Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Вера Афанасьева. Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой — Пять признаков тяжелой болезни

minobrnaukiУважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

Образование — стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1. Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

 

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения:

«конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат».

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективных контрактов», призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя.

Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает «бумажное образование» и убивает подлинное.

Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

 

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в «eLIBRARY» эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

 

4. Девальвация знания

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться.

Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

 

5. Душевное нездоровье

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ¬– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование.

Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Афанасьева Вера Владимировна

 

http://muzobozrenie.ru/vera-afanas-eva-otkry-toe-pis-mo-ministru-obrazovaniya-rf-ol-ge-vasil-evoj/

 



Опубликовано: 13 апреля 2017

Рубрика: Глобальный кризис, Интересное в сети, Россия и Мир, Человек в современном мире

Отзывов (18) на «Вера Афанасьева. Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой — Пять признаков тяжелой болезни»

  1. В.М.Шумилов пишет:

    Наконец-то хоть кто-то сказал почти всю правду. Это является правдой и для столичных вузов, не только губернских, хотя, может быть, и не в столь выраженной форме. И еще один затронутый аспект следовало бы усилить: это нарастающее прозападничество в вузовской идеологии, образовательный космополитизм . Это выражается и в требованиях писать статьи на английском языке, в проведении лекций и в конференций на английском языке (что зачастую превращается в ту же показуху, о которой идет речь).

  2. Наталия Кавалева пишет:

    Здравая честная статья. И мужественная. Корень всех бед в той намеренной «безнравстенности», а точнее сказать в том квазиатеизме верующих в Мёртвое Начало и во Вселенной и в человеке.
    Естествознание давно преодолело в своей фактологии, которая отрицает такую гипотезу, а точнее слепую веру кровавого лжеатеизма, не брезгующего никакими методами, сменяя одну форму инквизиции на другую — ныне финансовую и информационную.
    Да, и в религиях, а слово religio означает не «вера», а — «связь всего со всем», отношения, взаимодействие и взаимосодействие всего со всем, кощунственно искажается даже Слово их адептов.
    Я приведу в пример только «Отче наш…». Кто бы спорил со Словом таким уважаемым? и тем не менее именно там фарисеи поработали успешно. Конечно убив тело носителя Правды об Истине неужели не станут убивать и само Слово? Прочтите сами внимательно каждое Слово. «Отче наш…» — это Иисус нам завещал так именно обращаться ко Всевышнему, он нам восстановил древнее сыновство русских у НЕго.
    Далее «Да, приидет царство Твое…» — не «идемте на «тот свет» в царствие небесное», а именно «да, приидет». Далее — «…да, пребудет воля Твоя и на земле…». Речь ведь идет о той самой Идее национальной — о замысле божием о построении этого царства небесного на земле. И не искусственного, а — естественного — т.е. в великих явлениях взаимодействий и взаимосодействий между людьми, следующими за Словом православным. А куда зовут ныне ныне нас?
    Далее «во имя Отца и Сына и Святого Духа» — «Отец есть, Сын есть, где у них там супруга Отца небесного в этом первичном троичном проявлении своих свойств-ликов Всевышнего в своих свойствах-ликах (по-гречески «ипостасях»)?
    Мария земная? Которая поверила, что Иисус сошел с ума и пришла с ближними, чтобы «забрать Его», а Он ее не пустил в дом своей проповеди (см. кан. ев. от Марка гл. 2 стр 20-21, 31-35)?
    Не погннушались в переводе исправить женский род названия «Святый Дух» Матери Небесной на арамейском языке Иисуса перевести на греческий средним родом, а на русский — Мужским, и получился «идеал» не божественный, а ровно наоборот…богоборческий.
    Фарисеи-неофриасеи наши белые соплеменники ныне на Западе неничего нового не придумали, кроме как зомбировать своей ложью, фальсификациями подсознание человечества и добились дебилизации весьма успешной. Тысячелетия — не шутка в мировоззрении. И лучше вообще ничему не учить, чем учить служить во лжи главной Богоборцу, потому что что он Ненавистник Всевышнего, Творца, Он учит извращать и презирать естество сотворенное, презирать его, «исправлять» его то обрезанием младенцев в корне жизни, то нейрочипированием, а то и готовят уже биокиборгов.
    И пока мы готовим специалистов по прикладной науке — фундаментальная наука прибрана к рукам неофарисейством через его живое поврежденное в корне жизни орудие — «хебрайи» («посредник», потому что перевод на русский означает «товар — ищи»). И напрасно вы все ополчаетесь на несчастных обрезанных зомби по всему миру. Они всего лишь посредники, повреждаемые в своем естестве с младенчества наших соплеменников-неофарисеев, что захватили фундаментальную науку своей ложью. Сами лучше читайте Слово ИИсуса прежде прочего в нашем православии и увидите — там древнее русское Слово зороастрийца Дамасской Общины «аароновых сыновей», истребленной в т.н. фарисеем Флавием «иудейской войне», которая не была иудейской. Как и хебрайи не являются иудеями на самом деле и не их «царство» называется космическим «Израилем», а — их хозяева так своего Идола назвали когда-то — потому что перевод слова «израиль» на русский означает «Богоборец» — см. Библию. Не мною все это придумано, сами читайте, смотрите и сами думайте, что же ныне в России можно сделать, что понять и где есть наш Всевышний, где наши истинные враги а где — всего лишь посредники их. И не ошибитесь в главных истинах о происхождении мира.
    Прочтите о едином древнем русском Естествоведении на этом сайте под моим авторством. Только добавьте еще следующее — температуры жизни все более мелких наших предков были невероятно высокой, потому что скорости их жизни были невообразимо высокими, так уже бактерии требуют для их убиения более высоких температур, чем для человека. А для двухмолекулярных почти вирусов еще более высоких и т.д. к Началу т. н. «большого взрыва», которого не было… А если с чем несогласны, то хотя бы начните думать — так ли в вас уж Мертвое начало и примитивное?

