Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Военные аспекты внешней политики США в послевоенный период времени

Военные аспекты внешней политики США в послевоенный период времени

(Рецензия на книгу Ф.И. Ладыгина и С.В.Афанасьева: «Военно — доктринальный базис внешней политики США»)

Коль скоро  лежащая перед вами, читатель, книга посвящена внешней политике Соединенных Штатов Америки за послевоенный период времени, то хотелось бы обратиться к нашему великому поэту Александру Пушкину и посмотреть, что он около 180 лет назад говорил об этой стране, характеризовал ее демократическое устройство, внутренний порядок и вообще высказал свое мнение об этой стране того периода времени. Многое ли за эти годы изменилось в мире, и как изменился наш взгляд на эту  страну, несмотря на все произошедшие в ней и мире перемены.  Наш великий А.С. Пушкин, смотря на эту огромную страну, далекую от нас географически в тот период времени, в частности, сказал, что он  и все другие  «… С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее животных предрассудках, в ее нетерпимом тиранстве. Все  благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую подавленно неумолимым эгоизмом и страстью к довольству…». Многое ли действительно изменилось в Штатах за это время?….

 

В марте 2017 года издательством «Кучево поле» (г. Москва) была выпущена книга «Военно-доктринальный базис внешней политики  США» авторами которой являются генерал-полковник Ладыгин Ф.И., начальник Главного разведывательного управления — заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ в 1992-1997гг, Почетный академик Академии военных наук, ветеран военной разведки и генерал – майор Афанасьев С.В.,  эксперт-профессионал в области внешней и  военной политики иностранных государств.

Авторы в течение длительного времени занимаются непосредственным изучением стратегии национальной безопасности, стратегических концепций, программ строительства и развития военного потенциала США. На основании анализа военно-доктринальных установок американской правящей элиты за семидесятилетний период после Второй мировой войны  и особенно в последние тридцать лет, в книге убедительно показано, что главной в достижении внешнеполитических устремлений Вашингтона была и остается ставка на военную силу.

В рецензируемой книге  последовательно и достаточно полно изложены основные военно-стратегические положения, существующие в международных отношениях,  военно-стратегические концепции Соединенных Штатов, виды и типы предстоящих и текущих войн. В том числе подробно разбираются такие принципиальные вопросы как американская стратегия национальной безопасности, американские военные стратегии, где достаточно досконально даются характеристики и квалифицируются современный американский взгляд на войны, которые США могут вести на различных театрах войны в мире. В частности отмечается, что в США в соответствии с нормативно-правовой базой и сложившейся практикой понятие «военная доктрина» не используется. Однако как система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной борьбе для обеспечения национальных интересов  она определяется рядом специфических документов доктринального характера, разрабатываемых и утверждаемых на уровне высшего военно-политического  руководства страны. Вместе с тем базовым документом, определяющим цели, задачи, основные направления деятельности администрации США, всех федеральных структур, привлекаемые ресурсы, силы и средства для достижения поставленных целей является документ, именуемый с 1987 года «Стратегия национальной безопасности». Документ готовится Советом национальной безопасности (СНБ), утверждается Президентом страны и вместе с проектом федерального бюджета представляется в американский конгресс в секретном и несекретном вариантах.

Авторы,  анализируя американские «Стратегии национальной безопасности» в различных редакциях нескольких последних администраций подчеркивают, что Вашингтон внимательно учитывает происходящие в мире изменения, вносит в свои планы во внешней и военной политике необходимые коррективы и во всех случаях руководствуется собственными узкокорыстными целями. Неизменным во всех редакциях всех последних администраций, независимо от партии находящейся у власти, является принцип определяющий характер, масштабы, способы, методы, используемые и привлекаемые ресурсы, силы и средства для достижения целей правящей элиты на международной арене, был и остается примат жизненных интересов США во внешней  и военной политике  Соединенных Штатов.

B книге отмечается, что сразу же после окончания Второй мировой войны Вашингтон объявил весь мир зоной так называемых важных, жизненных, жизненно важных интересов США. Для защиты этих интересов вот уже боле 70 лет постоянно используется весь набор средств воздействия на другие страны — субъекты международного права, в каком бы уголке земного шара они ни находились: политические, дипломатические, экономические, пропагандистские, в том числе и в форме информационной войны, инструменты. Они дополняются также неафишируемым шантажом, подрывными акциями, подкупом высокопоставленных должностных лиц, инициированием и организацией цветных революций, вплоть до иезуитских методов по типу запрещения спортсменами отдельных стран участвовать в Олимпийских играх под предлогом антидопинговой борьбы и т.п.

