Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Философия Иосифа Волоцкого

Преподобный Иосиф Волоцкий
(в миру — Иоанн Санин)
 1440-1515,
один из вдохновителей учения о Святой Руси
как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия,
глава иосифлян.

 

Совсем немного о жизни Иосифа Волоцкого (Иоанна Санина). В двадцать лет Иоанн, избирая путь иноческих подвигов, оставляет родительский дом и уходит в пустынь близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Однако монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими, и по благословению старца Варсонофия он уходит в Боровск, к преподобному старцу Пафнутию. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и в 1460 году постриг его в иночество с именем Иосиф.

Иосиф провёл в монастыре преподобного Пафнутия около 18 лет. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия в 1477 году Иосиф был рукоположен в иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.

Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомышленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.

В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель: «Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединённой келейной молитве, всегда памятуя, что «похоти ленивого убивают» (Притч. 21, 25). Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других – его постоянной одеждой было простое, холодное рубище, обувью ему служили лапти из древесных лык.

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии.  Не менее известна его хозяйственная деятельность, имевшая целью укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия.

Посещая 31 октября 2009 года, в праздник обретения мощей преподобного, Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал, что «Иосиф Волоцкий  был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения».

Теперь можно начать разговор о философии Иосифа Волоцкого – о философии настоящей, которой сам преподобный следовал всю свою жизнь и вел к ней людей своим примером и деяниями. В статье о Ниле Сорском на нашем портале мы писали, что часто в российской истории его делали якобы сторонником «жидовствующих», отождествляя последних с  иосифлянами. На самом деле все совсем не так! Величайшим религиозным и философским подвигом преподобного Иосифа стало как раз обличение ереси «жидовствующих», пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Поясним это обстоятельство более подробно.

Известно, что еще к святому равноапостольному князю Владимиру  приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство, но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов. После этого, пишет преподобный Иосиф, «Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, Диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород». О чем пишет Иосиф Волоцкий? Дело в том, что в  Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича прибыл иудейский проповедник Схария (Захария). Схария и его приспешники внушали  недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли «самовластием», то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения,  толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых,  к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия. Если бы не было принято решительных мер – «погибнуть всему православному христианству от еретических учений». Так был поставлен вопрос историей.

К сожалению, великий князь Иоанн III, обольщенный «жидовствующими», пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Более того, все приближённые князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру Митрополита Московского был поставлен еретик Зосима. Фактически на самой верхушке власти произошел переворот в вере, в ценностях, в нормах, традициях, в культуре и если бы не подвиг Иосифа Волоцкого, история нашей страны была бы иной…

Преподобный Иосиф Волоцкий стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого отца Иосифа, здесь возник «Просветитель», создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные антиеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, «тетрадки». Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 — 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся «жидовствующие» — хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви. В 1503 году Собор в Москве под влиянием святого Иосифа и его учений принял «Соборный ответ» о неприкосновенности церковного достояния: «понеже вся стяжания церковная — Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу». Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и «Сводная Кормчая» — огромный свод канонических правил Православной Церкви, начатый преподобным Иосифом и завершённый митрополитом Макарием. 

 Но главные слова о ереси «жидовствующих» мы еще вообще не сказали! Поясним: говорить  об этом явлении нужно не столько в привязке к минувшей истории, сколько с позиций настоящей реальности сегодня! РФ сегодня – это, во многом,  территория именно жидовствующих! Для нашего исторического времени именно проблема «жидовствующих» крайне актуальна: во времена Нила Сорского и Иосифа Волоцкого их попытка захватить и подчинить своей воле Россию и русский народ  - не получилась, а вот в конце XX века «жидовствующим» удалось слишком много! Давайте поподробнее посмотрим на их деяния тогда, чтобы увидеть их проявления сегодня. О. Платонов в Энциклопедии «Русская цивилизация» пишет, что продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, не верили  преславному Воскресению Христа, не признавая и всеобщего воскресения мертвых, отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы. Особенно ненавидели они русское монашество, которое в большинстве своем дало решительный отпор всем попыткам еретиков одержать вверх. Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере. Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат: жидовствующие священники совершали Божественную литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам преп. Иосифа Волоцкого, «нельзя и написать». Пользовались они и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства. Как подчеркивает О. Платонов, в организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность, проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни; формирование системы «учитель — ученик» обязательно вне традиционных православных представлений. Являясь непримиримыми врагами Христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри…

