Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

29. Социология погружения. Часть I (теоретическое обоснование предмета)

Экономический и культурный кризис на Западе, размывание традиционных ценностей, примат либерализма как «свободы от…» и многое другое – оказывают прямое влияние на российское общество, меняя его по своему образу и подобию. Исследование механики процессов взаимодействия нашего общества с остальным миром (другими обществами, цивилизациями, ценностями, идеологиями), а также вызванных этим изменений в сознании населения России, автор предлагает проводить в рамках самостоятельной дисциплины – Социологии погружения.

Сегодня мир переживает действительно глобальную и противящуюся осознанию трансформацию. Изменяется все, что прямо или косвенно связано с нашим внутренним миром. За ним подтягивается и окружающая нас реальность. И наоборот, новая реальность заставляет нас привыкать к ней, меняя нас и наше мировосприятие. Однако, даже, несмотря на обширное описание происходящего современными мыслителями [1], целостная картина текущих процессов, а главное, того, к чему они ведут, остается трудноуловимой.

Огромное влияние оказывается информационными технологиями, которые помимо всего прочего делают человека все большим заложником лишь материального восприятия бытия. Техногенная глобализация конструирует и порождает новые миры – мир бесконечного воображения и возможностей, мир второго Я, но также и, благодаря расширению коммуникационных возможностей, склеивает, сливает воедино волшебство культурного разнообразия нашей планеты.

Движение в сторону глобализации неизбежно. Однако, те опасности, которые несет в себе форсирование этого процесса, нуждаются в нашем осознании. В противном случае наше общество рискует превратиться в общество киборгов, рабов, либо вообще «живую кайфующую биомассу», которую уже помимо очередной дозы любого типа ощущений ничего интересовать не будет.

Перенимая западные ценности, прежде всего принципы либерализма (как «свободы от…»), наше общество будет все больше отказываться от традиционных ценностей (свобода от правил и норм традиции, девальвация языка в пользу, сначала английского, а после и вовсе новояза по Оруэлловскому «1984»), от государства (как механизма, ограничивающего чрезмерную свободу), гендерной принадлежности и института семьи (однополые браки и прочее), в конце концов, от самого человека (например, увеличение жизни за счет замены органов, использование суррогатов и др.). Экономика в экстазе свободы безмерно виртуализируется, расширив свои рыночные принципы беспринципности в отношении максимизации прибыли. Таким образом, на смену реальности придет «виртуальный мир безграничных радостей».

Однако одного только ужаса понимания происходящих общемировых процессов – говоря иначе, движения наших цивилизаций по шкале Бытие-Время – недостаточно. С нашей точки зрения важно вскрытие механики погружения в эти процессы, особенно в те, что несут в себе угрозу порабощения, то есть превращения объекта (в данном случае нашего общества) в себе подобного (например, подобного либерализированному Западу).

Предлагаемый нами вопрос «социологии погружения» призван помыслить механику и перспективы происходящего в современном мире. Ведь зная проблему в лицо, мы будем в состоянии ее обойти, либо достойно ей противостоять.

В основе социологии погружения лежит изучение процессов происходящих, прежде всего с обществом, а уже после, через него – с конкретным человеком.

В данной серии статей мы попытаемся ответить на интересующие нас вопросы, используя комплексный подход, основанный на таких дисциплинах как – философия, психология, социология, политология, геополитика, экономика, информационные войны [2,3,4,5].

 

Где-то рядом с метафизикой погружения

Социология – это система теоретического знания, которая объясняет структуру и развитие общества, опираясь на данные эмпирических исследований [6].

При этом если психология занимается внутренним миром индивида, экономика – процессами оптимального перераспределения благ, а политология – выстраиванием системы власти, то социология предлагает осознание фундаментально-комплексных процессов, происходящих в обществе. Когда мы касаемся основополагающих законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, проблемам бедности и богатства и множеству других тем, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.

Слово «погружение» – исходит от слова грузить, нагружать, накладывать гнет, тяжесть. Однако в нашем случае более подходит второе значение – топить или утоплять, опускать во что-то жидкое [7, с.158], в воду; тонуть, идти ко дну, оседать, повинуясь тяготою. Можно также погрузиться в думу.

Наиболее интересная часть этимологии слова связана с обращением к погружательному крещению, при котором младенца окунают в воду (греч. βύθιση (погружение) у нас вдруг стало крещением (βάπτιση)).

 

Справочно. Греческому понятию о Таинстве крещения, дословно означающему «погружение», в славянском соответствует термин «крещение», исторически связанный с символикой креста, что составляло primo signatio (процедура primo signatio подразумевала осенение крестом приступающего к крещению перед началом огласительных молитв и таким образом вводило язычника в Церковь, причисляя его к официально существующему разряду «некрещеных христиан»). Это действие, лишь вводящее язычника в число христиан, но не сообщающее ему всех церковных привилегий, стало в славянских языках обозначать все Таинство.

