Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

От геополитики поверхностного ползания и дележа суш и морей — к геополитике космического полета и «Общего дела»

От редакции: Представляем эксклюзивный материал нашего постоянного автора, доктора философских наук, почетного доктора и члена Ученого Совета Центра мир-системных исследований Батурина Владимира Кирилловича — о сути предмета геополитики, его преодолении и выходе на новый — гораздо более высокий уровень восприятия и осознания мировых процессов.

Статья представляет исключительную ценность в силу того, что наше мышление буквально погрязло в суете текущих дней. Не многие пытаются оперировать категориями геополитической и мульти-цивилизационной плоскости, но то, что находится за пределами социо-культурных процессов, что лежит в природе самого мира, в области бесконечного (для человеческого сознания) космоса — в категориях философии — представить и понять действительно очень не просто. Многие, даже самые известные и признанные современные мыслители, — на это не способны. Такой подход ломает и разрывает стереотипы повседневности, даже самые глубокие.

Представленный материал — сильная, с нашей точки зрения, попытка постичь некоторые грани этого мира, но и проложить тропинку к его центральной части.

* * * * *

 

Философия в любом акте своего постижения истины всегда стремится уйти от уже вскрытых определенностей и идентичностей, она тотально  нацелена на осуществление нового  проникновения в  сущность предмета исследования. Если в качестве такого предмета избрать философию геополитики, то наше авторское понимание сущности  геополитики будет совсем иным, чем принято в настоящее время.  Известно, что чаще всего ее определяют как  различные искусства и практики использования международных политических сил, как  науки о пространственных противостояниях двух главных геополитических субъектов  -  Талассократии и Теллурократии,  стран  (и их блоков) Суши и Моря  и так далее.  Мы считаем такое положение дел принципиально недопустимым анахронизмом. Пора оторваться от поверхности планеты, пора, наконец,  перестать  делить моря и суши, а фактически земные ресурсы. Геополитика плоская, поверхностная, планиметрическая  должна уйти в небытие и ей на смену должна восторжествовать геополитика целостной человеческой цивилизации, для которой все моря и суши, все ресурсы – это возможности для существования и ответственной активности человечества — единого и целостного экипажа космического корабля Земля. Должен же наступить такой момент, когда  земляне осознают простую истину: бессмысленно тратить свою жизнь и энергию ради самоубийственных действий вокруг наживы, порока, вражды друг с другом. Еще Экклезиаст совершенно обоснованно полагал, что богатство, власть, порок и т.д. – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”.

 Жизнь людям дается не для того, чтобы она была потрачена на совершенно пустые хлопоты и суету -  «на погоню за ветром», она должна быть наполнена неким глубинным  и сакральным смыслом. Каким? Этот смысл для всех совершенно прозрачен: пора прекратить   гонятся  за ветром, пора начать заниматься теми неотложными делами, которыми следует заниматься единому космическому экипажу. Забот у него, на самом деле – великое множество! 

Такое понимание предмета философии геополитики, на первый взгляд, кажется неожиданным и непривычным. Но сколько же можно геополитически ползать по поверхности Земли и не замечать космических высей?  Когда же мы, наконец, сумеем  поднять голову к звездам, к великому и необъятному Космосу,  в том числе и для геополитического своего позиционирования? В начале XXI   века уже действительно пора четко и ясно человечеству осознать: либо незамедлительно будет покончено с всякими внутренними распрями на поверхности Земли, либо  «искусства и практики использования международных политических сил» приведут человечество к полному краху и неминуемой катастрофе. Именно поэтому философия геополитики – это, если хотите, одна из последних наук, предметом которой является попытка спасения человечества от внутренних угроз его гибели — от многочисленных угроз  со стороны смертельно опасной части активности самого человечества. В этом отношении философия геополитики – это область научных  исследований с целью определения возможностей спасения человечества от неотвратимо надвигающегося самоубийства земной цивилизации – от ее цивилизационного суицида. Ее – философии геополитики —  предмет – вовсе не какая-то там парадигма, или философия, (концепция)  и прочее относительно такой реальности как  «пространство» (таким пониманием обсуждаемого здесь предмета  любят жонглировать многие зарубежные и отечественные геополитики), а совсем иные «материи» – изыскание фундаментальных теоретико-управленческих стратегических решений для достижения пока одной-единственной цели – сохранения космического корабля «Земля» и его славного космического экипажа  — человечества. Принципиальные различия подходов, на наш взгляд,  вполне очевидны.

