Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Сотрудничество между МИ-6 и ЦРУ в области тайных операций

wil7b2wmkhСотрудничество между МИ-6 и ЦРУ в области тайных операций началось вскоре после создания Информационно-исследовательского департамента (ИРД). Американцы наблюдали за работой ИРД с чувством восхищения и любопытства, проявляя особый интерес к совместной пропагандистской кампании, проводившейся ИРД и МИ-6 против малайских повстанцев. С 1948 года ЦРУ начало осуществлять подобные  же акции, смоделированные по образцу и в дополнение к британским. Основное внимание уделялось странам Восточной Европы. Как американское, так и британское правительства стремились предотвратить приход коммунистов к власти в послевоенной Европе. Они «стряхнули пыль» с таких организаций русских эмигрантов, как «народно-трудовой союз» (НТС), и «запустили их в работу». В Греции МИ-6 помогала ЦРУ осуществлять тайные операции против коммунистической партии. Другая более известная акция была связана с заброской на парашютах в Албанию агентов для соединения с подпольем, боровшимся против коммунистического правительства Энвера Ходжи. Ее провал обычно приписывался действиям Кима Филби, старшего офицера разведсвязи МИ-6 в Вашингтоне, который участвовал в работе объединенного Комитета по планированию, хотя и ныне в ЦРУ считают, что план был излишне амбициозен, а предполагавшийся размах движения Сопротивления слишком преувеличен. После почти десятилетних попыток организовать восстания в восточноевропейских странах, американская и английская разведки в определенной степени отказались от своих планов, хотя позднее они все же обучили группу террористов, норвежцев по национальности, предназначенную для заброски в СССР с целью организации диверсионных и террористических актов.

Термин «разведывательное сообщество» часто употребляется американскими должностными лицами  и СМИ. Это сообщество перестало быть просто фигурой речи и «материализовалось» в 1981 году, когда его учредил своим указом президент Рейган. Но до недавнего времени 16 членов этого сообщества –разведывательные службы различных министерств и ведомств –на практике существовали автономно друг от друга. В конце 2004 года, после президентских выборов, в результате которых Джордж Буш-младший получил мандат избирателей на второй срок, Конгресс США с подачи Белого дома проголосовал за реформу разведывательного сообщества: его было необходимо привести в соответствие с насущными потребностями борьбы с терроризмом.

В соответствии с рекомендациями комиссии Конгресса, которая расследовала причины и обстоятельства, приведшие к трагедии 11 сентября 2001года, получил межведомственный статус Национальный центр по борьбе с терроризмом — ранее он входил в ЦРУ. Всем 16 разведывательным ведомствам США было вменено в обязанность делиться информацией друг с другом и с правоохранительными органами на местах — ранее это запрещалось в целях сохранения тайны личной жизни американцев. Были разрушены юридические перегородки между разведкой и контрразведкой, военными и гражданскими разведслужбами, а также между слежкой за жителями страны и секретными операциями спецслужб за рубежом. Эти перегородки действовали после уотергейтского скандала, который завершился отречением от власти президента Никсона (1974 г.).

Конгресс США подчинил все спецслужбы страны единому центру межведомственной координации (наряду с сохранением их ведомственной подчиненности). Во главе новой единой системы был поставлен «король разведки» — этот ярлык сразу прилепили к утвержденной Конгрессом новой должности Директора национальной разведки. Первый «король» (им стал карьерный дипломат Джон Негропонте, позже вернувшийся в госдеп в ранге первого заместителя Государственного секретаря США Кондолизы Райс) занял «трон» в апреле 2005 года и ушел с этой   должности в январе 2007-го. Через месяц «королем» был утвержден Майкл Макконнел, отставной вице-адмирал и бывший директор одной из ключевых спецслужб — Агентства национальной безопасности. Макконнел управлял секретным «королевством» два года, а в январе 2009 года ему на смену пришел другой моряк — адмирал флота в отставке, которого в США принято именовать еще «полным», Деннис Блэр. До своей отставки в 2002 году он стоял во главе Тихоокеанского командования (это самое крупное из региональных командований вооруженных сил США).

Полномочия, которыми наделен Директор национальной разведки, довольно ограниченны. Перераспределять финансовые ресурсы между спецслужбами он может лишь в пределах пяти процентов бюджета каждого ведомства, перемещать личный состав из одного ведомства в другое — лишь по согласованию с руководством соответствующих ведомств. Большая степень автономии осталась у разведслужб Пентагона — в 2004 году, когда принимали закон о реформе разведки, министром обороны был могущественный Дональд Рамсфелд, и он отстоял для своего ведомства ряд привилегий. Спецназ минобороны может без согласования вести тайные операции на иностранных территориях. В структуре минобороны остались такие спецслужбы, как Агентство национальной безопасности и некоторые другие (см. ниже), которые обслуживают далеко не только военное ведомство.