Креще́ние (греч. βάπτισμα — «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Согласно словам Иисуса Христа, крещение — необходимое условие для рождения свыше, чтобы войти в Царствие Божие (Ин.3:3-5). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с деятельностью Иоанна Крестителя, который приходивших к нему погружал в воды реки Иордан в знак того, что они отказываются от совершения зла и смывают с себя грехи, чтобы с чистой душой встретить Мессию, приход которого проповедовал Иоанн.

 

Таким образом, социология погружения – это срез знаний, отвечающий за исследование процессов происходящих с обществом (изменений) при его взаимодействии (приобщении, погружении) с какой-либо самостоятельной конструкцией бытия (обществом, цивилизацией, религией, идеологией, культурой, мышлением).

С нашей точки зрения социологию погружения можно рассматривать на разных уровнях мышления (глобальный уровень, обыденный и микроуровень).

Первая грань – как бы «вид сверху» на общество – состоит в том, чтобы понять суть перехода из одного состояния (например, многовекового традиционного общества), в другое состояние (общество другого порядка, Постмодерн, ультрасовремененное миропонимание).

Так, благодаря современным технологиям передачи информации, коммуникациям, СМИ и т.д. наше сознание как бы загромождается разрозненными кусочками смыслов, выдернутых из любой другой культуры (как правило, западной). В результате сознание современного «продвинутого» человека представляет собой – не обремененную высшими идеалами и помыслами искаженную в сравнении с традиционализмом Я-центричную конструкцию (археомодерн по А.Г.Дугину [8] или псевдоморфоз по О.Шпенглеру [9]). Американский мыслитель С.Хантингтон отмечает в своей работе «Столкновение цивилизаций» [10], что подобный культурный взаимообмен даже усиливает культуры стран-реципиентов, хотя впоследствии все же склоняется, что все это на руку США как современному культурному гегемону. То есть происходит как бы «размывание» национального культурного духа благодаря его плотному взаимодействию (погружению) с другими обществами.

Вторая и Третья грань заключается в том, что, поняв технологию перехода из одного состояния в другое, подразумевающее проникновение в парадигмы и законы того, куда мы погружаемся, мы сможем перевести свое познание на более мелкий, нижний регистр – в поле конкретного индивидуального применения.

 

Примеры «погружений»

Самый простой пример рассматриваемого нами погружения – наша попытка помыслить и узнать что-либо. Это может быть наука, сфера знаний, язык других народов и т.п. То есть изучение какой-то конструкции, целостной системы знаний – погружение в ее суть. (Я – объект познания – Я).

Заходя немного дальше можно говорить и о более аморфных структурах, например, Интернете, компьютерных играх, виртуальных мирах, при погружении в которые человек живет практически в ином измерении, постепенно превращая часть себя в то, где он находится. Это же характерно и для чтения книги, когда читатель проживает описанные образы, или идеи, частично формируя таким образом собственное сознание. (Я – система знаний – Я).

Более глобальный пример погружения – трансформация общества. Яркий пример – время перестройки 1980-х – 1991 – 2000-х гг. Уход от системы централизованного планирования в политике, экономике, прочем управлении к новым для нашего общества принципам демократии, свободного рынка и конкуренции. То есть, перерождение из одного образа жизни в другой. (Общество – другое общество и его социальные структуры – Общество).

Также можно говорить и о погружении целых цивилизации, точнее поглощении одними, по-видимому, более сильными, других. Например, Япония второй половины ХХ века, отдающая дань уважения американской культуре. Британская империя и ее доминионы. (Цивилизация – иная культура – Цивилизация’).

Ряд авторов считает, что сама идея глобализации несет в себе разрушительную силу, так как всем существующим цивилизационным группам просто-напросто «совершенно естественно» прививаются ценности «развитого во всех отношениях» Запада (США, Европа) и предлагается мыслить по своему образу и подобию, отодвигая на второй план собственные культурные ценности, традиции, идеалы. Берем демократию, либерализм, капитализм, свободное мышление, свободные половые отношения с кем угодно, материализм и девальвацию института церкви – глобализируем все это и получается такой единый многонациональный безликий народ (люди мира), с центром (управления) на Западе. (Общество/Цивилизация – глобализация – Общество/Цивилизация’).

Таким образом, становится понятной актуальность механики и перспектив погружения как нашего общества, так и прочих не западных обществ в Западный мир и его особенности, сверхсложные цивилизационные конструкции (например, исследование процессов погружения общества через преобразование структурного бессознательного (Ж.Дюран)). А главное – важно понимание того, что происходит с нами, нашей идентичностью в связи с рассматриваемыми процессами погружения и глобализации. Такое познание с нашей точки зрения и следует называть «социологией погружения».