Другое важное обстоятельство, на которое мы хотим обратить внимание, состоит в следующем. Поскольку речь идет о философии геополитики, то нужно вполне определенно и недвусмысленно «подобрать» под геополитику соответствующую ей философию. Какая философия из всех возможных вариантов сможет выполнить роль гармоничного  и сущностного «партнера» во взаимодействии с геополитикой? Наш ответ на этот вопрос только один – таким философским дополнением геополитического научного содержания может быть только философия русского космизма. В авторском понимании философии геополитики мы используем замечательный интеллектуальный, антропологический, аксиологический, нравственный, управленческий и др. ресурс, добытый именно  философией русского космизма. Более того, мы утверждаем, что предмет философии геополитики становится в полной мере понятным и определенным только в идентичностях философии русского космизма, в интерпретации геополитики как науки  с ее понятийным аппаратом, исследовательской программой и т.д. только исключительно в сущностном контексте русской космической философии.  Зафиксируем данное положение еще более жестко следующим образом: настоящая философия геополитики – это только та ее содержательная версия, которая целостным образом сопряжена  с философией русского космизма. Укоренение же философии геополитики на принципиально другое философское основание, например, на философию жизни, позитивизм, постмодернизм или экзистенционализм  принципиально закрывает («захлопывает») возможности адекватной трактовки философии геополитики, делает ее поверхностной, нецелостной, ограниченной. Это нетрудно понять, исходя из поверхностного, приземленного характера такого рода философий, «обслуживающих» такие якобы ценности и определенности как эгоизм, индивидуализм, человеческое одиночество, вражду людей друг с другом и т.д. – как хорошо видно,  на роль чего — либо  космического они – эти философии – явно не претендуют даже в принципе…

Тут надо немного развернуть сказанное, наглядно показать весь ужас той философии, на которой геополитика покоится сегодня. Сделаем это. Для этого необходимо только дать высказаться самим творцам философии современной господствующей геополитики – «отцам» философии западноевропейской: Т.Гоббсу, Дж. Локку, Гольбаху, Гельвецию и др. И не надо будет никаких комментариев – все предельно откровенно, цинично, хищно. Итак, предоставим слово «отцам-философам» современной геополитики.

Один из  творцов ныне господствующей  геополитики  -  Гоббс оспаривает представление о человеке как общественном (политическом) животном, из которого явно или неявно исходила предшествующая ему наука. Человек, по Гоббсу изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей, под которым следует понимать не только догосударственное прошлое, но и природную ипостась человека вообще, в том числе и в гражданском состоянии, является война всех против всех. Это значит, что, по Гоббсу, «Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь место». А что же тогда царствует в этом мире?  Т. Гоббс совершенно определен: «Двое, возжелавшие одной вещи, становятся врагами и поэтому внутренние природные причины в людях – для вражды; отсюда мир устроен так, что в обществе идет война всех против всех… все люди от природы  подвержены жадности, страху, гневу и остальным  животным страстям, а все их  действия направлены  на создание собственной выгоды и эгоистической безопасности…». Он же — Т. Гоббс: «Инстинкт хищника  повелевает человеку жить в мире эгоистом, в одиночестве, в условиях свободы делать все, что позволяют обстоятельства, физическая сила, находчивость, желания, определяемые духом вражды и соперничества».

Хорош Гоббс, но не он один!

А теперь — Гольбах: «Жизненная стратегия каждого человека – это стремление к наслаждению без затрат трудовой энергии, что толкает, побуждает людей к присвоению результатов труда других людей».

Вот вам и геополитика так сказать прикладная!  

Но есть еще Гельвеций: «Человеческое общество представляет собой множество существ, пожирающих друг друга».

Есть, наконец, Мандевиль: «Человеку присущи различные пороки , а богатство и процветание государства обеспечиваются  эгоистическими наклонностями людей , их несовершенствами и  низменными побуждениями. Пороки частных лиц – благо для общества, поскольку именно человеческие пороки, страсти, прихоти  способствуют расширению производства и занятости населения».

Никаких комментариев!

