Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Философия русской идеи как путь к подлинной России

Батурин В.К.,
доктор философских наук,
академик РАЕН,
профессор кафедры
социально-гуманитарных дисциплин
Московского банковского института

 

Наиважнейшей национальной задачей сегодня является сохранение и подлинное развитие России, о главной сути  этой цели лучше всего сказал  наш философ  XX века А. А. Зиновьев: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически  значимой  величины в сложившихся  беспрецедентно страшных  условиях.  И необходимое условие для этого –  объективно-беспощадное понимание насущной  реальности». 

Что же это за «объективно-беспощадное понимание насущной  реальности», в которой мы все живем – реальности,  которая относится отнюдь не только к России, а ко всему миру в целом? Или иначе: каковы эти  смертельно-удушающие  всех нас  мировые идентичности, которые не выпускают из своих объятий всю земную цивилизацию и нас россиян в том числе?  

У великого русского  писателя и философа Л.Н. Толстого есть замечательное объяснение  этих обезличенных идентичностей (он их называет темным ОНО) как неких страшных пут, не позволяющих человеку быть человеком, стране – страной, обществу — обществом,  государству – государством…Л.Н. Толстой устами Пьера Безухова  в  «Войне и мире»,  в эпизоде  с его расстрелом, напомним,  задает  следующий удивительно пронзительный вопрос: «Кто же это… казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто. Это был порядок, склад обстоятельств. Порядок какой-то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его».

Точно такой же обезличенный  нынешний мировой порядок (о его особенностях и главных чертах речь  впереди – с идентичностями этого «порядка» тоже замечательно разобралась именно русская философия!) планомерно, методично, по заранее продуманным планам и алгоритмам уничтожает сегодня нашу страну и для ее спасения, для  выживания в этих  «беспрецедентно страшных условиях» Россия должна, прежде всего,  выйти (да нет -  не выйти, а воистину вырваться!) из убивающего ее мирового порядка!  В этом мировом порядке  нашей Родине уготована в лучшем случае роль колонии, сырьевого придатка, роль периферии, не более. Именно такой ее сейчас делают нынешние наши правители-временщики, всякие либералы и западники. То что сегодня выдается за Россию —  это  вовсе не Россия, совсем  даже не ее тень; для построения же ее истинной необходимо  начать следовать своим базовым, своим почвенным идентичностям – СВОЕЙ КУЛЬТУРЕ, СВОЕЙ ФИЛОСОФИИ, СВОИМ ТРАДИЦИЯМ, СВОЕЙ ЭКОНОМИКЕ, СВОЕЙ ПОЛИТИКЕ, СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ… Чужестранных вариантов миропонимания и устроения – от марксизма до либерализма – мы все уже «наелись», понесли от них огромные потери и жертвы, сколько же можно!  

Подлинность, идентичность настоящей России должна задаваться своими почвенными ценностями, традициями, идущими из глубины веков, из нашей тысячелетней истории, из сакральных и родных источников. – ведь культура, держава, народ, власть – это всегда некая аксиоконструкция – либо настоящая, либо ложная. Что имеем сегодня?   В Центре научной политической мысли и идеологии (руководитель – С.С. Сулакшин)  составили список исторически воспроизводимых идентичных ценностей России, а рядом противопоставили им анти-ценности, навязываемые нам нашими западными «партнерами» со времен перестройки (на самом деле  много-много раньше – об этом ниже). Выяснилось, что сейчас в России  господствует такая, с позволения сказать, «аксиоконструкция»: на первом месте стоит индивидуализм вместо коллективизма, конкуренция вместо солидарности, прагматизм вместо альтруизма, культ денег вместо нестяжательства, «свобода от» вместо «свободы во имя» и так далее. По всем ключевым графикам развития страны  мы видим только  падение, а так называемый  либеральный эксперимент – это, на самом деле, очень  уродливая, архаичная структура национальной экономики, построенная  на вывозе из страны всякого «сырого» сырья, убийственная кредитно-денежная политика, вкладывание российских активов в ценные бумаги тех государств, которые являются геополитическими противниками, прямое убийство собственной науки, образования, культуры, литературы… Идя этим путем страна просто скоро исчезнет с карты мира! Поэтому в стратегической программе развития России сегодняшнего дня – модернизация страны в полном соответствии с замечательными  идеями и прозрениями нашей  великой национальной философии. В чем же эта русская философская программа восстановления и развития нашей подлинной многострадальной Родины,  без которой Россия уже совсем не Россия, а нечто совсем непотребное (как в наши нынешние, увы,  времена)?