Сведенные воедино 16 разведслужбы США включают в себя следующие ведомства:

1. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) было образовано в 1947 году решением президента Гарри Трумэна. Оно является независимым ведомством, которое не входит в состав ни одного министерства. Вплоть до создания в 2004 году единого «разведцарства» директор ЦРУ по должности был межведомственным главой американского разведывательного сообщества; сейчас он подчиняется «королю разведки».ЦРУ поставляет государственному руководству и военному командованию США разведывательную информацию из-за рубежа, координируя усилия также других ведомств в области сбора разведданных за границей. Информацию ЦРУ собирает как посредством своей разветвленной агентурной сети, так и с помощью различных технических средств, разработкой и внедрением которых занимается специальный департамент науки и техники Центрального разведывательного управления. В составе министерства юстиции США работают две разведслужбы:

2. Федеральное бюро расследований (ФБР) — автономное подразделение министерства юстиции США. В прошлом году ФБР отметило свое столетие. Создание этого ведомства в годы правления Теодора Рузвельта было революционным событием: никогда прежде в Соединенных Штатах не было общенациональных правоохранительных органов федерального подчинения. До 1908 года полицейские и следственные функции выполняла только полиция муниципального или штатного подчинения. ФБР стало федеральной полицией, которая выявляет и пресекает преступления, подпадающие под федеральную юрисдикцию, а таковых насчитывается более 200 статей. Столетняя история ФБР — это летопись борьбы с преступниками всех мастей от Бонни и Клайда до Бен Ладена.

В настоящее время у ФБР 56 региональных филиалов в крупных городах Америки, а также более 400 местных офисов в сельских районах и небольших городах. Фэбээровцы работают и за рубежом, в составе посольств, консульств и прочих представительств США за границей. Занимаясь там главным образом контрразведкой, они работают под видом «юридических атташе», с дипломатическими паспортами — так же, как и офицеры ЦРУ, которые под «крышей» посольств ведут разведывательную деятельность.

На сегодня ФБР совмещает в своей работе два главных направления: правоохранительное и антитеррористическое. Ведя борьбу с коррупцией, преступностью «белых воротничков» в особо крупных масштабах, нарушениями гражданских прав и т. п., ФБР одновременно осуществляет конт рразведывательную и разведывательную деятельность для защиты США от террористической угрозы извне и изнутри. На ФБР также возложена задача борьбы со шпионажем на американской территории.

Директоров ФБР назначает не министр юстиции, а лично президент США и утверждает сенат. Назначается директор этого ведомства на 10-летний срок; уволить его досрочно может только президент. С 2001 года по настоящее время директором ФБР является Роберт Мюллер — он был назначен Джорджем Бушем-младшим. Мюллеру досталось ведомство не в лучшей форме: оно прозевало 11 сентября, в его рядах 15 лет шпионил в пользу Москвы Роберт Ханссен и т. д. При Мюллере ФБР претерпело значительную перестройку, расширило масштабы своих операций и штат сотрудников (в настоящее время — порядка 31 тыс. человек).

3. Разведывательная программа службы наркоконтроля. Ведет разведывательную деятельность по вопросам, связанным с контрабандой наркотиков, наркомафией и т. п. В широких масштабах ведет операции за пределами США: служба наркоконтроля, в которой работают почти 11 тыс. человек, имеет 86 представительств в 62 странах.

4. В составе минобороны —входят несколько отдельных организаций , в том числе:  Агентство национальной безопасности (АНБ) было создано в 1952 году как автономное подразделение Пентагона. В сферу деятельности АНБ входят шифровка, дешифровка, защита информации государственных ведомств и прослушивание различных коммуникаций (телефон, телефакс, радио, Интернет и др.) на предмет посланий, представляющих потенциальную угрозу.

5. Разведывательное управление министерства обороны (РУМО): эта спецслужба США по своему профилю соответствует ГРУ — Главному разведывательному управлению Генштаба ВС России. РУМО было создано в 1961 году, при президенте Джоне Кеннеди и министре обороны Роберте Макнамаре. Штат этого учреждения насчитывает 16500 человек, и во время войны оно становится головным разведывательным ведомством в составе Объединенного разведывательного центра, куда входят спецслужбы самого разнообразного ведомственного подчинения. Так было, например, во время операции «Буря в пустыне» на кувейтско-иракском ТВД (1990-1991 годах).

В 1992 году в состав РУМО вошли ранее автономные разведслужбы: Центр медицинской разведки вооруженных сил и Центр ракетно-космической разведки. На сегодня РУМО ведет военную разведку по широкому спектру направлений: агентурная, съемочная, связная, ядерная, химическая, биологическая, ракетная, аккустическая, радиолокационная и т. д. Особое внимание в последние годы РУМО уделяет сбору данных о распространении ядерного оружия. В  фокусе этой работы — Иран, Северная Корея и некоторые другие страны, развитие экономики и науки в которых позволяет им заниматься ядерными проектами. Большое внимание уделяется   борьбе с терроризмом. Пентагоновская разведка постоянно анализирует существующие и прогнозирует будущие угрозы национальной безопасности США;  свои выводы и рекомендации она представляет не только военному командованию и структурам исполнительной власти, но и Конгрессу в лице комитетов по делам вооруженных сил сената и палаты представителей.

У РУМО давнее соперничество с ЦРУ, поскольку функции обеих спецслужб по ряду направлений пересекаются. С марта 2009 года директором РУМО являлся генерал-лейтенант Рональд Бэрджесс. В тесном контакте с РУМО работают разведслужбы отдельных видов вооруженных сил, перечисленные ниже (п. п. 6-8):

6. Разведывательный корпус сухопутных сил. В армии США сухопутные разведывательные подразделения появились еще на заре американской истории — в Континентальной армии Джорджа Вашингтона, которая была сформирована в 1775 году. Сегодня разведывательный корпус сухопутных сил — это 12 разведывательных бригад и одна группа войсковой разведки; каждое из этих соединений включает в себя от одного до пяти разведывательных батальонов.

