Русский Бастион» Статьи » Силы специальных операций США и их деятельность в Сирии и в других странах Ближнего Востока
Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Силы специальных операций США и их деятельность в Сирии и в других странах Ближнего Востока

Бывший советник  Министерства обороны США по Силам специальных операций Уаде Ишимото (Wade  Ichimoto), заявлял, что  военнослужащие этих  сил разбросаны по всему миру, но  они являются  панацеей для разрешения наиболее сложных оперативных задач в  ситуациях, которые предстают перед руководством страны в любом конце света, в любое время дня и ночи, в том числе операций  по борьбе с терроризмом».  

Интервью английской газетае «Гардиан», август 2017 года.

Уаде Ишимото (Wade  Ichimoto) также заявил, что Силы специальных операций США были созданы около 40 лет назад на основании изучения опыта и уроков, возникших в 1976 году и в 1980 году при проведении двух операций по освобождению заложников. В качестве удачной операции он назвал операцию израильских коммандос по освобождению заложников в аэропорту Entebbe в Уганде.  В качестве неудачной операции  была названа операция американских коммандос 1980 году при попытке освобождения заложников в основном американцев в Тегеране в Иране. Анализ успехов и недостатков при проведении обеих операций привел к тому, что в США были созданы хорошо подготовленные, дисциплинированные  Силы специальных операций, способные бороться с терроризмом, освобождать заложников и решать более сложные задачи. Эта информация дала повод создать в вооруженных силах США Объединенного командования специальных операций (Joint Special Operations Command), на которое возложены задачи разработки и проведения специальных операций во многих странах мира, в том числе в Афганистане, Ираке, в Йемене, Сирии, Сомали, в  Пакистане и в других станах.   Эти Силы в настоящее время в десятки раз больше по численности сил, которые были в 1980-х годах. Сейчас эти силы  насчитывают от 6000 до 8000 человек разбросанных по 80 странам мира и включают в себя подразделения морских котиков (Navy SEAls), зеленые береты (Green berets), Рейнджеры (Rangers) и Delta Force.

За последние полгода Силы специальных операций США провели в пять раз больше операций в странах, в которых США не ведут боевых действий, в том числе в Йемене, Пакистане и Сомали, чем это было в течение шести последних месяцев правления администрации Б. Обамы. Показателем более внимательного отношения президента Трампа к Силам специальных операций являются большие затраты финансовых средств на обеспечение деятельности этих Сил. Хотя эти силы составляют менее 5% от общей численности вооруженных сил США,  в них насчитывается около 50% всех потерь американских военнослужащих, начиная с конца 2015 года. Так, например, в период правления Трампа в ходе ночных операций в Йемене погиб один военнослужащий Сил специальных операций из состава морских котиков и 10 человек гражданских специалистов.  Если ранее стоимость подготовки одного солдата для сил специальных операций составляла около 1млн. долл., то в настоящих условиях она составляет около 1,5 млн. долл. 

По оценке  Уаде Ишимото (Wade  Ichimoto) военнослужащие Сил специальных операций отличаются от других солдат армии США большей мобильностью, достаточно высоким  уровнем боевой подготовки, знанием одного – двух иностранных языков, большой способностью приспособления к незнакомой обстановки в различных странах мира. Они отличаются   большей устойчивостью к воздействию иностранной пропаганды и необычной смелостью и решительностью в принятии решений. По мнению некоторых специалистов, большим  недостатком этих военнослужащих считается их значительная утомляемость и нахождение их всегда в повышенной степени боевой готовности к переброскам в различные районы и регионы мира.     

Согласно документов Пентагона и уставов ВС США Силы специальных операций созданы  для решения специфических задач в интересах достижения военно-политических, экономических и психологических целей на территориях иностранных государств и в географических районах, представляющих для США особый политический интерес.

Силы специальных операций способны решать поставленные задачи совместно с силами общего назначения и самостоятельно при подготовке и проведении различных операций.  Действия сил специальных операций являются нелегальными, имеют тайный характер и осуществляются под непосредственным контролем военно-политического руководства США.

