ‘Однако’ заместитель главного редактора ‘Российской газеты’, специалист по истории спецслужб Николай Долгополов. — Вся грязная работа была проделана за деньги ЦРУ. Ведь в первые годы руководители управления считали, что лучший способ избавиться от человека — это его уничтожить. Была такая доктрина: точный выстрел решает все проблемы’.


В Индонезии
в 1958 году, агенты ЦРУ обеспечивали мятежные боевые действия против Президента Сукарто (President Sukarno) и самолеты агентства  принадлежащие «агентству частной компании на правах собственности» или фронту под названием «Civil Air Transport», осуществляли бомбардировки правительственных войск. В Бирме  в течение 1950-х годов ЦРУ поддерживали около 12000 китайских националистов, которые проникли из Китая в 1949 году. Эти формирования превратились в местные силы,  которые  глубоко проникли в мафиозные структуры, строившие свой бизнес в торговле опиумом.   Постоянные друзья ЦРУ в Лаосе под названием  (Meo allies in Laos) принимали самое непосредственное участи в наркоторговле. Посол США в Бирме,  который не был осведомлен о деятельности агентов ЦРУ в стране, «вынужден был выдумывать разные истории и рассказывать бирманскому правительству басни об их присутствии в стране».

Китай. Против континентального Китая в течение 1950-х годов ЦРУ спонсировало проведение рейдов партизан с единственным результатом, которых были смерть большого количества китайцев, а также захват и заключение под стражу на 20 лет двух молодых оперативных сотрудников ЦРУ (John Downey and Richard Fecteau).

Индокитай. Наиболее масштабные военные операции ЦРУ проводились в Индокитае. Вмешательство ЦРУ в события во Вьетнаме начались в начале 1954 года. Принятием решения политическим руководством США по оказанию французскому колониальному режиму многосторонней помощи. Руководство ЦРУ и генерал Edward Lansdale, один из известных операторов деятельности агентства, сыграли решающую роль в возведении Президента Ngo Dinh Diem на пост президента страны. Сотрудники генерала Лэнсдейля проводили негласные партизанские рейды против Северного Вьетнама, распространяли там ложные сведения, способствующие резкому увеличению  эмиграции граждан из Северного Вьетнама, финансировали и обучали секретную полицию Дьена и гвардию по защите дворца Президента. Силы специальных операций или «Зеленые Береты» (“Green Berets»), находившиеся под руководством ЦРУ до 1963 года, набирали армию из этнического меньшинства  населения для того, чтобы начать секретные боевые действия  вдоль границ Вьетнама с его соседями Камбоджей, Северным Вьетнамом и Лаосом.

Лаос. На территории Лаоса ЦРУ организовало  еще одну, даже большую по численности секретную армию, которая в пиковый период своего становления достигала численности до 35000 чел., в  состав которой входили сторонники группировки  Meo , а также члены меньшинства населения страны. После того, как эти силы были сильно «зачищены» в начале 1970-х годов, руководство ЦРУ по рекомендации Государственного Департамента наняло для решения своих задач около 17000 человек из жителей Тайилада. Конгресс США в соответствии с законом, запрещает нанимать добровольцев из соседних стран, однако, администрация Президента Никсона предоставила ЦРУ разрешение нанимать персонал из жителей Таиланда, при  условии, что   эти войска не будут использоваться непосредственно в Таиланде, а только локально в Лаосе.

Несмотря на то, что около десятков тысяч этих войска содержались на американские деньги, ЦРУ было в состоянии  продолжать боевые действия в Лаосе, невзирая на то, что Конгресс США  не был осведомлен об этой войне практически до 1969 года. В то время как американцы не делали большого секрета от того факта, что война продолжается, продолжают гибнуть сотни бойцов и с той и с другой стороны, ЦРУ  предпринимало соответствующие меры, чтобы сделать эту войну закрытой от широкой мировой общественности, проводя целый комплекс тайных мероприятий.

Агентство по международному развитию (The Agency for International Development (AID) было еще одной организацией, где представители ЦРУ проводили свои скрытые операции и действия. К 1971 году почти 50000 американских военных, как мужчин, так и женщин, базировавшихся на базах вне Лаоса, проводили секретные мероприятия, в том числе снабжали сторонников американце в Лаосе предметами первой необходимости и участвовали в массированных бомбардировках территории.

В ноябре 1979 года группа исламистских боевиков и студентов захватила американское посольство в поддержку иранской исламской революции. Разработанная американскими властями операция «Eagle Claw» («Орлиный коготь») по спасению заложников оказалась неудачной. 24 апреля 1980 года американский спецназ пытался проникнуть в Тегеран и освободить захваченное американское посольство, где удерживалось 52 человека. Однако из-за недостатков в планировании вооруженные группы так и не смогли достичь Тегерана. В ходе операции несколько групп оперативников SAD/SOG проникли в Тегеран для осуществления разведывательной и вооруженной поддержки миссии.