А теперь, уважаемые читатели материалов нашей Карты развития о русской философии, ответьте на один вопрос: разве это не описание дней наших сегодняшних? Разве в наше время не повторяется то, что уже было во времена Нила Сорского и Иосифа Волоцкого? Тогда, правда,  наши великие Духовники и философы отстояли Россию и ее народ, сегодня, увы, картина, скорее,  противоположная…Проявлений побед и торжеств современных жидовствующих, которые правят свой бал на просторах нашей страны – хоть отбавляй! А главное наше поражение и преклонение жидовствующим состоит в том, что очень многие люди сегодня пошли  за ними как за поводырями – к «ценностям» жизни «гламурной и в шоколаде», к сытному корыту, к пороку и алчности,   к господству  философии так называемой «реальной» жизни  эффективных менеджеров и маркетологов. Ну-ну, если это – философия, то всем нам «не светит» вообще ничего: ведь истинная философия начинается только там, где человеку сытного корыта уже крайне мало…   

 А теперь о якобы  лютом противоборстве «нестяжателей» и иосифлян, которого, на самом деле…не было! Так искусно было спрятано в анналах истории их совместное противостояние против третьей стороны – против именно этих самых «жидовствующих»! Давно показано, что  ошибочное мнение о «разномыслии» двух великих руководителей русского иночества конца XV – начала XVI столетий – преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, которых представляют обычно в исторической литературе как родоначальников двух «полярных» направлений в русской духовной жизни – внешнего делания и внутреннего созерцания -  на самом деле  глубоко неверно! Преподобный Иосиф в своем «Уставе», подобно Уставу Нила Сорского,  дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения преподобного Антония Печерского через преподобного Сергия Радонежского до наших дней. Более того, оба «Устава» — и Нила Сорского и Иосифа Волоцкого -  пронизаны требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человечества. Предтеча идей русской космической философии уже здесь присутствует и господствует! А преподобные Иосиф и Нил — духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов преподобного Сергия, философы – единомышленники! Это подтверждает и то, что преподобный Иосиф высоко ценил духовный опыт преподобного Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.

Если же говорить о разногласиях между двумя этими сторонниками единства церкви и государства, то следует говорить лишь о «тактических», а не стратегических несовпадениях взглядов. Например, «нестяжатели» во главе с преп. Нилом Сорским (получившие также название «заволжские старцы»), унаследовавшие византийскую традицию исихазма, имели строгое мнение об отсутствии какого-либо имущества не только у отдельного монаха, но и у обители в целом. Идея христолюбивой нищеты запрещала членам скитов «быть владельцами сел и деревень, собирать оброки и вести торговлю», в противном случае, иной образ жизни не соответствовал евангельским ценностям. Сама же Церковь виделась «нестяжателями» как духовный пастырь общества с правом независимого мнения и критики княжеской политики, а для этого нужно было, как можно меньше зависеть от богатых пожалований светской власти. Понимание монастырской жизни «нестяжатели» усматривали в аскетическом молчании, уходе от мирских забот и в духовном самосовершенствовании иноков.