7. Разведывательное управление военно-морских сил. Созданная на флоте в 1882 году военно-морская разведка стала серьезно работать после 1898 года, когда США объявили войну Испании вслед за атакой испанцев на линкор «Мэн» на рейде Гаваны. Своего максимального расцвета эта разведслужба достигла во время Второй мировой войны. Хотя после войны ВМС в целом подвергся сокращениям, но послевоенный командующий ВМС адмирал флота Честер Нимиц, пользуясь своим колоссальным авторитетом боевого военачальника, отстоял сохранение численности флотской разведки на высоком уровне — это было нужно в условиях новой холодной войны.

8. Управление разведки, наблюдения и рекогносцировки военно-воздушных сил. В своем нынешнем виде эта разведслужба появилась в середине 2007 года. Ее личный состав рассредоточен по 72 авиабазам как на территории США, так и за рубежом. В составе Управления — несколько тактических авиакрыльев, Национальный центр воздушно-космической разведки (на базе ВВС Райт-Паттерсон в штате Огайо) и другие компоненты.

9. Разведывательное управление морской пехоты тесно взаимодействует с разведслужбами военно-морских сил (см. п. 6) и береговой охраны (см. п. 11). Хотя морская пехота — самый малый по численности вид вооруженных сил США, она представляет большую силу: в корпусе морской пехоты служат более 200 тысяч военнослужащих и 40 тысяч резервистов. Начиная с американской войны за независимость, морская пехота широко используется в боевых действиях, а также для охраны военных объектов и госучреждений — от Белого дома до посольств США за рубежом. Разведка столь же нужна морским пехотинцам, как и другим видам ВС.

10. Национальное управление геопространственной разведки имеет в своем штате специалистов по геодезии, картографии, океанографии, компьютерной и телекоммуникационной технике и др. Эта спецслужба, оснащенная самой современной электронной техникой, входит в состав минобороны, в настоящее время ее возглавляет вице-адмирал Роберт Мэрретт. Именно эта разведслужба в 1962 году засекла и сфотографировала советские ракеты на Кубе, после чего госсекретарь США Адлай Стивенсон представил эти снимки Совету Безопасности ООН («Карибский кризис»).

11. Национальное управление воздушно-космической разведки координирует сбор и анализ разведданных, поступающих с самолетов-разведчиков и спутников-шпионов. Создание этой спецслужбы тесно связано с американо-советским соперничеством: президент Эйзенхауэр одобрил концепцию нового ведомства после запуска первого спутника Земли Советским Союзом в 1957 году; управление родилось в 1961-м, вскоре после того, как над территорией СССР в 1960 году был сбит самолет-шпион Гэри Пауэрса.

Сотрудничая в Европе, разведки Великобритании и США почти никогда не сталкивались. По-другому обстояло дело с Ближним Востоком: рассекреченные американские документы проливают свет на острые столкновения по поводу американских предложений о широком военном и разведывательном сотрудничестве стран Запада в случае войны в данном регионе. В этих планах, в частности, предлагалось подчинить командующего вооруженными силами западных стран на Ближнем Востоке некоему руководящему комитету, в состав которого могут войти также Франция и Турция. Однако «в этом случае, — заявил в  шеф МИ-6 Джон Синклер во время визита в Вашингтон, — появляются обязательства, которые британская секретная служба не готова взять на себя». Англичане настаивали на заключении с американцами отдельного соглашения по этому региону и добились своего. Почти сразу после этого «отдел военного планирования» МИ-6 (позднее был упразднен) начал работать над составлением плана тайных операций, который должен был быть введен в действие в случае войны.

Суэцкий кризис 1956 года, вызвавший трещину в комплексе политических и оборонных связей двух стран, отрицательно сказался и на отношениях МИ-6 с ЦРУ. Была поставлена под серьезное сомнение профессиональная компетентность МИ-6; количество сообщений, поступавших из ЦРУ, резко сократилось.  

Соглашения между США и Великобританией, касавшиеся отказа от деятельности разведок на территории друг друга или в районах взаимных сфер влияния, постоянно нарушались. Несколько бывших сотрудников ЦРУ утверждают, что проникновение в правительственные органы западных стран и их разведслужбы является обычным делом.

В качестве свежего примера совместной работы разведок США и Британии может служить соперничество МИ-6 и ЦРУ в Ливии. По сообщению прессы, в  офисе ливийской внешней разведки были обнаружены документы, свидетельствующие о тесных контактах спецслужб Джамахирии со своими западными коллегами. Материалы были обнародованы сотрудниками правозащитной организации Human Rights Watch, пишет американская газета «Нью Йорк Таймс». Документы, датированные 2002-2007 годами, касаются сотрудничества ЦРУ и британской МИ-6 с ливийской разведкой. О том, что западные спецслужбы имели контакты со своими коллегами из Триполи, было известно и раньше. Однако найденные материалы свидетельствуют о том, что сотрудничество было гораздо более плотным, чем предполагалось, отмечает издание.