Действия ЦРУ против СССР. Среди специальных операций этих подразделений можно назвать, в частности  некоторые операции на море против СССР. Так, В 1973 году SOG и управлением ЦРУ по науке и технологиям была построена и развернута система USNS Glomar Explorer (T-AG-193) — большое глубоководное спасательное судно, предназначенное для проведения тайных подводных операций. Одной из задач этого судна стало выполнение погружений в рамках проекта «Azorian.  Миссией судна ЦРУ стал доступ к затонувшей советской подводной лодке «К-129», которая погибла в апреле 1968 года. В ходе аварии при подъеме частей погибшей подводной лодки якобы  затронули две трети лодки, но подводная группа отдела специальных мероприятий ЦРУ (SAD) подняла на поверхность две ядерных торпедных боеголовки, криптографические машины и тела шестерых советских подводников. Некоторые специалисты  считают, что советская лодка была поднята и восстановлена полностью, а отчет о частичном восстановлении был всего операцией прикрытия.

Кроме того, в 1970-х годов ВМС США, Агентство национальной безопасности (NSA) и подразделения SAD/SOG проводили ряд операций, в ходе которых были размещены устройства съема информации на советских подводных кабелях связи. Эти операции подробно описаны в изданной в 1998 году книге «Жмурки: Нерассказанная история американского подводного шпионажа» («Blind Man’s Bluff: The Untold Story of American Submarine Espionage»). Вышедшее в 1985 году издание «Исследования по разведке», распространяемое внутри ЦРУ и не предназначенное для зарубежных читателей описывает «серьезные  успехи и подвиги американской инженерии», которые завершились в августе 1974 года.

Болгария.
Стремление Вашингтона превратить Черное море в «атлантическое озеро» давно не откровение. Боевые корабли НАТО, прежде всего американские, в последние годы практически не покидают этих вод, сменяя один другого. Но вот недавно посол США в Болгарии Эрик Рубин сообщил, что в стратегическом планировании Пентагона, в непосредственной близости от российского Крыма, вот-вот появится новый важнейший элемент — постоянная база основного диверсионно-разведывательного подразделения Сил специальных операций (ССО) ВМС США, во всем мире известного как United States Navy SEAL. Или «морские котики».

Территорию для новой базы предоставят бывшие наши «братушки», недавно примкнувшие к НАТО. Об этом, как о деле вполне решенном, заявил на днях посол Соединенных Штатов в Софии Эрик Рубин. По его словам, к 2017 году существенно увеличится численность «воинских подразделений (армии США — „СП“), расквартированных в Болгарии, включая военнослужащих тактического подразделения „морских котиков“ в регионе Черного моря».

Из слов посла следует, что заокеанское «тактическое подразделение» морских диверсантов в «регионе Черного моря» уже сформировано и вовсю обустраивается. Более того. С 13 по 30 апреля 2016 года в районе Бургаса и Варны прошли весьма  совместные болгаро-американские учения, о которых сообщила пресс-служба ВМС Болгарии. Судя по всему, главную скрипку в маневрах как раз «морские котики» и сыграли.

Сомали. Военизированные группы SAD были отправлены в Сомали еще до интервенции США в 1992 году. 23 декабря 1992 года сотрудник боевой группы ЦРУ Ларри Фридман стал первой жертвой конфликта в Сомали. Фридман был бывшим оперативником армейской группы спецназначения «Delta Force», он участвовал во всех вооруженных конфликтах, в которые были вовлечены США еще с войны во Вьетнаме. Команды SAD/SOG играли ключевую роль в работе с совместным командованием специальных операций в Сомали (JSOC) и отслеживали цели, имевшие приоритетное значение, также называемых «личности первого уровня». Их усилия, проявленные при работе в крайне опасных условиях, практически без поддержки, привели к нескольким очень удачным совместным операциям совместного командования JSOC и ЦРУ. Так, в одной конкретной операции, сотруднику ЦРУ Майкл Шанклин и сотруднику с позывным «Кондор», удалось внедрить маяк в трость состоятельного бизнесмена и импортера оружия Османа Ато. Ато также имел финансовые отношения с Мохаммедом Фарахом Айдидом, одним из важных лидеров сомалийских боевиков.

Президент Билл Клинтон вывел силы США из Сомали 4 мая 1993 года. В июне 2006 года Союз исламских судов получил контроль над южной части Сомали, в том числе над столицей страны Могадишо, что побудило правительство Эфиопии послать войска, чтобы попытаться защитить переходное правительстве. В декабре того же года союз исламских судов предупредил Эфиопию: «мы объявим войну, если Эфиопия не удалит все свои войска из Сомали». Шейх Шариф Ахмед, лидер исламских судов, призвал к джихаду, или священной войне против Эфиопии, и призвал зарубежных мусульманских бойцов приезжать в Сомали. В то время, Соединенные Штаты обвинили руководство боевиков в работе на «Аль-Каиду», но союз исламских судов это отрицал.

В 2009 году в США канал PBS сообщил, что Аль-Каида подготавливала террористов в Сомали в течение многих лет. До декабря 2006 года правительство Сомали не имело власти за пределами города Байдоа, в 240 км от столицы.

Газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что офицеры ЦРУ заплатили группе сомалийских полевых командиров, чтобы выследить членов Аль-Каиды. Между тем, Айман аль-Завахири, второй человек в Аль-Каиде после Усамы бен Ладена, выступил с обращением, и призвал всех мусульман ехать в Сомали. 9 января 2007 года, американский чиновник заявил, что в ходе одного из авиаударов в Сомали было убито десять боевиков.

