Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Российская цивилизация в современной онтологии…патологии западной цивилизации своих задач пока не выполняет

КАК и  КУДА  идти России в двадцать первом веке? Для выработки действительно важной и глубокой стратегии дальнейшего развития  России нужны принципиально  иные горизонты  и инструменты  рассмотрения  проблем современной российской действительности.  Какие?   По  крайней мере, не только экономико-социальные, геополитические,  управленческие, финансовые или  организационные.  А какие же тогда нужны?

Для многих исследователей сама такая  постановка вопроса для анализа  покажется немыслимой  — в каких  же тогда определенностях  следует исследовать стратегию развития России, если исключены экономика, финансы, геополитика, управление  и др. привычные всем «материи»? Все дело в том, что все перечисленные аспекты стратегии России на XXI век – всего лишь вторичные и производные от решения главного и принципиального стратегического вопроса – общего цивилизационного, сугубо аксиологического, а значит  и  философского вопроса, на который уже несколько веков отвечают лучшие философы и мыслители нашей страны.

Этот вопрос звучит так: ЧТО  ЕСТЬ  РОССИЯ?  Россия  – это: страна  или отдельная и уникальная цивилизация?  Этот вопрос о сути России -  поиск своей идентичности, своего идеала развития, своих естественных союзников,  той «дорожной карты» дальнейшего движения в новое будущее, которое принесет народу России хоть капельку меньше проблем и забот, горя и лишений.

И как же  ищется ответ на главный и принципиальный  стратегический вопрос – на вопрос о том, что есть Россия ее  политиками и государственными управителями, в том числе современными?

Очень просто:  ОТВРАТИТЕЛЬНО!

          Для властей такого вопроса  (как и философии в целом)  просто не существует! Почему? Да потому, что ими цивилизационный выбор пути развития России уже сделан давно! Усилиями западников Россия была приобщена, пристегнута  к западному цивилизационному проекту. Усилиями западников России было отказано в своеобразии, отказано в отдельности российской цивилизации.  В  роли  периферии цивилизации Запада России приказали: пялить глаза «на Европы»,  во всем ее копировать,  снабжать Запад сырьем и ресурсами, и догонять-догонять-догонять.

 И что же?  Мы преуспели в этом западном  цивилизационном проекте?  Не важно, копировали ли мы европейский социализм или европейский рыночный проект — от этих проектов был лишь один результат для России.  Результат, суть которого может быть выражена лишь одним словом – катастрофа. Полная и чудовищная катастрофа! Другого результата  и в принципе быть не могло! Почему? Да потому, что прививать России нечто западное – это, значит,  ее убивать и разрушать!

 Все дело в том, что Россия и Запад – разные цивилизации! Но что такое цивилизация вообще и почему мы и Запад – это действительно разные цивилизации?  Не вдаваясь в тонкости различных теорий о сущности и структуре цивилизации как понятия, отметим, что решающим и определяющим для любой цивилизации является ценностное, аксиологическое начало. Любая цивилизация – это некая аксиоконструкция! Россия – это аксиоконструкция  ценностей российских народов и, прежде всего, ценностей русского народа. Запад – это аксиоконструкция особых начал европейских народов и,  как будет нами показано чуть позже, далеко не всегда эти начала можно будет  определить понятиям «ценность»… Более подходящим, отметим это сразу, будет противоположное понятие – понятие «антиценность», или, по Ф.М. Достоевскому, понятие «не святые святыни».

  Итак, Россия и Запад – это абсолютно разные цивилизации, это «огнь и «вода», принципиально не терпящие друг друга, поскольку у них принципиально разные ценности. Как же можно в таких обстоятельствах их пытаться соединять, переносить с одной идентичности на другую нечто враждебное и отторгаемое?  Понять  эту  базовую истину различия цивилизационных различий России и Запада может только философия, а не экономика, не теория управления, ни геополитика. Но кто из наших правителей преуспел в философии? Кто услышал  великого  Платона  о том, что править  в мире людей должны  только философы?  Понять сущность проблемы – это значит подвергнуть ее философскому анализу,  вскрыть именно философским образом  цивилизационную пропасть между Россией и Западом, а, на самом деле – пропасть совсем другого рода – вовсе не географическую, не пространственную, не историческую… А какую же тогда? Об этом – чуть позже.  Пока же займемся философией, причем самой главной философией – русской. Пусть не покажется такое заявление неким шовинизмом или «квасным патриотизмом» — полное осознание правоты высочайшей оценки именно русской философии мы обязательно тоже подкрепим соответствующими доводами. 