Можно еще и еще продолжать цитировать подобные «шедевры», которыми Новое время вот уже на целых пять веков подчинило человечество. Ему, человечеству, не позволяют сползти с тех «правил игры», которые были установлены  Гоббсами и другими ему подобными в угоду алчности,  порока, вражды людей.  Абсолютно прав Ж.Ж.Руссо: «Человек!  Не ищи иного виновника зла; этот виновник – ты сам».

Ясно, что такая философия -  явно не для всех, не космическая, хищническая, не имеет никаких шансов на будущее, она и так слишком надолго всех людей подчинила, ей пора давно на покой и в забвение. Для настоящей геополитики нужна совсем иная философия и она такая – есть!  Истинная философия геополитики – это единство геополитики и философии русского космизма.  Несколько слов – о ней.

По Е.Н. Трубецкому, основное противоречие бытия человека -  «абсолютного в возможности и ничтожного в действительности» — осознание бессмысленности «бесконечного круга всеобщей суеты» предполагает существование «круга бесконечной полноты», о чем свидетельствует тоска по Всеединству, совесть человека. «Полнота жизни как единая цель всего живущего — таков предмет всякого жизненного стремления». Он же: «Каждый человек волен выбирать между телом и духом, богочеловеческим и зверочеловеческим существованием, но невозможно достичь блаженства в жизни «мимо Креста»: «Голгофа, — постоянно длящийся факт нашей действительности, ибо нет той минуты, когда бы не совершалась эта борьба смысла с бессмыслицей, когда бы мир не распинал Бога и Бог не распинался за мир». Об этом же читаем и у Ф.М. Достоевского: «неизбывная установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек — не «фортепианная клавиша», руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе — местоположение его богоориентированной благородной внутренней эволюции, его наиважнейшей способности не только различать добро и зло, но и осуществлять активный осознанный выбор между ними». Он же: «высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того, чтобы человек нашел, сознал, всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я — это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно.  И это величайшее счастье».  Отсюда  и космизм русской философии:  «Космизм – преобладание вселенского над индивидуальным» (С.Н. Трубецкой). Отсюда, из русской религиозной философии,   глубокий и своеобразный, органический, а не индивидуалистический  антропологизм,  в силу чего онтология в русской философии  по сути своей  является антропологией и наоборот;  отсюда столь напряженные размышления в русской философии о смысле жизни, всегда ориентированном на спасение души как условия спасения  всего этого мира.

Все существо русской философии   направлено на восстановление цельности человека, его спасения от разрушающей и полностью подчиненной смерти сиюминутности и суетности жизни.

Отцом философии русского космизма («Общего дела»)   чаще всего называют Н.Ф. Федорова (хотя идеи космизма органичны всей русской философии и  во все времена). Свое учение, называемое «активным христианством», Н.Ф. Федоров понимал как раскрытие «Благой Вести» в ее истинном практическом смысле, который выражается в призыве к активному преображению природного, смертного мира в иной, неприродный, бессмертный божественный тип бытия. По Н.Ф. Федорову, высшим идеалом преображения  (у него это часто называется обожением) мира  является Царство Божье, достижение которого предполагает осуществление целого ряда задач: переход от эксплуатации к регуляции природы; овладение управлением космическими процессами;  совершенствование организма человека; создание общества по типу «психократии» на основе сыновьего, родственного сознания; идея патрофикации, т.е. воскрешения всех прежде живших поколений. Реализация перечисленных выше задач  и мыслится  русским философом как  «Общее дело» всего человечества, осознавшего свою целостность, всеединство, ведущее к всеобщему братству и родству, преодолению «враждебного» состояния  - как в природе, так и в социуме. Преображение человеком себя из «смертного, пожирающего и вытесняющего» существа в само созидающее и бессмертное – вот главное «общее дело» людей.

По С.Л. Франку, этика коллективного человечества («общинность»), или «мы-философия» изначально присуща именно русскому менталитету.  Заметим, что это крайне важное и фантастическое обобщение сути русской философии:  русская философия, в отличие от западной «Я-философии», является, на самом деле, «Мы – философией», а  «Мы – философия» — это идея единого (органичного) Целого, только внутри которого индивидуум может найти свое истинное «Я» и вообще  решение всех проблем. 