Анализ деятельности администраций США за последние 70 лет позволяет сделать вывод о том, что за этот период менялись названия военных стратегий от стратегии «массированного возмездия»  до стратегий «гибкого реагирования»  или «прямого противоборства». Однако все эти стратегии отражали внесение определенных изменений в американские взгляды на современный мир и на вооруженные конфликты и войны, в которых могут или намерены участвовать США и их вооруженные силы. Стержень этих изменений во всех стратегиях оставался неизменным: подготовить страну концептуально, организационно, идеологически, материально, научно-технологически к реальному боевому применению. Главным при этом считается заблаговременное  содержание в  постоянной боевой готовности всей  «военной машины» страны.  Все это предусматривает обеспечение непревзойденной никем боевой мощи  армии, военно-морских сил и современной авиации, способных к многовариантному боевому использованию в любой момент и в любом регионе мира для «защиты жизненно важные» интересов Соединенных Штатов Америки.

Сообразно изменениям в военных стратегиях  как следствие изменений в международной, военно-политической и военно-стратегической обстановке,  изменялись и взгляды руководства США на вероятные в ближайшем и недалеком будущем  варианты возможных войн и военных конфликтов. Многолетний  анализ официальных взглядов, реальных действий и  планов правящей верхушки элиты США, независимо от партийной принадлежности президента и его команды, намерений и планов участия  в возможной войне  выявляет исключительно постоянный наступательный со стороны США, а не оборонительный,  как преподносится западной пропагандой, характер военных действий.

 Подтверждением этому являются официальные документы Президента США, конгресса, министерства обороны, председателя ОКНШ, в которых   фигурируют такие понятия как «две с половиной войны» (две  большие и  одна малая), «полторы войны» (одна большая и одна малая), «две малые войны».  Из одного только прочтения этих американских понятий безоговорочно следует вывод о том, что  только наивные и мало просвещенные политики могут считать, что все эти войны американские вооруженные силы будут вести с целью обороны собственной территории.

Руководящими документами Пентагона война рассматривается как вооруженная борьба или конфронтация между организованными группами внутри государства или между государствами для достижения определенных политических или военных целей. Война по масштабу может быть  всеобщей или ограниченной рамками театра войны и театра военных действий. Всеобщая (глобальная) война  может быть между крупными державами, от исхода которой зависит их существование. Всеобщая война предполагает использование всех имеющихся ресурсов и средств государств-участников. Ограниченная война (война на ТВ, ТВД) это война меньшего масштаба, как правило, между двумя странами. К этому виду войн относится широкий спектр кампаний и операций, проводимых США в различных регионах для защиты и продвижения своих национальных интересов.

Ныне  в схему подхода руководства США к ведению военной кампании внесены определенные коррективы, касающиеся нестандартных действий противника. Так, Пентагон считает, что слабый противник  может компенсировать свою военную слабость асимметричными действиями, в том числе применением оружия массового поражения, развязыванием информационной войны, втягиванием войск США в боевые действия в городах, организацией террористических актов и прочее. При этом в министерстве обороны США  считают, что все это ведет к затягиванию времени ведения военного конфликта, когда время становится определяющим фактором и причиной потери американцами стратегической инициативы, которая в войне должна быть захвачена максимально быстро.

Авторы отмечают, что Соединенные Штаты исходят из того, что в начальный этап войны -  срыв наступления, рассматривается в качестве  решающий фазы конфликта, в ходе которой должен быть обеспечен немедленный перелом в войне.  Противник получает решительный отпор, что не позволяет ему полностью реализовать свои боевые возможности. Это достигается за счет своевременного, непрерывного и массированного применения воздушных и космических сил. В США исходят из того, что  все свои вооруженные силы им придется применять в первую очередь в различных локальных войнах. Действия американских ВС, как считают авторы, будут носить карательный, демонстративный характер, при этом отличительной чертой конфликтов  — ограниченность применяемых сил и средств, а также отсутствие прямого физического контакта.  

Авторы отмечают, что военно-политическое руководство США в ходе ведения боевых действий не исключает применение и ядерного оружия, если под угрозу будут поставлены жизненно важные интересы государства. Весьма серьезным выводом авторов в данной книге являются их замечания о том, что, по оценкам американских экспертов,  в ближайшем будущем следует ожидать сохранения тенденции к повышению ядерного порога в возможных крупномасштабных войнах и снижение его в конфликтах меньшего масштаба. Ограниченно, «профилактически» ядерное оружие может применяться даже в отдельных военных операциях по предотвращению распространения ОМП и средств его доставки, а также для ударов по объектам международных террористических организаций.