Национальная идея  русских, согласно представлениям уже  другого великого писателя и философа – Ф. М. Достоевского,  необычайно глубока.  В чем же она?   В неодолимой жажде!  В жажде  иной, совершенной жизни, в жажде иного, совершенного мира и вырастающей из этого неизмеримой по силе попытки творческого преображения данного в желаемое и взыскуемое сердцем. Философ подчеркивал, что жизнь для русского человека  всегда была полна сакрального, священного, мистического устремления, нацеленного на поиск “потаенного бытия”, сокрытого смысла вещей, — в этом плане русский ценностный мир  принципиально  шире наличествующего бытия. Незначительные, обыденные задачи русскому человеку,  как правило, не нужны. “Всё есть, а вместе с тем ничего нет” — чисто русское восприятие  мира, когда человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма, и в своем идеально-типическом ценностном выражении устремлен в будущее, в бытие, где будет больше смысла, правды, абсолютной  справедливости.  Ему нужно достижение абсолютной цели – Царства Божия, где мудрость человеческая, преходящие ценности века сего есть, выражаясь словами другого нашего философа — Льва Шестова, безумие пред Господом. Это означает необходимость идущего изнутри, глубинного  преображения как индивидуального человека, так и целого социального строя с главной направленностью всех изменений к соборной, духоносной гармонии. Чисто русская идея -  единство людей, основанное на свободе и любви, единство  как  согласие личных свобод ради возможности раскрытия божественного начала в человеке.

Почему, например,  так ненавистны любому русскому человеку всякие современные «жучки-паучки» — воры-олигархи, обнаглевшие от жадности чиновники, смехотворная  и ничтожная богема,   умеющая, якобы, «шоколадно жить» в рыночных реалиях? Они – сплошь временщики, обыватели, люди вообще не из русского мира, занятые исключительно своими «шкурными» делами, всякими яхтами, золотыми унитазами,  поверхностным заимствованием чужих идей и подражанием всегда и во всем; им нет дела до   преображения своей страны, они смешны и уродливы. России нужна другая элита, суть которой можно задать одним только словом: настоящая. Но ее пока нет…пока.

Заметим: Ф. М. Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей – «живых мертвецов»), светится еще идеал правды, добра и красоты. В мире, преклонившемся перед Зверем Апокалипсиса, в мире чистогана, утилитарной пользы, в мире отчужденности, разъединения, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского, а от себя добавим: это и есть именно толстовское понимание идентичности ОНО —  то устроение мирового порядка, тот свод обстоятельств, который нас и губит сегодня), в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, – в этом расколотом мире, по словам Достоевского, «ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». На Западе — царство антихриста, считал он и  призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (духом отчужденности). Призвание, к сожалению,  пока совершенно нами не исполненное, но «еще не вечер»! Только у  одного Достоевского можно  найти десяток   главных мыслей  о философии развития России, целокупное содержание которых вполне являет собой  полноценную и обоснованную государственную программу  возрождения нашей Родины; в силу их чрезвычайной важности, остановимся на их анализе более подробно.