14 сентября 2009 года, Салах Али Салах Набухан, глава Аль-Каиды в Восточной Африке, а также один из руководителей группы Аль-Каиды в Сомали, были убиты бойцами американского спецназа. По словам свидетеля, по крайней мере, два вертолета AH-6 обстреляли две машины конвоя боевиков. Бойцы военно-морского спецназа «Navy SEALs» затем захватили тело Набухана и взяли двух других раненых бойцов в плен. Совместное командование JSOC и ЦРУ и ранее пытались убить Набухана, в том числе в январе 2007 года, когда самолет огневой поддержки «AC-130 Gunship» был вызван в место его предполагаемого нахождения. Источник в американское разведке заявил, что оперативники отдела специальных мероприятий ЦРУ находились непосредственно в рядах эфиопских войск в Сомали, что давало ценные разведывательные данные для начала этих операций. Набухан, разыскивался за участие во взрыве посольств США в 1998 году, а также как организатор атак в Момбасе в 2002 году.

Афганистан. Во время присутствия советских войск в Афганистане в 1980-х годах, сотрудники военизированных групп ЦРУ сыграли важную роль в обучении, оснащении и иногда руководстве силами моджахедов в борьбе против Советской Армии и правительственных войск. Главным архитектором этой стратегии был Майкл Викерс (Michael G. Vickers) – молодой сотрудник отдела специальных операций ЦРУ. Военизированные группы SAD вновь проявили активность в Афганистане в 1990-е годы, где они проводили тайные операции, чтобы найти и убить или захватить Усаму бен Ладена. Эти команды запланировали несколько операций, но не получили значимого результата. В 2001 году подразделения SAD были первыми американскими силами, вошедшими в Афганистан. Их усилиями было организовано вооружение и наступление сил афганского Северного альянса и подготовлена почва для последующего прибытия сил американского спецназа (USSOCOM). План вторжения в Афганистан был разработан именно ЦРУ, впервые в истории Соединенных Штатов такая крупномасштабная военная операция была спланирована ЦРУ. Оперативники ЦРУ и спецназ армии США совместно с Северным альянсом организовали свержение движения Талибан в Афганистане с минимальными потерями. Они сделали это без обычных американских военных сухопутных войск.

В декабре 2001 года оперативники SAD/SOG и армейская группа спецназа «Delta Force» выследили Усаму бен Ладена в труднодоступных горах близ Хайберского перевала в Афганистане. Бывший глава ЦРУ Гэри Бернтсен заявлял, а также последующее расследование Сената США показало, что объединенная американская специальная целевая группа во многом превосходила Аль-Каиду, и что высшее военное командование США отказало им в дополнительных подразделениях. Целевая группа просила также огневой поддержки для блокирования путей выхода бен Ладена, но это ходатайство было также отклонено. В ходе операции команда якобы обнаружил доказательства, что конечной целью бен Ладена было получение и применение ядерной бомбы для террористического нападения. По другим данным, работа оперативников SAD была неэффективна и «Бен Ладен и его телохранители беспрепятственно ушли из Тора-Бора и исчезли в нерегулируемой зоне племен Пакистана».

В сентябре 2009 года ЦРУ планировало «развертывание команды разведчиков, аналитиков и военизированных оперативников в Афганистане, как часть «всплеска» широкой разведывательной деятельности по приказу президента Обамы. Это сделало присутствие ЦРУ в Афганистане одним из крупнейших в истории агентства. Это присутствие, как ожидалось, превысит размер разведывательного сообщества и в Ираке и во Вьетнаме в разгар этих войн. Часть сотрудников ЦРУ находятся в посольстве США в Кабуле и в основном состоят «из ветеранов с обширным опытом в военизированных операциях». Большинство рабочей силы ЦРУ находится среди секретных баз и военных объектов сил специальных операций по всему Афганистану.

Также в 2009 году генерал Стэнли Маккристал, командующий силами НАТО в Афганистане, планировал запросить увеличение численности команды оперативников ЦРУ, в том числе элитных военизированных офицеров и наладить их совместную работу с американскими силами специальных операций. Это сочетание хорошо зарекомендовало себя ещё в Ираке, и результатом такого взаимодействия стали несколько успешных операций.

По словам нынешних и бывших сотрудников разведки, генерал Маккристал, командующий контингентом в Афганистане, также лоббировал своего предпочтительного кандидата на должность начальника станции ЦРУ. По имеющейся информации, это был хороший друг генерала, награжденный многими наградами, имевший большой опыт работы в зонах военных действий. Ранее он отработал два срока в Афганистане, один из которых как начальник станции, а также служил на Балканах, в Багдаде и в Йемене.

Он хорошо известен в ЦРУ как «человек, который спас жизнь Хамиду Карзаю в период сражения против талибов в 2001 году». Президент Карзай заявил, что он в большом долгу перед этим офицером и был рад, когда он был снова назначен начальником станции ЦРУ.

Стратегия генерал Маккристала включала в себя организацию тесного взаимодействия между армейским спецназом США и оперативниками SAD/SOG для того, чтобы повторить первоначальный успех в поражении талибов в 2001 году и успех «всплеска» разведывательно-боевой активности в Ираке в 2007 году. Эта стратегия оказалась весьма успешной и очень хорошо работает в Афганистане. Совместные силы SAD/SOG и совместное командование сил специальных операций JSOC проводят рейды почти каждую ночь и получают при этом «превосходные результаты».

