Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Русский философ Достоевский Ф.М: девять актуальных мыслей об истинном развитии России

Россия последние двадцать пять лет не просто топчется на месте, а стремительно по всем направлениям падает вниз. Провалено абсолютно все для настоящего и мощного развития страны, по отношению к народу России проводится политика самого настоящего геноцида – ведь ни один здравомыслящий соотечественник  лет тридцать-сорок даже в самом страшном сне не смог бы вообразить  себе то, что сегодня творится в стране в качестве, увы,  обыденной реальности…  И тем не менее рано опускать руки, надо из этого губительного пике выходить обязательно! Еще есть возможности и время решить судьбу России не так трагично для нее, как за нас ее пытаются осуществить  разного рода внутренние и внешние враги.  Вот уже официально заговорили о необходимости национально-освободительного движения (НОД)  для восстановления суверенитета страны, утраченного его в начале 90-х гг. прошлого века.  Все это здорово и хорошо, но делать все это надо грамотно и системно, для чего всем нам  нужна  настоящая государственная власть России!  Только она способна такую махину внутренних и внешних проблем одолеть должным образом.

 Но власть-то  нужна именно настоящая, а понять, насколько эта власть – настоящая  или нет на самом деле чрезвычайно просто – нужно лишь посмотреть, идет ли добровольно за этой властью народ, готов ли он за нее стоять горой, а если надо, то и умирать.  Все просто!  Ведь настоящая русская формула управления из глубин нашей истории только одна: «Звать  — не грозя!».  За собой звать, вести, управлять русским народом может только тот, кто для этого народа является истинным лидером, которому вовсе нет никакой нужды пользоваться каким-то там властным ресурсом для достижения единства субъекта и объекта управления, зачем?  Истинное управление – органичное единство власти и народа, сметающее все на своем пути; примеров в истории России такого так необходимого и сегодня единения власти и народа – великое множество: русское народное ополчение 1613 г., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., всем известные подвиги СССР в развитии науки, образования, культуры, в освоении космоса… Во всех этих и множестве других истинных свершениях нашего государства общим признаком  выступает  именно единство народа и власти, их запредельная нацеленность на решение той Национальной Цели, которую историческая эпоха ставит для России в качестве наиважнейшей.

Так какая власть у России сегодня – она  настоящая или нет?  Обратим свой взгляд на народ – он идет за этой властью? Очевидно,  — нет, поскольку в российском обществе царит полная апатия и пассивность народа,  нежелание  близко приближаться к решению политических вопросов даже  в период обязательных избирательных компаний – как федеральных, так и меньшего уровня.  Народ  хорошо видит, что нынешняя власть вовсе не озабочена решением наиважнейшей Национальной Цели, а  занята  исключительно сама собой: коррупцией, воровством, кумовством, показушными мероприятиями… За такую власть народ горой стоять не будет, тем более умирать, зачем?    Все просто! Но  именно эта простота – трагична и катастрофична, ибо и такая власть,  и такой народ  обречены на полное свое исчезновение, а состояние их принципиальной враждебности и разлада – прямой путь в «Красную книгу» человеческой цивилизации, там уже много исчезнувших стран и народов, но стоит ли туда торопиться нам, а,  соотечественники?

Очевидно, что наиважнейшей Национальной Целью сегодня является сохранение и настоящее развитие России; о главной сути  этой цели лучше всего сказал  наш философ  XX века А.А. Зиновьев: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически  значимой  величины в сложившихся  беспрецедентно страшных  условиях.  И необходимое условие для этого –  объективно-беспощадное понимание сложившейся  реальности».  Выжить  же в  беспрецедентно страшных условиях Россия сможет только тогда, когда в каждом своем историческом движении обязательно следовать своей собственной философии существования развития. Чужестранных вариантов такого рода сценариев – от марксизма до либерализма – мы все уже наелись до отвала, хватит!  В стратегической программе сегодняшнего дня – модернизация страны по лекалам национальной философии развития.  Есть достаточно много предложений о том, какой должна быть настоящая модернизация нашей многострадальной Родины, но  среди такого рода концепций  есть, к счастью,  особые – просто гигантские, исключительно абсолютные проекты, настоящие концепции-тяжеловесы развития  России. Более того, они – вне конкуренции, они – обязательны … должны были бы быть, если бы в Отечестве был бы порядок и процветание. Но его-то как раз и нет и в помине! Может быть,  в том и трагедия наша,  что нет необходимого и абсолютного господства этих самых  гигантских, исключительно абсолютных проектов, нет  реализации настоящих концепций-тяжеловесов  модернизации России.  Именно это и создает губительные условия для  прихода в качестве программ дальнейшей жизни россиян всякого рода концепций-карликов и  концепций-разрушителей…Примеров, к несчастью,  – не счесть:  Горбачев, Яковлев, Ельцин, Гайдар, Чубайс,  Зурабов, Голикова, Сердюков… Несть числа  разнузданным карликам, которым  мы все позволили эти двадцать пять лет кромсать  и терзать плоть и дух России вместо ее динамичного и грамотного развития!

