Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Россия как цивилизация: философский анализ исторических ошибок и возможностей прорыва в будущее

Выявление и анализ идентичностей  России как особой цивилизации крайне злободневен именно в современных исторических реалиях — в условиях жесткой   необходимости  скорейшего определения своего нового стратегического вектора развития.  Наша страна более всего пострадала  именно в силу  того,  что она слишком часто и без какой – либо меры погружалась  в разного рода заимствования чужого опыта  с принципиальной недооценкой и даже полным отрицанием  своих собственных цивилизационных практик.  Пора раз и навсегда прекратить безумную практику механического копирования всего и вся. Например,  рыночных моделей экономики, которые больше разрушают, чем что – либо созидают.  Это об их  сути  в свое время  четко и жестко   сказал  известный социолог Зомбарт[1]: «Для того,   чтобы стать капиталистом, надо стать колонизатором в собственной стране».  Что же, теперь этих колонизаторов у нас  в стране действительно  «пруд – пруди», но всем от этого какой прок?  А какой великий смысл нам от зеркального заимствования чужого опыта в образовании («болонский процесс»), местном управлении (муниципальная реформа»), в заимствовании  «ценностей» массовой культуры, сексуальной революции и прочих  принципиально разрушительных и даже губительных элементов подобного рода?  

          Попытки привить на нашей земле не наши порядки, к сожалению,  продолжаются и до сих пор;    как стараются эти самые западники, либералы, рыночники – уже почти все безжалостно разрушили и бессовестно присвоили. Жива до сих пор  и доктрина политической русофобии, которая  представляет собой наиболее последовательную форму отрицания самобытности и уникальности важнейших ценностно – институциональных черт русского народа и направлена на делегитимизацию русского вопроса в современном российском политическом и цивилизационном  процессе. Главным источником русофобии является анти национально и космополитически настроенная часть политической элиты России, ангажированная мондиалистским мироощущением и предчувствием победы сил нового мирового порядка -  разного рода транснациональных политико-правовых  и финансово – экономических  структур Запада. Политическая русофобия, по сути, представляют собой проект, направленный на ликвидацию органического единства русского народа и на окончательный  демонтаж самой  российской государственности  как таковой.

 Но все же  сегодня  в России уже не их – западников и рыночников —  время, страна все больше и больше  понимает, что спасительными могут быть для нас только  наши собственные,  наши принципиально  почвенные  ориентиры развития  России именно как особой и неповторимой цивилизации. И это уже пусть маленькая, но все же настоящая  победа, поскольку всем нам действительно «надоело быть не нами» (В.Хлебников).

Хорошо известно, что  отличие разных цивилизаций друг от друга – это различие, прежде всего, их народов, различие их  культур, аксиологии, практик управления и хозяйствования,  мировоззрений, одним словом всего того, что называется «духом народов».   С этих позиций  в нашей работе и  осуществляется  философский анализ исторических ошибок, а так же принципиальных возможностей прорыва в будущее России только как целостной и великой  цивилизации.  

Вполне очевиден и необходим стратегический разворот развития страны к собственным историческим традициям, к собственным (почвенническим) проектам  цивилизационного  строительства. По этому поводу написано в последнее время достаточно много замечательных и глубоких работ, таких, например, как книги А.П. Андреева и А.И. Селиванова [2], Н.A. Нарочницкой [3], С.Г. Кара-Мурзы [4], А.С. Панарина [5], О.А. Платонова [6] и др.  Опираясь на эти и другие труды, дадим собственный философский анализ исторических ошибок и принципиальных возможностей прорыва в будущее нашей страны и народа.

Главная наша историческая ошибка состоит в том, что слишком часто и глубоко мы позволяли  и до сих пор позволяем разрушать свою собственную  цивилизационную идентичность России, свой российский народный дух.  Как будто и не были в свое время сказаны великие и пророческие  слова Ф.М. Достоевского  о том, что «в мире ныне господствуют «не святые  святыни».  Как будто и не предупреждал всех нас  К.Н. Леонтьев о том,  что «на Западе возобладал самый худший сорт людей – буржуа».  Наше все   — великий А.С. Пушкин —  четко и ясно констатировал, что « объяснение русской истории требует другой формулы», что «отношение Европы к России всегда было столь же невежественным, как и не благодарным». А почему мы постоянно забываем абсолютно справедливые   слова нашего соотечественника  Н.Я. Данилевского: «Дух, природа народов – не заимствуется!»?