Боевые возможности Сил специальных операций существенно отличаются от возможностей сил общего назначения. Организационно силы специальных операций  состоят из небольших, гибких, маневренных формирований, оснащенных с учетом их специфики специальными видами вооружения, военной техники и аппаратуры. Они способны вести самостоятельные боевые действия без дополнительной поддержки в сложных, неопределенных и быстро меняющихся условиях обстановки. Их личный состав  проходит тщательный предварительный отбор и по его результатам кандидаты направляются в центры специальной подготовки для обучения  специальными навыками и иностранным языкам.

Военнослужащие этих сил обладают двумя и более военными специальностями. Принятый в состав Сил  личный состав имеет достаточно высокий уровень физической подготовленности и натренированности, обладает разносторонними навыками в военных и технических дисциплинах, они постоянно поддерживают и совершенствуют уровень своих знаний по странам и регионам возможного боевого применения,   изучают и совершенствуют знания  иностранных языков.

По оценкам специалистов, Силы специальных операций способны: быстро развертываться в назначенных районах, а в процессе развертывания оперативно реагировать на изменение обстановки и действия объекта воздействия. Они могут   использовать для решения боевых задач специальные средства связи, позволяющие им  скрытно проводить операции в сложных условиях при ограниченной поддержке; организовывать и иметь постоянную связь с помощью имеющихся у них средств связи; при боевой необходимости поддерживать связь с  Объединенным командованием специальных операций (Joint Special Operations Command), а через него  взаимодействовать со структурами Государственного департамента  США, ЦРУ и другими федеральными агентствами  и ведомствами  США; оценивать обстановку в  районах проведения операций и оперативно представлять свои оценки  вышестоящему командованию; они могут при необходимости  проводить свои специальные операции во взаимодействии с силами общего назначения, силами авиации и союзниками; входить в рабочие контакты  с гражданской администрацией и с населением страны, где проводятся оперативное мероприятие.

Специалисты отмечают, что военное руководство США в условиях обострения обстановки в различных странах и в особенности в странах находящихся в кризисных районах – в  Йемене, Пакистане,  Афганистане, Сирии, Иране и Ираке -  уделяет значительное внимание подготовке и развитию Сил специальных.

В связи с высокой вероятностью возникновения новых угроз национальной безопасности США, Силы специальных операций рассматриваются командованием вооруженных сил и Советом Национальной Безопасности (СНБ) США  в качестве  наиболее эффективного инструмента реагирования на кризисные ситуации в различных регионах мира. Они способствуют реализации национальных интересов Соединенных Штатов. Поэтому военное руководство США уделяет неослабное внимание наращиванию специальных возможностей Сил специальных операций  в интересах решения своих задач национальных задач.

Специалисты отмечают, что  возрастание роли и места Сил специальных операций  в реализации положений Национальной военной стратегии США обусловлено изменением характера вооруженной борьбы. Это гибридные войны, которые сочетают элементы «классических» войн и действий повстанческих сил, партизанских формирований и Сил специальных операций. В связи с этим в Пентагоне современные боевые действия условно делят на две категории: традиционные и иррегулярные. К традиционным действиям относится противоборство группировок регулярных войск (сил) с применением огня и маневра.

Иррегулярные боевые действия представляют собой противоборство между государственными и негосударственными субъектами за власть и влияние на население. В ходе таких действий более слабый противник будет стремиться избегать крупномасштабных операций и сосредоточит свои усилия на скрытно подготовленных и внезапных столкновениях и нападениях с привлечением террористов-смертников. Иррегулярные боевые действия могут проявляться в таких формах, как действия повстанческих сил, терроризм, организованная преступная деятельность, пропаганда, дезинформация, диверсии.

В разрабатываемой концепции ведения политической войны «Противодействие нетрадиционным способам ведения войны» (Counter-Unconventional Warfare) подчеркивается, что Силы специальных операций являются основным компонентом ВС США, который может быть успешно использован при ведении такого типа войн. Предполагается, что Объединенное командование сил специальных операций будет планировать и координировать данную деятельность в глобальном масштабе, а Объединенные командования в зонах – на региональном уровне. При этом командования Сил специальных операций на театре войны будут заниматься решением своих неотъемлемых задач, а также  участвовать в организации действий своих войск (сил) в границах региона действия.

В ходе разработки этой  Командованием определены основные компоненты новых  угроз национальной безопасности США. К ним командование относит; состояние и перспективы развития вооруженных сил государств противников (как специальные войска, так и силы общего назначения); государственные военные формирования – силы внутренней безопасности, полиция, пограничные войска; повстанческие группировки, партизанские формирования, преступные группировки (а также хакеры).