Не поздно, совсем не поздно  еще все поправить, тем более, что у нас есть (да, есть!)  совершенно готовая  к действию национальная философия  развития России, гениально сформулированная  Ф.М. Достоевским.  Чего же не хватает? Настоящей государственной власти!  Но и она появится — рано или  поздно, но обязательно появится, вспомним для примера  о  НОДе.   Именно  в ожидании  настоящей государственной власти  мы и попытаемся донести Ей суть идей великого русского философа, совокупность которых представляет, на наш взгляд,  настоящую и очень своевременную государственную программу развития России.  О ней и пойдет речь в данной статье.

Национальная идея  русских, по  Ф.М. Достоевскому,  необычайно глубока  и с точки зрения философии развития  просто безукоризненна. В чем же она?   В неодолимой жажде!  В жажде  иной совершенной жизни, в жажде иного совершенного мира, постоянное  недовольство тем, что есть, творческое преображение мира этого  в мир новый  и лучший. Достоевский подчеркивал, что жизнь для русского человека  всегда была полна сакрального, священного, мистического смысла, нацеленного на поиск “потаенного бытия”, скрытого смысла вещей и человеческих явлений. В этом плане русский ценностный мир  принципиально  шире мира наличествующего. Незначительные, обыденные смыслы русскому человеку,  как правило, не нужны. “Всё есть, а вместе с тем ничего нет” — чисто русское восприятие  мира. Какое? Космическое. Вселенское. Для души, не для желудка. Русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и он в своем идеально-типическом ценностном выражении,  живя в этом мире всегда   устремлен в мир будущий, в мир, где будет больше смысла, правды,  справедливости, честности.  Ему нужно достижение конечной цели – Царства Божия, что  означает преображение этого пока еще несовершенного и злого мира в принципиально другой,  более совершенный мир. Это означает необходимость  преображения как индивидуального человека, но также обязательное преображение всего социального  и космического мира с главной направленностью всех этих изменений усилиями людей  в общую для всех соборную мировую гармонию. Чисто русская идея -  единство людей, основанное на свободе и любви, единство  как  согласие личных свобод ради возможности раскрытия божественного начала в человеке.

Почему, например,  так ненавистны русскому человеку всякие современные «жучки-паучки» — «нарисованные»  безвременьем 90-х гг. олигархи, обнаглевшие от жадности чиновники, смехотворная  и ничтожная богема,   умеющие,  якобы,  шоколадно жить в рыночных реалиях? Они – сплошь временщики, обыватели, люди вообще не из русского мира -  заняты исключительно своими «шкурными» делами, всякими яхтами, золотыми унитазами,  поверхностным заимствованием чужих идей и подражанием во всем. Им нет дела до   преображения своей страны, они смешны и уродливы. России нужна другая элита, суть которой можно задать одним только словом: настоящая. Но ее пока нет. Пока.

Ф.М. Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» – деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей – «живых мертвецов»), жив еще идеал правды, добра и красоты. В мире, преклонившемся перед «зверем» Апокалипсиса, в мире чистогана, пользы (выгоды); в мире отчужденности, разъединения, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского); в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, – в этом расколотом мире, по словам Достоевского[1], «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». «На Западе… царство антихриста, – считал Достоевский. Призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (духом отчужденности). Призвание, к сожалению,  пока совершенно нами не исполненное. Чаще всего о главных причинах системного неблагополучия современной России говорят как о следствии политических катастроф 1917 и 1991 гг.; такого рода представления слишком поверхностны и ошибочны.

А каков диагноз российских проблем у  Ф.М. Достоевского?  Его замечательные прозрения на этот счет  не только актуальны и глубоки, но  и крайне  необходимы для истинного развития  нашей многострадальной Родины. 

Мы выделяем 9 (девять)  главных мыслей Ф.М. Достоевского о сути философии развития России, полное и соединенное содержание которых вполне являет собой   полноценную и обоснованную государственную программу  возрождения нашей Родины, которую и необходимо незамедлительно, с учетом, разумеется,  современных мировых и отечественных реалий начать осуществлять настоящей государственной власти России.  

Мысль первая.  Все плохое в России, согласно Достоевскому,  началось с Петра I; в письме своему другу — известному и выдающемуся русскому государственному деятелю, чьим советам следовали императоры Александр III и Николай II.  — К.П. Победоносцеву, он писал[2]: «Культуры нет у нас (что есть везде), дорогой Константин Петрович, -  а нет – через нигилиста, Петра Великого». Именно он, по мысли Достоевского, «расторг духовное единство нации и обрек «верхний культурный слой» на искусственное, фантастическое, можно сказать — пародийное существование»[3].

Мысль вторая. Итак,  у истоков наших проблем и неурядиц стоит «сам русский царь». Но затем эта мысль Достоевского идет дальше и в своей предсмертной тетради он уже записывает: «Нигилизм явился у нас потому, что мы все нигилисты»[4]. Заметим: не отсюда ли проистекает отмеченная нами ранее  атмосфера полного равнодушия большинства нынешних граждан страны, не испытывающих по этому поводу особых переживаний и сыновней боли? Не отсюда ли этот всеобщий нигилизм к  судьбе страны, к ее великой культуре и сакральным ценностям? 

Мысль третья. Сразу же возникает естественный вопрос: стоит ли тогда вообще  говорить о каком-либо возрождении и модернизации России, если все так ужасно и плохо? Что по этому поводу говорит сам великий философ? Стоит – он с оптимизмом смотрел в будущее России! Об этом  убедительно говорит, например,  эпиграф к его последнему роману «Братья Карамазовы» — слова из Евангелия от Ионна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»[5].  Комментаторы полного собрания сочинений  Достоевского справедливо отмечают, что смысл этих слов очевиден – они выражают надежду и уверенность  автора на грядущее обновление и процветание России (и всего человечества),  «которое должно наступить вслед за всеобщим разложением и упадком»[6].

Мысль четвертая. Какую же Россию надо строить всем нам,  по Достоевскому?  В своем последнем «Дневнике писателя», он говорит о том, что нам необходимо строить вселенскую церковь, или «русский социализм»,  «…цель и исход которого всенародная и вселенская церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее»[7]. Что такое русский социализм, по мысли великого мыслителя? Совсем не то, что теперь понимается под понятием  «социализм»! Совершенно не то!  А что же? Русский социализм – это достижение такого нравственного состояния, «когда все будут поступать по совести»[8]. Такого состояния, «когда не будет двух нравственностей: для государства и для частного лица» (все это,  как известно, обсуждается в келье  Зосимы в романе «Братья Карамазовы»). Иначе говоря, концепция развития  России у Достоевского – вовсе не экономическая или политическая, как сегодня в большинстве современных вариантов, а нравственная, этическая.  Современные модернизаторы нашей страны и близко не подошли к истинному содержанию того, что необходимо современной России! Тысячи раз прав наш гений – на самом деле  никогда  и ничего не сдвинется с  мертвой точки  в решении всех наших кричащих проблем, пока  у власти российского государства будут править бал разного рода «ловкие» ребята типа сердюковых, чубайсов, авенов,  а в наших поселениях верховодить  криминальные паханы – сплошные цапки, цапки, цапки…  О какой программе развития России  можно говорить в условиях всеобщего нравственного хаоса, в состоянии почти полного отсутствия собственной,  национальной культуры,  и при вселенском раздрае относительно неоспоримых отечественных ценностей? О каком благополучии может идти речь, если в нашем общем доме – сплошной  пожар и кровавая война всех против всех?

Мысль пятая. По Достоевскому, главный инициатор и исполнитель  всех процессов  в развитии  России – это  ее верховная власть, более того – самодержавие, которое должно, прежде всего, стать орудием нравственного переворота. Подчеркиваю: нравственного и никакого другого! Власть России должна быть безукоризненно нравственной и только тогда она будет реальной властью! А одновременно воровать и при этом якобы править на Руси не получится – либо одно, либо другое!  Главная задача здесь, по Достоевскому,  – внести в исторические формы государственности и управления «внеисторическое нравственное содержание».[9]  Вот так все достаточно просто, но как бесконечно далека власть современной  России от этого именно нравственного своего содержания активности!  На Руси только такая активность – власть, и формула русского управления – по совести, не грозя, вместе со всеми. Есть ли такого рода примеры истинного, нравственного управления? Конечно, А.В. Суворов, например, и таких примеров много!

Слышите,  власть придержащие в нынешней  России, слышите  голос своего пророка – Ф.М. Достоевского? Не только накормить и оборонить свой народ обязана власть российская, но и обеспокоиться наведением такого порядка везде и всюду, когда по совести, принципиально нравственно будет  вести себя власть и народ, когда решение русского вопроса будет осуществляться в этическом и только в этическом формате! Это значит, например, что Сердюков никак не может быть забыт  и прощен в своих разрушительных деяниях и тем более не может получать новую сытую должность вопреки всеобщим народным представлениям об этом субъекте и его будущем! И таких безнравственных, кощунственных примеров действий властей сегодня -  крайне разрушительных  для  нашего государства – пруд пруди!