Потрясающа философская формула Русского Мира, открытая замечательным мыслителем  Н.Ф.   Федоровым.    Вот эта формула  Русского Мира Великого Всеобщего Человеческого Общежития, или новой Геополитики: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Это и есть предельно сжатая истина русской философии; она по праву может стать  основой Новой цивилизации для всего человечества, поскольку она вовсе    не только для русских, она – для всех:  самой природой призванных жить вместе и дружно на единой планете – космическом корабле «Земля» и быть на нем слаженным космическим экипажем.

Пока все совсем не так…Время покажет, сможет ли человек выбраться из-под завалов, которые сам себе устроил на основе господствующей – ложной и примитивной —  геополитики.  Одним из вариантов  будущего развития может быть глубинное осмысление  Эсхатологической Метафизики, великолепно схваченной   русским  философом  Н.А. Бердяевым, по мысли которого,     человек – не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, а  творец и  изобретатель.  Именно человек довел  мир, в котором живет,  до предельного -  разрушительного и гибельного – состояния и все, что теперь может  делать на своей планете человек должно рассматриваться сквозь призму ухода от катастрофических для мира деяний самого человека. Настала пора человечеству объединять свои усилия  для  героического поведения всех ради одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса.

По Н.А. Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько оно окажется способным именно к героическому своему поведению. Других, более легких и мягких, сценариев у человечества  уже не осталось, слишком грехи его велики и масштабны. 

Еще и еще раз подчеркнем: особо важны для истинной геополитики  философские воззрения Н.Ф. Федорова – именно он  пытается охватить дальнейшие пути развития человеческого сообщества на планете Земля, закладывая основы космической футурологии и геополитики. Не используя термина «геополитика», Н.Ф. Федоров, тем не менее, постоянно, особенно в своей  работе  «Философии общего дела», утверждает необходимость космического управления Землей – системного, постоянного, учитывающего нравственные и духовные начала дальнейшего развития человечества.

Наше авторское понимание философии геополитики развивает базовые идеи философии русского космизма, конкретизирует их относительно современных геополитических проблем. Современная философия геополитики  для  достижения своей главной цели -  решения проблемы определения оптимального магистрального направления развития земной цивилизации -  должна решить целый ряд важнейших задач, среди которых особо выделим следующие.

Человечеству, на наш взгляд, крайне необходима целостная диагностика Планеты и Человечества на предмет главных угроз и опасностей, исходящих от и  до сих пор применяемых практик и активностей человека на Земле – политических, экономических, социальных, духовных и т.д. Угроз, прежде всего,  от разного рода так называемых «искусств  красиво жить в шоколаде», не особо задумываясь о последствиях и о каких-то там потомках,  «искусств» жить по формуле «после нас -  хоть потоп!». Не менее опасны и  всякого рода «поверхностные» разборки за территории, ресурсы, за эгоистические геополитические проекты отдельных стран и их блоков. Время всякого рода плоских (и в прямом,  и в переносном смысле!) маневров раз и навсегда уходит из рассмотрения,  в принципе! Отныне все цивилизационные задачи должны быть решаемы только в одном допустимом формате, а именно: у всех у нас есть один-единственный космический корабль – хрупкий, ранимый, изрядно уже потрепанный, и есть его целостный, принципиально неделимый  космический экипаж – человечество. Все возможные стратегии и управленческие решения должны в качестве абсолютного императива исходить из обозначенного выше формата и никакие из них не должны уходить от только целостного и системного рассмотрения. Целое – это космолет «Земля» и его экипаж – человечество. Только в отношении такого конструкта -  объекта управления -  можно вести речь в философии геополитики. Других – не целостных, частных, локальных, поверхностных и т.д. объектов управления в философии геополитики не должно быть, в принципе!

Самым губительным для людей на Земле фактором (он и до сих пор такой!)  был  только один – эгоизм.  «Эгоизм — это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал Г. Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать  просто нельзя. Человечеству, если оно хочет продлить свое существование, придется незамедлительно и навсегда эту самую «вату» – эгоизм – удалить из всех своих  цивилизационных практик.  Эгоизм – главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (Герцен А.И.). Тогда не удивительно, а вполне закономерно то, что нынешняя, современная цивилизация — принципиально патологическое, анормальное явление, она является цивилизацией «человека, который не получился, который является жалкой  насмешкой на человека» (Ф.М. Достоевский). Современная цивилизация – то ее принципиально патологическое  состояние, при котором «большинство людей умирает, так и не успев родиться» (Ж.- П. Сартр).