В частности, США, по меньшей мере восемь раз, отправляли на допрос в Ливию людей, подозреваемых в терроризме, несмотря на сообщения о том, что в тюрьмах Джамахирии применяются пытки. Британская МИ-6 занималась прослушкой телефонов по просьбе ливийских коллег. Кроме того, из документов следует, что, когда в 2004 году Ливия отказалась от создания оружия массового поражения, соответствующую речь для Муамара Каддафи написали американцы. «Выступление должно было выставить диктатора в позитивном свете», — отмечает «Нью Йорк Таймс». Западные спецслужбы также участвовали в задержании и экстрадиции в Ливию участников местных исламистских группировок, за которыми охотились власти. При этом, как писала «Нью Йорк Таймс».церами  между ЦРУ и МИ-6 даже было определенное соперничество за более тесные контакты со спецслужбами Джамахирии. Большинство документов датированы 2003-2004 годами, когда ливийской разведкой руководил Мусса Кусса, который до последних недель был министром иностранных дел в правительстве Каддафи.

Представитель ЦРУ Дженнифер Янгблад отказалась комментировать находку, но отметила, что «ни для кого не является сюрпризом», что управление сотрудничает с иностранными правительствами «для защиты США от терроризма и других смертельных угроз». МИД Британии заявил, что никогда не комментирует вопросы спецслужб.

Что касается совместной работы разведслужб в Британии, то в Лондоне на постоянной основе работает около 70 офицеров американской разведки. Они в основном представлены офицерами военных аппаратов, во главе с атташе по вопросам обороны, имеющим прямой выход на министров обороны обеих стран, и военными атташе трех видов вооруженных сил США: армии, ВВС и ВМС (до 10-15 военных, имеющих дипломатический статус). Военные атташе видов вооруженных  сил являются работниками военных разведок этих видов ВС США и соответственно замыкаются в вопросах постановки разведывательных задач и подготовки и представлению  отчетов по состоянию того или иного вида вооруженных сил и проведении вербовок в интересах этих видов ВС

 Резидентура ЦРУ, также как и резидентура РУМО,  расположена в посольстве США на площади Гросвенор Сквере и занимается главным образом вопросами связи со своими английскими коллегами и организационной работой по вербовке  агентов и их руководством. В Англии, возможно, имеются еще два офиса разведки. Один из них расположен в Лондоне и считается региональным центром ЦРУ в Западной Европе. В Лондон он был перебазирован из Парижа в начале 70-х годов. Другой находится за пределами Лондона и является «базой для подготовки специалистов по проведению подрывных операций в Африке и Ближнем Востоке.

Характерным моментом американской разведки работающей в Англии независимо от принадлежности ее к той или иной структуре, является то, что все отдельные разведывательные структуры  замыкаются на посла США в  стране, который, таким образом, является непосредственным руководителем и организатором всей разведывательной деятельности американцев в Британии. В связи с этим посол США всегда в курсе тех разведывательных мероприятий и операций, которые проводятся на территории Англии в данный момент или период времени. Кроме того, практически вся собираемая разведывательная информация докладывается руководителю американской разведки, т.е. послу. Самым интересным моментом при этом является тот факт, что вся  шифрованная переписка и собираемая посольством  информации проходит также через посла.  Наиболее важные и серьезные донесения просматривается, и подписываются лично послом. Рассылка информации в США осуществляется по конкретным ведомствам, министерствам департаментам или агентствам. Главным в данном вопросе является то, что Государственный департамент США практически собирает всю информацию по стране пребывания  и людям, с которыми работают американцы и в  своих  интересах и интересах Англии. По существующим договорам  и соглашениям  между Англией и Соединенными Штатами Америки оперативным работникам различных резидентур, действующих  в обеих странах, разрешено собирать интересующую страны информацию, обрабатывать ее и использовать как своих  интересах,  так и интересах другой договаривающейся стороны. Под этим понимается, что ведение разведки в стране пребывания, прежде всего, имеет задачи обеспечения собственной безопасности, так и безопасности страны пребывания.

Вмешательство ЦРУ в британскую политику берет свое начало с момента его создания. Лейбористская партия пришла к власти, выдвинув во время выборов программу осуществления интенсивных социальных преобразований и проведения в Европе политики мирного сосуществования с Советским Союзом. Вместе с тем влиятельное правое крыло партии, испытывая страх перед распространением коммунистического влияния, придавало исключительно большое значение борьбе с указанными тенденциями в партии. Примерно в это время начинает тайно финансироваться международное студенческое и профсоюзное движение. Правые круги группировались вокруг журнала «Соушиал комментэри», созданного первоначально эмигрантами из гитлеровской Германии, но реорганизованного в 1947 году в соответствии с изменившейся обстановкой. «Соушиал комментэри» становится наиболее влиятельным выразителем идей тех кругов, которые приобретали все большее влияние при лейбористском лидере Хью Гейтскелле. В 1953 году начал издаваться ежемесячник «Инкаунтер», призванный своими публикациями оказывать влияние на европейских социал-демократов. Его редактор Ирвинг Кристол ранее работал в одном из самых старых американских антикоммунистических журналов «Нью лидер» . Журнал «Инкаунтер» был совместным англо-американским изданием. Англичан в нем представлял «достопочтенный К. М. Монти Вудхаус», ветеран службы тайных операций, имевший опыт работы в Греции и принимавший участие в переговорах с ЦРУ перед операцией «Аякс» . В журнале работало много  сотрудников и корреспондентов из «Соушиал комментарии, который обменивался с «Инкаунтер» материалами. Так, напечатанная в «Соушиал комментэри» статья под заголовком «Африка и демократия», написанная Ритой Хинден, пропагандистом «холодной войны», была перепечатана в «Инкаунтер» в виде серии памфлетов. Финансовые средства «Инкаунтер» получал от Конгресса за свободу культуры, который в 1967 году был разоблачен как организация, через которую действовало ЦРУ. В период длительного пребывания лейбористов в оппозиции журналы «Соушиал комментэри» и «Инкаунтер» являлись важным оружием правых в борьбе по вопросам обороны Великобритании, национализации некоторых отраслей промышленности и перевооружения ФРГ.