Русская философия – главный инструмент понимания нашей российской цивилизации, ее особенностей, ее ценностей, ее смыслов. Ценности России – они же Истины великой русской философии: Любовь и София (В.С. Соловьев); русский человек – всечеловек (Ф.М. Достоевский); ценности и цели философии русского космизма, согласно которой спасти и воскресить надо  не только всех живых, но и всех умерших  отцов и пращуров наших (Н. Ф.Федоров);  для этого надо победить саму зловредную смерть (Н. Ф.Федоров); вырваться из земной колыбели в бесконечный (в том числе с точки зрения ресурсов) космос (К.Э. Циолковский); навести ноосферный порядок на самой Земле (В.И. Вернадский);

тогда  под этим замечательным Солнцем  воплотиться философия человеческой свободы (Н.А. Бердяев) и т.д.

Обратим  внимание на главную особенность русской философии: она беспокоиться о судьбе исключительно всех  людей планеты, ей дороги все – люди разные —  «серо-буро-малиновые». Формула нашей философии, словами Ф.М. Достоевского,  «спасемся либо все, либо никто». Поэтому наша философия – это «Мы» — философия (С.Л. Франк).

           А какова западная цивилизация? Ценности Запада – они же  аксиомы западной философии – совсем другие.  Эта философия – «Я» — философия Запада. С самых  древнейших, еще античных и римских времен,  ей – западной философии -  вовсе не надо спасать всех людей планеты. Ей нужно обогреть и приласкать только своих – «господ», «белых колонизаторов», «цивилизованных», «успешных», богатых и т.д.  И только. В отношении других людей, не попавших «в свои для Запада»,    эта философия не обещает ничего утешительного.  Им – «нецивилизованным» — нет места под этим замечательным Солнцем. Ценности Запада -  аксиомы западной философии: никаких «лишних ртов» — ресурсов на Земле для них не припасено (Мальтус); «Падающего – подтолкни!» (Ф.Ницше); «На Западе… царство антихриста, – считал Достоевский и глубинное призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада». Современная  цивилизация, утверждал великий мыслитель — игра на понижение в человеке человеческого, она укрепляет ожирелый эгоизм, съедает высшие запросы, постоянно разрыхляет почву для перехода мира в войну и в  господство «не святых святынь». России необходимо не поддаваться соблазнам денежной и имущественной похоти и свято хранить православные традиции. Национальная  идея России достаточно   проста: стать русскими.  Запад – самое дорогое кладбище в мире. И это -  только самая малая часть великого  наследия русской философии!

        Хорошо видна центральная оппозиция современной эпохи: норма – патология.  Что считать нормой:  Запад или Россию? Что тогда нужно отнести к патологии? В реальной политике этой оппозиции, к сожалению,  уже нет давно, там уже прочно и надолго победил Запад. Оппозиция  «Запад – Россия» сохранилась лишь чисто теоретически, на философском уровне, не более. Так что – это победа Запада и его ценностей?

  Отнюдь! Эта победа – пиррова, победа  ради окончательного и неизбежного самоубийства. Почему? Что  это значит? Известно, что онтология человеческой цивилизации  есть некий целостный комплекс, соединяющий возможности природной среды со сферой  человеческих устремлений и ценностей.  Более того, онтология человеческой цивилизации   – некий человеческий проект, «заточенный» под определенные цели и ценности  особого подмножества людей КС – подмножества конструкторов и создателей этого цивилизационного проекта.  В нем   формируются  соответствующие аксиоконструкции, формы, приспособления, инструменты именно как средства достижения цивилизационных задач  этого подмножества КС, а в конечном итоге – его ценностей. Стратегия любой цивилизации любого субъекта цивилизационного развития –  всегда вторичный продукт, производный от базовых ценностей и целей самой цивилизации. Это значит, что сначала должна устанавливаться  суть, идентичность, например,  России и только потом вырабатываться  для нее особая стратегия развития – под ее сущностные определенности: цели, ценности, возможности, ресурсы, ментальность, под другие важные особенности.  Но никак не наоборот! Разве наш замечательный философ К.Н. Леонтьев не предупреждал нас об этом?  И как?  Послушайте: «Дух народов -  не заимствуется!». Более того, К.Н. Леонтьев, как известно,  считал главной опасностью для России и других православных стран именно западный либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия,  выступал против эгалитаризма («бессословности»), выступал против «демократизации».  Но кто же его из действующих политиков послушал?   Трагизм именно в этом – в нашем государстве нет ни одного настоящего национального  авторитета, нет своего Платона или  Конфуция!

 Для полной определенности описания онтологии человеческой цивилизации теория цивилизационного развития должна, на наш взгляд,  ясно ответить на  несколько принципиальных вопросов:

Вопрос №1: Кто является главным субъектом – подмножеством КС -  данной онтологии человеческой цивилизации?

Вопрос №2: Какие цели и ценности этим цивилизационным субъектом (КС) преследуются?

Вопрос №3: Какое БУДУЩЕЕ им проектируется для онтологии человеческой цивилизации?

Вопрос №4: Какие действия собирается предпринять данный субъект онтологии человеческой цивилизации   в отношении прежнего опыта цивилизационного строительства?

Вопрос №5: Какие преобразования  планируются относительно первого объекта цивилизационного воздействия – природы?

Вопрос №6: Какие преобразования  планируются относительно второго объекта цивилизационного воздействия – подмножества цивилизационного планктона?

Эти шесть базовых вопросов общей теории цивилизационного строительства  — некая  управленческая матрица построения стратегии развития любой цивилизации и ее онтологии как главного и решающего элемента.

В отношении ныне действующей онтологии человеческой цивилизации   ответы на все эти вопросы – принципиально безрадостны и неутешительны.

Ответ на вопрос №1: торговцы, банкиры, пираты, бандиты, чиновники, общим знаменателем которых является такое фундаментальное качество, как паразитизм. Но есть еще и более крупный паразитарий –  уже не отдельный человек, и даже не группа людей – национальная или профессиональная…более крупным паразитарием уже давно и надолго стал  именно ЗАПАД!

Ответ на вопрос №2: алчность, пороки, насилие, вражда, ложь.

Ответ на вопрос №3: попытка продления существующих порядков на неопределенное время, пока вполне успешная на  протяжении десятков веков.

Ответ на вопрос №4: сохранение статус-кво в отношении всего того, что сохраняет способ существования подмножества КС в качестве паразитариев.

Ответ на вопрос №5: продолжать практику  хищнической  эксплуатации  природы  для целей алчности и наживы.

Ответ на вопрос №6: в связи с угрожающей нехваткой природных ресурсов в отношении цивилизационного планктона предполагается политика масштабного геноцида и тотального управления, в том числе и с применением новейших информационных и компьютерных технологий.

Сегодня  и Россия, и весь мир — территория общемирового онтологического цивилизационного конструкта «под паразитария». Именно он – хозяин и субъект господствующей цивилизационной онтологии и «подвинуть» его с занятых им в течение многих веков  позиций  будет очень непросто. Именно поэтому можно вполне обосновано констатировать, что мы все пребываем в  ОНТОЛОГИИ ПАТОЛОГИИ. Все началось в античную эпоху,

но,  самое страшное – в другом: началось и до сих пор не заканчивается! 

Началось и не заканчивается  рабство.

Ради паразитического проживания той самой элиты КС, которая придумала для себя весьма неплохой проект – рабство. Меняются только  формы этого вечного рабства: сначала было прямое  физическое  насилие, цепи, ярмо, торговля людьми на невольничьих  рынках — в античные времена;  затем рабство переросло в иные обличия -  колониальные захваты, геноцид  и эксплуатацию целых народов -  в Новое и Новейшее времена.  Теперь  рабство присутствует в форме финансового (кредитного и  налогового, например),  рабства, а так же в виде  идеологического и культурного, сексуального и наркотического — в нашу  современную эпоху.  Формы рабства меняются, но цели, ради которого оно было задумано и осуществлено – нет.

И эта главная цель  — до сих пор сохраняющаяся возможность части людей паразитировать в этом мире, жить «в шоколаде» за счет других людей. Этот феномен паразитария еще в 19 веке замечательно описал Т. Веблен в своей «Теории неработающего класса». Критика западных цивилизационных порядков – важнейший инвариант великолепных философских работ большинства русских философов. Можно со всей определенностью и с сожалением констатировать: 21 век… вообще еще не наступил, он лишь длит времена вечного рабства – порядков древних веков!  Надо отчетливо и ясно понять ГЛАВНОЕ: наш мир пока построен преобладающим образом СИЛАМИ ЗЛА, которые пока оказались гораздо более сильными по отношению к СИЛАМ ДОБРА. Главный вопрос -   как для России, так и для всего мира — какая стратегия им нужна в  XXI веке – будет зависеть от ответа на другой принципиальный вопрос: кто  придет на смену паразитарию?

Для смены онтология человеческой цивилизации   необходима,  прежде всего,  именно смена ее субъекта; кто придет на смену паразитарию – вот принципиальный вопрос для  определения будущего. Так кто же,  на самом деле,  придет на смену паразитарию?

Стратегия развития России в XXI веке — модернизация России не как страны, а как особой и само достаточной  цивилизации! Это значит, что модернизацию надо начинать с восстановления отечественных ценностей и святынь, в том числе к самому Отечеству.   ОНО – наше Отечество — вовсе не «наша Раша»,  а Родина, без любви к которой не будет никакой успешной стратегии. Неужели это так трудно понять?

Так кто же,  на самом деле,  придет на   смену паразитарию? Теперь должен быть понятным следующий главный вывод нашего исследования: Россия – это особая цивилизация, а вовсе не только какая-то отдельная страна. Если поймем это – выживем и победим.  Если  нет – сгинем, даже если будем живы – ведь тогда тело будет наше, а его ценностная «начинка» – принципиально вражеская.  Кому  тогда будет нужен русский без русской души, казах – без  казахской, татарин – без татарской?  Не должно быть никаких иллюзий: сегодня мы как особая цивилизация со своим набором ценностей  стремительно  исчезаем! В том числе и потому, что  на ценностном фронте совершенно не присутствует Россия как отдельная и самобытная цивилизация… Со своим набором ценностей и целей, идеалов и авторитетов.  Мы все  пялимся  и пялимся на Запад — на хищника, который нас успешно пожирает…

Нам еще очень далеко до осознания той истины, которую так замечательно сформулировал Ф.М. Достоевский: «высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтобы человек нашел, сознал, всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я — это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье».  Это еще одна формула русской философии – «Мы» — философии, философии единственной в том плане, что она  -  абсолютно для всех, а не только для русских, философия для всего человечества, в том числе и для Запада. Рано или  поздно это будет осознано всеми. Более того,  Западу тоже надо четко и ясно понять, что и их собственное спасение – в утверждении в этом мире ценностей и начал … русской философии! Русская философия – единственный спасительный аттрактор развития человеческой цивилизации, все другие – принципиально гибельны.

И последнее. Когда–то Аристотель сказал, что «все  науки  более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной». Примерно такие же слова можно посвятить русской философии, но уже в порядке сравнения между собой разных философий – западной, китайской, индийской и т.д. – лучше русской философии нет ни одной! Она – лучшая, поскольку только она нас всех сможет объединить и повести  к  реализации общечеловеческого шанса на  достойное будущее. Разве только этого одного  утверждения недостаточно для понимания сути современных цивилизационных задач и  «главной повестки дня» для  действий землян?  Наверное, недостаточно, поскольку пока все происходит принципиально противоположенным образом – в российской цивилизации – спасительной для всех своими ценностными началами — утверждается  цивилизация западная  — принципиально разрушительная, настоянная на эгоистических не святых святынях, на анти ценностях.

Движение человечества в сторону, противоположную правильному направлению  — к своему цивилизационному спасению – пока продолжается и российская цивилизация в современной онтологии патологии западной цивилизации своих задач пока не выполняет. К сожалению, не только для России, но и для всех, в том числе и для самого Запада. В таком варианте развития событий цивилизационный суицид для всех землян не за горами, о чем не говорит только ленивый. Надо бы эту векторную заданность цивилизационного развития  развернуть  в нужное синергетическое  русло.  Это наша общая задача – сложная, но все же вполне реальная, поскольку  вряд ли  суицидный финал исчезновения  землян  от собственных патологий  является более привлекательным по отношению к  варианту их дальнейшего существования…

Батурин В.К.,
доктор философских наук, академик РАЕН



Опубликовано: 12 июня 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв