Русский философ Достоевский Ф.М: девять актуальных мыслей об истинном развитии России
Россия последние двадцать пять лет не просто топчется на месте, а стремительно по всем направлениям падает вниз. Провалено абсолютно все для настоящего и мощного развития страны, по отношению к народу России проводится политика самого настоящего геноцида – ведь ни один здравомыслящий соотечественник лет тридцать-сорок даже в самом страшном сне не смог бы вообразить себе то, что сегодня творится в стране в качестве, увы, обыденной реальности… И тем не менее рано опускать руки, надо из этого губительного пике выходить обязательно! Еще есть возможности и время решить судьбу России не так трагично для нее, как за нас ее пытаются осуществить разного рода внутренние и внешние враги. Вот уже официально заговорили о необходимости национально-освободительного движения (НОД) для восстановления суверенитета страны, утраченного его в начале 90-х гг. прошлого века. Все это здорово и хорошо, но делать все это надо грамотно и системно, для чего всем нам нужна настоящая государственная власть России! Только она способна такую махину внутренних и внешних проблем одолеть должным образом.
Но власть-то нужна именно настоящая, а понять, насколько эта власть – настоящая или нет на самом деле чрезвычайно просто – нужно лишь посмотреть, идет ли добровольно за этой властью народ, готов ли он за нее стоять горой, а если надо, то и умирать. Все просто! Ведь настоящая русская формула управления из глубин нашей истории только одна: «Звать — не грозя!». За собой звать, вести, управлять русским народом может только тот, кто для этого народа является истинным лидером, которому вовсе нет никакой нужды пользоваться каким-то там властным ресурсом для достижения единства субъекта и объекта управления, зачем? Истинное управление – органичное единство власти и народа, сметающее все на своем пути; примеров в истории России такого так необходимого и сегодня единения власти и народа – великое множество: русское народное ополчение 1613 г., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., всем известные подвиги СССР в развитии науки, образования, культуры, в освоении космоса… Во всех этих и множестве других истинных свершениях нашего государства общим признаком выступает именно единство народа и власти, их запредельная нацеленность на решение той Национальной Цели, которую историческая эпоха ставит для России в качестве наиважнейшей.
Так какая власть у России сегодня – она настоящая или нет? Обратим свой взгляд на народ – он идет за этой властью? Очевидно, — нет, поскольку в российском обществе царит полная апатия и пассивность народа, нежелание близко приближаться к решению политических вопросов даже в период обязательных избирательных компаний – как федеральных, так и меньшего уровня. Народ хорошо видит, что нынешняя власть вовсе не озабочена решением наиважнейшей Национальной Цели, а занята исключительно сама собой: коррупцией, воровством, кумовством, показушными мероприятиями… За такую власть народ горой стоять не будет, тем более умирать, зачем? Все просто! Но именно эта простота – трагична и катастрофична, ибо и такая власть, и такой народ обречены на полное свое исчезновение, а состояние их принципиальной враждебности и разлада – прямой путь в «Красную книгу» человеческой цивилизации, там уже много исчезнувших стран и народов, но стоит ли туда торопиться нам, а, соотечественники?
Очевидно, что наиважнейшей Национальной Целью сегодня является сохранение и настоящее развитие России; о главной сути этой цели лучше всего сказал наш философ XX века А.А. Зиновьев: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях. И необходимое условие для этого – объективно-беспощадное понимание сложившейся реальности». Выжить же в беспрецедентно страшных условиях Россия сможет только тогда, когда в каждом своем историческом движении обязательно следовать своей собственной философии существования развития. Чужестранных вариантов такого рода сценариев – от марксизма до либерализма – мы все уже наелись до отвала, хватит! В стратегической программе сегодняшнего дня – модернизация страны по лекалам национальной философии развития. Есть достаточно много предложений о том, какой должна быть настоящая модернизация нашей многострадальной Родины, но среди такого рода концепций есть, к счастью, особые – просто гигантские, исключительно абсолютные проекты, настоящие концепции-тяжеловесы развития России. Более того, они – вне конкуренции, они – обязательны … должны были бы быть, если бы в Отечестве был бы порядок и процветание. Но его-то как раз и нет и в помине! Может быть, в том и трагедия наша, что нет необходимого и абсолютного господства этих самых гигантских, исключительно абсолютных проектов, нет реализации настоящих концепций-тяжеловесов модернизации России. Именно это и создает губительные условия для прихода в качестве программ дальнейшей жизни россиян всякого рода концепций-карликов и концепций-разрушителей…Примеров, к несчастью, – не счесть: Горбачев, Яковлев, Ельцин, Гайдар, Чубайс, Зурабов, Голикова, Сердюков… Несть числа разнузданным карликам, которым мы все позволили эти двадцать пять лет кромсать и терзать плоть и дух России вместо ее динамичного и грамотного развития!