Чаще всего о главных причинах системного неблагополучия современной России говорят как о следствии политических катастроф 1917 и 1991 гг.; такого рода представления слишком поверхностны и ошибочны. А каков «диагноз» российских проблем у  Достоевского?  Его замечательные прозрения на этот счет  не только актуальны и глубоки, но  и крайне  необходимы для истинного развития  нашей многострадальной Родины.  Все плохое в России, согласно его воззрениям,  началось с Петра I; в письме своему другу, выдающемуся русскому государственному деятелю, чьим советам следовали императоры Александр III и Николай II,  Константину Петровичу Победоносцеву, он писал: «Культуры нет у нас (что есть везде), дорогой Константин Петрович, -  а нет – через нигилиста, Петра Великого». Именно он, по мысли Достоевского, «расторг духовное единство нации и обрек «верхний культурный слой» на искусственное, фантастическое, можно сказать – пародийное, существование». Иначе говоря, трагедию развития России Достоевский видит в утере истинно национальной элиты, ориентированной на собственные ценности и идеалы, на служение российскому народу и государству. Со времен Петра I и до сих пор наша элита -  совсем не наша, страной управляют сплошь западники, для которых по-прежнему кумир и идеал – именно  Петр I – человек, огромная  разрушительная роль в истории развития России которого давно уже доказана многочисленными исследователями.

Итак, у истоков глубинных  проблем развития страны стоит  личность Петра I, но  в дальнейшем эту мысль философ существенно дополняет, записывая в своей предсмертной тетради: «Нигилизм явился у нас потому, что мы все нигилисты». И в этом нет ничего удивительного: какая же может быть активность российских граждан в различных проектах и программах, осуществляемых так называемой российской  элитой, главным образом ради самой себя, а после «трудов праведных» – в Испанию или Англию на постоянное место жительства?  И наоборот: мы все знаем из нашей истории о том, на какую активность, на какую жертвенность, на какой подвиг готов пойти наш народ, если этого требуют высшие цели и идеалы российского государства и его народов. Отсутствие сегодня гражданской активности и участия в судьбе государства у большинства россиян – подлинная лакмусовая бумажка принципиальной ложности, абсолютной не русскости большинства  практик управления сегодняшних западников и временщиков. Народ пойдет до конца только за настоящей властью, за настоящими целями и ценностями развития страны и народа; разве так трудно понять эту простую истину?

Какую же Россию надо строить всем нам,  по Достоевскому?  В «Дневнике писателя», он говорит, что нам необходимо строить вселенскую церковь, или «русский социализм»,  «…цель и исход которого всенародная и вселенская церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее». Что такое русский социализм, по мысли философа? Совсем не то, что теперь понимается под ним! Русский социализм – это достижение такого нравственного состояния, «когда все будут поступать по совести», такого состояния, «когда не будет двух нравственностей: для государства и для частного лица» (все это,  как известно, обсуждается в келье  Зосимы в романе «Братья Карамазовы»). Иначе говоря, концепция развития  России у философа – вовсе не экономическая или политическая, как сегодня, а нравственная, этическая.  Современные модернизаторы нашей страны и близко не подошли к истинному содержанию того, что необходимо современной России! Тысячи раз прав наш гений – на самом деле  никогда  и ничего не сдвинется с  мертвой точки  в решении всех наших кричащих проблем, пока  у власти российского государства будут править бал разного рода «ловкие ребята» типа сердюковых, чубайсов, авенов,  а в наших поселениях верховодить  криминальные паханы – сплошные цапки, цапки, цапки… О какой программе развития России  можно говорить в условиях всеобщего нравственного хаоса, в состоянии почти полного отсутствия собственной,  национальной культуры  и при всепоглощающем раздрае относительно неоспоримых отечественных ценностей? О каком благополучии может идти речь, если в нашем общем доме – сплошной  пожар и кровавая война всех против всех?

Еще очень важная мысль: по Достоевскому, главный инициатор и исполнитель  процессов  в развитии  России – это  ее верховная власть, более того – самодержавие, которое должно стать орудием нравственного переворота. Подчеркиваю: нравственного и никакого другого! Власть России должна быть безукоризненно нравственной, и только тогда она будет реальной властью! А одновременно воровать и при этом якобы править на Руси не получится – либо одно, либо другое!  Главная задача здесь, по Достоевскому,  – внести в исторические формы государственности и управления «внеисторическое нравственное содержание».  Так все внешне просто, но как бесконечно далека власть современной  России от этого именно нравственного содержания своей активности!  На Руси главная активность – власть, и формула русского управления: по совести, не грозя, вместе со всеми. Решение русского вопроса должно осуществляться, прежде всего, исключительно  в этическом формате! Это значит, например, что Анатолий Сердюков никак не может быть забыт  и прощен в своих разрушительных деяниях и тем более не может получать новую сытую должность вопреки всеобщим народным представлениям об этом субъекте и его будущем! И таких безнравственных, крайне разрушительных  для  нашего государства, кощунственных примеров действий властей сегодня — великое множество!

