Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

К.Э.Циолковский – космический человек по прозвищу Птица

1042500_html_3a1bf080К.Э. Циолковский,  играя с детьми,   любил залезать на крыши, заборы, деревья и частенько прыгал с высоты, чтобы испытать ощущение полета.  Вроде бы деталь, ан нет, в ней  -  отражение того Целого, что характеризует Циолковского как личность, как ученого, как философа, как гражданина. Очень скоро, в сентябре этого года,  – юбилей этого великого человека; чем не повод вернутся к анализу того, что и как  сделал Он для всей  земной цивилизации.  Именно об этом – данная статья.

 

Вопреки всем обстоятельствам

 

     Глухота К.Э. Циолковскому, как известно,  помешала поступлению в школу. Этот момент в своей жизни он сам так описывает:  «Понятно, что моя глухота, с детского возраста лишив меня общения с людьми, оставила меня с младенческим знанием практической жизни, с которым я пребываю до сих пор. Я поневоле чуждался ее и находил удовлетворение только в книгах и размышлениях. Вся моя жизнь состояла из работ, остальное было недоступно».  И что из этого, скажете Вы?  А то, что,  не проучившись в школе ни одного года,  этот человек, самостоятельно, сдав соответствующие экзамены,  в 1879 году становится ни кем–нибудь, а  именно  учителем!  Причем хорошим учителем,  учителем даже страстным!

  Другой его пожизненной  страстью стала склонность к творческому труду руками, поскольку из бумаги, сургуча  и картона  он мог  делать  многие удивительные вещи: игрушечные коньки, домики, санки, часы с гирями, бегающие игрушечные локомотивы,  модель экипажа с ветряной мельницей, причем последняя игрушка   легко ходила по доске против ветра! Прекрасно работал на разных станках, неплохо чертил, делал сам необходимые приборы и оборудование, причем на свое сверх скромное учительское жалование!

В 14 лет он сам изучил школьную арифметику, с 15 лет мысль о металлическом аэростате засела  в мозгу Циолковского,  поскольку идеи  о летательных аппаратах логически приводили  его к идее постройки самолета тяжелее воздуха, вообще к бескрылым аппаратам — дирижаблям с металлической оболочкой.   В 17 лет исключительно самостоятельно прошел курс дифференциального и интегрального исчисления и свободно смог решать  задачи по аналитической механике. 

 Даже для  того,  чтобы  улучшить  свой собственный  слух, Константин Эдуардович прибегал  к изобретениям и открытиям: из специального пузырька с водой, который он всегда  носил с собой,  Циолковский своим пальцем вводил в наружный слуховой канал немного воды, утверждая, будто при этом «образуется искусственная барабанная перепонка».  Слуховые трубки, присланные из-за границы, он все забраковал  и выбросил, а затем  сам смастерил себе воронки из жести, причем несколько из них – длиною больше   метра.

 Но все это – работу учителем, свое изобретательство и др.  сам Циолковский не считал главными занятиями в своей жизни. Он всегда считал себя не изобретателем, а теоретиком и философом.  Для него высшим проявлением своей активности  в мире было воображение и… фантазия, полет мысли! Константин Эдуардович   сам замечательно объяснил всю технологию («кухню») своего интеллектуального творчества: «Сначала неизбежно идут мысль и фантазия. За ними шествует научный расчет. И уж, в конце концов,  исполнение венчает мысль. Нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия».

Что же подарил этот замечательный человек миру и человеческой цивилизации?  Очень немало!  Судите сами.

 

 

Главные достижения Циолковского

 

Это Циолковский  на чердаке своего дома построил первую в мире примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.  Он ее называл по простому —  «воздуходувкой».

 Это Циолковский  первым в мире изобрел и стал осознанно применять  аэродина­мические весы, провел  с их помощью первые опытные исследования сопротивления воз­духа. Российский «Вестник опытной физики» опубликовал расширенное описание его опытов, признав их важными  основами  экспериментальной аэродинамики.

Это Циолковский  первым в мире не только предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. 

Как  в этом эпизоде узнаваема до сих пор наша Россия!  Всему западному или  иноземному – абсолютно  зеленая дорога, а в своем Отечестве – ни ученых, ни  пророков как бы и нет, зарубежных специалистов – новых Шварцев —  надо приглашать  в  Сколково, в  Нанотехнологии и др., а свои,  не менее даровитые и творческие  ученые пусть идут «на дверь» – в охранники!  В этом  – вся Россия до сих пор, вернее, ее политика – политика  все время  пялить глаза на прогрессивные Европы, лебезить  и пресмыкаться перед ними, а своих собственных  гениев -  не только не замечать, а  гнобить,  гнобить, гнобить!