Через эти журналы американцы проводили свою линию в отношении лейбористской партии, которая иногда принимала форму прямой угрозы. США были заинтересованы в перевооружении ФРГ. В связи с сильной оппозицией этому со стороны Франции линия лейбористской партии Великобритании имела исключительно важное значение. Газета лейбористской партии «Ситизен», отражавшая взгляды левого крыла и имевшая тираж в три четверти миллиона экземпляров, решительно выступала против перевооружения. В результате давления, оказанного на правление компании «Рейнольде Ньюс», которой принадлежала газета, из нее были уволены помощник редактора и ряд видных журналистов. С приходом новых сотрудников газета изменила свою линию и стала поддерживать американский план в отношении ФРГ. За этими действиями стоял Вашингтон. Через посольство США в Лондоне лейбористам было сказано, что если партия не будет выступать за перевооружение ФРГ — а роль газеты «Ситизен» в этом считалась исключительно важной, — то американцы прекратят оказывать Великобритании помощь и существование лейбористского правительства может оказаться под угрозой.

Расследование Конгрессом США деятельности ЦРУ в середине 70-х годов вызвало большую озабоченность в Великобритании. Комитеты Конгресса могли получить по суду документы ЦРУ. Это привело к тому, что представители английской разведки не стали включать в сообщения, передававшиеся американцам в плане сотрудничества, подробные сведения об агентуре. Кроме того, в Великобритании распространилось мнение, что написанные кадровыми офицерами разведки, в частности, Ф. Эйджи и Виктором Марчетти книги («За кулисами ЦРУ» и «ЦРУ и культ разведки»), в которых разоблачалась деятельность ЦРУ, значительно подорвали авторитет американской разведки.

Правительство Англии широко прибегало к тайным операциям. Связи американских и британских разведывательных служб за весь период сотрудничества  становились все более тесными, потому что американские политические деятели тоже часто делали выбор в пользу тайных операций. Раздраженная реакция американского правительства на некоторые тайные операции после их разоблачения в 60-годы привела к тому, что ЦРУ стали напрямую обращается к союзникам, и в первую очередь к Англии, с просьбой об оказании помощи в осуществлении таких программ тайных операций, которые оно не могло провести через комиссии Конгресса, в том числе комиссии  по наблюдению за разведывательной деятельностью. Кроме того, неизбежное расширение аппарата разведывательных служб для недопущения «завалов» усиливает их влияние на внешнеполитический аппарат и увеличивает тенденцию к поиску решений с использованием разведки. Показательно, что на разведывательные службы Великобритании никак не распространились штатные и бюджетные сокращения.

Постоянные конфликты в Северной Ирландии и возможность возникновения беспорядков в самой Великобритании по мере ухудшения ее экономического положения могут отвлекать разведку от проведения тайных операций за границей. Но все равно ее действия были направлены главным образом на принятие мер для обеспечения доступа британского империализма к источникам сырья и рынкам сбыта, а также к удовлетворению интересов торговли в целях оздоровления экономики страны.

Для более четкого и полного представления о взаимодействии разведок , считаем целесообразным хотя бы в общих чертах рассмотреть аппарат британской разведки.

В Великобритании сбором разведывательной информации занимаются четыре организации. Наиболее крупной из них по количеству персонала и объему добываемой информации является Штаб правительственной связи, который отвечает за сбор, обработку и анализ разведывательной информации, получаемой из радиоэлектронных источников. Штаб правительственной [10] связи учрежден на базе правительственной школы кодов и шифров, которая в военное время располагалась в Блетчли-парке, Бакингемшир и занималась расшифровкой кодов. Во время второй мировой войны более 6 тысяч сотрудников школы работали над немецкими и итальянскими шифрами. Здесь была создана первая в мире электронно-вычислительная машина, которая использовалась для расшифровки немецких закодированных сообщений. Операция «Алтрэ» (ULTRA), в ходе которой удалось полностью расшифровать немецкий код «Энигма», была наиболее успешной. Считается, что Черчилль вел военные действия в Северной Африке фактически только на основе сведений, полученных из перехвата и расшифровки немецких данных.

