Русский Бастион» Статьи » США — Россия: партнеры или противники?
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

США — Россия: партнеры или противники?

«США -  Россия: партнеры или противники?»

краткая информация о встрече и беседе с автором книги Начальником ГРУ ГШ ВС России

 генерал-полковником Ладыгиным Ф.И.

 

В 2014 году в издательстве «Кучково поле» вышла в свет книга Ф.И. Ладыгина «США – Россия: партнер или противник». Безусловно, сегодня – в это переломное для нашей страны время – тема взаимоотношений двух держав вряд ли кого-то оставит равнодушным. А если напомнить читателям, что Федор Иванович Ладыгин – генерал-полковник, начальника Главного разведывательного управления Генерального Штаба ВС России (1992 – 1997), вице-президент Союза ветеранов военной разведки, член правления Института энергодиалога Восток – Запад, член экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам. генеральный директор «Объединенного бюро информации и стратегических оценок «Вектор»и т.д. – владеет информацией, которая для многих и многих до недавнего времени была под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», то интерес к книге возрастет многократно

Подлинная история отечества не может не вызывать интерес у ее граждан. Ф.И. Ладыгин на страницах своей книги представляет собственный профессиональный взгляд на историю взаимоотношений и противостояния двух великих держав – США и России. При этом основывается он на десятилетиях непосредственного анализа стратегических концепций и программ развития военного потенциала США, приводит документы двусторонних соглашений и договоренностей с США в период СССР и Новой России.

Накануне начала публикации отдельных глав книги «США – Россия: партнер или противник» на сайте «Русского телеграфного агентства» работник «Агентства»  Яковлев Г.Д. встретился с генерал-полковником Ф.И. Ладыгиным и попросил его поделиться с нашими читателями собственными оценками этого сложного периода развития мира:

- Федор Иванович, как Вы оцениваете стратегическое положение России в настоящее время?

- Как известно, внешнеполитическое и военно-стратегическое положение государства определяется рядом факторов, в том числе совокупностью и взаимодействием факторов внешнего и внутреннего характера. О внутренних факторах, таких как экономический, духовный, военно-экономический потенциал страны, состояние боеготовности Вооруженных сил России, наличие природных ресурсов и богатств, внутриполитическая стабильность и взаимодействие различных ветвей власти, я полагаю, Вашей аудитории хорошо известно. Останавливаться на этих вопросах излишне. Что касается внешних факторов, то есть наличие союзников, партнеров, противников и многое другое, то в настоящее время наблюдается резкое обострение международной обстановки, обусловленное откровенно агрессивной антироссийской политикой Соединенных Штатов, НАТО, а под давлением североатлантического лидера – и стран Евросоюза. События последнего времени свидетельствуют, что трудно ожидать в ближайшее время ослабления нажима Запада на Россию. Анализ внешнеполитических устремлений США и – под воздействием Вашингтона – их союзников уже в течение длительного времени показывает, что существенные изменения такой политики маловероятны и в обозримой перспективе. Давно наметившийся русофобский курс заокеанских политиков и их западноевропейских пособников – не что иное, как тщетные попытки если не подчинить себе Россию, то в максимальной степени ослабить ее в экономическом, политическом, дипломатическом и даже военном отношениях, свести нашу страну в положение третьеразрядных. Убежден, что подобные задумки недругов, противников России бесперспективны. Наши американские «партнеры», возомнившие себя вершителями судеб мира, судя по всему, даже не способны понять, чего же они «добились» на мировой арене за последние пятнадцать – двадцать лет.

- Какова, по Вашей оценке, роль российских спецслужб в складывающейся в настоящий момент сложной мировой обстановке?

- Я давно отошел от активной работы, но с учетом прежнего опыта и знаний могу с уверенностью сказать, что российские спецслужбы в настоящее время успешно выполняют стоящие перед ними задачи. Они получают все возможные сведения, касающиеся обстановки в мире и прежде всего – вокруг России, тщательно анализируют добываемую информацию и своевременно докладывают ее государственно-политическому и военному руководству страны. Не сомневаюсь, что объектами самого пристального  внимания российских спецслужб являются вооруженные силы США и НАТО, воззрения и замыслы правящей элиты североатлантического альянса как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Все это помогает руководству страны своевременно принимать адекватные меры по обеспечению национальной безопасности России.