Это Циолковский  первым в мире подчеркивал, что  «воздухоплавание сделается богатством всех народов. Не будет человека, который бы прямо или косвенно не получил выгоды от аэростата… Человечество приобретет новый всемирный океан, дарованный ему как бы нарочно для того, чтобы связать людей в одно целое, в одну семью…» И еще: «…если осуществится наша мечта и человек полетит по воздуху, это будет огромным революционным переворотом. Ведь тогда сотрутся все границы между народами,  и международные отношения при­мут совершенно другой вид».  Он проникся убеждением, что,  в конце концов, именно  атмосфера станет, «главным средством сообщения к обыденному перемещению людей и гру­зов».  И как оценили этот вклад великого ученого в развитие воздухоплавания?  А никак!  8 августа 1904 г. в Санкт-Петербурге прошел съезд воздухоплава­телей, после которого К.Э. Циолковский  с горечью отмечал:  «А меня обошли!».

Это Циолковский  первым в мире  детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы потом были использованы Николаем Жуковским при создании теории расчета крыла.

Это Циолковский  первым в мире для автоматического регулирования воздушным поле­том  в 1893 г. предложил использовать вращающийся волчок (гироскоп),  чтобы облегчить летчику его напряженную работу. Тем самым на шестнад­цать лет опередил американского инженера Эльмера Сперри, построи­вшего на этом принципе автопилот. «Когда достигнут автоматической управляемости, — писал К.Э. Циолковский, — вернее — автоматической устойчивости (продольной и поперечной) совершенства двигателей, тогда аэроплан будет самым безопасным способом передвижения, потому что воздух — среда однообразная и приспособиться к его свойствам легче, чем к бесконечно разнообразным и часто неожиданным свойствам дороги».

Это Циолковский  первым в мире,  заботясь о быстроте наземных передвижений,  при­шел в 2О-х годах к смелому замыслу, получившему во второй половине века не только признание, но и практическое воплощение в виде бес­колесного транспорта, опирающегося на упругую и эластичную воздушную «подушку».  Это и есть   «эффект Циолковского» -  именно  так назвал  такой  принцип передвижения  транспорта А. Л. Чижевский. Транспортные средства передвижения на воздушной подушке – это тоже гений Циолковского!

Это Циолковский  первым в мире в  1926-1929 годы  решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского.  Именно он выяснил, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. Да, он не все факторы учел, на практике нужно еще учитывать притяжение небесных тел и сопротивление воздуха, там, где оно есть, но это никак не умаляет его  заслуг.

Это Циолковский  первым в мире  нашел оригинальный выход  в движении реактивных аппаратов в космосе — ракетный поезд, многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение.  Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. Именно об  его знаменитая статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами».  И что же?  Только  через не­сколько лет  удалось пристроить ее в петербургский журнал «Научное обозрение». Статья увидела свет, несмотря на сопротивление цензуры (!), в майс­ком выпуске за 1903 г.

 Это Циолковский  первым в мире  особое внимание уделил ожидаемым перегрузкам на организм на начальном этапе полета,  а так же способам преодоления их последствий, борьбе с невесомостью.

Это Циолковский  первым в мире  четко и ясно сказал: «Планета есть колыбель разу­ма, но нельзя вечно жить в колыбели».  И еще: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».  Каково?!

Это Циолковский  первым в мире,  не имея практически никаких приборов,  рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли — это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на этих высотах и происходят современные космические полеты.

Это Циолковский  первым в мире закладывает основы  астроботаники, с убежденностью отстаивая идею разнообразия форм жизни во Вселенной.

Это Циолковский  первым в мире в 19О5 г.   написал статью «Второе начало термоди­намики», в которой  подверг критике исходные положения и выводы учения об энтропии, доказывая, что во Вселенной существует беспрерывная пери­одическая повторяемость явлений, обратимость энергетических процессов, рассеяние энергии сменяется концентрацией и наоборот.  И что же? Рукопись попала на рецензию профессору Санкт-Петербургского университета О. Д. Хвольсону  и получила (как и следовало ожидать) крайне отрицательный отзыв.

Это Циолковский  первым в мире  предложил «выдвигающиеся внизу корпуса»  колеса, опередив создание первого колесного шасси в самолете братьев Райт.

Это Циолковский  первым в мире,   словно догадываясь о будущем открытии лазера,  ставил следующую инженерную задачу – фактически задачу  именно сегодняшнего дня: космическую связь с помощью «параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны, электрических или даже световых…». Не было ни одной счетно-решающей машины, да и потребности жизни не взывали еще к спасительному могуществу числовых абстракций, а Константин Циолковский предсказывал: «…математика проникнет во все области знания».  И точно: сегодня у нас абсолютно все «на цифре».

