Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

О философской концепции феномена терроризма и таких же философских средствах борьбы с ним

В статье показано, что имеющиеся концептуальные подходы далеко не полностью схватывают суть феномена мирового терроризма в силу ограниченного использования философских исследовательских возможностей. Между тем именно целостный (философский) концептуальный подход через анализ онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов этой проблемы  позволяет более эффективно и полно постигнуть не только глубинную природу этого феномена, но и отыскать весьма важные и радикальные средства борьбы с ним.  

 

Начало двадцать первого века достаточно неожиданно на первый план в жизни  и существовании всего человечества выдвинуло острейшую проблему  — терроризма. Можно смело сказать, что эта проблема – некая новая редакция извечного гамлетовского вопроса «Быть или не быть?», но теперь уже применительно не к отдельному человеку, а ко всей земной цивилизации. Терроризм сегодня — серьезнейшая угроза существованию нынешних (далеко не идеальных!)   цивилизационных устоев жизни; это катастрофическое явление-  чудовищная попытка крайне извращенного, по сути уже нечеловеческого геополитического строительства некоего нового мирового порядка на таких безобразных началах как  массовые жестокие убийства,  фанатичное  насилие,  разрушение всяких норм и правил человеческого общежития, уничтожение устоявшихся культурных и социальных институтов.  Мировой терроризм претендует  стать  новым хозяином планеты, утвердив на ней примерно те «правила игры», которые всем нам наглядно и каждый день   демонстрирует самая опасная международная террористическая организация -  «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Проблеме терроризма -  действительно острой и актуальной -  посвящены многие научные исследования; отметим в качестве таковых только несколько, на наш взгляд, наиболее важных работ, вскрывающих ее фундаментальную проблематику  и базовые варианты ее решения.  Лучше всего это сделать, если хотя бы бегло обозреть основные концептуальные подходы многих ученых – как зарубежных, так и отечественных.

Одной из распространенных точек зрения на природу и сущность феномена терроризма является представление о нем как о новом способе ведения боевых действий, выполняющем задачи так называемого четвертого измерения современной войны, — психологического подавления противника. Данный аспект представлен в трудах А. И. Гушера [6], А.С. Панарина [12],  Д.Н. Барышникова [1],  Е. Э. Месснера[9], В. И. Слипченко[15] и др. 

В соответствии с другой — социально-психологической -  концепцией терроризма, это явление исследуются через личностные цели и мотивы самих террористов, что приводит к выделению  и рассмотрению их основных социальных типов; таковой природа терроризма предстает в трудах М. Вебера[5], И. Гофмана[18], Г.И. Мирского[10],  А. Шюца[20],  Б. Дженкинс[22], Д. В. Ольшанский[11], М.М. Решетникова [14], С. Хантингтона[16], и др.

Еще одна концепция терроризма объясняет это чудовищное явление как порождение  разрастающегося  в наше время конфликта цивилизаций, прежде в сего в в рамках существующего ценностного и культурного разрыва между Западом и Востоком, что и делает терроризм явлением именно  международным; разработка такой концепции осуществляется в работах  У. Бека[2],, Г. фон Грюнебаума [19],  С. Хантингтона [16] и др. 

В социальной концепции терроризм исследуется как сугубо общественный  феномен, порождаемый острыми социальными конфликтами, в основу которых зачастую положено разделение общества на богатых и бедных, «своих» и «чужих»,  в том числе на «коренных»  жителей и мигрантов; данная точка зрения превалирует в трудах С. И. Илларионова[7], О. М. Хлобустова[17]. 

Даже этот небольшой обзор основных концептуальных подходов феномена терроризма показывает, что какой-то единой и устоявшейся точки зрения  на природу и суть этого явления принципиально не наблюдается и глубокого философского, методологического подхода к ее исследованию еще не выработано.  Именно поэтому в данной работе нами предлагается такое целостное, а значит  – философское понимание феномена терроризма, которое и позволяет наметить глубинным образом обоснованные средства и инструменты борьбы с ним. Решение этой исследовательской задачи – основная цель данной статьи.  