На разных этапах истории советского и россий­ского государства Соединенные Штаты Америки вы­ступали в роли союзника, партнера и откровенного врага. Наш народ благодарен за помощь, хотя и не­бескорыстную, оказанную Советскому Союзу в годы тяжелой войны 1941 — 1945 годов по ленд-лизу и общий вклад в Победу после открытия второго фронта на Западе в 1944 году.

Однако в первые же послевоенные годы в «союзнические» отношения был привнесен элемент силы в виде атомного оружия и претензии на лидерство не только в двусторонних отношениях, но и в решении международных проблем, которые вышли на первый план. Советский Союз с его географическим, природ­ным, экономическим, людским и военным потенциа­лом был непреодолимым препятствием в реализации американской мечты единоличного господства в мире. И противостоянии глобального характера США сделали ставку на развал «советской империи», ограничение еёвлияния в мире путем переподчинения союзников в антиимпериалистической борьбе, ослабление геостратегических позиций СССР, создание достаточно эффективной «пятой колонны» при принятии решений по важным международным и двусторонним проблемам. Зарождение политики «двойных стандартов» имеет давнюю историю, ее проявление всегда было связано с необходимостью каким-то образом объ­яснить мировому сообществу и «приукрасить» свои откровенно агрессивные или военные действия, направленные на достижение тех или иных результатов при защите «национальных интересов».

Лицемерие или откровенная ложь никогда не смущали американских политиков. Цель оправдывает средства ее достижения — таков подход сменяющих друг друга руководителей США, неизменно следующих одной и той же дорогой: утверждение мирового господства. Это наглядно проявляется в последовательности декларируемой политики в доктринах стратегической национальной безопасности США, начиная с прези­дента Трумэна и до настоящей администрации Барака Обамы. Неважно, какой год за окном и каковы реалии нового дня, если требуется провести очередную роки­ровку, ликвидацию неугодного режима, подмять под себя очередную территорию.

Советский Союз, а затем его правопреемница Россия, пережившие в течение минувшего столетия несколько кровопролитных войн, особенно Великую Отечественную войну 1941 — 1945 годов, в основу своей внешней политики послевоенного мироустройства ставили и ставят международные, многосторонние и двусторонние договоренности по ключевым вопросам безопасности. В основе договоренностей лежит учет реалий и потенциалов противостоящих блоков и государств, а также степени доверия по всем декларируемым намерениям. Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, политик с большой буквы и прагматик, как-то заявила, что в современном мире и в среднесрочной перспективе равновесие в ядерной мощи будет оставаться решающим фактором обеспечения мира и необходимым условием поиска мирных договоренностей по всем ключевым вопросам мироустройства. Так оно и происходило, по крайней мере, в инициативах СССР и России по достижению согласия с США по химическому разоружению, ограничению использования ядерных сил, средств противоракетной обороны, обычных вооружений. Оставляя за скобками уступки и компромиссы с нашей стороны, в политике СССР и России преследовалась одна цель — снижение напряженности, повышение безопасности и укрепление мер доверия. А что в ответ?

Наращивание военного потенциала США продолжается если не в том же темпе, то все равно последовательно и неуклонно. Это проявляется в создании новых видов высокоточного оружия, в испытаниях систем в испытаниях вооруженной борьбы на новых физических принципах, в нарушениях ранее достигнутых договоренностей по системам ПРО, в расширении географии блока НАТО, в попытках ухудшения геостратегического положения России. В обоснование своих действий выдвигаются каждый раз все новые и нелепые оправдания. С подачи бывшегo госсекретаря США Мадлен Олбрайт разыгрывается тезис «общечеловеческой собственности» на природные ресурсы России, якобы использующей свой богатый потенциал, особенно в энергоносителях, для подрыва безопасности других зависимых государств.