В 2001 году отдел специальных мероприятий ЦРУ начал создавать то, что впоследствии будет названо «группами преследования по борьбе с терроризмом» (CTPT). Численность этих подразделений впоследствии выросла и включала в себя более 3000 оперативников в 2010 году. Они принимали участие в длительных тяжелых боях против врага. «Группы преследования» считаются «лучшей афганский боевой силой» и, в отличие от афганской национальной армии (АНА), эти войска очень хорошо мотивированы.

CTPT в Пакистан и организацию работы в Федеральной зоне племен (FATA). Подразделения SOG/CTPT также являются ключевыми для реализации любой стратегии выхода американских войск из Афганистана.

Йемен. 5 ноября 2002 года ракетой, запущенной с управляемого ЦРУ ударного беспилотника «Predator» был убит функционер Аль-Каиды, перемещающийся в отдаленных районах в Йемене. Военизированные группы SAD/SOG присутствовали во время удара на территории страны и отслеживали перемещения террористов в течение нескольких месяцев, после чего навели на них беспилотный штурмовик. Одним из террористов, ликвидированных в машине, был Аль-Хайтам, глава оперативного подразделения Аль-Каиды в Йемене и подозреваемый в организации взрыва американского эсминца USS «Cole» в октябре 2000 года. Также в машине были ликвидированы еще пятеро рядовых членов аль-Каиды. Бывший заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц назвал эту акцию «очень успешной тактической операцией» и заявил, «такие удары могут быть полезны не только для уничтожения террористов, но и в принуждении аль-Каиды к изменению своей тактики». В 2009 году администрация Обамы продолжила практику уничтожения лидеров террористического подполья на территории Йемена. В результате, SAD/SOG и совместное командование спецназа JSOC объединились, чтобы агрессивно преследовать лидеров аль-Каиды и ликвидировать их с помощью Йеменского спецназа или целевых воздушных ударов. Основной целью этих действий является имам Анвар аль-Аулаки, американский гражданин с обширными связями. Аль-Аулаки был убит 30 сентября 2011 года в результате воздушного нападения, организованного совместным командованием специальных операций.

Ирак. Военизированные группы SAD вошли в Ирак еще до американского вторжения 2003 года. После инфильтрации, они начали подготавливать боевое пространство для последующего прибытия вооруженных сил США. Команды SAD действовали в сочетании со специальными силами американской армии. В частности, эти команды организовали курдских боевиков для последующей помощи вторжению США. Также совместная группа организовала операцию «молот Викинга», целью которой была ликвидация «Ансар аль-Ислам», исламистских групп, связанных с Аль-Каидой, которая перебрасывали террористов из Афганистана после падения режима талибов на северо-восток Ирака. Боевые действия в этом регионе, по словам очевидцев, были «наиболее интенсивными боями спецназа со времен Вьетнама». В случае утраты контроля над этой территорией армия США после вторжения столкнулась бы со значительными враждебными силами в своем тылу. В этих боевых действиях американская сторона была представлена сотрудниками военизированных групп SAD/SOG и десятой армейской специальной группой (10 SFG). Спецназовцы 10-й группы по итогам боев были награждены тремя серебряными звездами и шестью бронзовыми звездами. Итогом сражений стала гибель значительного числа боевиков и обнаружение лаборатории со следами яда и информацией о химическом оружии. В ходе обысков были обнаружены иностранные удостоверения личности, визы и паспорта. Документы были различного происхождения: из самых разных стран Ближнего Востока и Северной Африки, включая Йемен, Судан, Саудовскую Аравию, Катар, Оман, Тунис, Марокко и Иран. Это место было единственным, где в ходе войны в Ираке были обнаружены следы химического оружия.

Команды SAD/SOG также провели несколько разведывательных мероприятий с высоким уровнем риска за иракской линией фронта для определения местоположения иракского руководства. Одна из таких мероприятий привела к первоначальным попыткам организации покушения на иракского президента Саддама Хусейна и его основных его генералов. Хотя первоначально воздушный удар против Хусейна не увенчался ликвидацией диктатора, он был успешным в плане разрушения его способности командовать и управлять своими силами. Другие удары по названным генералам были успешными и привели к значительному ухудшению эффективности управления иракской армией и ее способности реагировать и маневрировать против сил американского вторжения. Офицерам SAD также удалось убедить нескольких ключевых иракских офицеров сдать свои позиции без боя и/или не препятствовать вторжению коалиционных сил.

В свое время  Турция отказалась предоставлять свою территорию для использования 4-й пехотной дивизией армии США для вторжения. В результате, совместные группы SAD/SOG и спецназа армии США подготовили развертывание в зоне курдских племен 173-й воздушно-десантной бригады. Их усилия сковали 13 подразделений иракской армии, дислоцированных в этом районе, и не позволили перебросить их против коалиционных сил на юг. В ходе последующей комбинированной операции американский спецназ и курдские силы разгромили иракскую армию в этом регионе.