Достоевский  в своем «Дневнике писателя» за 1877 г. высказывает очень важную формулу осуществления  процессов развития России – исключительно постепенных, преимущественно внутренних, а не внешних, принципиально этических и нравственных, а не социально-экономических: «…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина…Мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б  этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные». О чем здесь сказано для нас? Мировое переустройство – это, прежде всего,  «выделывание человека»; новое будущее достигается только тогда, когда,  стремясь к идеалу человеческого общежития,  каждый будет стремиться приблизить к  нему самого себя. В социальных и прочих модернизациях необходимо сопряжение внутренних (личностных)  и внешних  (социальных) факторов человеческого поведения. По-другому ничего и никогда не получится, предупреждает Достоевский!

И еще: «Прежде чем проповедывать людям: «как им быть», покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного – не понимаю!». Комментарии к этим словам Достоевского здесь совершенно излишни – на контрасте можно только вспомнить о современной, с позволения сказать, российской элите, о тех позорных скандалах, которые сопровождают всю эту тусовку каждый день и каждый час…

В самом начале этой статьи мы говорили, что русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и немедленной пользы; по мысли философа,  эта мысль выражена еще более замечательно: « Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Chacun pour soi et Dieu pour tous» («каждый сам за себя и бог за всех»). С такой формулой никакое гражданское учреждение долго не проживет…». И дальше: «…общественных гражданских идеалов, как таковых, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих сами по себе, в виде отдельно половинки, таких идеалов…нет вовсе, не существовало никогда, и не может существовать!».

 Вот она – истина изнутри! Вот она — абсолютная философия развития   России… и не только, а философия развития  всего человечества! Настоящее развитие  – это восстановление нравственности, это жизнь всех по совести, и, пока устремлённость к этой цели не разовьётся, другие проекты и проектики – пустое занятие, суета сует! Потому данная концепция и является абсолютной.  

От себя добавим: современный  мировой кризис  – это кризис той  принципиально примитивной и ущербной онтологии и той  радикальным образом деформированной системы ценностей, которая   и завела человечество в цивилизационный тупик. Мировой глобальный кризис чаще всего рассматривается  как только кризис экономический и финансовый — нет ничего более далекого от Истины, чем утверждения подобного рода!  На самом деле мировой кризис потому и разразился, что человечество слишком надолго задержалось в принципиально отжившей, экономоцентристской своей цивилизационной конструкции – в том самом ОНО, где царствует только нажива, где хорошо только мысли о  «спасти животишки». Еще заметим:  абсолютно неважно, в какой конкретно экономике мы все задержались – Смита, Кейнса или Хайека. Важно только то, что человеческое сообщество до сих пор соизволило пребывать в онтологических конструкциях, генерированных господствующим экономическим началом и только, выбросив из цивилизационного строительства все другое – духовное, нравственное, интеллектуальное.  Пора осознать, что любая, даже самая наилучшая экономика,  принципиально не способна задать адекватную онтологическую и аксиологическую  конструкцию для существования подлинного человека, поскольку для решения этой принципиально целостной, принципиально философской  задачи у всех экономик, вместе взятых, нет достаточных средств и инструментов. Уважаемые экономисты принципиально не должны решать задачи подобного класса – сложные задачи, в которых ставятся вопросы о базовых цивилизационных практиках человека, о целях развития мирового сообщества, о том будущем, которого нам всем бы хотелось достичь, о правилах поведения и ценностях человека на этой планете. Все это принципиально мировоззренческие, принципиально философские материи, а вовсе не экономические. Мы недавно написали работу по данной проблеме, суть которой хорошо станет понятной здесь непосредственно из ее названия – «Экономика как разрушенная философия». Вот каков вектор восстановления истинного человека, такого же общества, подлинной жизни и т.д. – от экономических начал построения цивилизации к целостной и глубокой философии!