Агрессивная последовательность США в отношении России приблизилась к нашим границам: огнем гражданской войны охвачена Украина, кнутом и пряником подстегивают Молдову и Грузию в натовский альянс, системы ПРО устанавливаются в Польше, Чехии и Румынии, создаются новые группировки ВМС с крылатыми ракетами, нацеленными на наши города, в акваториях близлежащих морей и океанов.

Вот и получается, что поговорка «Доверяй, но проверяй» как никогда более точно применима к такому «партнеру», как США.

В начальный период президентства Б. Ельцина американцы не раз пытались распространить принцип доверия на деятельность разведывательных служб России. Мол, давайте откроем все нелегальные пути добывания информации, ваши источники, и будем открыто обмениваться необходимой информацией. Степень такого «доверия» наглядно продемонстрировали разоблачения «Викиликса» и Р. Сноудена. Здесь даже не «двойной подход», а наглый цинизм переходит все границы. Под «колпаком» не только потенциальные «партнеры», но и прямые союзники, невзирая на ранги и степень близости интересов. Можно вспомнить, как возмущались израильтяне, разоблачившие разведывательную  деятельность американских спецслужб на ядерных объектах Израиля. А совсем недавно как «гром среди ясного неба» последовали аресты американских шпионов в государственных и военных структурах Германии, наивно верившей в союзническую добро­порядочность США. Схваченные за руку американцы поспешили призвать Германию обсудить шпионский скандал с участием ЦРУ в конфиденциальной беседе. В ответ Германия сообщила о намерении урезать до минимума сотрудничество с американскими «коллегами» и потребовала отзыва из страны представителя ЦРУ в посольстве США в Берлине. Председатель Комитета по контролю за деятельностью спецслужб в конгрессе США Майк Роджерс подверг критике решение правительства ФРГ, заявив, что немецкие власти действовали в «приступе гнева» и что высылка резидента ЦРУ «не похожа на реакцию взрослых людей».

Начальник ГРУ ГШ ВС России далее заявил, что последовательно изложенные в его книге  материалы разного периода времен СССР и новой России по вопросам наших двусторонних соглашений и договоренностей с США  отражают неуклонну политика Америки на укрепление своего превосходства вопреки этим договоренностям. В противостоянии разведывательных служб четко прослеживаются принципиально разные цели их деятельности: американцы направляют усилия на повышение своего потенциала, наши — на своевременное информирование военно-политического руководства о лживости «партнера» и его реальных шагах в обход или в нарушение договоренностей. Вот такая получается логика «доверия».

Генерал-полковник Ладыгин долгие годы был одним из самых закрытых людей в России, так как профессия его — стратегическая военная разведка. Возглавлять ГРУ ему довелось в самое, наверное, непростое для отечественных спецслужб время — перестройка, распад Союза, переход от советской к постсоветской эпохе развития. К чести Федора Ивановича, он смог сберечь ГРУ ГШ от разрушительных реформ и полного разгрома, хотя попыток «разобраться» с военной разведкой предпринималось более чем достаточно.

Уйдя в запас, в отличие от многих продолжал хранить молчание. Однако  в своей беседе генерал-полковник заявил, что он уже высказывал свое мнение по ряду  вопросов, в том числе публиковал свои стать в одном из специальных журналов, где появилась его статья «О характере внешних вызовов
и угроз национальным интересам и безопасности России». Учитывая важность вопроса, мы попросили автора книги поделиться своими мыслями и с читателями «Русского телеграфного агентства». 

Федор Иванович любезно согласился дополнительно высказаться по интересующим нас вопросам. В частности, он сказал, что после того как расходы на оборону России по сравнению с СССР стали чисто символическими, США и не подумали пересмотреть свой военный бюджет в сторону уменьшения. Наоборот, запросы Пентагона растут и удовлетворяются с каждым годом все больше и больше. Блок НАТО не только не распущен, он вплотную приблизился к границам Российской Федерации и объективно превзошел военную мощь России по обычным вооружениям в три раза. Вспомним, что соотношение сил вермахта и Красной армии было не столь велико в пользу Германии, но уроки сорок первого, думаю, забывать не стоит.