   Давайте,  наконецразберемся и  в отличиях человека Русского мира и человека Мира западного, европейского. Вся русская философия посвящена исследованию этой проблемы,  и  она – наша действительно замечательная и глубокая философия -  нашла таки ее решение!   Именно оно может нам помочь правильно выбрать генеральное направление нашего дальнейшего существования и неуклонного движения вперед именно как  само достаточной и великолепной цивилизации.    В  чем же оно,  это самое  решение?

 В самой сжатой форме  отличие  русского человеческого типа  от  человека европейского типа  хорошо  понял и описал еще  И.В.  Киреевский   как отличие  двух  уровней человеческой  личности – внешнего (преимущественно западного) и внутреннего (преимущественно славянского, русского).  Согласно взглядам  И.В. Киреевского, только  внутренний человек обладает душой и  тогда совершенно напрасны какие — либо  попытки    управлять им  как «паровой машиной».  Ось жизни -  вовсе не внешний, не западный человек,  ось самой сути жизни -  внутренний  человек. 

Внутренний человек, по И.В. Киреевскому, — это совокупность способностей человека, находящихся в гармонии: способность любви к Богу и помощи ближнему,  способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту.

Внешний человек – совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая само отчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Такой человек, по И.В. Киреевскому, — продукт  абсолютизации рационализма и индивидуализма.  Для внешнего человека еще одну  убийственную характеристику устами  своего «Великого инквизитора» дал Ф.М. Достоевский: «люди – недоделанные пробные существа, созданные в насмешку».

 И.В. Киреевский  первым четко и ясно  поставил диагноз европейскому Западу – духовное загнивание;  ему вторит  А.С.    Хомяков, утверждавший, что католицизм перенес в святилище веры полный механизм банкирского дома; это произошло еще во времена Рима, где религия (внутреннее) соединилась с  правом (внешним) и превратилась в католицизм,  сущность которого  -  принципиально внешнее религиозное право.

 Ф.М Достоевский  совсем не стеснялся называть Запад самым богатым кладбищем, а  А.И. Герцен  констатировать, что  «Европа успокоилась в мещанском устройстве».  Жестко  осудил Европу и  Победоносцев К.П., отметивший как ее самые тяжкие  пороки  эгоизм, парламентаризм и так называемое  народовластие, определив  все это  как «великую  ложь нашего времени».    Достаточно про человека внешнего, западного, европейского?

  Что же в нашем, внутреннем человеке,  увидела русская философия и наука?   Вся интеллектуальные  искания творцов русской национальной идеи  и   философии лелеет и творит Русский мир как Мир  человека внутреннего, как мир для человека,  обязательно отличного от  «паровой машины» и от «пробных существ, созданных в насмешку».

  Только того,  что изложено здесь, в этом маленьком  фрагменте  данной работы вполне достаточно, чтобы осознать все принципиальное различие России и Запада, а так же губительность навязывания европейских (читай -  внешних) порядков и устоев Русскому миру, во многом загубленному и подавленному всем этим европоцентризмом.  Аксаков К.С. прямо определяет весь Петербургский период истории России как ее  самое настоящее убийство.    А.С.  Хомяков  при этом еще   подчеркивает, что в своем западничестве мы, русские, просто уникальны, ибо подобного нет нигде в мире.

    Фундаментальный по своей значимости вывод о различии России и Запада был сделан  авторами  знаменитых «Вех».  Россия и Запад, с их точки зрения,  —  это принципиальное   отличие внешнего устройства общества (цивилизации)  « в Европах» и внутреннего совершенствования человека средствами культуры и образования у нас. Средствами и инструментами  принципиально национальными, русскими, самобытными, которые тогда  у нас  еще были -  великая русская община, замечательное «копное право», соборность, правда и справедливость  как главные ценности человека и общества.

           И что же?  Все это действительно замечательное  интеллектуальное  богатство русской философии и науки пошло в дело строительства Русского мира, пошло на благо  Отечества и его процветания?