Это Циолковский  первым в мире   взорвал  до конца геоцентризм в социально-историческом сознании и ука­зал на объективную необходимость выхода человечества в мировое простран­ство. Неслучайно, что наш поэт-мыслитель Валерий Яковлевич Брюсов о Циолковском сказал следующие замечательные слова: «Поистине только русский ум мог поставить такую грандиоз­ную задачу — заселить человечеством Вселенную!».

Даже всего вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы совершенно обоснованно сказать: «Да, Циолковский – это гений, это космический человек!». Но мы еще не сказали о главном – о Циолковском как философе.

 

Космическая философия космического человека

 

Но,  как мы уже говорили, сам Циолковский отмечал в качестве  главных своих достижений …  философские работы, которых у него  было написано более двухсот!  Циолковский не был бы самим собой, если бы он не развивал особую философию. Какую? Разумеется, космическую!
Да, он развивал   именно «космическую философию», которая опирается на его идею «атома» — бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Для него гражданином Вселенной был не человек, а некий «атом-дух», неизвестный науке элемент мировой субстанции, который имеет свойство ощущения, который  может  испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. Человек, по Циолковскому, — это всего лишь совокупность «атомов-духов», и его назначение, космический долг — действовать так, чтобы «им» (атомам) было хорошо.  Именно для этого человек и должен выходить в космос.     Такое  вот  мировосприятие.  По Циолковскому,  каждого человека посмертно ожидает «непрерывная радость» — «счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни». Более того, он  сводит посмертную жизнь к бесконечным трансформациям комбинаций атомов-духов, в том числе тех, из которых состоит тело человека. Они могут «воплощаться» в тела высокоорганизованных существ космоса, где только и будут испытывать «субъективную радость». А времени между воплощениями для них нет, атомы-духи его субъективно не ощущают, хотя бы в физическом смысле прошли миллиарды и более («биллионы биллионов») лет.  Циолковский детализирует: внутренний мир умершего не воспроизводится, он «истребляется» смертью.  Встреч с родственниками или друзьями в загробной жизни не будет, космическая этика отказывает человеку в том, что обещает ему христианство, — в бессмертии души. Отвергая претензии на личное бессмертие, К.Э. Циолковский включает человека в бесконечные космические круговороты.  Посмертное спасение человека, по Циолковскому, состоит в бесконечной жизни составляющих его атомов-духов, которые он рассматривал как единство материального и духовного начал, сводя к ним и человеческую душу. Загробное счастье обеспечивается для всех — добрых и злых, праведников и грешников. Свои представления К.Э. Циолковский считал более утешительными, «чем обещания самых жизнерадостных религий». Идея Циолковского состояла в том, что нужно преобразовать Вселенную, заполнить ее высокоразвитой жизнью, и тогда всем «атомам-духам», а значит, человеку будет хорошо, комфортно. Для этого нужно переделать сначала земную, затем и космическую жизнь.  Как это сделать?  По Циолковскому,  с помощью …гениев, поскольку именно гении являются двигателем человеческого прогресса.  И, соответственно, чем больше людей, тем больше нарождается гениев. Им он отводил почетную роль «производителей». Циолковский прямо писал о том, например, что гениальный и физически совершенный мужчина-производитель должен оплодотворить  около тысячи женщин.  Таким образом,  по Циолковскому, род людской постепенно придет к гармонии и совершенству…  Не будем судить философа за это его положение, время покажет, кто прав, кто виноват, но в России, например, сегодняшние  демографические проблемы уже стандартными способами не решить, нужны  новые подходы и прорывы…

У Циолковского как у философа  есть множество и других неоднозначных  решений, скажем  весьма  странная идея освобождения человека от… страстей.  Он считал, что на смену любви, ревности, ненависти и прочих душевных «недугов» придет эпическое спокойствие Будды, вечно пребывающего в нирване. Эмоции, полагал ученый, унижают человека и мешают ему жить.

Или еще: космос, по Циолковскому, представляет  единый живой организм. К.Э. Циолковский провозглашал принцип монизма, который у него означал единство материального и духовного аспектов Вселенной, живой и неживой материи, единство человека и космоса, то есть включенность его в ритмы космической эволюции, выводимость этических норм из метафизики космоса, то есть единство знания и морали. Вот такая космическая философия!

Космическая философия  Циолковского предполагает  так же расселение человечества  в  Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем — полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Изменится и физическая основа человечества, которое из «вещественного» превратится в «лучистое».

Изучение мировоззренческой концепции К.Э. Циолковского показало, что она является не чем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор рассматривал в качестве «более оптимистической», чем все остальные.

К.Э. Циолковский настаивал на существовании абсолютной истины в этике, которая заключается в нашем желании, чтобы «каждому чувствующему существу было всегда хорошо». В качестве абсолютной истины выступает этический императив, выражающий благо.

         Циолковский полагал, что космос буквально кишит жизнью, причем наша форма существования довольно примитивна. Он верил, есть другие цивилизации, которым болезни, смерть, нищета не знакомы. Населяющие космос следят за нами, как бы дают землякам возможность пройти путь развития до их уровня. В случае необходимости они даже готовы нам помочь…  Есть планеты, на которых жизнь значительно старше нашей, обитатели этих планет подобны людям, только более совершенны. Однако большинство обитателей космоса «приноровлено к жизни в эфире», то есть устроены принципиально не так, как мы, они состоят из несравненно более разреженной материи.  Роль этих «могущественных и мудрых» существ во Вселенной огромна.  Именно Они способны изменять мир. Отсюда и идея эволюции, направляемой космическим разумом, — она  важнейшая для К.Э. Циолковского. В современной науке эти мысли пока не находят подтверждения.  Более того, сейчас приобрела популярность альтернативная точка зрения — об отсутствии в нашей Галактике высокоразвитых цивилизаций или даже нашем полном космическом одиночестве. Проблема остается открытой, научный поиск может принести любые, в том числе ошеломляющие, сюрпризы.

Приложил свой гений Циолковский к ныне модному и широко известному,  сформулированному именно нашим мыслителем  антропному принципу,  в котором прослеживается не только объектный аспект (наше существование,  обусловленное свойствами Вселенной),  но и деятельностный  аспект (мир таков, какой он есть как преобразуемый космическим разумом).

Органически завершают космическую философию Циолковского  целых два  принципа космизма.

 Первый — знаменитый принцип «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной», который формулируется в связи с эволюционными трансформациями совокупностей атомов-духов, из которых и  состоят разумные обитатели Вселенной.

Второй, сформулированный им вслед за Н.Ф. Федоровым, дополнительный по своему сущностному содержанию: «Судьба Вселенной зависит от преобразующей деятельности разума».

Наибольшие атаки критиков Циолковского вызывают его идее избавится от несовершенных форм жизни. Что это значит?  «Чтобы не было никаких страданий ни для совершенных, ни для других, недозрелых или начинающих свое развитие животных, надо уничтожить повсюду во Вселенной несовершенные зачатки жизни, притом для их собственного блага. Тогда примитивный гражданин Вселенной — атом-дух — «не сможет вселиться в дурное существо, ибо их совсем не будет».  Поскольку, согласно космической философии, «все живо» и «смерти нет», то и уничтожение жизни, по сути, невозможно. Смерть означает новое рождение. Отсюда у Циолковского идея  и обязательно управляемого деторождения: «Целомудрие сохраняется так же тщательно, как и жизнь. Но молодые люди обоего пола сближаются без всякого препятствия и по взаимному согласию предполагают брак. Общество брак этот обсуждает. Председатель же его разрешает с правом произведения потомства более или менее многочисленного. Иногда утверждают брак, но не утверждают деторождение, если боятся плохого в каком-либо отношении потомства. Так же по согласию разводятся, но и развод утверждается председателем». И заключал: «Произвести несчастного – значит сделать величайшее зло невинной душе, равное примерно убийству или ещё хуже. Так пускай же его не будет.  Пусть общество, не препятствуя бракам, решительно воспротивится неудачному деторождению».

Еще раз повторяю: с Циолковским – философом можно соглашаться, можно ему быть противником во взглядах на различные проблемы и вопросы, но одного нельзя отрицать: и по масштабу, и по глубине, Циолковский –  действительно гений. А вот всякого рода Шварцы и другие, стоящие на пути гения – не стоят и его мизинца. Разве не так?

И последнее. «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей,- писал он в 1913 г.,- не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

Именно такую жизнь и прожил этот космический человек по прозвищу  Птица.

Оно ему действительно подходит полностью.

А нам, россиянам, этим космическим человеком надо гордиться.

Так же, как и многим своим другим отечественным, народным, русским.

Русской философией, например.

Но это уже другая статья.

 

Батурин  В.К.,
доктор философских наук, академик РАЕН

 

 

Литература

 

  1. Казютинский  В.В.  Космическая философия  К.Э. Циолковского // Философия русского  космизма —  М., 1996.
  2. Циолковский, К. Э. Промышленное освоение космоса. – М., 1989.
  3. Циолковский, К. Э. Очерки о Вселенной. – Калуга, 2001.
  4. Циолковский, К. Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989.
  5. Циолковский, К. Э. Избранные труды. – М., 1962.
  6. Циолковский, К. Э. Космическая философия. – М., 2001.
  7. Циолковский, К. Э. Собрание сочинений: в 4 т. – М., 1964.

 



Опубликовано: 9 октября 2016

Рубрика: Интересное в сети, Россия и Мир

Ваш отзыв