Миссия, в результате которой был захвачен Саддам Хусейн получила название «Операция Красный рассвет». Предполагалось, что захват будет проводиться совместными действиями группы «Delta Force», находящейся в подчинении JSOC и команд SAD/SOG (названной «Целевой группой 121»). Также операцию поддерживали около 600 человек из 1-й бригады 4-й пехотной дивизии. Количество спецназовцев составляло около 40 бойцов. Большая часть операции легла на личный состав 4-й пехотной дивизии, но ЦРУ и JSOC были в этой миссии основной движущей силой. «Именно «Целевая группа 121» вытащила Саддама из ямы», сказал Роберт Эндрюс, бывший заместитель помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности.

Военизированные формирования ЦРУ продолжали работать с JSOC в Ираке и в 2007 году. Они провели ликвидацию или захват многих ключевых фигур аль-Каиды в Ираке. Некоторые высокопоставленные американские чиновники заявили, что «совместными усилиями ЦРУ и JSOC был внесен самый значительный вклад в разгром аль-Каиды в Ираке». 26 октября 2008 года, совместные силы SAD/SOG и JSOC провели операцию в Сирии, ориентированную на «иностранных боевиков, вербуемых сетью аль-Каиды в Ираке». Источник в военном руководстве США сообщил источнику CBS News, что «лидер иностранных боевиков, командир аль-Каиды, стал объектом трансграничного рейда в воскресенье». Он сказал, что нападение было успешным, но не сообщил о ликвидации члена аль-Каиды. Канал «Fox News» позднее сообщил, что Абу Чадийя, «старший координатор аль-Каиды, работавший в Сирии», был убит во время рейда». Газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что во время рейда силами США было убито несколько вооруженных мужчин, которые «представляли угрозу».

Пакистан. Подразделения SAD/SOG проявили большую  активность на территории Пакистана. Они совместно с командованием специальных операций USSOCOM и пакистанской специальной службой коммандос организовывали удары беспилотных летательных аппаратов по разведанным целям, имеющим отношение к аль-Каиды. Перед окончанием своих президентских полномочий Джордж Буш уполномочил оперативно-боевые подразделения ЦРУ на организацию ликвидации восьми старших командиров аль-Каиды при помощи точечных воздушных ударов.

Среди убитых были и вдохновители заговора 2006 года, чьей целью являлся подрыв в воздухе самолетов, летящих через Атлантический океан, а также человек, планировавший взрыв в отеле «Marriott» в Исламабаде 20 сентября 2008 года, в результате которого погибло 53 человека. Директор ЦРУ отдал приказ на осуществление данных операций и 23 января, оперативники SAD/SOG организовали внесудебную ликвидацию 20 человек на северо-западе Пакистана. В отчете утверждалось, что все они были террористами. Некоторые эксперты оценивают, что директор ЦРУ — в это время им был Леон Панетта — был более агрессивным в проведении военизированных операций в Пакистане, чем его предшественник. 14 февраля ЦРУ организовало воздушный ракетный удар в южном Вазиристане, боевой крепости около афганской границы. Итогом операции стала гибель 27 талибов и бойцов аль-Каиды. Предполагалось, что в данном месте могли скрываться лидер аль-Каиды Усама бен Ладен и его сподвижник Айман аль-Завахири. В выступлении на Национальном общественном радио (NPR) 3 февраля 2008 года, высокопоставленный чиновник американской администрации заявил, что аль-Каиды была «уничтожена» с помощью воздушных и наземных операций спецподразделений ЦРУ Директор ЦРУ Леон Панетта заявил, что усилия SAD/SOG в Пакистане были самым эффективным оружием «против лидеров аль-Каиды».

Эти закрытые и тайные операции значительно увеличились по количеству их проведения  при администрации президента Обама. Так, в мае 2009 года с воздуха было ликвидировано уже 50 активистов аль-Каиды. В июне 2009 года, в результате воздушной атаки было убито шестьдесят талибов. Ирония состояла в том, что ликвидация произошла во время похорон предыдущих жертв американских ударов. 22 июля 2009 года, Национальное общественное радио США сообщило, что американские чиновники считают, что Саад бен Ладен, сын Усамы бен Ладена, был убит ударом ЦРУ в Пакистане. По словам бывшего директора национальной разведки Майка Макконнелла, Саад бен Ладен провел годы под домашним арестом в Иране перед поездкой в Пакистан.

6 августа 2009 года ЦРУ объявило, что в результате спецоперации SAD в Пакистане был убит Байтулла Мехсуд. «The New York Times» писала: «Хотя президент Обама дистанцировался от многих аспектов контртеррористической политики администрации Буша, но он принял и даже расширил тайные операции ЦРУ в Пакистане и использование ударных беспилотников. Смерть Махсуда стала большой потерей для Усамы бен Ладена и аль-Каиды». В последние восемь лет, аль-Каиды значительно зависела от защиты Махсуда, особенно после того, как мулла Мохаммед Омар бежал из Афганистана в конце 2001 года.