После войны Штаб правительственной связи располагался сначала в Исткоуте, на северо-западе Лондона, а с 1953 года он имел два комплекса около Челтнема. В первом комплексе на Окли Приорс-роуд размещаются административный и вычислительный центры; во втором — в Бенхолл-парке находятся в основном лаборатории, а также исключительно важный отдел по связи с Агентством национальной безопасности США (Агентство национальной безопасности является американским эквивалентом Штаба правительственной связи). Договор 1947 года по радиоэлектронной разведке заложил основу англо-американского разведывательного союза.

Штаб правительственной связи и Агентство национальной безопасности занимают на мировом рынке ведущие позиции по количеству производимого оборудования для расшифровки кодов и перехвата каналов связи, и это положение они намерены сохранить. США и Англия запрещают экспорт криптографического оборудования, если фирма-производитель не передаст правительству всю относящуюся к заказу документацию, и это служит препятствием для приобретения развивающимися странами не поддающихся расшифровке кодов. Факт прочтения Англией во время второй мировой войны немецких кодов не разглашался в течение 30 лет, потому что в это время их электронные варианты продавались ею другим странам, облегчая тем самым работы американских и английских специалистов по расшифровке кодов.

Руководство Штабом правительственной связи осуществляется совместно британским министерством обороны и министерством иностранных дел и по делам Содружества. Директор Штаба, как правило, является заместителем министра иностранных дел. Ему подчиняются руководители подразделений в ранге помощников министра, которые стоят во главе четырех директоратов: штатно-организационного, планирования радиоэлектронной разведки и двух оперативных. Из оперативных подразделений более крупным является директорат по радиоэлектронным операциям и разработке заданий. Сотрудники [11] этого директората обрабатывают и анализируют сообщения, перехваченные сетью станций слежения, расположенных на территории Великобритании и за границей. Общее количество таких станций неизвестно. Некоторые из них находятся на Кипре, в Гибралтаре, Турции, Омане, в ФРГ и на острове Вознесения. Штаб правительственной связи осуществляет контроль над  перехватом сообщений по военным линиям связи. Предварительная обработка сообщений осуществляется на пунктах перехвата, и ее результаты направляются в Челтнем. Все материалы анализируются с целью идентификации источника каждого сообщения и установления каких-то новых моментов в складывающейся обстановке, например наращивания военных приготовлений. Многие из этих сообщений закодированы, и в таких случаях материалы перехвата в копиях направляются в отдел «Н» Штаба правительственной связи, который осуществляет их криптоанализ (дешифровку). Четвертый директорат называется директоратом по безопасности коммуникаций. В его задачу входит противодействие работе иностранных радиоэлектронных служб, которые проявляют интерес к британским коммуникациям.

Специалисты Штаба правительственной связи разработали «радиопередатчик», работающий по принципу «мгновенного выстрела», что позволяет очень быстро передавать большой объем информации. Такие передатчики являются стандартным оборудованием Специальной воздушно-десантной службы (САС) и используются также разведкой МИ-6, которые получают от Штаба правительственной связи разнообразную техническую помощь.

В британских подразделениях радиоэлектронной разведки работают десятки тысяч человек. Только в Штабе правительственной связи в Челтнеме занято около 8 тысяч сотрудников. Затраты на содержание всего комплекса составляют около 500 миллионов фунтов стерлингов в год.

Штаб почти не занимается проведением тайных операций, за исключением дезинформации. Тем не менее, он играет в них важную подсобную роль, как основной поставщик разведывательной информации предоставляет сведения, необходимые для планирования и осуществления тайных операций, а также обеспечивает подразделения, занимающиеся тайными операциями, средствами связи.

Согласно международному праву, почти вся работа Штаба правительственной связи является незаконной.

Штаб не контролирует передачи гражданских радиостанций. Этим занимается радиокорпорация Би-би-си, расположенная в Кавершэм-парке, около города Рединга, и являющаяся крупнейшей организацией, следящей за радиопередачами.

Свои операции по слежению за радиопередачами Би-би-си начала в 1933 году, после того как правительство запросило  подробные сведения об антиарабских радиопередачах итальянских радиостанций на арабские страны. Во время второй мировой войны британское правительство выделило средства для организации систематического радио слежения. Использование ассигнований контролировалось Управлением политической войны, которое осуществляло надзор над британскими пропагандистскими программами. Во время войны группа слежения ежедневно составляла для правительства обзор радиопередач, осуществлявшихся другими странами.

После войны это подразделение было сохранено и расширено. Официально его попечителем продолжает оставаться министерство иностранных дел, средства выделяются министерством финансов. Функции службы слежения Би-би-си состоят в «прослушивании передач иностранных радиостанций и составлении сообщений о их содержании». Из четырехсот с лишним сотрудников, работающих в Кавершэм-парке, около 120 занимаются прослушиванием радиопередач. Ежедневно они контролируют около 400 сводок новостей, комментариев и пресс-сообщений из более 34 стран. Основные усилия всегда направлялись на прослушивание передач стран Варшавского Договора и в настоящее время России и союзных с нею стран, хотя под пристальным вниманием были и остаются и некоторые развивающиеся страны, в том числе страны СНГ и страны бывшего Советского Союза.. До иранской революции и ввода частей советских войск в Афганистан службы слежения Би-би-си использовали четыре монитора, которые контролировали передачи на языках фарси, дари, пушту. Затем их число возросло до 12, и Иран получил равный с Россией статус, их передачи контролируются 24 часа в сутки.

По сообщениям СМИ, несколько лет назад Пентагон начал реформировать военную разведку. В первую очередь преобразование предусматривают увеличение численности сотрудников Разведывательного управления министерства обороны за рубежом.
За ближайшую пятилетку количество оперативных сотрудников РУМО, работающих в других странах, в т. ч. под прикрытием (прежде всего дипломатическим), планируется довести примерно до 1600 человек. Сейчас в РУМО за границей насчитывается около 500 оперативных работников — это только работающих под прикрытием. В соответствии с утверждёнными руководством США планами, число «прикрываемых» будет доведено к 2018 году до 800, а то и до 1000 человек.

Вдобавок Минобороны США собирается обеспечить более тесное взаимодействие РУМО с ЦРУ и Командованием специальных операций (СОКОМ) ВС США. Согласно информации газеты «Вашингтон Пост», приоритетами в деятельности РУМО отныне станут слежение за исламистскими группировками в Африке и на Ближнем Востоке, поставками Северной Кореей и Ираном оружия другим государствам, и ко модернизация китайских вооружённых сил. Оперативники РУМО разделят задачи с работниками ЦРУ: если вторые преследуют в основном политические цели, то первых, как правило, будут интересовать аспекты военные.

Расширение штата Разведывательного управления в период экономического кризиса — намного превосходят ожидания экспертов. Однако в новейшем решении Пентагона есть некая внутренняя логика: если Америка будет экономить, то это не означают, что РУМО будет иметь теперь новые полномочия или расширенное финансирование. Создание новых штатных ставок произойдёт за счёт сокращения других отделов и изменения штатного расписания.Тем не менее этот план  получил характеристику  «амбициозного». По сути, речь идёт о быстром превращении разведывательного управления Министерства обороны в специальную агентурную сеть. Кстати, разведчики, согласно планам, будут готовиться в ЦРУ, но подчиняться по-прежнему будут Пентагону.

По мнению британской газеты «Гардиан»,  вербовка  новых агентов создаст в мире беспрецедентную по своим масштабам шпионскую сеть. Среди новых агентов РУМО появятся военные атташе и другие подобные лица, работающие открыто, а также множество шпионов, действующих тайно. «Гардиан» пишет, что это ведомство «всё чаще нанимает гражданских лиц среди преподавателей университетов или бизнесменов в стратегически важных с военной точки зрения регионах». Кроме того, специалисты  напоминают, что само ЦРУ тоже резко увеличило свой штат: за последние 11 лет департамент ЦРУ по борьбе с терроризмом расширился с 300 сотрудников до 2000 человек. Однако специалисты отмечают, что разведчикам из ЦРУ приходится выполнять слишком много задач, и оттого при помощи нового плана надеются передать чисто военные операции расширенному РУМО. В отличие от ЦРУ, деятельность военной разведки Конгрессом  не контролируется не слишком часто и тщательно.

В начале 2016 года Сенат Конгресса   принял бюджет «оборонного» ведомства на предстоящие годы  около  631 миллиарда долларов. (Обама его ещё не подписал и вполне может заблокировать). Деньги на расширение РУМО входят в «общие расходы»Министерства обороны.

Помимо официально заявленных целей — про оружие Северной Кореи, недружелюбный Иран,  исламисты на Ближнем Востоке и в Африке и небратского Китая с его стремительно модернизирующейся армией, — есть и те, которые ЦРУ и Пентагоном не афишируются. В частности, увеличение числа шпионов и разделение задач между ЦРУ и РУМО  связано в числе прочего с плохой подготовкой первых, из-за которой они частенько проваливали операции или выполняли их только на бумаге. Притчей во языцех стали и дурные привычки работников военной разведки: американские военные разведчики постоянно злоупотребляют количеством спиртного  и часто напиваются, плохо знают языки, толком не умели вербовать агентов. Даже анализировать документы — и это у них получалось из рук вон плохо.

 На учебной базе ЦРУ в штате Виргиния ведётся подготовка оперативников нового подразделения РУМО — Службы тайных операций (Defense Clandestine Service, DCS). После учёбы американские разведчики будут направлены на «практику» в Афганистан, Ирак, в «кризисные страны» Африки и Латинской Америки. В пятилетней перспективе DCS станет одним из ведущих департаментов РУМО, обеспечивающим получение военной разведывательной информации.

Уже несколько лет  в США действует документ под названием «Sustaining U. S. Global Leadership: Priorities for 21 Century Defense». В этой стратегии от января 2012 года было сказано, что усиление КНР в долгосрочной перспективе может повлиять на экономику и безопасность США. Ключевые моменты в принятой военной стратегии США сводятся к уменьшению численности американских вооружённых сил при одновременной концентрации бюджетных ресурсов на развитии спутников и беспилотных самолётов. Стратегия также предполагает переориентацию ресурсов на АТР. Недавно принятая  стратегия США , усиливающая присутствие США в АТР и реформа РУМО — это звенья одной американской цепи. Нынче КНР — центральный противник Соединённых

Агентство национальной безопасности Соединённых Штатов(англ. National Security Agency, NSA) — подразделение радиотехнической и электронной разведки Министерства обороны США, входящее в состав Разведывательного сообщества на правах независимого разведывательного органа. Сформировано в составе МО США 4 ноября 1952 года. По числу военнослужащих и вольнонаёмных сотрудников и по размеру бюджета является крупнейшим в США разведывательным ведомством.