В нескольких последующих разделах  рецензируемой книги даются достаточно полные характеристики американских подходов к определению и классификации современных военных конфликтов, а также описание основных концепций боевого применения американских вооруженных сил, видов и родов войск (сил). В частности, в соответствии с подходами руководства страны все или большинство военных конфликтов могут быть сведены в три группы: межгосударственные конфликты; гибридные военные конфликты; конфликты с участием негосударственных вооруженных формирований.

 К первой группе межгосударственных конфликтов американцы относят конфликты,  в которых задействуются крупные группировки вооруженных сил с и боевые действия ведутся с применением современных средств вооруженной борьбы в целях нанесения гарантированного поражения противнику на различных территориях. Возможно использование противоборствующими сторонами ОМП, запрещенных видов оружия и боеприпасов, систем глобальных ударов, подводных платформ, кибернетических атак, противокосмических средств, а также других боевых возможностей. В зависимости от масштаба межгосударственные конфликты подразделяются на глобальные и региональные.

В ходе гибридного военного конфликта осуществляется комбинированное применение вооруженных сил и иррегулярных формирований для создания обстановки неопределенности, захвата инициативы и лишение противника возможностей маневра силами и средствами. Возможно использование как традиционных, так и асимметричных систем.

В ходе конфликтов с участием негосударственных вооруженных формирований правительствами задействуются немногочисленные группы в целях организации подрывной деятельности и манипулирования населением. На фоне проведения активных мероприятий информационно-пропагандистской направленности возможно применение самодельных взрывных устройств, а также организация террористических акций.

По напряженности различаются конфликты высокой, средней и низкой интенсивности. 

    Авторы отмечают, что в  документах,  разрабатываемых в ОКНШ, штабах армии, ВВС, ВМС и морской пехоты, объединенных командований  центральное место занимает система стратегических, оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических и тактических концепций применения вооруженных сил, видов вооруженных сил, объединенных командований, оперативно-стратегических, оперативных и тактических объединений и отдельных оперативных групп.

Основополагающая концепция совместных операций, действующая в настоящее время, была впервые разработана ОКНШ и утверждена министром обороны США в ноябре 2003 года. Данный документ отражал взгляды военно-политического руководства США на возможный характер и содержание военных действий до 2025 года, обеспечивал оперативное обоснование реформирование американских вооруженных сил, служил основой для разработки объединенных оперативных концепций применения ВС США, создавал концептуальную базу проведения объединенных экспериментов и учений, а также определял перспективные возможности войск и сил. Последняя редакция базовой концепции с наименованием «Единые силы — 2020» была утверждена в 2012 году.

Объединенные оперативные концепции раскрывают основные принципы ведения боевых действий, определяют возможности, которыми должны обладать объединенные группировки войск (сил),  обеспечивают оперативный контекст для разработки узконаправленных и поддерживающих (функциональных) концепций.  В концепциях рассматриваются способы применения вооруженных сил в различных по масштабам и целям операциях: основных боевых, по стабилизации обстановки, по сдерживанию потенциальных противников, по обеспечению внутренней безопасности и т.п. 

В настоящее время имеется шесть различных оперативных концепций, большинство  которых было впервые разработано в 2004 году. Кроме того,  существует семь узконаправленных концепций, которые направлены  преимущественно на развитие двух объединенных оперативных концепций - «Крупномасштабные боевые операции» и Ведение военных действий против иррегулярных формирований».

Объединенные поддерживающие (функциональные) концепции излагают требования к осуществлению объединенными оперативными формированиями ВС США основных функций, которые должны быть способны эффективно выполнять во всем спектре военных операций в перспективе через 8 – 20 лет. К таким функциям отнесены: боевое применение, боевое управление, обеспечение ситуационной осведомленности, тыловое обеспечение и прочее. В  настоящее время в ВС США имеется 12 функциональных концепций, большинство из которых были подготовлены в 2004 – 2005 годах и с тех пор не пересматривались. 