С учетом анализа опыта иррегулярных действий в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии сделан вывод о необходимости создания объединенных органов управления, предназначенных для планирования и осуществления операций по противодействию применению нетрадиционных способов. Специалисты отмечают, что этот орган может  быть «гибридным», поскольку в его состав предполагается ввести представителей Сил специальных операций и сил общего назначения, а также различных органов управления США, их союзников и партнеров. Управление ими может осуществляться через создаваемую разветвленную глобальную систему боевого управления и связи.

В официальных документах Пентагона подчеркивается, что для обеспечения управляемого развития обстановки в мире по приемлемому для США сценарию они должны обладать подавляющим военным превосходством, иметь вооруженные силы и специальные формирования, способные решать задачи любого масштаба. Формы их применения подразделяются на несколько типов: военного сотрудничества; сдерживающие действия; реагирование на кризисы и ограниченное применение вооруженных сил и их применение в операциях и кампаниях. При этом Силы специальных операций планируется  использовать во всех видах военных конфликтов.

По мнению американцев, роль Сил специальных операций в военном сотрудничестве и сдерживающих действиях в мирное время является основной. Их применение осуществляется совместно с федеральными агентствами и ведомствами США. Уникальные боевые возможности Сил специальных операций  используются в рамках как операций ВС США, так и для поддержки действий федеральных агентств и ведомств США, государств союзников и партнеров или международных организаций, в первую очередь  НАТО.

В целом деятельность Сил специальных операций  в области военного сотрудничества с дружественными государствами и сдерживания противников направлена на создание условий для достижения целей, предусмотренных оперативными планами командующих зональными объединенными командованиями  ВС США.

Что касается использования Сил специальных операций  на Ближнем Востоке в том числе в Ираке и Сирии, то об из задачах и предназначении можно судить и речи президента Б. Обамы, которую он произнес несколько лет назад, в 2013-2014 годах. Он отметил, что несмотря на то, что большинство террористических организаций на Ближнем Востоке были созданы при содействии американцев и их помощи. В частности, при активном образовании и создании США  организации  ИГИЛ, бывший президент США Барак Обама, выступая на ряде конференций и международных форумах, где отрицательным образом относился к созданию этой враждебной миру организации и заявлял о необходимости борьбы с нею и доведению дела даже до ее полного разгрома. Он отмечал, что борьбы с ИГИЛ может занять у США и их союзников не менее 5-10 лет. Однако, ссылаясь на отрицательное отношение населения страны к ведению американцами наземных боевых действий с привлечение к участию в них американских сухопутных сил Обама заявил что он заявил, что он не будет посылать наземные войска на Ближний Восток для участия там в боевых действия. Далее он отметил, что для вооруженной борьбы с ИГИЛ в Ираке туда  будет направлен ограниченный контингент сухопутных войск и только для «обучения и поддержки» созданных иракских формирований. Американские Силы специальных операций будут там (в Ираке) находиться и решать возложенные на них задачи в полном объеме. Однако в последующем Обама разрешил Пентагону направить в Сирию только 50 военнослужащих из состава Сил специальных операций. Главными задачами этих Сил на тот момент   были задачи по ведению разведки деятельности сил ИГИЛ и подготовке данных для нанесения бомбовых и ракетных ударов  по противнику. 

По заявлению главы американского Центрального Командования генерала Иосифа Волте (Joseph L Volte)  США Объединенного командования специальных операций (Joint Special Operations Command),  (Настоящей стратегией США  в Сирии за последний период было и остается оказание давления на различные группировки поддерживаемые США при развитии наступлений на крупные города страны занимаемые в настоящее время сторонниками ИГИЛ.  Кроме того генерал заявил, что в Сирии находится около 500 военнослужащих Сил специальных операций, действующих по своим планам и что он был и остается против посылки в Сирию дополнительных группировок американских наземных войск, поскольку за эим решением американского президента будет лежать последующая эскалация военных действий в Сирии.