А чем объяснить «ползучее» нарастание военного сотрудничества США и НАТО с государствами, возник­шими на постсоветском пространстве? Конечно, это суверенное право независимых государств дружить с кем хочешь. Но против кого дружить? В таком случае и у России есть право оценивать подобную дружбу с позиций собственной безопасности и собственных национальных интересов. И о чем должно свидетельствовать то, что США объявляют огромные территории бывшего Советского Союза зоной своих жизненно важных интересов? Только о том, что в случае возникновения здесь, с точки зрения Вашингтона, угрозы американским интересам в ход будет пущена армия. Примеров именно такого отстаивания интересов США более чем достаточно.

Генерал отметил, что сохранение стратегической военной угрозы России со стороны Запада не в последнюю очередь обусловлено продолжающимися попытками США и НАТО добиться одностороннего, по сути, разоружения России. Для выполнения этой задачи задействована сложная многоуровневая система мер политического, дипломатического, информационно-разведывательного, финансово-экономического, договорно-правового, военно-технического и иного характера. Это очень серьезная тема, требующая, наверное, отдельного рассмотрения, поэтому я ее лишь обозначил. Однако для России она имеет жизненно важное значение.

В связи с этим Ф.И Ладыгин сказал, что от российских политиков и руководителей любого уровня сегодня требуются особая бдительность, осторожность и предусмотрительность при подготовке и принятии любых решений, касающихся как новых сокращений в области вооружений, так и выполнения договоров, заключенных в годы существования СССР.

Возражения насчет того, что Россия — правопреемница Советского Союза и обязана все прежние соглашения выполнять автоматически, можно рассматривать лишь в одном случае. В том, что новые обстоятельства, сложившиеся в мире, не дают односторонних преимуществ одному из участников договора. К сожалению, преимущества по старым советско-американским договорам получает только Запад. Для поддержания хотя бы остатков баланса стратегических сил необходимо практически все оценивать, взвешивать, пересчитывать заново, вводя поправочные коэффициенты. Необходимо выходить на новые переговоры и заключение принципиально новых договоров, никак не ущемляющих интересы России.

Он  особенно подчеркнул, что речь идет о слишком серьезной области национальной безопасности России, чтобы доверять принятие окончательных решений в ней ограниченному кругу лиц, не несущих, как нередко показывает практика, никакой ответственности за свои поступки и решения ни перед своей совестью, ни перед обществом, ни перед законом. Именно здесь необходимо то, что называлось когда-то широкой гласностью и общественным контролем.

Начальник ГРУ ГШ обратил наше внимание на то, что на стратегический уровень вышли военно-технические угрозы безопасности России. Десятки западных компаний, фирм и фондов, действующих на территории нашего государства или поддерживающих деловые связи с предприятиями ВПК, что в принципе закону не противоречит, за бесценок выгребали интересующие их сведения, организовавли скупку в единичных экземплярах новейших образцов военной техники, занимаются элементарной «перекупкой мозгов». Под различными благовидными предлогами блокируются работы в области прорывных военных технологий. Под прикрытием «особых условий приватизации», используя процедуры банкротства, брались под контроль и даже разрушались ведущие центры ВПК России. Кому это выгодно?

Генерал с сожалением подчеркивал, что в итоге отставание России в разработке систем вооружений XXI века от стран НАТО и тем более США становилось недопустимым. И в это же время Пентагон формирует создание абсолютно новых комплексов высокоточного оружия, способного по эффективности приблизиться к ядерному. Вкупе с вероятной реализацией США намерений по развертыванию систем ПРО нового поколения вполне возможно ослабление ядерного аргумента России, благодаря которому с Москвой еще считаются в мире.

Экономические угрозы глобального характера связаны с попытками полностью подчинить Россию западной модели рыночных отношений. При этом нашей стране совершенно бесцеремонно навязывалась роль сырьевого донора, а с рынка высоких технологий Россию столь же бесцеремонно выталкивали. Стыдно об этом было говорить, но приходилось наблюдать не столько встраивание нашего государства в мировой цивилизованный многоуровневый рынок, сколько элементарную колонизацию России, что вполне вписывалось в проводимую США стратегию строительства «нового мирового порядка».