  3. К.Э.Оксинойд пишет:

    Большое спасибо, Вера Афанасьевна! К сожалению, все,все, все.. так и есть!
    Два года, как я на пенсии, хотя мог бы еще работать с пользой для вуза по силам и квалификации. Но когда 90% необходимо тратить на бессмысленную писанину — это нельзя никак назвать преподавательской и научной работой. Их можно только имитировать! Наука, уже давно перестала быть в почете у вузовских чиновников. А какой вуз без реальных научных исследований? Бюрократический мрак, канцелярщина задавили все.Тяжело больна вся система образования.
    Главное — в школе не учат думать(знаю — не в каждой).В вузах, надеюсь не во всех, преобладает школярство. Так ведь проще выжить в созданных менеджерами условиях. Едва ли эти болезни удастся решить удачной кандидатурой министра. Да и где его взять? Реформировать и делить собственность, распределять денежные потоки — не одно и тоже. Пока премьер считает, что главная его задача, куда именно направить ту или иную сумму бюджетных средств, надеяться на
    принципиальные, содержательные изменения в любой сфере не приходится.Есть ли еще в какой-нибудь стране ВАК? Почему бы, уж коли у нас рынок и демократия, не предоставить вузам реальное право присуждения степеней? Пусть рынок труда специалистов высшей квалификации решает, диплому какого университета или др.вуза отдавать предпочтение. А что с академическими свободами? Ведь выборы ректоров и зав. кафедрами тоже практически фикция.Всероссийские диктанты — хорошо. А почему бы не организовать открытое Всероссийское сочинение о судьбах Российского образования и науки, о способах его самоорганизации и путях развития? В любом случае серьезный разговор по проблемам образования и науки давно назрел. Очевидно, что менеджеризированные бюрократы их решить не смогут. Это также очевидно, как отсутствие профильной квалификации у чиновников «Минобрнауки». Не случайно ведь понятие «квалификация» заменили на «компетенцию». Опять же, не ясно, из каких соображений слили в одно ведомство образование и науку. Хотя результат налицо. Осталось подождать, что сделают с Российской АН, какую функцию ей доверят, каков будет ее реальный статус.
    К.ф.н., профессор, бывший профессор кафедры управления персоналом Гос.Ун-та Управления.
    Оксинойд Константин Элиасович

  4. Дмитрий пишет:

    Согласен на 100%

    Многие мысли люди также озвучивали:
    https://regnum.ru/news/1942039.html
    http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_psy/n3645.html?forprint=1
    https://vk.com/wall-34638472_147478

    Причём пишут уникальные люди (учитель Григория Перельмана, например), дающие взвешенную оценку и имеющие многодесятилетний опыт работы и в общественных, и профессиональных учреждениях сферы образования и труда.

    Романов Д.В.
    Красноярск.

  5. Александров А. пишет:

    Правильная статья, умная и честная.
    Я — не преподаватель, но «пользуюсь» плодами нашего современного «образования», т.к. как руководитель — принимаю на работу, в том числе — молодых «специалистов». Точнее — раньше принимал, но последние лет 10 — перестал, беру на работу лиц старше 35-40ка лет, т.к. те, что пытаются устроиться после ВУЗов — не дотягивают даже до окончания школьного образования 70-х — 80-х годов. Если что-то не изменить сейчас — потом будет поздно для всей страны. Хотя уже поздно…, но еще есть остатки преподавателей «старой школы», которые могут еще преподавать лет 5 — 8…, потом — всё, «поезд уйдет».
    С уважением и надеждой на реформы в образовании,
    Александр

  6. Нина Поличка пишет:

    Это конечно круто «Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже.» То есть автор думает, что в Минобразе с приходом нового министра появились какие-то добрые гении в сфере государственного управления системой образования и они по приказу Васильевой могут написать новую ФЦП, в которой все указанные автором проблемы будут решены. Это утопия!!!
    Я 20 лет работаю с разными уровнями власти и поняла, что если вы хотите новой политики, нового законодательства,…, то разработайте всё это сами и продвигайте во власть. Для этого сегодня есть все права и возможности. Да это намного сложнее и хлопотнее, чем просто писать про проблемы и требовать, что их кто-то решал. Но другого не дано! Спасение утопающих дело рук самих утопающих!

  7. Михаил пишет:

    ДА! Все верно. Средняя и начальная образовательная школа задыхается от аналогичных проблем, а ведь именно на этом этапе закладывается ценность знаний.

  8. Наталья Павар пишет:

    Браво автору статьи.Смелая,честная,реально оценивающая всю фальшь многочисленных никому не нужных бумаг.Согласна с каждой буквой,с каждым словам.Восхищаюсь смелостью,мужеством и гражданской позицией автора статьи! В образовании катастрофа.Чиновникам от образования следует проанализировать каждую фразу статьи и сделать выводы.Изменить надо все в корне.

  9. Наталья пишет:

    Спасибо за анализ ситуации! К этому еще можно добавить государственный рэкет по отношению к педагогам. Многочисленные курсы повышения квалификации, которые заключаются только в оплачивании сертификатов и удостоверений. Педагогам — практикам некогда выхаживать все положенные часы. Всегда найдется срочная работа, которая не позволит посетить без перерыва обучение менеджменту, охране труда, ИКТ, оказанию первой помощи, заполнению АИС, ГО и ЧС и т.д. Поэтому преподаватели курсов зачастую просто собирают деньги за невычитанные часы. Конечно, они не берут их себе в карман, все эти деньги честно проходят через кассу организаций. А слушатели с облегчением получают бумажки взамен 500, 700, 1000 рублей без отсиживания драгоценного для воспитания детей времени. А ведь без этих бумажек невозможны получение категории, карьерный рост, прохождение многочисленных проверок. Вот так и врем сами себе. Бессмысленно и беспощадно.

  10. Наталья пишет:

    Автор — молодец! Подписаться можно под каждым словом. Только вот кроме пресловутого оппозиционного канала «Дождь», представившего точку зрения автора несколько в извращенном виде, такие письма больше никому не интересны. Центральные телеканалы до хрипоты обсуждают проблемы Украины и Сирии, но никак не хотят видеть катастрофических проблем своей собственной страны. Нас превращают в необразованное быдло. Ответит ли что-то Министр на это письмо? Вряд ли.

  11. Татьяна пишет:

    Статья — крик души! Спасибо автору! Я работаю в школьном образовании 35 лет. С каждым годом все сложнее и страшнее. Чиновникам надо читать часы в школах, как это было раньше. А сегодня к власти лезут те, кто не состоялся как личность. Учительство контролируют все. Дайте нам работать, господа двоечники-чиновники!

  12. Мила Владимировна пишет:

    Дорогие коллеги, братья и сестры! Хочу выразить искреннюю благодарность Вере Владимировне Афанасьевой за её трудную исповедь об учащих и учащихся, с которой полностью согласна.Мы-общество, надо объединяться во имя настоящего и будущего. Надежда на интернет: подписывать это письмо, продвигать его в соцсетях, привлекать внимание сознательных родителей, патриотических изданий.Может надо восстановить всероссийское педагогическое общество, учредить всероссийский образовательный профсоюз и кооператив, а на местах земство и самоуправление, которые еще есть в законодательной базе? В этом выразится наше товарищество и помощь посильная Родине. Слушайте лекции О.Н.Четвериковой об истинном назначении глобальных стандартов и бумаготворчества.Все предложения по сотрудничеству прошу писать мне на почту: teplmila@gmail.com Добра и бодрости во имя всего святого, во имя человеческого образования, а не технологического изготовления киборгов и монстров с программами компетенций.28.06.2017

  13. Рищук Сергей Владимирович пишет:

    Уважаемая Вера Владимировна! Я уже писал Вам на почту Вашей кафедры относительно своей солидарности с тем, о чём Вы пишете в своём письме и прикрепил обращения по этому поводу в ГД и министерство. Хочу ещё продублировать тот материал (чтобы Вы были в курсе происходящего) в ссылке на свой сайт (раздел «Реформа»), в котором представлены письма в Государственную Думу и Министру образования (отправлены 25.12.2016) и ответы по поводу реформирования нашего отечественного образования.
    http://рищук.рф или http://rishchuk.ru. Спасибо Вам за гражданскую позицию и смелость.
    С уважением проф. Рищук С.В.

  14. Беляев Александр Васильевич пишет:

    Ректоры тоже несут ответственность за разрушение академической культуры, за эскалацию методического изуверства.В высшей школе есть целый набор негативных явлений, фактов, не способствующих укреплению доверия преподавателей к университетскому менеджменту. Не все преподаватели могут относиться без иронии, например, к системе «взаимозачётов» — когда в одном городе и в одно время ректор, скажем, вуза А оканчивает вуз Б, а ректор вуза Б получает диплом вуза А. Нужен поистине талант гоголевской силы, чтобы описать, как «учились» Иван Иванович и Иван Никифорович. Не все преподаватели могут равнодушно взирать, как управленческая верхушка в некоторых вузах конвертирует административные возможности в личное благополучие (например, обмен дарами-услугами с местной правящей элитой, обеспечение себя денежным довольствием, размеры которого не только в недавнем прошлом, но и в настоящем доходят до неприличия, многократно превосходя зарплату «рядового профессора» (сегодня такое словосочетание стало привычным). Не все работники вуза могут не обращать внимания на то, каким образом используются административные ресурсы для избрания в представительные органы власти. Для достижения этих целей не брезгуют связями с людьми, имеющих, мягко говоря, сомнительную репутацию. И всё же наибольшее возмущение вызывают университетские руководители, имитирующие борьбу с коррупцией. Когда они демонстрируют активную борьбу с мздоимством на низовом уровне и в то же время проявляют более чем лояльное отношение к использованию «серых схем» теми, кто входит в зону близкого окружения, так называемых «своих». Не эти ли «способности» искусного применения двойных стандартов становятся определяющими для назначения некоторых бывших университетских руководителей в различные комиссии, общественные советы, в том числе и в комиссии по борьбе с коррупцией в сфере образования? Отличительным признаком подобного рода управленцев является увлечение ими разного рода регалиями, званиями. А.В.Беляев, профессор СКФУ.

  15. sergey пишет:

    Нужно как-то организовать сбор подписей под этим письмом. И направить коллективное письмо по адресу. Или по нескольким адресам, чтобы надежнее было.

  16. Владимир, профессор. пишет:

    Афанасьева дает точный и всесторонний анализ проблемы, которую власть упорно не замечает, хотя без ее решения Россия не только не станет передовой научно-технической и экономической державой, но катастрофически отстанет от мира и будет уничтожена как государство. Со всеми последствиями для населения, которое останется без работы, пенсий, медицины. И с последствиями а-ля- Кадафи для тупой «элиты», которую тот же Запад в случае краха России просто отдаст на растерзание разъяренной толпе. Верхушка не слышит, не хочет слышать ничего, идущего с низу. Бесконтрольное чиновничество творит что хочет, опутывает страну дикими циркулярами, инструкциями, указаниями. Людям просто некогда становится работать. Я уже 2 месяца решаю простейший вопрос по получению документов на свою дачу. Изъездил сотни километров из одного конца города в другой, из одной бюрократической конторы в другую. Никто ни за что не отвечает. Бешеные стада машин и сидящие в них люди занимаются на 90 процентов одним — возят бумажки. Даже удивительно, что при этом у нас аж 1% роста в экономике, а не 10% спада. От общения с инстанциями, от эверестов никому не нужных бумаг на работе кажется, что вокруг большой сумасшедший дом. Страна так долго не протянет.

  17. Владимир, профессор. пишет:

    Уже сейчас непрофессионализм «специалистов» и безнаказанность чиновников проявляются в участившихся авариях, падении самолетов, пожарах из-за короткого замыкания в недавно построенных огромных комплексах, в неудачах с запусками ракет, отработанных до мелочи еще в советское время. Скоро даже простейшая техносфера начнет валиться из-за неспособности «специалистов» ее поддерживать.
    У нас не станет электричества, водопровода, канализации. Зато «менеджеров» все больше. Раньше хороший сварщик знал теорему Пифагора и синусы с косинусами и применял это при сварке конструкций. Сейчас сих «премудростей» не знают поступающие учиться на физический факультет университета. Начинать приходится с » а плюс бэ в квадрате», со сложения дробей. Но за несколько занятий не наверстать того, что упущено за 11 школьных лет. Из большинства становящихся студентами невозможно сделать хоть сколько-нибудь соответствующих понятию «специалист». Ложь громоздится на лжи, фальсификация на фальсификации. Деградация образования стократ страшнее, опаснее для страны, чем все санкции вместе взятые. Но мельтешащие в телевизоре ведущие и участники политшоу этого не видят.

  18. Владимир, профессор. пишет:

    Товарищ Сталин считал, что студенты должны учиться,и создавал для этого условия. На стипендию можно было не жирно, но пропитаться! Преподаватели получали зарплаты, позволявшие им не думать о куске хлеба, получали от государства квартиры. Быть учителем, инженером, ученым являлось престижным. И страна за 20 лет из отсталой крестьянской, к тому же разрушенной гражданской войной, к тому же покинутой немалой частью интеллигенции, к тому же находящаяся во враждебном окружении, за 20 лет стала военно-научно-промышленной сверхдержавой, разгромившей гитлеровскую Европу. Сегодня стипендия 1400 рублей. А за что студент должен кормиться? За счет папы с мамой? Большой государственный ум Дворкович, в отличие от Сталина, считает, что студенты должны не учится, а работать. Так прямо и сказал. Наверное, такой же рецепт у него для нищих преподавателей — ищите где заработать, вон сколько у нас рынков. Почему Президент до сих пор не отправил Дворковича в дворники, улицы мести? Почему в советниках у Президента Фурсенко, при котором насаждалась «болонская система», приведшая к падению уровня выпускаемых вузами специалистов вдвое? Тот самый Фурсенко, который видит смысл образования в подготовке «квалифицированного потребителя». Систему высшего образования не перестраивать нужно, это уже невозможно. Ее нужно снести, как грозящее обрушением дико неграмотное и нелепое сооружение. И воссоздать заново. Не мудрствуя лукаво с оглядкой на западные новации, а опершись на свой же опыт советского времени, при котором наше образование признавалось лучшим в мире и действительно было таковым, во всяком случае до конца шестидесятых, когда его стали понемногу уродовать «реформаторы».
    Не может быть, чтобы «элита» не отдавала себе отчет в последствиях угробления в стране образования. Скорее всего, на Россию ей просто глубоко наплевать.

Ваш отзыв