Что касается направленности действия подразделений Сил специальных операций в Сирии, то по оценкам бывшего Министра Обороны США Эштона Картера, образцом деятельности подразделений Сил  явилась глубинная операция  по захвату и освобождению заложников, а также мероприятия по уничтожению нескольких лидеров и членов из высшего персонала  ИГИЛ. Картер,  в частности, обратил внимание на операцию, начатую в Сирии в 2014 году и законченную в 2015 году против группировки возглавляемой  Abu Sayyaf. В ходе этой операции был захвачен сам Abu Sayyaf, который  был финансовым специалистом ИГИЛ и отвечал за торговлю (продажу) нефти и газа в Турцию и предпринимателям в Сирии. Доход от ежедневной продажи этих продуктов  составлял около 1млн. долл.  в день. Кроме того, была захвачена его жена Abu Sayyaf и члены его семьи. В связи с тем, что   Abu Sayyaf располагал ценной  информацией по добыче и продаже этих углеводородов, руководством Сил специальных операций в Сирии было принято решение не отправлять ни его, ни его жену в лагерь-тюрьму  Гуантанамо на Кубе. В ходе жестких допросов американцам удалось   получить необходимую разведки информацию по клиентам ИГИЛ в названных выше  странах. Подводя итог по данной операции, Министр обороны высоко оценил действия группы Сил специальных операций, назвав ее достаточно успешной, а полученную  информацию важной и крайне полезной для американской коалиции действующей в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Дополнительно стало известно, что в входе операции  спецназовцами  было убито 18 боевиков из 45 находившихся в месте дислокации террористической группы. Однако в операции  не удалось ни уничтожить, ни захватить  самых важных и главных лидеров ИГИЛ.

Роль Сил специальных операций при реагировании на кризисы и при ограниченном применении ВС США заключается в небольших по масштабу и продолжительности тактических действиях: бои, удары, рейды. При этом командование Сил специальных операций  на данном направлении выполняет ключевую роль в ходе реагирования на региональные кризисы. С этой целью в его оперативное подчинение передаются формирования, перебрасываемые с территории США. В ходе ограниченного применения ВС США командование  Сил может осуществлять руководство подчиненными  частями и  группами  с передовых пунктов управления или назначить своего представителя в штаб объединенного оперативного командования.

 При планировании и применении вооруженных  группировок  США в операциях и кампаниях, на Cилы специальных операций  возлагаются  решение целого ряда оперативных задач таких как: ведение диверсионно-разведывательных мероприятий; нанесение ограниченных по масштабу и продолжительности ударов, другие оперативные  действия, проводимые в целях захвата, вывода из строя или уничтожения объектов на контролируемой неприятелем территории. Силы также выполняют мероприятия по ведению специальной разведки, а также мероприятия проводимые  с применением специальных средств,  скрытно или под легальным прикрытием в целях добывания или проверки сведений стратегической или оперативной важности.

Силы также решают задачи по противодействию распространения и возможного применения химического оружия и другого оружия   массового поражения Противодействие терроризму – операции, направленные на ликвидацию террористических организаций, их ячеек и отдельных членов. Силы спецопераций осуществляют в Сирии и в Ираке поддержку действий повстанческих сил. Эта деятельность, осуществляется на контролируемой правительственными войсками  территории в целях организации подпольных и партизанских организаций, в том числе  неподконтрольных правительству вооруженных формирований, предоставления возможностей движению сопротивления или вооруженным повстанцам для нарушения работы и свержения правительства или оккупационной администрации, либо ее принуждение к принятию желаемых решений.

В Сирии и в других странах Ближнего Востока  Силы специальных операций США оказывают помощи членам американской коалиции государств, действующих по планам американцев  в обеспечении внутренней безопасности, а также оказывают  содействие американским союзникам  в борьбе с подрывными действиями оппозиционных сил, повстанческих, террористических, преступных организаций и в противодействии другим угрозам внутренней стабильности. Такая помощь вероятнее всего может оказываться как без направления в их зоны ответственности американских войск, так и при их непосредственной поддержке, без участия или с участием в боевых действиях.

Не менее важные задачи решают американские Силы специальных операций в информационном обеспечении боевых действий и в распространении тенденциозной и ложной информации среди населения на занятых террористами ИГИЛ. Военнослужащие Сил специальных операций  в интересах оказания влияния на моральное и эмоциональное состояние населения, убеждения граждан стран, проживающих   на занятых террористами территориях стран Ближнего Востока и Сирии. Военнослужащие Сил специальных операций оказывают непосредственное воздействия на правительства и чиновников этих районов, на деятельность других иностранных правительств, организаций, групп населения и отдельных личностей таким образом, чтобы это способствовало достижению военных и политических целей США.