      Если быть еще более точным, то мир  до сих пор пребывает даже не в экономических, а, по Аристотелю, в хрематистических конструкциях, принципиальная особенность которых состоит в том, что главной целью ведения хозяйственной деятельности объявляется не удовлетворение насущных потребностей с наименьшими затратами (как в экономике, по Аристотелю), а, наоборот, максимально затратная практика для безграничного личного эгоистического обогащения. Мировое сообщество проживает в настоящее время в онтологии именно Хрематистики, фундаментальной особенностью которой (и именно это замечательно понимал еще великий Аристотель!) является только один глобальный процесс – постоянного катастрофического саморазрушения с всё нарастающими последствиями и проявлениями. Тогда вовсе не надо удивляться, что мир непрерывно трясет и лихорадит — цивилизация именно такая, какую мы сами построили.

Завершая изложение некоторых идей Достоевского о путях развития России, нельзя пройти мимо следующей – четкого выражения им самой сути нашей русской  национальной идеи: «Стать русскими,  во-первых,  и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то…надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой… Став самими собой, мы получим, наконец,  облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея…».

Заметим: в анализе проблем  развития подлинной России мы пока остановились только на философских взглядах в основном, Ф.М. Достоевского, а ведь есть еще множество других великих русских философов, которые своими мыслями давно начертали контуры пути развития России к своему подлинному состоянию, к своей подлинной русскости. Например, отечественный философ  К.Н.Леонтьев, утверждавший, что    «на Западе возобладал самый худший сорт людей – буржуа»? О коренных пороках  западной цивилизационной конструкции писал и  А.С. Хомяков, утверждавший, что католицизм перенес в святилище веры полный механизм банкирского дома и произвел на свет божий ту онтологию, которая стала господствующей сначала в Европе, а затем и во всем мире.  А русский философ Н.А. Бердяев является  автором плана Эсхатологической Метафизики, суть которого в самом простом изложении такова: человек довел мир, в котором живет, до предельного – разрушительного и гибельного – состояния.  Теперь человечеству  необходимо объединять свои усилия для героического поведения всех ради только одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. Других, более легких и мягких (негероических) сценариев у человечества уже не осталось. Такая вот философия получается! Русский философ Н.Ф. Федоров начертал всем нам гигантскую  и абсолютную философию истинного развития — как России, так и всего мира одной-единственной своей формулой будущего человеческого общежития: «Не для себя, не для других, а со всеми и для всех».  Почему именно так? По Федорову, все просто: Земля – космический корабль, а человечество — его экипаж. Вот и все! Какая открывается ПАНОРАМА для истинного движения вперед, какая в ней глубина!

Настало время действовать,  именно эту – свою собственную, свою отечественную  философию делать программой реального Возрождения  истинной России.   Тогда и только тогда сможем мы, по уже упоминаемому нами А. А. Зиновьеву,  «выжить в качестве исторически  значимой  величины в сложившихся  беспрецедентно страшных  условиях».   

Изложенное в данной статье – лишь миллионная доля того, что может дать русская философия всем нам для нашего дальнейшего движения в БУДУЩЕЕ. Пора, наконец,  создать настоящий Федеральный Национальный Исследовательский Центр,   скажем «Центр Россиеведения» (о такой науке в свое время мечтал и многое для ее становления сделал Д.И. Менделеев – не только великий химик, но и великий русский философ, в таком своем качестве мало кому в России известный…), в котором следует собрать лучших ученых и мыслителей (они и сегодня у России есть, но чаще всего совсем не востребованные ныне господствующим порядком и действующей властью, для которой такого рода Центр, конечно, совсем не нужен)  для выработки Программы развития России именно на почвенных философских началах (идентичностях). Пора, наконец,  перестать обезьянничать ЧУЖОЕ, помня во всем и всегда истину, сформулированную еще одним русским философом – К.Н. Леонтьевым: «Дух народов — не заимствуется!». 

 



Опубликовано: 22 ноября 2015

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир, Человек в современном мире

Ваш отзыв