За семьдесят с лишним лет обладания США первоначально атомным, а затем и ядерным оружием произошли серьезные изменения  в планах этой страны по применению этого вида оружия массового поражения. В условиях единоличного обладания ядерного оружия и при относительно ограниченных его количествах, американское руководство планировало проведение исключительно массированные бомбардировки  крупных городов Советского Союза. Главными с целями при этом были уничтожение центров и объектов административного, политического, государственного и военного управления страной и вооруженными силами, подрыва экономического и военного потенциала в таких масштабах, чтобы нанести нашей стране неприемлемый, непоправимый ущерб, который определялся Пентагоном в пределах   от 2/3 до ¾ промышленного потенциала и ¼ населения страны.

В настоящее время основной задачей американских стратегических наступательных сил является сдерживание вероятных противников от использования ядерного оружия и других видов оружия массового поражения  и если сдерживание оказалось неэффективным – применить свои силы для скорейшего разрешения конфликта на выгодных для США условиях.

Кроме того, авторы посвящают значительную часть своей книги описанию основных ударов как стратегическим, так и оперативно — тактическими ядерными силами по городам и военным объектам России. На первоначальном этапе в условиях единоличного обладания ядерным оружием и при недостаточном количестве средств доставки (стратегических бомбардировщиков), американское руководство планировало исключительно массированное применение ядерного оружия, главным образом ударами по крупным городам Советского Союза с целью уничтожения центров и объектов административного, политического, государственного и военного управления страной и вооруженными силам, подрыва экономического и военного потенциала в таких масштабах, чтобы нанести нашей стране неприемлемый и непоправимый  ущерб, который определялся Пентагоном в рамках от 65% до 75% промышленного потенциала и 25% населения страны.  

Пентагон периодически вносил существенные коррективы в план боевого применения стратегических наступательных сил (СНС) – план СИОП (SIOP) –  в единый интегрированный оперативный план войне с Россией основной формой применения своих стратегических наступательных сил. Главное заключалось в многовариантном применении стратегических ядерных сил  — сил БР, наземного базировании, сил баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) морского базирования и стратегической авиации.  Предусматривались различные по масштабам задействованных сил и средств ядерных ударов: от массированных до выборочных и ограниченных. Но всегда  американское руководство рассматривает упреждающий массированный удар, а также – в случае необходимости – нанесение внезапного массированного ядерного удара составом дежурных сил. Пентагон отвергает как возможный – ответно-встречный  и ответный ядерные удары.

В целом, подготовленная и опубликованная издательством «Кучково поле» в Москве книга Ф.И. Ладыгина и С.В. Афанасьева «Военно-доктринальный базис внешней политики  США»   является уникальной работой, посвященной достаточно актуальной проблеме современного мира и  международного положения. В ней даются реальные  оценки сил и средств США, их вооруженных сил и рассматривается подготовка Соединенных Штатов к   возможной войне с Россией с применением всех современных средств вооруженной борьбы, включая стратегическое ядерное оружие. Книга может представить интерес для федеральных органов, исследовательских и общественных организаций, специалистов, занимающихся вопросами международной безопасности, внешней и оборонной политики, военного строительства.

Несколько лет назад Федор Иванович Ладыгин написал и опубликовал книгу о своих впечатления о Соединенных Штатах Америки: «США: Партнер или противник». Эта книга в основном была посвящена работе генерал-полковника Ф.И. Ладыгина в Генеральном Штабе вооруженных сил России и его впечатлениям о США, как  стране, где он неоднократно бывал, ездил по стране  с деловыми и  государственными поездками, побывал  на разных военных базах  и объектах Штатов на территории страны и за ее пределами, много раз бывал и вел переговоры с военно-политическими деятелями страны и генералами из Министерства обороны и Пентагона в Вашингтоне и на различных двухсторонних встречах. Однако, несмотря на все эти переговоры и встречи с разными американцами, у него в тот период еще не полностью сложилось мнение: что это за страна? Партнер или противник?

Нам представляется, что сейчас Начальник Главного разведывательного управления ГШ ВС Российской Федерации сделал на этот счет окончательный вывод и выразил свое последнее и окончательное мнение. В чем состоит это мнение, очень хорошо следует и видно  из написанной и представляемой вам новой книги генерал-полковника Ладыгина Ф.И.  и генерал-майора Афанасьева С.В.: «Военно — доктринальный базис внешней политики США».

 

          Яковлев Григорий Дмитриевич, генерал — майор (в отставке)

                                       Профессор АВН.  Апрель 2017 года     

 

 

 



Опубликовано: 19 апреля 2017

Рубрика: Интересное в сети, Книги, Россия и Мир

Ваш отзыв