Как бы не так! Не смогла Россия даже до сих пор  «слезть с иглы» евроцентризма,  привитого  всем нам петербургским периодом российской истории. Привитого для чего, ради  каких таких целей развития России? Что, Запад как благодетель и миссионер хочет нас приобщить к мировым культурным ценностям, к совершенным практикам и технологиям? Как бы не так! Западу Россия вовсе не нужна как самобытная и сильная цивилизация,  наша страна всегда мешала и до сих пор мешает им достичь абсолютного мирового господства. Она нужна им вовсе не как цивилизация, не как страна, им не нужен наш талантливый и мужественный народ. Им нужна наша территория. Наши полезные ископаемые. Наши богатства. Запад – хищник, мародер, вся его история  это  подтверждает. Спросите об этом у северных индейцев. Спросите об этом у людей из цивилизаций майя, ацтеки, инки. Спросите это у индийцев. У китайцев, у народов Африки. И тогда Вы,  наконец,  поймете, какая на самом деле готовится роль для России и для  ее народа!

 Колониальная!

 Но роль России в таком западном мировом порядке нас никак не может устроить,  поскольку эта роль природного сырьевого придатка, роль лакея и обслуги западного человека как «господина мира сего». Нас безжалостно «форматируют» именно под эту  роль и за двадцать последних лет они – цивилизация внешних людей -  в этом деле весьма преуспели…

 Разве не  видно, как уничтожается все то, что  мешает наслаждаться западному человеку его внешней жизнью на самом дорогом кладбище мира по людоедским законам того  же самого   «старого и  доброго» колониализма, но  теперь уже  в современных его одеждах и камуфляжах?  Не видеть всего этого,  по сути своей,  всегда враждебного противостояния  Запада в отношении к России может только слепой.  Не  действовать,  очередной  раз,    надеясь, что «все обойдется, приживется, стерпится – слюбится и  само  собой рассосется» – наивно и гибельно как для страны, так и для народа.  

Сегодняшнее время  в полной мере для России можно назвать синергетическим термином – точкой бифуркации.  Это только термин относительно новый, а ситуация  для нас исключительно типичная  — ситуация выбора пути для того  русского витязя, что доехал  таки до распутья и начертанное на столбовой каменной  глыбе старается не только прочесть, но и подсказку в тексте найти. Подсказку  заветную, полную правды и справедливости.

 А текст -  то не простой, а  замечательными русскими философскими мужами писан.  Сколько раз  уже читали –  пока ни разу не вняли,  может теперь  хоть  сподобимся не промахнуться мимо главной цели нашего дальнейшего движения –  движения к Русскому Миру, к своим  отеческим порядкам,  к своим, а никак не варяжским и не заморским идентичностям.

 Тогда сможем воплотить еще одну великую философскую формулу Русского Мира, открытую замечательным мыслителем  Н.Ф.  Федоровым; формулу о том, как жить надобно  всем по совести и  в согласии со всеми.

  Вот эта формула  Русского Мира Великого Человеческого Общежития: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

 Это и есть предельно сжатая истина Русской национальной идеи.

 Она не только для русских, она – для всех. В этом ее сила и глубина, в этом ее неизбежная победа.

 Но есть одно зловещее «но» и оно только в одном – есть ли у всех нас, у всего человечества, у всего экипажа космического корабля под названием «Земля» время впитать все эти  философские премудрости и начать жить  в соответствии с ними?

Сможет ли человек внутренний побороть  и одолеть своего внешнего супостата, для которого все равно в каком мире жить,  хотя  бы и на дорогом кладбище, но чтоб обязательно сытно и в удовольствиях?

 Все варианты ответов на этот вопрос следует отбросить как пустые и гибельные.  Остается,  на самом деле,   только один правильный ответ, только один правильный план действий,  и тогда мы все можем быть спасены. И этот   гениальный  план – план Эсхатологической Метафизики  начертан так же рукой  русского философа – великого Н.А. Бердяева.  

Вот этот план в самом простом изложении: человек – не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле, -  творец и  изобретатель.  Человек довел  мир, в котором живет,  до предельного -  разрушительного и гибельного – состояния и все, что теперь может и должен делать на своей планете человек должно рассматриваться только в формате одной Цели,  в формате одной Истины – в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. Настала пора человечеству объединять свои усилия  для  героического поведения всех ради одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса.