Не поздно, совсем не поздно еще все поправить, тем более, что у нас есть (да, есть!) совершенно готовая к действию национальная философия развития России, гениально сформулированная Ф.М. Достоевским. Чего же не хватает? Настоящей государственной власти! Но и она появится — рано или поздно, но обязательно появится, вспомним для примера о НОДе. Именно в ожидании настоящей государственной власти мы и попытаемся донести Ей суть идей великого русского философа, совокупность которых представляет, на наш взгляд, настоящую и очень своевременную государственную программу развития России. О ней и пойдет речь в данной статье.
Национальная идея русских, по Ф.М. Достоевскому, необычайно глубока и с точки зрения философии развития просто безукоризненна. В чем же она? В неодолимой жажде! В жажде иной совершенной жизни, в жажде иного совершенного мира, постоянное недовольство тем, что есть, творческое преображение мира этого в мир новый и лучший. Достоевский подчеркивал, что жизнь для русского человека всегда была полна сакрального, священного, мистического смысла, нацеленного на поиск “потаенного бытия”, скрытого смысла вещей и человеческих явлений. В этом плане русский ценностный мир принципиально шире мира наличествующего. Незначительные, обыденные смыслы русскому человеку, как правило, не нужны. “Всё есть, а вместе с тем ничего нет” — чисто русское восприятие мира. Какое? Космическое. Вселенское. Для души, не для желудка. Русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и он в своем идеально-типическом ценностном выражении, живя в этом мире всегда устремлен в мир будущий, в мир, где будет больше смысла, правды, справедливости, честности. Ему нужно достижение конечной цели – Царства Божия, что означает преображение этого пока еще несовершенного и злого мира в принципиально другой, более совершенный мир. Это означает необходимость преображения как индивидуального человека, но также обязательное преображение всего социального и космического мира с главной направленностью всех этих изменений усилиями людей в общую для всех соборную мировую гармонию. Чисто русская идея - единство людей, основанное на свободе и любви, единство как согласие личных свобод ради возможности раскрытия божественного начала в человеке.
Почему, например, так ненавистны русскому человеку всякие современные «жучки-паучки» — «нарисованные» безвременьем 90-х гг. олигархи, обнаглевшие от жадности чиновники, смехотворная и ничтожная богема, умеющие, якобы, шоколадно жить в рыночных реалиях? Они – сплошь временщики, обыватели, люди вообще не из русского мира - заняты исключительно своими «шкурными» делами, всякими яхтами, золотыми унитазами, поверхностным заимствованием чужих идей и подражанием во всем. Им нет дела до преображения своей страны, они смешны и уродливы. России нужна другая элита, суть которой можно задать одним только словом: настоящая. Но ее пока нет. Пока.
Ф.М. Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» – деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей – «живых мертвецов»), жив еще идеал правды, добра и красоты. В мире, преклонившемся перед «зверем» Апокалипсиса, в мире чистогана, пользы (выгоды); в мире отчужденности, разъединения, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского); в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, – в этом расколотом мире, по словам Достоевского[1], «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». «На Западе… царство антихриста, – считал Достоевский. Призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (духом отчужденности). Призвание, к сожалению, пока совершенно нами не исполненное. Чаще всего о главных причинах системного неблагополучия современной России говорят как о следствии политических катастроф 1917 и 1991 гг.; такого рода представления слишком поверхностны и ошибочны.
А каков диагноз российских проблем у Ф.М. Достоевского? Его замечательные прозрения на этот счет не только актуальны и глубоки, но и крайне необходимы для истинного развития нашей многострадальной Родины.
Мы выделяем 9 (девять) главных мыслей Ф.М. Достоевского о сути философии развития России, полное и соединенное содержание которых вполне являет собой полноценную и обоснованную государственную программу возрождения нашей Родины, которую и необходимо незамедлительно, с учетом, разумеется, современных мировых и отечественных реалий начать осуществлять настоящей государственной власти России.