 До сих пор человечество, особенно его развитая часть – Запад – живет именно в соответствии с философией эгоизма.  Того самого эгоизма, который доведен философией  Запада  до высшей степени искажения  своей сущности -  до представлений о цивилизационном превосходстве отдельных стран и народов.  В постмодернистских геополитических и политических  определенностях это выглядит, как известно, следующим образом.

Эпоха Просвещения верила в то, что переход из традиционного общества в современное, из архаики в модерн соответствует логике общечеловеческой культуры или общечеловеческой судьбы. Считалось, что  код всемирной истории – это именно всеобщий код, заложенный во всех культурах. Прогресс всегда понимался как принципиально  универсалистский аспект развития человечества, и рано или поздно все  былые этнические и культурные различия призваны  были обязательно исчезнуть.  Вырисовывалась, т.о., картина обезличенной в культурном отношении, но зато демократической… и счастливой в своем финале всемирной истории! Так считалось раньше, что же мы имеем в итоге сегодня?

Современные исследования  привели к совершенно противоположному  выводу: положению   об уникальности развития  западной цивилизации, которая оказалась единственной из всех земных цивилизаций, способной породить  нестабильный способ существования, основанный не на преемственности традиций, а на перманентных   новациях. Это значит, что  постепенно  мораль христианского и просвещенческого универсализма стала заменяться  новой  избраннической,  элитной по своей сути,   моралью – теорией Запада как  избранного народа новейшей эры. Оказывается  счастливый финал относительно будущего – вовсе не для всех, а только для элиты, для Запада и все.  Остальные народы, по сути своей, являются лишь  статистами, лишь зрителями на этом пиршестве жизни во всех ее проявлениях, в том числе в проявлениях политических. Иначе говоря, другие народы –   зрители на этой земле, а не полноправные участники социальных процессов и движений, они — цивилизационный планктон, не более. Это, в частности, означает, что тот же самый эгоистический принцип деления на массы и элиту теперь уже распространяется не только на отдельных индивидов, но и на целые страны и континенты.

 Вторым, не менее обескураживающим,  открытием  современности  было открытие экологических и сырьевых «пределов роста». Оказалось, что на нашей планете не так уж и много ресурсов, а самое главное – они обладают  неприятным качеством  принципиальной конечности, ограниченности. В этом контексте  был сформулирован новый  императив: в условиях экономической перегрузки планеты  и «пределов роста», правом иметь свою собственную  перерабатывающую промышленность и другие атрибуты развитости имеют опять же  не все страны, а лишь те,  чья экономика «выиграла» мировой конкурс  по критериям экономичности, рентабельности, минимальной  энерго – и материалоемкости.  Одним словом, те страны, которые принадлежат к элите этого мира. Это, разумеется, опять Запад. Остальным странам и народам  необходимо «сойти с беговой дорожки» и довольствоваться скромной ролью  поставщиков сырья и  дешевой обслуги.  Т.о., индустриализация, урбанизация и просвещение из универсальных ценностей превращаются в привилегию избранных «любимцев» прогресса – элиту.

 Как видим,  сущностно новоевропейские подходы и принципы ни в чем не меняются, они только имеют  все расширяющуюся практику экспансии на все новые и новые области жизни человеческого общества. Можно со всей решимостью заявить, что западный проект (его иногда называют римским – он ведь еще со времен Древнего Рима внедряется в общество!) принципиально не в чем не меняется. С его точки зрения,  в мире есть рабы и есть господа, есть угнетатели и угнетаемые. Этот проект – западный он или римский – по-прежнему, принципиально  эгоистический и … рабовладельческий. Ему уже несколько тысяч лет! Меняются только инструменты его осуществления – от форм прямого силового принуждения — от кнута и ярма, к более мягким и скрытым формам – демократии неучастия, например. Но главное средство рабовладения, конечно, — это  денежный ресурс, особенно кредитные практики – те  самые практики презираемого всеми ростовщика. Он – эгоист в образе  ростовщика и паразитария -  и в двадцать первом веке живет припеваючи, ничего ему не деется!