По Н.А. Бердяеву дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько он окажется способным именно к героическому своему поведению. Других, более легких и мягких, сценариев у человечества  уже не осталось, слишком грехи человеческие велики и масштабны, одолеть которые можно  теперь только на пути предельно героического поведения  всех и каждого.

Итак, краткий анализ  основных идей русской философии и науки  свидетельствует о нескольких важных выводах.

  Русский мир – великолепный, замечательный, наш Родной  мир давно осмыслен и описан; русская национальная идея усилиями величайших мыслителей  Отечества  давным – давно   четко и ясно сформулирована и на предмет  ее глубинного содержания  у русских  философов и  ученых есть доминирующее единство и целостность.

      Главная проблема русского мира состоит в том, что на русской земле в силу ряда исторических обстоятельств Русский мир не допускается  в свое реальное и вполне земное  присутствие, всячески вытесняется,  очерняется на протяжении достаточно длительного времени.  Злую роль в этом сыграло не только засилье иностранных правителей, но  принципиально анти -  национальное, по своей сути,  поведение и политика  высших

кругов российского общества – значительной части дворянства, интеллигенции, утративших корни родной культуры и  национального менталитета, родной истории и связи  с собственным народом,  с  его интересами и традициями.

  Осмысление утраты русского мира  уже произошло, но оно  еще не идет дальше разговоров о национальной идее, о том, что «неплохо бы вновь стать  русскими».    Кстати,  именно в этом – в стремлении вновь стать русскими —  центральная  и истинная идея выступления декабристов   в 1825 году. На мятежную площадь их  вывело великое стремление вновь стать русскими,  на подвиг их позвала  теория Долга перед собственным народом.

 Отсутствие необходимого потенциала национальной идентичности, «русскости» на русской земле в настоящее время – одна из главных глобальных угроз не только национальной  самобытности  русских.  В наше же время все стало  еще гораздо сложнее —  речь уже идет о  физическом  существовании нашего народа  вообще  на планете Земля. Уже вполне открыто пишутся книги с названиями типа «Мир без России», наша страна объявляется главным  призом в геополитической схватке XXI века и прочие фантазии. Кто — то явно тут размечтался, переусердствовал.  Россия была, есть и будет, но, с другой стороны,  вполне  очевидны  надвигающиеся на человечество «окаянные  и   лихие» дни, в условиях потрясений которых выстоят и уцелеют только те народы, которые крепки    собственным национальным  духом,  своей  самобытной культурой, своими вековыми  традициями,  своей национальной солидарностью и поддержкой друг друга. Нам надо как можно скорее стать именно такой страной, таким народом и тогда «за державу не будет обидно» ни в каких переделках и  испытаниях.

   Вполне очевидно, что наибольшие шансы выжить  и процветать, жить в своем родном мире, а не  в чужом и враждебном,  смогут только те народы,  которые  действительно дорожат  своей культурой и  историей, гордятся ею и, самое главное, — живут своим умом  (чего –   чего, а ума России не надо  было занимать  во всякие времена – так было и так есть и сегодня).

  Последний вывод из анализа здесь написанного: задача номер один для сегодняшнего государства российского – восстановить Русский Мир на русской земле, который на самом деле нужен не только русскому, но в полном соответствии с А.С. Пушкиным, всем народам мира,  «другу степей калмыку»,  в том числе.  И   в этом нет ничего удивительного, поскольку идея Русского мира, на самом деле, -  идея «всечеловека».  Идея «русского космизма» -  замечательная идея жить всем народам под единым небом по совести и справедливости, причем так, чтобы ни одна слезинка ребенка,   по Ф.М. Достоевскому,  не   пролилась бы  ради благополучия других людей. Ибо ни один человек не является средством, но все, абсолютно все люди  являются на свет божий  только Целью человеческого существования.

        Что для  решения этой  важнейшей задачи – восстановления Русского мира, самобытного и яркого духа талантливого и мужественного народа —  необходимо сделать в самое кратчайшее время, более того – просто немедленно?

        В современной России разработаны и с разной степенью успешности осуществляются важные ФЦП — федеральные целевые программы – нанотехнологий, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, многих других. Замечательно!  Пусть они  будут  эффективными и полезными!

          Но нужна еще как минимум одна   ФЦП под названием «РУССКИЙ МИР» -    именно Государственная, именно Наивысшего приоритета Федеральная Целевая Программа. Что в основе этой программы должно обязательно быть и определять ее сущность?