Начальник ГРУ ГШ отметил, что с экономическими угрозами прямо были связаны геополитические. Предпринимались очень активные и, надо сказать, успешные усилия по вытеснению России из районов ее традиционного влияния в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии. Принимались и утверждались некие международные гарантии не возврата ситуации на постсоветском пространстве в любое из ее прежних состояний с обязательством решительно пресекать малейшие попытки России расширить свое влияние в странах ближнего к ней зарубежья. То есть мы наблюдали по­пытки надежно заблокировать Россию в ее нынешних границах и поставить исключительно под западный контроль развитие военно-политических ситуаций на территориях, исторически принадлежавших еще царской России или подверженных ее влиянию. При этом секретом не являлось, что практически во всех бывших республиках Союза активно поощрялись и поощряются извне именно антирусские и антироссийские настроения.

Ладыгин Ф.И. отметил, что  в США господствует стереотип мышления, согласно которому Россия как правопреемница потерпевшего в холодной войне поражение Советского Союза не должна рассматриваться в качестве серьезного самостоятельного субъекта мировой политики и международного права. Известен официальный документ, называющийся «Стратегией национальной безопасности США». В нем сформулирована основная американская геостратегическая концепция упомянутого выше «нового мирового порядка». России как самостоятельному и абсолютно независимому государству в этом «порядке» места не было предоставлено. Все вышесказанное является только общим слепком основных угроз национальным интересам и без­опасности России. Но и он будет неполным, если проигнорировать те опасности, которые вызрели и зреют на так называемом региональном уровне. К сожалению, не только исторические недруги России сохранили свою не дружелюбность к Москве, но и наши исторические друзья и бывшие соотечественники все активнее включаются в антироссийские игры.

Генерал-полковник отметил, что эта тема в высшей степени деликатная, конкретизировать ее он  не стал, но подчеркнул, что опасности здесь таятся немалые. Мы наблюдаем процессы отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от России, переориентации их только на Запад. Есть факты откровенного вмешательства во внутренние дела России, поощрения сил, враждебных нашей государственности. Серьезная угроза исходит от неконтролируемой миграции граждан ближнего зарубежья в Россию, контрабандной торговли, в том числе наркотиками и оружием, облегченной значительной прозрачностью наших общих границ.

Может показаться, подчеркнул Начальник ГРУ ГШ,  что он, как нам покажется,  нарисовал слишком мрачную картину. Фактически же она еще более драматична. Однако в общественном сознании наметился перелом, что и позволяет говорить об очень серьезных проблемах открыто. Наконец-то мы пытаемся понять и переосмыслить положение России в современном мире не на основе эмоциональных лозунгов, а на основе объективного анализа сложившейся ситуации. И в этом плане четкое осознание угроз национальным интересам России, откуда бы они ни исходили, ста­новится просто необходимым. Угрозы эти ни в коем случае нельзя переоценивать, бояться их, но и пренебрегать ими уже никак нельзя. Надо их знать и руководствоваться своими знаниями, чтобы поступки и дела наши были только во благо и во имя России.

По мнению Ф.И. Ладыгина, читатель его книги самостоятельно должен сделать выводы и понять, что мир еще далек от гармонии, атмосферы благоденствия и доверия. Политика российского руководства во главе с Президентом РФ В.В. Путиным последовательно нацелена на сохранение мира, недопущение новой гонки вооружений, укрепление мер доверия при решении вопросов общечеловеческого значения. Россия как правопреемница Советского Союза не претендует на исключительность своей позиции, но твердо отстаивает свои национальные и жизненные интересы.

Проведение непосредственной встречи и получение от генерал-полковника Ф.И. Ладыгина согласия и разрешения на последующую публикацию отдельных глав и частей его книги, также как и содержание настоящего интервью были получены работником  «Русского телеграфного агентства» Яковлевым Г.Д. летом 2015 года в Москве.

 

Книга Ф.И. Ладыгин. «США – Россия: партнер или противник». – М.: Кучково поле, 2014. – 432 с.

Яковлев Григорий Дмитриевич, генерал-майор ( в отставке)

Профессор АВН, апрель 2017 года



Опубликовано: 24 апреля 2017

Рубрика: Книги, Россия и Мир

Ваш отзыв