 

Механика погружения

Универсальность социологии погружения заключается в следовании всеобщим законам (Принципам, Р.Генон). Для начала нужно выделить, что сам принцип погружения, то есть включения в свою суть частицы сути иной, заслуживает нашего внимания, прежде всего с точки зрения метафизики самого процесса, так как в результате погружения мы будем иметь новое, третье, возможно искаженное нечто.

Рене Генон писал, что западный мир характеризует тяга к постоянному действию (Принцип), все чаще – действию ради самого действия, в то время как Востоку более свойственно созерцание. Нас же более завлекает к себе Запад. Так что же будет с нами в результате нашего погружения в Запад? Мы тоже переймем действие ради действия?

Какое может быть погружение? (Куда)

– в общество постмодерна, т.е. шизофрению материализма и индивидуализма (понять их метафизику);

– в метафизику красок – замещение мышления смыслом «мышлением» цветными бездумными образами;

– в либерализм как зону свободы от всего (свобода от…);

либо

– погружение от жизни бытовой, обыденной, повседневной материалистической суеты в мир, светящийся смыслом, то есть в мир чистой метафизики, где каждое действие имеет свой глубокий смысл;

– погружение в мир ценностных ориентаций, против свободы для себя любимого – ориентаций на семью, любовь и другие ценности;

– погружение в мультиполярный мир [11];

– погружение в глубинные корни своей истории и т.п.

 

Что может быть результатом погружения?

Если погружение происходит естественно, то его результатом может и вовсе стать полное сращивание, подражание тому, с чем имеет дело наше общество. Если модно иметь самый навороченный гаджет или авто, то «продвинутый» субъект будет работать на него, желая через обладание им самоутвердиться. И не потому, что это заложено в его природу – находить источник самореализации, а потому что так принято, так как наше общество перенимает (погружается в) западные ценности. И главное – уходит, бежит от полноценного осознания этих процессов, осознания того – кем мы можем стать.

Но если погружение будет управляемо, то есть, во-первых, осознанно, во-вторых, расщеплено на составные элементы, в-третьих, реализовано на практике для пользы общества, – его результат будет совершенно иным. Этому вопросу будет посвящена отдельная статья.

 

Таким образом, необходимость разработки данной темы связана с угрозами, которые влекут за собой процессы погружения нашего общества, например, в Запад. Свойственные духу многовековой России традиционные ценности «размываются» уставшей от таковых западной цивилизацией, где все глубже (со времени «Заката Западного мира» О.Шпенглера, «Кризиса современного мира» Р.Генона [12] и мн. других) укореняются элементы «перезрелого разложения», сливающиеся в единую систему начала Конца. Нам важно понять и разобраться в том, почему нас влечет именно туда, какова механика этого движения и что нас ждет в связи с этим погружением.

 

Библиография

  1. 1. Труды А.Г.Дугина, М.Г.Делягина, С.Г.Кара-Мурзы, О.А.Матвейчева, С.Е.Кургиняна, Н.А.Нарочницкой, Л.Е.Гринина, А.В.Коротаева и др.;
  2. 2. Дугин, А.Г. Геополитика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. – 583 с.;
  3. 3. Дугин, А.Г. Геополитика постмодерна – СПб.: Амфора, 2007. – 382 с.;
  4. 4. Делягин, М.Г. Кризис человечества: выживет ли Россия в нерусской смуте? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 413 с.;
  5. 5. Делягин, М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. – М.: Вече, 2008. – 528 с.;
  6. 6. Кравченко, А.И.Социология: учебник – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523 с.;
  7. 7. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка, второе издание, М. – издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, в 4-х томах, Т3., 1882;
  8. 8. Дугин, А.Г. Археомодерн – М., Арктогея, 2011. – 142 с.;
  9. 9. Шпенглер, О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: В 2т. Т.2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. И.И. Маханькова. – М.: Академический проект, 2009. – 764 с.;
  10. 10. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций, АСТ, 2007. – 576 с.;
  11. 11. Дугин, А.Г. Теория многополярного мира. – М.: Евразийское движение, 2012. – 532 с.;
  12. 12. Генон, Р. Кризис современного мира – Изд-во АРКТОГЕЯ, 1991.

 

Федор Смирнов, Центр мир-системных исследований

Статья опубликована в Журнале Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» [Текст]: науч. журн./учредитель ООО «Коллоквиум». — 2012, №8(17). — Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. — ISSN 2222-1484



Опубликовано: 5 ноября 2014

Рубрика: Исследования

Один отзыв на «29. Социология погружения. Часть I (теоретическое обоснование предмета)»

  1. Владимир пишет:

    Начало заинтересовало. Идет,как мне кажется в правильном направлении. Будем посмотреь,что в следующей статье.

Ваш отзыв