Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Вспоминая несбывшиеся надежды

Приводим статью постоянного автора портала Русский Бастион — Андрюса Мартинкуса – философа, публициста, Ph.D. филос. наук.

„Не за такую Литву боролись“, – эти слова выражают нечто гораздо большее, чем простую неудовлетворенность обывателя, проживающего в стране, граждане которой, по данным разных социологических опросов, являются одними из самых несчастливых в мире. Эти слова являются выражением драматического, если не сказать больше – трагического, факта новейшей истории Литвы, факта, который „простому“ человеку предстает не в виде понятий политической философии, а в виде конкретной проблемы социальной справедливости, точнее – отсутствия последней в современном литовском государстве. Говоря на языке политической философии, этот печальный факт заключается в том, что целью национально-освободительного движения 1988-1991 гг. было восстановление независимости национального государства, существовавшего в 1918-1940 гг. Однако современное литовское государство только по форме является национальным.

В 1929 г. изданной брошюре „Политическая география республик Балтии“ географ Казис Пакштас прогнозировал, что около 2010 г. в Литве будет проживать от 5 до 8 миллионов человек. В своем прогнозе он, очевидно, исходил из того, что литовское государство будет развиваться именно как национальное государство. И несмотря на все трагические страницы в истории Литвы ХХ века, население страны росло вплоть до 1990-1991 гг. А что, перед лицом демографической трагедии страны, говорят „лидеры“ современного литовского государства? „Мы завоевали свободу – свободу для страны и свободу на эмиграцию.“ Эти слова принадлежат бывшему премьеру Литвы. Мог такое произнести человек, стоящий у руля настоящего национального государства, претендующего на то, чтобы быть „домом нации“ в этом неспокойном мире? Конечно, нет.

„Поющая революция“ была проникнута романтическим духом Майрониса и Науялиса*, духом Первой республики 1918-1940 гг. Для подавляющего большинства участников многотысячных митингов, „Балтийского пути“ и событий 13-ого января 1991 г. Вторая республика должна была стать продолжением Первой,  история которой была оборвана советской оккупацией, а окончание последней знаменовало возвращение Литвы в свободный капиталистический мир Запада. История довольно успешного развития Первой республики в этом мире (рассуждали о том, что, если бы не советская оккупация, то сейчас страны Балтии были бы как Финляндия) вселяла надежду, что и Вторая республика продемонстрирует миру пример успешного развития. Пройдет десяток лет – и будем жить „как в Швеции“. Главное – решительно разрубить узы, связывающие нас с „советским прошлым“, которое и является главной причиной всех теперешних наших бед.

Оглядываясь назад, поражает наивность мышления тех лет. Не было ни понимания того, как сильно изменился этот „свободный капиталистический мир“, ни осознания того факта, что само „государство благосостояния“ на Западе, сам капитализм „с человеческим лицом“ были в большой степени результатом существования СССР и всего социалистического лагеря как альтернативного идеологического проекта. Потребность капитализма в „человеческом лице“ была продиктована необходимостью нейтрализовать опасность, исходящую из альтернативного социалистического проекта. С крушением этого проекта потребность в „человеческом лице“ отпала. Результат – жители посткоммунистического пространства стали жертвами „дикого“ капитализма. Так „простые“ люди окрестили неолиберализм – в последней четверти ХХ в. воскрешенную веру (впервые изложенную в XVIII в. в трудах шотландца Адама Смита) в то, что „невидимая рука“ свободного рынка является наиболее эффективным средством достижения процветания общества. На смену коммунистическому эксперименту пришел неолиберальный эксперимент.

В отличие от классического национального государства, основной функцией неолиберального государства является не забота о благосостоянии нации, а обеспечение функционирования на своей территории режима „свободного передвижения лиц, товаров, услуг и капитала“. Страны по-разному приспосабливаются к выполнению этой функции. То, как к этому приспособилась неолиберальная Вторая Литовская республика, нагляднее всего иллюстрируют демографические показатели страны. Посткоммунистический мир в глобальную капиталистическую систему вошел в качестве ее ядро („Запад“) обслуживающей периферии. Китай является поставщиком дешевых товаров. Россия – нефти и газа. Посткоммунистические страны Европы – дешевой рабочей силы. Среди них особо выделяется Литва. Пожалуй, не только К.Пакштас, но и большинство участников  митингов 1988-1991 гг. разве только в страшном сне могли увидеть унылую картину массового исхода людей из Литвы. На этом фоне апеллирование к патриотическим чувствам тех, которые еще остались, и бравурная военная риторика создают впечатление циничной подмены заботы об истинных национальных интересах усердиями в обслуживании интересов тех, которым судьба литовского народа и других в Литве проживающих народов отнюдь не представляется делом первостепенной важности.

 

* Знаменитые в Литве поэт и композитор, участники национального литовского движения в начале ХХ в.



Опубликовано: 5 июня 2015

Рубрика: Глобальный кризис, Россия и Мир

Ваш отзыв