Мысль первая. Все плохое в России, согласно Достоевскому, началось с Петра I; в письме своему другу — известному и выдающемуся русскому государственному деятелю, чьим советам следовали императоры Александр III и Николай II. — К.П. Победоносцеву, он писал[2]: «Культуры нет у нас (что есть везде), дорогой Константин Петрович, - а нет – через нигилиста, Петра Великого». Именно он, по мысли Достоевского, «расторг духовное единство нации и обрек «верхний культурный слой» на искусственное, фантастическое, можно сказать — пародийное существование»[3].
Мысль вторая. Итак, у истоков наших проблем и неурядиц стоит «сам русский царь». Но затем эта мысль Достоевского идет дальше и в своей предсмертной тетради он уже записывает: «Нигилизм явился у нас потому, что мы все нигилисты»[4]. Заметим: не отсюда ли проистекает отмеченная нами ранее атмосфера полного равнодушия большинства нынешних граждан страны, не испытывающих по этому поводу особых переживаний и сыновней боли? Не отсюда ли этот всеобщий нигилизм к судьбе страны, к ее великой культуре и сакральным ценностям?
Мысль третья. Сразу же возникает естественный вопрос: стоит ли тогда вообще говорить о каком-либо возрождении и модернизации России, если все так ужасно и плохо? Что по этому поводу говорит сам великий философ? Стоит – он с оптимизмом смотрел в будущее России! Об этом убедительно говорит, например, эпиграф к его последнему роману «Братья Карамазовы» — слова из Евангелия от Ионна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»[5]. Комментаторы полного собрания сочинений Достоевского справедливо отмечают, что смысл этих слов очевиден – они выражают надежду и уверенность автора на грядущее обновление и процветание России (и всего человечества), «которое должно наступить вслед за всеобщим разложением и упадком»[6].
Мысль четвертая. Какую же Россию надо строить всем нам, по Достоевскому? В своем последнем «Дневнике писателя», он говорит о том, что нам необходимо строить вселенскую церковь, или «русский социализм», «…цель и исход которого всенародная и вселенская церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее»[7]. Что такое русский социализм, по мысли великого мыслителя? Совсем не то, что теперь понимается под понятием «социализм»! Совершенно не то! А что же? Русский социализм – это достижение такого нравственного состояния, «когда все будут поступать по совести»[8]. Такого состояния, «когда не будет двух нравственностей: для государства и для частного лица» (все это, как известно, обсуждается в келье Зосимы в романе «Братья Карамазовы»). Иначе говоря, концепция развития России у Достоевского – вовсе не экономическая или политическая, как сегодня в большинстве современных вариантов, а нравственная, этическая. Современные модернизаторы нашей страны и близко не подошли к истинному содержанию того, что необходимо современной России! Тысячи раз прав наш гений – на самом деле никогда и ничего не сдвинется с мертвой точки в решении всех наших кричащих проблем, пока у власти российского государства будут править бал разного рода «ловкие» ребята типа сердюковых, чубайсов, авенов, а в наших поселениях верховодить криминальные паханы – сплошные цапки, цапки, цапки… О какой программе развития России можно говорить в условиях всеобщего нравственного хаоса, в состоянии почти полного отсутствия собственной, национальной культуры, и при вселенском раздрае относительно неоспоримых отечественных ценностей? О каком благополучии может идти речь, если в нашем общем доме – сплошной пожар и кровавая война всех против всех?
Мысль пятая. По Достоевскому, главный инициатор и исполнитель всех процессов в развитии России – это ее верховная власть, более того – самодержавие, которое должно, прежде всего, стать орудием нравственного переворота. Подчеркиваю: нравственного и никакого другого! Власть России должна быть безукоризненно нравственной и только тогда она будет реальной властью! А одновременно воровать и при этом якобы править на Руси не получится – либо одно, либо другое! Главная задача здесь, по Достоевскому, – внести в исторические формы государственности и управления «внеисторическое нравственное содержание».[9] Вот так все достаточно просто, но как бесконечно далека власть современной России от этого именно нравственного своего содержания активности! На Руси только такая активность – власть, и формула русского управления – по совести, не грозя, вместе со всеми. Есть ли такого рода примеры истинного, нравственного управления? Конечно, А.В. Суворов, например, и таких примеров много!
Слышите, власть придержащие в нынешней России, слышите голос своего пророка – Ф.М. Достоевского? Не только накормить и оборонить свой народ обязана власть российская, но и обеспокоиться наведением такого порядка везде и всюду, когда по совести, принципиально нравственно будет вести себя власть и народ, когда решение русского вопроса будет осуществляться в этическом и только в этическом формате! Это значит, например, что Сердюков никак не может быть забыт и прощен в своих разрушительных деяниях и тем более не может получать новую сытую должность вопреки всеобщим народным представлениям об этом субъекте и его будущем! И таких безнравственных, кощунственных примеров действий властей сегодня - крайне разрушительных для нашего государства – пруд пруди!