Несколько по-иному смотрели на проблему монастырского землевладения «иосифляне». Крайне негативно относясь к личному обогащению, они поддерживали богатство монастырей как источник социальной благотворительности и православного образования. Монастыри соратников преподобного Иосифа тратили громадные, по тем временам, средства на поддержание нуждающихся. Один только основанный им Успенский Волоцкий монастырь ежегодно тратил на благотворительность до 150 рублей (корова тогда стоила 50 копеек); материальную поддержку получали свыше 7 тысяч жителей окрестных деревень; при монастыре кормилось около 700 нищих и калек, а в приюте содержалось до 50 детей-сирот. Такие большие затраты требовали больших денег, которые Церковь, сохраняя свою независимость, могла получать самостоятельно, без княжеских подаяний. Вот для чего нужны были материальные ресурсы – для поддержания народа, п не ради обогащения самих служителей церкви! Более того, в  отношении к отступникам от строгих правил общежития Иосиф Волоцкий был более суров, чем «нестяжатели», имевшие мнение, что с еретиками следует дискутировать и перевоспитывать их. В ересях Иосиф видел не только угрозу православной вере, но и государству, что следовало из византийской традиции «симфонии», т. е. паритетного сотрудничества светской и церковной властей как двух сил одного тела. Он не боялся выступать против еретиков как обычных уголовных преступников даже тогда, когда им благоволили Иван III и некоторые заблуждающиеся церковные иерархи. 

В конце концов, прения двух духовных течений, выражавшиеся в многочисленных письмах и посланиях оппонентов, нашли свой выход на церковном соборе 1503 года. Сторонники Нила Сорского и Иосифа Волоцкого (сами они также присутствовали на соборе лично!) взаимно осудили ересь жидовствующих и прочее отступничество от православной веры. При этом «нестяжатели» выступили против преследования еретиков, но их позиция оказалась в меньшинстве. Что касается церковного землевладения, то «иосифлянам» его удалось отстоять, мотивируя свое право «Константиновым даром» и другими юридическими актами православных (и не только) монархов, подтверждавшими дарения и неприкосновенность церковных земель от времен византийского императора Константина Великого (IV век н.э.). Активно принимавший участие в работе собора Иван III пытался провести секуляризацию земель Церкви в обмен на денежную компенсацию и хлебное содержание (что привело бы Церковь к падению авторитета и поставило бы ее в сильную зависимость от княжеской власти), но внезапно поразившая его тяжелая болезнь остановила это, казавшееся вполне реальным, событие.

Спор «нестяжателей» и «иосифлян» продолжился после собора и смерти преподобных Нила и Иосифа. Постепенно «иосифляне» взяли верх, особенно после 1522 года, когда их представители стали неизменно занимать митрополичий престол. В отношении некоторых видных «нестяжателей» начались притеснения, в результате чего, «мирный» этап споров закончился и к середине XVI столетия многие скиты «заволжских старцев» опустели. И все же это нельзя назвать противостоянием, т. к. сам спор носил характер истинного христианского смирения. Так, А. В. Карташев подчеркивает, что «тихая бесшумная победа «иосифлян» очень показательна. Показательно и тихое, пассивное отступление «нестяжательства»». В Западной Европе, например, несколько подобный духовный спор вылился в Реформацию с ее 150-летними кровопролитными религиозными войнами.

Одержавшие верх «иосифляне», не отринув лучшего от нестяжательства, утвердили Церковь как самостоятельный, независимый от светской власти институт, но наметили, при этом, тесное сотрудничество с государством, приблизив последующую «симфонию» в их отношениях. В то же время, в исторической перспективе, постоянное усиление абсолютной власти монархии привело к ее желанию подчинить критический голос Церкви своим интересам, что и реализовал в XVIII столетии Петр I. (Об этом мы еще поговорим не раз!)

Надо отметить, что преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, был активным общественным деятелем, сторонником единого и неделимого, сильного и централизованного Московского государства. Он – один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как «Третьем Риме» старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии».

Итак, философия Иосифа Волоцкого – религиозная (православная), государственническая, нравственная, гуманистическая, симфоническая, конструктивно-созидательная, патриотическая, активно-наступательная… Как нам сегодня не хватает таких личностей и такой философии! Страна ныне подвергается чудовищным атакам со всех сторон и по всем направлениям и многострадальной России очень-очень нужны современные Нилы и Иосифы…

И они обязательно появятся!

 

Батурин В.К.,
доктор философских наук,  академик РАЕН,
почетный доктор Центра мир-системных исследований

 

Продолжение следует…



Опубликовано: 5 февраля 2016

Рубрика: Россия и Мир

Ваш отзыв