Вечные идеалы добра, справедливости, чести, правды, соборности,  совестливости, нравственности, дружбы народов,  целомудрия  и другие принципиально общечеловеческие качества.  Именно они   на протяжении веков формировали аксиологический профиль и суть  облика русского и других народов нашей страны. Этот цивилизационный код (матрица) не позволяет  Западу – товарищу волку -  превратить сегодняшних россиян  в своих  вассалов и обслугу. Народ, по крайней мере,  его абсолютно большая часть,  очень быстро, даже стремительно разобрался с его – Запада – цивилизационными ловушками и инструментами колониального порабощения. Вполне хватило всего лишь двадцати лет, чтобы российское общество принципиально  отвергло все эти идеи «рынка», «индивидуализма», «демократии», «потребительства» и др.  Для превращения России в колониальную (сырьевую) периферию однополярного мира Запад должен ценностным образом перекодировать российское общество, поместить его в принципиально иную ценностно – онтологическую конструкцию, определяемую уже совсем другим аксиологическим  конфигуратором по своему образу и подобию – западными анти-ценностями. А у него ничего не получается! Все мощнее и громче народный глас о восстановлении порушенного, о необходимости вернуться в «СССР – 2» -  в ту стану, где господствовали именно наши отечественные ценности, в ту страну, которая с огромными трудностями, но все же двигалась вверх сама и показывала пример в этом движении другим народам. Народ «наелся» зрелищем  омерзительного предательства интересов страны и его народа со стороны нашей «отечественной» элиты и власти, для которых ценностью номер один стало стремление к своему обогащению любой ценой, в том числе, ценой разрушения и ограбления своей собственной страны.

Позволить и дальше хозяйничать в России как внешним, так и внутренним мародерам и колонизаторам ни в коем случае нельзя, ибо это путь к нашей неминуемой гибели. Не мы первые жертвы товарища волка, он, как известно,  уже уничтожил множество стран и народов – северных индейцев, майя. Ацтеков, инков, многие нарды Африки, Азии, теперь добрался  и до европейских соседей – Югославии, например, и, к сожалению, России. Неужто не остановим хищника и позволим ему творить бандитский беспредел на нашей благословенной земле?

В идеале ФЦП под названием «РУССКИЙ МИР» должна, наконец,  положить конец  всем разрушительным процессам  по отношению к нашей стране во всех их проявлениях. А таких проявлений – великое множество: управленческих, экономических, социальных, демографических, ценностных, культурных, образовательных и др. Сегодня (без всякого преувеличения!) — это самая необходимая для всех нас программа – программа спасения и возрождения России и его народа, программа обеспечения всем нам и нашим детям истинного Будущего.  Интеллектуальный и культурный, творческий и креативный потенциалы для  настоящей и незамедлительной ее подготовки в стране, несомненно, имеется.   Важно  только не допустить к этой    поистине сакральной и фундаментальной для судеб страны и народа  Программе  всякого рода  конъюктурщиков, прилипал, любителей  «откатов» и просто болтунов (всех этих персон, к сожалению, тоже не мало  развелось в России).

  Наши великие предшественники славно потрудились  за Честь и Достоинство  Отечества.  Неужели  мы подкачаем и не совладаем с многочисленными вызовами и угрозами?

 Уверен: справимся и с этой лихой годиной, восстановим  Русский мир – родной и любимый, справедливый и сакральный.  Мир для человека внутреннего, духовного, Мир не для «машины паровой». Он пригодится не только нашей стране и нашему народу, он будет полезен и желанен всем честным и порядочным людям планеты.

БАТУРИН В.К.,
доктор философских наук,
 академик Российской академии естественных наук,
г.  Москва


[1]  Зомбарт, В. Буржуа / В. Зомбарт. – М.:Наука, 1994.

 

[2] Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. – М.:Алгоритм,2004.

[3] Нарочницкая Н.A.  «Россия и русские в мировой истории». — М.: Изд-во «Международные отношения»,  2003.

[4] Кара-Мурза С. Г. Матрица Россия. – М.: Алгоритм, 2007.

[5] Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. – М., 1996.

[6] Платонов О.А. Русская цивилизация. -  М., 1992.



Опубликовано: 25 января 2015

Рубрика: Россия и Мир

Ваш отзыв