Авиаудары с контролируемых ЦРУ беспилотных самолетов поразили цели в федерально-управляемой территории племен (FATA) Пакистана 8 сентября 2009 года. В сообщениях СМИ говорилось, что итогом операции стала гибель от семи до десяти боевиков, двое из которых являлись высокопоставленными функционерами аль-Каиды. Одним из них был Мустафа аль-Джазири, алжирец по национальности, которого называли «важным и эффективным» лидером и старшим военачальником в аль-Каида, и Ильяс Кашмири, который считался «одним из самых опасных командиров аль-Каиды». 6 декабря 2009 года, старший командир аль-Каиды Салах аль-Сомали, был убит в результате воздушного удара в Пакистане. Он был ответственным за деятельность террористических групп за пределами Афганистана и Пакистана и входил в состав высшего руководства группировки. Аль-Сомали занимался подготовкой терактов по всему миру и в том числе, вероятно, в Соединенных Штатах. По состоянию на 31 декабря 2009 года, высокопоставленный лидер талибов Хаджи Омар Хан, был убит с американского беспилотника вместе с сыном местного вождя племени Каримом Ханом.

В январе 2010 года представители аль-Каиды в Пакистане, заявили, что в результате ракетного удара был убит Абдулла Саид аль Либби. Ни аль-Каиде, ни США не называли точную дату нападения, которое убило Либби. 14 января 2010 года, после теракта в Кэмп Чэпмен, ЦРУ нашло и ликвидировало старшего лидера талибов в Пакистане Хакимуллу Мехсуда. Мехсуд взял на себя ответственность за это преступление, снявшись на видео вместе со смертником Хумамом Халилом Абу-Мулалом аль-Балави.

5 февраля 2010 года пакистанская Межведомственная разведка (ISI) и боевое подразделение ЦРУ провели совместный рейд, в ходе которого был задержан мулла Абдул Гани Барадара. Барадар был самым значительным лидером талибов, помещенным под стражу с момента начала войны в Афганистане, то есть за восемь предыдущих лет. Он занимал второе место после муллы Мухаммада Омара, основателя движения «Талибан» и был известен как ближайший соратник Усамы бен Ладена. Мулла Барадар был допрошен должностными лицами ЦРУ и ISI. Этот захват дал понять террористам, что они больше не могут чувствовать себя в безопасности в Афганистане или Пакистане. «Захват высших лидеров афганских талибов в Пакистане представляет собой поворотный момент в возглавляемой США войне против боевиков», заявили американские чиновники и аналитики. После этой операции пакистанский министр внутренних дел Рахман Малик, организовал несколько рейдов в Карачи, в результате которых были задержаны десятки подозреваемых афганских боевиков. Во время других совместных рейдов, которые произошли примерно в то же время, афганские официальные лица объявили о задержании «теневых губернаторов» движения «Талибан» на севере Афганистана. Среди них называют муллу Абдула Салама, лидера талибов в Кундузе, и муллу Мир Мухаммеда Баглана. 20 февраля, Мухаммед Хаккани, сын Джалалуддина Хаккани, стал одним из четырех человек, убитых в результате воздушного удара в племенной области Пакистана в Северном Вазиристане. Об этом объявили пакистанские разведывательные источники.

31 мая 2010 года, газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что Мустафа Абу аль Язид (он же Саид аль-Масри), старший оперативный лидер Аль-Каиды, был убит в ходе американского ракетного удара в племенных районах Пакистана.
С июля по декабрь 2010 года, в ходе воздушных ракетных ударов с беспилотных летательных аппаратов на территории племен в Пакистане были убиты 535 боевика. Среди них били такие лидеры, как Шейх Фатах Аль-Мисри, «человек № 3» в Аль-Каиде. Аль-Мисри планировал крупный теракт в Европе с привлечением британских мусульман, аналогичный тому, что произошло в Мумбаи в ноябре 2008 года.

Операция «Копье Нептуна».
1 мая 2011 года, президент США Барак Обама объявил, что Усама бен Ладен был убит ранее в тот же день в Абботтабаде, в Пакистане «небольшой группой американцев», действующих под его прямому указанию во время операции ЦРУ под руководством директора Леона Панетты. Вертолеты вылетели из базы ЦРУ в Афганистане. В рейде участвовали спецназовцы ВМС США (команда «NAVY SEAL Team six») и вооруженные оперативники ЦРУ. В результате военной операции в Абботтабаде были получены обширные разведданные о планах нападения аль-Каиды. Тело бен Ладена было доставлено в Афганистан, идентифицировано, а затем перемещено на авианосец «Карл Винсон» для захоронения в море. Из тела бен Ладена были извлечены образцы ДНК, которые сравнивались с образцами ДНК его покойной сестры. Экспертиза подтвердила личность главы террористического подполья.

Операция стала результатом многолетней разведывательной работы, которая включала операцию ЦРУ по захвату и допросу Халида Шейха Мохаммеда, выполнявшего функции курьера аль-Каиды. Материалы, обнаруженные в ходе рейда показали, что бен Ладен, вплоть до момента смерти, по-прежнему отвечал за разработку планов аль-Каиды и определение целей для нападения. Некоторые эксперты утверждали, что  сотрудники пакистанского правительства, в частности, Inter-Services Intelligence (ISI) – межведомственная разведка страны могла скрывать факт нахождения Усамы бен Ладена в Пакистане. Высшие должностные лица США заявили, что смерть бен Ладена «изменит правила игры и нанесет смертельный удар по аль-Каиде».

Ливия. После роста движения «арабской весны» и падения режимов в Тунисе и Египте, очередь дошла до их соседей на западе и востоке. В феврале 2011 года восстание началось в Ливии. В ответ на это администрация Обамы послала в страну вооруженных оперативников SAD, чтобы оценить ситуацию и собрать информацию об оппозиционных силах. Эксперты полагают, что целью этих групп было определение военных и политических возможностей оппозиции, их способности свергнуть режим Муаммара Каддафи и оценить степень присутствия Аль-Каиды в оппозиционных группах. Одним из примеров такого проникновения является переброска в Ливию группы Джеймс Смита, возглавившего «миссию по сбору информации». Смит, бывший сотрудник ЦРУ, работавший ранее в Афганистане и Пакистане ЦРУ, был направлен в Ливию через частную военную компанию «Blackwate» декабре 2011 года и в 2012 году.

Американские официальные лица дали ясно понять, что «на местах» в Ливии американские войска присутствовать не будут, принимать участие в боевых операциях они не станут, что сделало использование тайных вооруженных оперативников ЦРУ единственной альтернативой. Во время ранних стадий ливийского наступления, сопровождаемых воздушными ударами США и стран НАТО, сотрудники отдела специальных мероприятий ЦРУ оказали помощь в проведении поисково-спасательной операции по эвакуации пилота ВВС США, чей самолет разбился из-за механических проблем. В американской прессе циркулировали слухи, что президент Обама в марте 2011 года разрешил ЦРУ проводить тайные операции на территории Ливии, чтобы обеспечить оружием и поддержкой ливийскую оппозицию.

Сирия. Команды вооруженных оперативников ЦРУ из отдела специальных мероприятий были предположительно развернуты в Сирии во время восстания, начавшегося в 2011 году, чтобы установить связь с повстанческими группировками, их лидерами и разработать потенциальные маршруты поставок вооружения и экипировки. По слухам в регион был направлен все тот же Джеймс Смит, в чьи задачи входил сбор разведывательной информации по стране. Такие сведения просочились в прессу из сообщений частного разведывательного агентства «STRATFOR», которое иногда называют «теневым ЦРУ».

Боевики «плаща и кинжала» В ЦРУ во все периоды его существования всегда присутствовал отдел специальных мероприятий, который тайно выполнял особые задания правительства США. После 11 сентября 2001 года правительство США больше полагалось на возможности SAD/SOG, потому что борьба с террористами, обычно не включает в себя борьбу с армиями других стран. Большие усилия вооруженных оперативников ЦРУ были направлены на такие страны как Пакистан, Иран и Сомали, где американские военные не имеют официального разрешения на присутствие и применение силы. В том случае, если правительства тех или иных стран отказали в праве присутствовать на своей суверенной территории американским военным силам специальным операций, подразделения SAD/SOG являются основным национальным специальным подразделением для выполнения этих операций.

В ходе войне с террором, оперативника SAD играют ведущую роль в тайных мероприятиях, которые ведутся против Аль-Каиды. Вооруженные команды SAD/SOG установили местоположение и ликвидировали многих из высших руководителей этой террористической организации. К ним относятся: Абу Зубайда, начальник оперативного крыла аль-Каиды, Рамзи бин аль-Шибха, так называемый «20-угонщик», Халид Шейх Мохаммед, вдохновитель терактов 11 сентября 2001 — нападений на Нью-Йорк и Вашингтон, Абд аль-Рахим аль-Нашири, который как утверждается, был вдохновителем взрыва американского военного корабля «Коул» и лидером операций Аль-Каиды в Персидском заливе до его захвата в ноябре 2002 года; Абу Фарадж аль-Либи, видный полевой командир (считается, что взял на себя роль «третьего человека») в Аль-Каиде после захвата Халида Шейха Мохаммеда в Пакистане и мулла Абдул Гани Барадара, «второй человек»  в движении «Талибан» и самый высокопоставленный командир талибов, задержанный в ходе афганской войны. До начала войны с террором, оперативники SAD/SOG установили и захватили многих известных боевиков и международных преступников, в том числе Гусмана и Карлоса Шакала. Это всего лишь двое из более, чем 50 значимых преступников, задержанных боевыми группами SAD/SOG только между 1983 и 1995 годами.

Администрация Джорджа Буша
в 2002 году подготовила список «террористических лидеров», ликвидация которых была разрешена ЦРУ, если их захват был невозможен и жертвы среди гражданского населения при ликвидации могли быть сокращены до приемлемого числа. Список включает в себя основных лидеров Аль-Каиды, таких как Усама бен Ладен и его главный заместитель Айман аль-Завахири, а также других основных лидеров из Аль-Каиды и зависимых от нее групп. Этот список называется «Список целей с высоким значением» («high value target list»). Согласно действующему американскому законодательству Президенту США не требуется проведение специального заседания Совета Национальной Безопасности  для того чтобы утвердить каждое очередное лицо, добавляемое в список. Действия  агентов ЦРУ также не требуют  специальных разрешений СНБ или Президента страны на  проведение каждую тайную  конкретной операции. Президент США своевременно информируется о планируемых мероприятиях и достигнутых в ходе ее проведения результатах.

Как отмечают некоторые аналитики, вооруженные команды SAD/SOG также перебрасывались в Грузию, где десятки беглецов аль-Каиды из Афганистана, вместе с чеченскими сепаратистами нашли убежище в Панкисском ущелье. Их усилия уже привели к захвату 15 арабских боевиков, связанных с аль-Каидой.

Вооруженные оперативники SAD / SOG также принимали активное участие в проведении специальных мероприятий на Филиппинах, где до 1200 американских военных советников оказывали помощь в подготовке местных военнослужащих для проведения «контр-террористической операции» против «Абу Сайяф», радикальной исламистской группой, подозреваемой в связях с аль-Каидой. Мало что известно об этой американской секретной программе, но некоторые аналитики считают, что военизированному крылу ЦРУ, отделу специальных мероприятий, было разрешено проводить задержания или ликвидацию подозреваемых в терроризме на Филиппинах, на том условии, что их действия никогда не будут признаны американским правительством.

14 июля 2009 года, некоторые американские СМИ сообщили, что директор ЦРУ Леон Панетта был заблаговременно проинформирован о программе ЦРУ, которая готовилась  втайне от комитета по надзору за деятельностью разведки  Конгресса США. Программа предусматривала развертывание вооруженных групп оперативников SAD, созданных для выполнения целевых операций по ликвидации лидеров аль-Каиды по всему миру и в любой стране мира. По данным газеты «Los Angeles Times», директор Панетта «не исключил, что  программа приобретет новое направление после определенных сложностей в ее применении в жизни». Существует ряд вопросов относительно того, почему бывший вице-президент Дик Чейни поручил ЦРУ не информировать о наличии этой программы Конгресс США. По мнению старших офицеров разведки, эта программа была попыткой избежать ответственности за жертвы среди гражданского населения, которые могут возникнуть во время нанесения воздушных ударов с использованием управляемого оружия и вооруженных беспилотников..

По мнению многих экспертов, администрация Обамы в своей внешнеполитической деятельности  опирались на работу ЦРУ практически сразу после прихода Обамы  в Белый Дом. По этим же  оценкам,  возможности  вооруженных формирований ЦРУ превышают возможности «Зеленых беретов» сухопутных войск, а степень их мобильности удовлетворяет потребностям Государственного Департамента  и руководства страны. Такое перераспределение усилий было характерно для поддержания борьбы против террористов в таких регионах, как Афганистан и Пакистан, а также в таких местах, как Йемен, Сомали и Северная Африка.

 Рональд Кесслер в своей книге «ЦРУ на войне: Внутри Тайной войны против террора» писал, что вооруженные формирования американской разведки много сделали, чтобы постараться выиграть  войну против терроризма. Вооруженные оперативники SAD/SOG участвовали в каждом вооруженном конфликте, в которые были вовлечены США после Второй мировой войны.

В начале 70-х годов американское общество заявляло, что оно не хочет больше мириться с существованием особой касты в составе руководства страны, деятельность которой окутана секретностью. В Конгрессе была создана комиссия, занимающаяся расследованием тайных операций ЦРУ. Её руководитель сенатор Фрэнк Чёрч пришел к выводу, что с начала 50-х годов эта организация вмешивалась во внутренние дела 48 стран мира. Офицеры ЦРУ проводили и принимали участия в различных силовых и тайных  операциях в странах Третьего мира с 1947 года в таких местах: как Северная и Южная  Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Ливан, Иран, Куба, Сирия, Ливия, Ирак, Сальвадор, Гватемала, Конго,  Колумбия, Боливия, Мексика, Никарагуа, Гондурас, Грузия, Чили, Босния и Герцеговина, Сербия, Сомали, Косово, Югославия, Филиппины, Афганистан и Пакистан, практически во всех бывших социалистических странах и в бывших республиках Советского Союза.

 На слушаниях в Конгрессе он допрашивал директору ЦРУ Ричарда Хелмса. «Считаете ли вы что Управление не обязано подчиняться американским законам из-за специфики проблем, с которыми оно сталкивается?», — обратился он к директору ЦРУ, который сидел как на иголках и постоянно облизывал пересохшие губы. «Я не считаю, что всё либо чёрное, либо белое, — сказал  он после длительной, повисшей в воздухе, паузы. Вопрос лишь в том, можно ли представить чёрные события — кровавые перевороты, заговоры и убийства — в белом цвете? Ведь, по подсчётам правозащитных организаций, к 1987 году в результате операций ЦРУ погибли: шесть миллионов человек». 

 Однако нам, как россиянам заинтересовавшихся тайными и силовыми операциями ЦРУ, становится ясно, что после известных и названных выше слушаний в Конгрессе США прошло более 45 — 50 лет. Деятельность ЦРУ США на внешне политической арене не только не сократилась, а как раз наоборот. Вмешательство США  в деятельность большого количества стран мира превратилась постоянную тенденцию. Теория организованного хаоса  полностью перешла на службу американских администраций ЦРУ и Государственного Департамента. Каких-либо ограничений этой сошедшей с нормальных человеческих рельсов политики не видно разумного конца и даже трудно спрогнозировать, куда идет мир, и чем этот поход кончится?
 

«Тайные операции американской специальной разведки в странах мира после 1945 года». (Полный текст статьи)

 

Яковлев Григорий Дмитриевич,

Генерал-майор (в отставке), Профессор военной академии наук России. Январь 2017 года

 

 

 



Опубликовано: 5 февраля 2017

Рубрика: Глобальный кризис, Интересное в сети, Россия и Мир

Ваш отзыв