Первый и важнейший вопрос исследования терроризма – вопрос о глубинной философской причине этого феномена. Для ответ а на него нужен весь арсенал философского анализа проблемы, целостные методы постижения глубинных его начал. Как известно, принципиальная структура философского дискурса исследования любой проблемы, в том числе терроризма – это философское рассмотрение этого явления с принципиально разных точек зрения – онтологической, гносеологической, аксиологической, антропологической, социально-философской и др. Только такой – целостный, всеохватный, глубинный – подход позволит дать желанный ответ на поставленный вопрос. Осуществим философский анализ всех указанных выше содержательных аспектов  проблемы терроризма.

Онтологический аспект вопроса о терроризме – это вопрос оценки и исследования сегодняшнего  набора человеческих активностей и практик;  аксиологический аспект – это вопрос об истинности  господствующих ныне  ценностей и целей, методов и средств их достижения; гносеологический аспект – вопрос практик познания этого уродливого явления и тех рекомендаций, которые выдаются исследователями в целях борьбы с ним для  нейтрализации  и последующего полного уничтожения этого явления; социально-философский аспект – вопрос организации современного общества, легитимности и эффективности власти, практик управления, утверждения справедливости и порядка  в человеческом общежитии на земле.

Общим знаменателем всех этих содержательных аспектов выступает синтез этих содержательных аспектов — ныне господствующий мировой порядок, в котором, к сожалению, вполне комфортно устроился и  бандитский  интернационал террористов. Тот самый мировой терроризм,   куда множество людей из различных  стран  (где их гражданам  нет никакой другой возможности выжить,  где царят нищета, голод, хаос в социальном и культурном устроении)  идут просто… зарабатывать деньги, заниматься такого рода кровавым «бизнесом». Искать причины этого явления через личностные цели и мотивы самих террористов, через исследование их основных социальных типов – «выстрел из пушки по воробьям», полная нелепость, глубочайший непрофессионализм; к сожалению, ранее было показано, что такого рода взгляды всерьез присутствуют в исследованиях терроризма  в качестве самостоятельной и полноценной концепции.

Все намного глубже, все намного сложнее и фактически можно совершенно определенно признать: мировой терроризм – вполне закономерный, неустранимый, неизбежный результат ныне господствующих человеческих практик, ценностей, целей, средств их достижения, сросшихся в уродливую и губительную конструкцию нынешнего мирового «порядка», некий «продукт» современной цивилизации. Давайте откровенно и определенно скажем: терроризм сегодня стал вполне распространенным… бизнесом, а для кого-то и государственной политикой. Всем хорошо известно, например, что костяк ИГИЛ составляют бывшие офицеры иракской армии времен Саддама Хусейна — после уничтожения Иракского государства военной машиной США и их союзников эти военные – государственные, по своей сути,  люди -  были в одночасье выброшены из относительно нормальной жизни и чтобы хоть как-то выжить им пришлось заняться разбоем, бандитизмом, и в конце-концов – терроризмом. Жители другой разрушенной страны -  Эфиопии после длительной гражданской войны нашли свой способ приспособления к жизни без власти и государства, занявшись в XXI веке … пиратством по отношению ко всем кораблям -  без всякого различия по политическим, государственным и прочим принадлежностям. Многострадальный  народ Афганистана стал главным производителем… наркотиков, а жители разгромленной Западом Югославии (при полном равнодушии со стороны нашего государства) на территории  Косово – главными специалистами по продаже человеческих органов!

Дивные цивилизационные реалии, не правда ли?  Но ужас совсем в другом: это не просто случайные явления, они все – совершенно закономерные проявления функционирования самой нынешней цивилизации, основанной на ложных ценностях эгоизма, наживы, деления людей на первый и второй сорт и др.  По сути,  самым губительным для людей на Земле фактором (он и до сих пор такой!)  был  только один – эгоизм.  «Эгоизм — это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал Г. Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать  просто нельзя. Эгоизм – главный враг всего человечества, но до сих пор человечество, особенно его развитая часть – Запад – живет именно в соответствии с философией эгоизма.  Того самого эгоизма, который доведен философией  Запада  до высшей степени искажения  своей сущности -  до представлений о цивилизационном превосходстве отдельных стран и народов над другими. И если в этих целях надо использовать даже мировой терроризм, Запад готов и на это – события последних лет именно это хорошо показали через поддержку Западом созданных ими самими в геополитических целях борьбы с СССР Аль-Каиды, теперь вот ИГИЛ против Сирии, Египта, других стран этого региона, но теперь уже в геополитических целях борьбы с Россией.    Значит в наших нынешних мировых порядках что-то не так, что-то в ней самой является этим самым источником  терроризма.  Вот где глубинные и коренные причины терроризма, вот где должен быть настоящий исследовательский анализ, все существо усилий людей  в попытках людей увидеть всю природу этого феномена, а увидев, подобрать необходимые и достаточные средства для победы над ним. Совершенно понятно, что никакой силой покончить с терроризмом просто невозможно хотя бы в силу того, что на высоком философском уровне проблема терроризма — это проблема нарушенной справедливости человеческого общежития, всего того негативного, что накопилось за века господства порядков, основанных на примате насилия, лжи, эгоизма и т.д. Проблема терроризма – это совокупная расплата человечества  за все совершенные ошибки в течение веков и тысячелетий существования, борьбы, противостояния, войны людей против других людей.  Терроризм – чудовищный  и разрушительный резонанс всего того ненастоящего, ложного, злого, что накопилось в человеческих активностях, что их так изуродовало, и без их радикальной смены из терроризма выползти не удастся…  

Что все это значит? Поскольку терроризм – всего лишь продукт, следствие, результат функционирования ныне господствующего мирового порядка, то предметом исследования и должно быть начало первичное, начало глубинное, а не вторичное и, стало быть, второстепенное. Чтобы победить чудовище под названием «терроризм», выходить на борьбу надо не только с конкретными его проявлениями в различных странах и частях света, но, в первую очередь,  с  глубинными его источниками – цивилизационными устоями, порядками, «правилами игры», господствующими «ценностями», которые наш  великий философ и писатель Ф.М. Достоевский окрестил «несвятыми святынями» — алчность, эгоизм, насилие, жизнь в угоду только животных страстей…

Итак,   в самой нашей сегодняшней цивилизации много все того, что питает мировой терроризм, что заставляет людей превращаться в бандитов и насильников, в убийц и варваров ради только одного – денег, удовлетворения эгоизма и алчности. Фактически это и есть главный источник всего того, что заставляет людей становится нелюдями, нормальную и полноценную жизнь превращать в жизнь наемника ради целей разрушения и хаоса. Из всего здесь сказанного вполне логичны следующие утверждения:

ü    для настоящей борьбы с мировым злом – терроризмом -  необходимо менять все те цивилизационные правила жизни и деятельности людей, которые все это и порождают; убитый нынешним мировым порядком Муамар Каддафи в своей «Зеленой книге» совершенно справедливо замечает, что в мировых  порядках жизни людей менять необходимо практически все…;

ü    бороться с терроризмом необходимо путем искоренения ложных ценностей и целей человеческих практик, на первом месте среди которых, несомненно, находится алчность  и нажива любой ценой, в том числе путем занятия террористической деятельностью;

ü    настоящая борьба с терроризмом – утверждение в мире высоких духовных и мировоззренческих ориентиров, подлинных ценностей настоящей культуры, образования, искусства,  спорта и т.д.;

ü    настоящая борьба с терроризмом – это повседневная и  умная забота о каждом своем гражданине, особенно о молодежи, со стороны государства и власти, помощь и поддержка по всем направлениям активности людей.

 И последнее: в чем сила и притягательная сторона ИГИЛ для весьма значительных потоков людей со всего мира?  Принципиальное отличие ИГИЛ от иных организаций в том, что она представляет собой фактически квазигосударство — с четко выраженной вертикалью власти, квалифицированным военным командованием (как уже отмечалось — из числа бывших иракских офицеров), собственной разведкой и контрразведкой.  В ИГИЛ  налажено пополнение своей казны за счет торговли нефтью, наркотиками, награбленными историческими ценностями и многое другое, характеризующее  ИГИЛ именно как квазигосударство. Что это означает  в итоге? А то, что ИГИЛ как квазигосударство пока легко переигрывает существующие государства, является аттрактором большей мощности, чем они. Как победить ИГИЛ и мировой терроризм в целом? Для этого государствам стать настоящими государствами, не позволять никаким квазиобразованиям перехватывать инициативу и людские потоки. Всей земной цивилизации необходимо стать настоящей цивилизацией, перестать быть «пылью, гонимой ветром алчности» (Эклезиаст).

Какие изменения в цивилизационных устоях необходимы, прежде всего? На этот вопрос достаточно давно и совершенно обосновано дала ответ русская философия. Здесь нет возможности осветить  ее программные и крайне актуальные положения достаточно системно и развернуто, но несколько слов об этом сказать все же необходимо.

Русская цивилизационная идея, ее глубинная суть  -  идея активной эволюции,  т.е. необходимость вхождения человечества в  новую эру – эпоху  сознательного этапа развития мира, когда человечество будет направлять его именно в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Нужна новая эра развития человечества – эра восходящей  и управляемой самим человеком эволюции. Н.А. Бердяев, например, видел мировую ситуацию в следующем виде:  человек – вовсе не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле, -  их главный творец и  изобретатель.  Человек сам довел  мир, в котором живет,  до предельного -  разрушительного и гибельного – состояния и все, что теперь может и должен делать на своей планете человек должно рассматриваться только в формате одной Цели,  в формате одной Истины – в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. Настала пора человечеству объединять свои усилия  для  героического поведения всех ради одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. По Н.А. Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько он окажется способным именно к героическому своему поведению.

Ныне, например,  на повестке дня противостояние с мировым злом  – терроризмом, победа над которым может быть достигнута за счет общих и существенных усилий.  Незамедлительного решения требует и множество других злободневных вопросов – экономических, экологических, нравственных, демографических, многих других. Мы до сих пор не смогли накормить всех жителей Земли, не смогли  дать  им необходимого  и полноценного образования, не смогли обеспечить нормальных человеческих условий жизни, по настоящему не приобщили к культуре, спорту, творчеству, науке… Что ж тогда  удивляться варварству ИГИЛ, дикости и жестокости террористического интернационала? В значительной степени этот мировой терроризм – следствие наших огромных просчетов и промахов в строительстве земной цивилизации, плод грубейших ошибок в управлении государствами и народами. Все это следует исправлять, искоренять, решительно меняя, в том числе те самые цивилизационные устои, прежде всего – лжеценностные и лжедуховные, которые отработали свое и  не справляются с возникающими проблемами.

 Сумеет мир понять все это и начать сплоченно действовать – Будущее тогда у него есть; если нет, то будущее уже явно и ярко проявлено сегодня – варварство, дикость, жестокость, насилие, одним словом – некий новый Пещерный век… В этих форматах борьба с терроризмом – борьба за Будущее и против варварства всей земной цивилизации – таков истинный масштаб проблемы, никак не меньше. Масштаб именно философский, метафизический, аксиологический: против терроризма мало точных ракет, в терроризм нужно стрелять  истинными ценностями, такой же подлинной  цивилизационной философией, основанной на великих, а не на низменных идеях, например, на идеях великой русской космической философии. Только одна подобная идея (Н.Ф. Федорова – русского философа рубежа XIX-XX вв.): главная формула человеческого общежития такова: «Не для себя, не для других, а со всеми и для всех». Он же: «Земля — космический корабль, а человечество – космический экипаж на ней». Не правда ли, именно на таких идеях цивилизация действительно может иметь свое Будущее? Но за это надо сражаться, причем, по Бердяеву, сражаться героически. По-другому  Будущего просто  не  будет.

Мы готовы к этому героическому своему поведению?

Никто этого не знает, ответ на этот вопрос даст реальная наша история.

 

Литература

 

  1. 1.Барышников, Д. Н. Международный терроризм в условиях глобализации / Д. Н. Барышников. М., 2005. — 237 с.
  2. 2.Бек, У. Что такое глобализация: ошибки глобализма — ответы на глобализацию / У. Бек. М., 2001. — 293 с.
  3. 3.Бердяев, H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев. — М., 1990. 288 с.
  4. 4.Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер; пер. с нем. М. И. Левиной // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 128-604
  5. 5.Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / М.- Вебер; пер. с нем. М. И. Левиной // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 312-398
  6. 6.Гушер, А. И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества Электронный ресурс. / А. И. Гушер. [2009]. -Режим доступа: http://www.e-journal.ru/peuro-st3-3.html
  7. 7.Илларионов, С. И. Глобальная террористическая война / С. И. Илларионов. М., 2006. — 192с.
  8. 8.Кокорин, С. А. Мировое сообщество и борьба с терроризмом: история и современность: монография / С. А. Кокорин, Ю. Ф. Болдырев. — Волгоград: Панорама, 2007. 500 с.
  9. 9.Месснер, Е.Э. Всемирная мятежевойна / Е. Э. Меснер. М., 2004. — 512 с.
  10. 10.Мирский, Г. И. Дракон встаёт на дыбы: (О международном!терроризме) / Г. И. Мирский // Мировая экономика и международные отношения. М., 2002.-С. 39.
  11. 11.Ольшанский, Д. В. Психология террора / Д. В. Ольшанский. — Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 412 с.
  12. 12.Панарин, А. С. Онтология террора / А. С. Панарин // Философия хозяйства: альманах Центра обществ. наук и эконом. фак-та МГУ. 2001. -№6(18).-С. 27-33.
  13. 13.Поцелуев, С. П. Double binds, или двойные ловушки политической <коммуникации / С. П. Поцелуев // Политические исследования. — 2008. — № 1.-С. 8-32.
  14. 14.Решетников, М. М. Исламское противостояние и проблема терроризма / М. М. Решетников // Аргументы и факты 2005. — № 42. — С. 3.
  15. 15.Слипченко, В. И. Бесконтактные войны / В. И. Слипченко. М., 2001. -300 с.
  16. 16.Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. -1994,-№2. -С. 12-17.
  17. 17.Хлобустов, О. М. Госбезопасность от Александра I до Путина / О. М. Хлобустов // Лубянка. Открытые архивы. М., 2005. — 480 с.
  18. 18.Goffman, E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience / E. Goffman. New York: Harper and Row, 1974. — P. 575.
  19. 19.Grunebaum, von G. E. The Search for Cultural Identity / von G. E. Grunebaum. N. Y., 1962. — P. 40.
  20. 20.Schutz, A. Phenomenology and the Social Sciences / A. Schutz // Collected Papers I: The Problem of Social Reality. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
  21. 21.Talbott, Strobe. The Other Evil: The war on terrorism won’t succeed without a war on poverty / Strobe Talbott // Foreign Policy. 2001. — November-December. — P. 75.
  22. 22.Jenkins, B. The Studdy of Terrorism: Definitional Problem / B. Jenkins. -Santa Monica (Call.), 1980. P. 2-3.
  23. 23.Wilkinson, P. Terrorism and the Liberal Srare / P. Wilkinson. 2 ed. — Basingstoke and London, 1986. — P. 14-17.

 

В.К. Батурин

доктор философских наук, академик РАЕН

 

 



Опубликовано: 6 июня 2016

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир

Ваш отзыв