  Такая схема мироустройства – рабовладельческая до сих пор -  и порядок формирования политической элиты – рабовладельцев-господ -  привел к тому, что мораль, гуманизм, справедливость исчезли из современной либеральной лексики,  и воспринимаются адептами  нового учения как чуть ли не бранные слова.  Наряду с идеей  рыночного («естественного») отбора все более откровенно проступает идея геополитического естественного отбора, ведущая к опасному выводу: планета должна стать достоянием элиты,  достоянием  только «победителей». Хорошо видно, что в контексте западной философской традиции ни о каком  теперь «космизме» речи не идет, в принципе! В ориентации на западную философию философия геополитики совершенно другая – поверхностная, эгоистическая, конфликтная и т.д. На такой философии будущее для всех и даже для самой цивилизационной элиты не построить…

   Так новоевропейский  либерализм,   превращенный в экономико- центристский  либертаризм  превращается под вывеской красивых теорий типа теории элит  в апологетику  естественного рыночного отбора во всем и везде. По сути дела,  такой подход отказал большинству людей в  праве на  полноценную жизнь -  экономически «незаинтересованное» большинство  рассматривается  элитой мира сего  как  никому не нужный планетарный балласт, от которого надо просто избавляться. С такой  цивилизацией у нас есть только один финал – трагический.

Философия русского космизма и, согласно нашего подхода, философия геополитики,  ориентирована на синтетическое видение  всей   реальности, на восприятие  человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения не только земного, но и космического  мироздания. В этих целях необходимо реализовать несколько фундаментальных идей, таких, как  идея  всеединства живого и косного вещества, идея незавершенности развития мира и человека и, как следствие,  идея преображения мира как смысла  человеческой жизни, идея  человечества как органичной части космоса, идея «перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» (В.И. Вернадский), идея вечности  жизни  как время существования преображенного человечества – богочеловечества,  идея единства микро- и макрокосма, идея восприятия  человека в качестве космоурга, художника мира, творца, человека  как «устроителя и организатора Вселенной» (В.С.  Соловьев),  идея глобальной земной цивилизации как единого социоприродного комплекса и т.д.  В основе философии русского космизма  — восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть, переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего.

 Даже этого мизерного обзора идей философии русского космизма  вполне достаточно, чтобы увидеть принципиально новые горизонты предмета философии геополитики. Она предстает теперь в такой трактовке как фундаментальная теория управления целостной земной цивилизацией — нашей Планетой — космическим кораблем с находящимся на его борту таким же настоящим  космическим экипажем – всем человечеством. Именно такой – действительно целостный (а значит – философский!), именно такой -  истинно  космический -  взгляд на философию геополитики действительно  преодолевает ее сегодняшние (на самом деле – позавчерашние!)  поверхностные определенности вокруг затянувшегося дележа морей и суши  в рамках геополитики со старым предметным своим содержанием. Геополитике пора переключится на иные исследовательские цели и задачи — на научное постижение  возможностей человека как «устроителя и организатора Вселенной». А для этого ему нужно стать космическим и перестать ползать. Новая геополитика требует от него полета во всем: в целях, в совершенствовании самого себя, в превращении сегодняшнего -  враждующего и неуправляемого  — сообщества в единый экипаж. И таких сложных задач – великое множество! Но никто, кроме нас самих,  их не решит. В наше историческое время все как раз и решается: сможет ли человек  этот рубеж пройти или нет? Есть ли у него будущее или он уже «сдулся»?

Время покажет…  

 

Батурин В.К.,
профессор кафедры социально-гуманитарных наук
Московского банковского института,
доктор философских наук,
академик РАЕН


Опубликовано: 6 марта 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Интересное в сети, Исследования, Россия и Мир, Человек в современном мире

Один отзыв на «От геополитики поверхностного ползания и дележа суш и морей — к геополитике космического полета и «Общего дела»»

  1. Андрей пишет:

    Статья хорошая, добрая, но наивная-борется с ветряными мельницами. Человек существует в качестве конкретного биологического существа, а сам его вид- плод биологической и социальной эволюции. В смысле мозгов каждый человек весьма сильно отличен от других. В этом смысле единство человечества- пустая мечта. Человечество неоднородно и не едино. В биологизме происхождения и существования человека и есть принципиальная неустранимость его т.н. эгоизма ( а значит и геополитики в ее земном понимании). Оттуда же принципиальная невозможность всяческих коммунизмов. Из сказанного совсем не следует, что у человека нет общих целей сохранения жизни на планете Земля и самой планеты, что нет и не может быть планов освоения космоса… Могут и должны! ( существуют же международная комическая станция!). Но без глупых идей и без фанатизма!

Ваш отзыв