Мысль шестая. Достоевский в своем «Дневнике писателя» за 1877 г. формулирует очень важную формулу осуществления процессов развития России – исключительно постепенных, преимущественно внутренних, а не внешних, принципиально этических и нравственных, а не социально-экономических: «…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина…Мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные»[10]. О чем здесь сказано для нас? Мировое переустройство – это, прежде всего, «выделывание человека»; новое будущее достигается только тогда, когда, стремясь к идеалу человеческого общежития, каждый будет стремиться приблизить к нему самого себя. В социальных и прочих модернизациях необходимо сопряжение внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов человеческого поведения. По-другому ничего и никогда не получится, предупреждает Достоевский!
Мысль седьмая. Без всяких лишних слов ее смысл ярко выражен самим мыслителем: «Прежде чем проповедовать людям: «как им быть», покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного – не понимаю!»[11]. Комментарии, повторяем, здесь совершенно излишни – неправда ли, российская современная элита во всех ваших ролях и измерениях? Вы, наверное, уже так и поступаете, как учил вас Федор Михайлович? Или пока еще «нет» по каким-то от вас независящим обстоятельствам? «Что тут невозможного – не понимаю!»
Мысль восьмая. Помните, в самом начале этой работы мы говорили о том, что русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и немедленной пользы; по Достоевскому, эта мысль выражена еще более замечательно: «Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Chacun pour soi et Dieu pour tous» («каждый сам за себя и бог за всех» — В.К.). С такой формулой никакое гражданское учреждение долго не проживет…»[12]. И дальше: «…общественных гражданских идеалов, как таких, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих сами по себе, в виде отдельно половинки… таких идеалов…нет вовсе, не существовало никогда, и не может существовать!»[13].
Вот она — гигантская истина! Вот она — абсолютная философия развития России и не только — философия развития всего человечества! Настоящее развитие – это восстановление нравственности, это жизнь всех по совести и пока этого не произойдет, все другие проекты и проектики – пустое занятие, суета сует! Эта концепция именно поэтому только и является абсолютной, только принципиально необходимой и другой она быть не может ни при каких обстоятельствах!
Мысль девятая, для данной работы – последняя. До самого последнего исторического времени – до начала XXI века - мы все ищем и ищем нашу национальную идею… А она давно уже четко и гениально сформулирована именно Ф.М. Достоевским! Вот она – русская национальная идея: «Стать русскими, во-первых, и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то, прежде всего, надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой… Став самими собой, мы получим наконец облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея…»[14].
Гений Достоевского начертал всем нам гигантскую и абсолютную философию истинного развития России. Время, прошедшее после смерти этого великого патриота нашей страны, все наши трагические испытания только подтвердили и непрерывно подтверждают ее великую правоту. Настал час именно эту философию и только ее сделать программой реального возрождения России. Тогда и только тогда сможем «выжить в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях».
Достоевский, напоминаю, был оптимистом… Хотелось бы, чтобы и в этой вере в свою страну и в свой народ он тоже был бы бесконечно прав! Но и нам всем тоже нельзя плошать! Особенно в конституционных усилиях по скорейшему появлению в России настоящей государственной власти, которая, я убежден, девять великих мыслей своего пророка обязательно сделает девятью принципами своих активных и успешных деяний во благо Отечества.
В.К. Батурин, доктор философских наук, академик РАЕН, г. Москва
[1] http://www.pagez.ru/olb/228_13.php#580
[2] Достоевский Ф.М. Письма. Т.IV. М., 1959, с. 57.
[3] Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 20.
[4] Достоевский Ф.М. Полн. соб. соч., СПб., 1883. Т. 1. С. 370.
[5] http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-ioanna/
[6] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч., СПб., 1883. Т. 15. С. 523 (Примечания).
[7] Достоевский Ф.М. Письма. М. – Л., 1930. Т.II. С. 292.
[8] Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 44.
[9]Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – М., 1991. С. 81.
[10] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877, февраль. О сдирании кож…
[11] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877, февраль. Русское решение вопроса.
[12] Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1880, август. Две половинки…
[13] Там же.
[14] http://romankluchnik.narod.ru/3-3-09.htm