 Мысль шестая.   Достоевский в своем «Дневнике писателя» за 1877 г. формулирует очень важную формулу осуществления  процессов развития России – исключительно постепенных, преимущественно внутренних, а не внешних, принципиально этических и нравственных, а не социально-экономических: «…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина…Мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б  этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные»[10]. О чем здесь сказано для нас? Мировое переустройство – это, прежде всего,  «выделывание человека»; новое будущее достигается только тогда, когда,  стремясь к идеалу человеческого общежития,  каждый будет стремиться приблизить к  нему самого себя. В социальных и прочих модернизациях необходимо сопряжение внутренних (личностных)  и внешних  (социальных) факторов человеческого поведения. По-другому ничего и никогда не получится, предупреждает Достоевский!

Мысль седьмая. Без всяких лишних слов ее смысл ярко выражен самим мыслителем:  «Прежде чем проповедовать людям: «как им быть», покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного – не понимаю!»[11]. Комментарии, повторяем, здесь совершенно излишни – неправда ли, российская современная элита во всех ваших ролях и измерениях? Вы, наверное,  уже так и поступаете, как учил вас Федор Михайлович? Или пока еще «нет» по каким-то от вас независящим обстоятельствам?   «Что тут невозможного – не понимаю!»

Мысль восьмая. Помните, в самом начале этой работы мы говорили о том, что русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и немедленной пользы; по Достоевскому,  эта мысль выражена еще более замечательно: «Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Chacun pour soi et Dieu pour tous» («каждый сам за себя и бог за всех» — В.К.). С такой формулой никакое гражданское учреждение долго не проживет…»[12]. И дальше: «…общественных гражданских идеалов, как таких, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих сами по себе, в виде отдельно половинки… таких идеалов…нет вовсе, не существовало никогда, и не может существовать!»[13].

 Вот она — гигантская истина! Вот она — абсолютная философия развития   России и не только  — философия развития  всего человечества! Настоящее развитие  – это восстановление нравственности, это жизнь всех по совести и пока этого не произойдет, все другие проекты и проектики – пустое занятие, суета сует! Эта концепция именно поэтому только и является абсолютной, только принципиально необходимой и другой она быть не может ни при каких обстоятельствах!

Мысль девятая, для данной работы – последняя. До самого последнего исторического времени – до начала XXI века -  мы все ищем и ищем нашу национальную идею… А она давно уже четко и гениально сформулирована именно Ф.М. Достоевским! Вот она – русская национальная идея: «Стать русскими,  во-первых,  и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то,  прежде всего,  надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой… Став самими собой, мы получим наконец облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея…»[14].

Гений Достоевского начертал всем нам гигантскую  и абсолютную философию истинного развития  России. Время, прошедшее после смерти этого великого патриота  нашей страны, все наши трагические испытания только подтвердили и непрерывно подтверждают ее  великую правоту. Настал час именно эту философию  и только ее сделать программой реального возрождения  России.   Тогда и только тогда сможем «выжить в качестве исторически  значимой  величины в сложившихся  беспрецедентно страшных  условиях».   

Достоевский, напоминаю, был оптимистом… Хотелось бы, чтобы и в этой вере в свою страну и в свой народ  он тоже был  бы бесконечно прав! Но и нам всем тоже  нельзя  плошать! Особенно в  конституционных усилиях по скорейшему появлению  в России настоящей государственной власти, которая, я убежден, девять великих мыслей своего пророка обязательно сделает девятью принципами  своих активных и успешных деяний во благо Отечества.

 

В.К. Батурин,
доктор философских наук,
 академик РАЕН,
г. Москва


[1] http://www.pagez.ru/olb/228_13.php#580

[2] Достоевский Ф.М. Письма. Т.IV. М., 1959, с. 57.

[3] Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 20.

[4] Достоевский Ф.М. Полн. соб. соч., СПб., 1883. Т. 1. С. 370.

[5] http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-ioanna/

[6] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч., СПб., 1883. Т. 15. С. 523 (Примечания).

[7] Достоевский Ф.М. Письма. М. – Л., 1930. Т.II. С. 292.

[8] Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 44.

[9]Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 81.

 

[10] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877, февраль. О сдирании кож…

[11] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877, февраль. Русское решение вопроса.

[12] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1880, август. Две половинки…

[13] Там же.

[14] http://romankluchnik.narod.ru/3-3-09.htm



Опубликовано: 21 января 2015

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв