Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Приглашение на очередное заседание РЭОШ — 6 ноября 2014 года

Время проведения мероприятия: 6 ноября 2014 года (четверг) с 18.00 до 21.00.

Место проведения мероприятия: помещение Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами по адресу: Москва, ул. Большая Серпуховская д. 24 (на территории храма Вознесения Господня). Рядом со станциями метро «Серпуховская», «Добрынинская».

АКСЮЧИЦ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧфилософ, богослов, публицист, российский политик  

СЛАВЯНОФИЛЫ — Пробуждение исторической памяти и русского национального сознания культурных слоёв

Начало формирования русского национального мировоззрения

 

 

Духовные, культурные и интеллектуальные влияния:

- Христианский платонизм в Византии.

- Рационалистический аристотелизм в Западной Европе.

- Гипертрофированный рационализм Гегеля (философская орфография) и Шеллинг как создатель первой системы религиозной философии в Новое время – в сознании русского образованного общества.

 

Исторические предпосылки и духовная ситуация в России к началу XIX

века:

- Революция Петра I – слом исторической памяти и русского национального самосознания.

- «Первородный грех» русского дворянства.

- «Орден» русской интеллигенции.

- Духовное пробуждение культурного сословия: Карамзин, Пушкин.

- Отечественная война 1812 года: знакомство с Европой, пробуждение вопросов о русском национальном самоопределении и призвании, о духе Росси, её национальной самобытности.

 

Славянофилы как наиболее культурные западники.

Духовный вектор славянофилов:

- «Вперёд к отцам» — к святоотеческому наследию. Основа русской культуры и русской мысли — религиозность.

- Самобытность России, различия русской и западноевропейской цивилизаций, неповторимость форм общественного развития в России (община, артель).

А.С. Хомяков: В статье «О старом и новом» (1839) сформулированы основные положения славянофильства. На основе патристики закладывает основы новой русской философии, учения о свободе, о Церкви, о соборности — «свобода в единстве». «Христианство есть не иное что, как свобода во Христе… Единство Церкви есть не иное что, как согласие личных свобод… Свобода и единство – таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе»

И.В. Кириевский: поворот к «господствующему духу православно-христианского любомудрия». «Наша философия должна развиться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного бытия»

П. В. Киреевский: «Собрание народных песен».

К.С. Аксаков: критика европеизма как общечеловеческого, община как основа быта русского народа.

И.С. Аксаков: «Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». Редактор влиятельных славянофильских газет «День», «Москва», «Русь».

Ю.Ф. Самарин: Самобытное развитие России. Противостоять ломке народного быта, преждевременному искажению его коренных начал. Вместе с тем, нововведения, которые вносили свет в русское общество, хотя бы и заимствованные в Европе.

Славянофилы и реформы императора Александра II

Плеяда сторонников и последователей славянофилов:

- Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, Н.М. Языков.

- Почвенники: Ф.М. Достоевский («У нас есть великая школа богословия, это наша обедня, открытая для всех» (Ф.М. Достоевский), Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев.

Влияние славянофилов на формирование идеологии официальной народности. «Православие. Самодержавие. Народность».

 

Роль славянофильства в современной России: от «партии, которую можно усадить на одном диване» (С.С. Уваров) к патриотической революции и массовому воцерковлению культурных слоев.



Опубликовано: 3 ноября 2014

Рубрика: Интересное в сети

Ваш отзыв