Усилия военнослужащих американских Сил специальных операций также направлены на  обеспечение постоянных связей с гражданской администрацией и населением. Эти  действия, имеют цель н улучшения условий оперативной обстановки, заключающиеся во взаимодействии с гражданской администрацией и населением страны, где осуществляются  операции. Их задаче является   выявление и нейтрализация активных  граждан, создающих напряженную обстановку среди лояльных к США  граждан и их последующая нейтрализация или полная зачистка обстановки.

Другие задачи, которые могут решать в Сирии и в других станах Ближнего Востока   военнослужащие  американских Сил спецопераций операций  включают задачи по освобождению и эвакуация заложников; оказание гуманитарной помощи; противодействие незаконному обороту наркотиков, пиратству и другим видам преступной деятельности национального, регионального и глобального масштаба; поисково-спасательные операции, детальные допросы военнопленных и провокаторов.

Военное руководство США считает, что большинство оперативных задач имеют ряд особенностей, которые не могут быть решены без реализации уникальных возможностей Сил специальных операций.

По данным различных источников информации и разведки, боевики из запрещенной в РФ организации ИГ продолжают активно действовать в различных районах Сирии. Так в  республике продолжают функционировать боевики в районе местечка Хараста в восточной Гуте провинции Дамаск, где боевики организации «Джейш Аль-Ислам» неоднократно отличались провокациями, в том числе обстрелы из минометов позиций правительственных войск в данном районе.   В  окрестностях поселения Айн-Тарма продолжались бои между частями САА и группировками «Файлак Аш-Шам» и «Джебхат Фатх Аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в РФ).

В провинции Латакия отмечалась активная работа сирийских ВВС. По данным военного источника, авиация работала в районе Туркоманских гор на севере региона. Ранее боевики «Тахрир Аш-Шам» обстреливали северные районы Латакии из артиллерийских установок. Авиация ВВС Сирии наносила  удары по позициям террористов и в соседней провинции Идлиб в районе поселения Махамбаль, а также близ города Джиср Аш-Шугур. В свою очередь  у границы с провинцией Хама российские ВКС наносили удары по сосредоточению боевиков, действующим в этой местности.

По данным военных источников, силы СДС взяли под контроль мечеть к западу от школы Хамида. А согласно  данным агентства Damascus Now, боевики «Тахрир Аш-Шам» обстреляли позиции САА в районе поселения Хадр на севере провинции Эль-Кунейтра. В ответ сирийская армия нанесла артиллерийский удар по дислокации террористов в окрестностях населенного пункта Джабаса Аль-Хашаб.

Только простое перечисление мест и районов действия боевиков из различных террористических группировок и групп свидетельствует об упорном сопротивлении боевиков всех мастей и типов правительственным войскам Ассада. Анализируя ход боевых действий в названных выше областях Сирии можно с уверенность утверждать, что такая активная деятельность террористов в республике постоянно поддерживается американским советниками и специалистами из американских Сил специальных операций. Как была сказано выше, одной из главных задач американских военнослужащих находящихся  на Ближнем Востоке и в том числе в Сирии и Ираке, является задача подготовки и поддержки союзных или дружественным с американцами формирований. Практически в каждой из перечисленных  выше организаций и групп просматривается рука американских специалистов, отвечавших за обучение и их подготовку, а также видно и поставляемое боевикам наступательной оружие и боеприпасы.

 

Таким образом, Силы специальных операций рассматриваются как наиболее оперативный инструмент американского реагирования на кризисные ситуации в различных регионах мира и, в частности,  в странах Ближнего Востока, они также так же являются   эффективным средством формирования благоприятных условий для реализации национальных интересов США.

 

Яковлев Григорий Дмитриевич

Генерал- майор, профессор  АВН,

Атташе по вопросам обороны в Посольстве России в Вашингтоне

31 октября 2017 года

 



Опубликовано: 7 февраля 2018

Рубрика: Глобальный кризис, Исследования

Ваш отзыв