АНБ США отвечает за сбор и анализ информации средствами РЭР (РТР и РР), контроля электронных коммуникационных сетей, учёта электронного трафика, решает высокоспециализированные задачи радиотехнической разведки (РТР) и радиоразведки (РР) по получению информации из коммуникационных сетей зарубежных государств путём электронного и радиоперехвата и еёдешифровки с применением компьютерной техники. АНБ также несёт ответственность за закрытие электронных коммуникационных сетей госучреждений США от несанкционированного доступа служб РЭР других государств.

Решает задачи получения информации техническим путём, отвечает за все виды РЭР, задачи защиты данных и криптографии.

АНБ является ключевой структурой РЭР в составе Разведывательного сообщества США, возглавляемого директором национальной разведки.Центральная служба безопасности (англ. Central Security Service) — управление МО США организация, созданная для выработки мер безопасности электронных сетей связи и осуществления сотрудничества между АНБ США и криптографическими службами МО США. Директор АНБ и начальник ЦСБ является также начальником оперативного штаба психологической войны и РЭБ ВС США. С 2009  года эти должности совмещал генерал Кит Александер(директор АНБ с 2005). Деятельность АНБ ограничено РЭР РЭБ, агентство не ведёт агентурной разведки за рубежами США.

Должностная категория начальника АНБ заполняется руководящим сотрудником МО США — военнослужащим в чине генерал-лейтенанта (трехзвездный генерал) или вице-адмирала. Должности заместителей начальника АНБ могут замещаться вольнонаёмными гражданскими специалистами МО США.

Численность сотрудников и годовой бюджет агентства являются государственной тайной США. Существуют различные оценки этих цифр: количество работников в штаб-квартире оценивается в 20-38 тыс. человек; кроме этого, около 100 тыс. специалистов РЭБ, психологической войны и криптографии работают на военных базах США по всему миру. По разным оценкам, бюджет АНБ может составляться от 3,5 до 13 млрд. долл., что делает её самой финансируемой спецслужбой мира.

Подготовка специалистов для АНБ осуществляется в Национальном институте криптографии. Это учебное заведение готовит кадры не только для АНБ, но и для нескольких других подразделений Министерства обороны США. Кроме того, АНБ оплачивает обучение своих сотрудников в ведущих колледжах и университетах США, а также в военных колледжах Министерства обороны.

Миссия информационной безопасности состоит в противостоянии получения иностранными противниками доступа к конфиденциальной или секретной национальной информации. Миссия радиоэлектронной разведки состоит в сборе сигналов разведки, обработке и распространения разведывательной информации от иностранных сигналов для разведки и контрразведки в целях и для поддержки военных операций. Это агентство также позволяет производить операции сети Warfare, чтобы победить террористов и их организации в стране и за рубежом, в соответствии с американскими законами и защитой частной жизни и гражданских свобод.

После того, как Британия приняла решение «развестись» с Европейским Союзом. американские официальные лица  пытаются переосмыслить свою стратегию По их мнению, наиболее актуальной задачей теперь будет поиск замены самого надежного, самого близкого по духу партнера в коридорах европейских столиц. Однако это будет нелегко. Власти США уверены, что ни одна страна не близка так по духу к Вашингтону, как Британия. Уже давно она является наиболее верным союзником безопасности Соединенных Штатов, самым эффективным партнером разведки и самым большим энтузиастом свободной торговли мантрами, которые были краеугольным камнем интернационалистского подхода Америки. И лишь немногие страны были готовы столь активно влиять на Европу во время внутренних споров, отстаивая интересы Соединенных Штатов. Теперь это тихое дипломатическое давление — в том числе заставлявшее членов НАТО увеличивать расходы на оборону — внезапно уменьшилось. Даже если Великобритания в конечном итоге вновь обретет прежнее влияние на континенте, что довольно спорно, она будет сильно занята на протяжении многих лет. Кроме того, потеря сильного голоса Британии в Европе произошла в особенно сложный момент — в то время когда Соединенные Штаты и их союзники обсуждают что делать с Россией; как вдохнуть новую жизнь в НАТО; как ускорить принятие американо-европейского торгового соглашения; как добиться дипломатического урегулирования конфликта в Сирии; как помочь ЕС справиться с кризисом мигрантов, кого наконец Америка выберет, как следующего президента и что надо будет делать, если события не будут идти не по тому пути…  Помимо всего прочего, существует угроза со стороны «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ ), которое все чаще проводит теракты в Европе. В борьбе с террористической группировкой развитие и совместное использование разведки имеет решающее значение. Решение этих проблем и так было достаточно сложным, говорят американские чиновники, особенно в связи с заявлениями кандидата Дональда Трампа о том, что альянсы не нужны, если союзники не готовы платить больше за американскую защиту. Так, как англичане.  Но теперь, с перфомансом Британии (так называемый «брекзит» Brexit) долгосрочные планы — то есть увеличение влияния Европы в своем регионе и на Ближнем Востоке, в то время как США концентрируются на Азии – оказались под угрозой. Подобно «арабской весне», результаты референдума в Великобритании застали Вашингтон врасплох. Накануне плебисцита американские чиновники надеялись, что голосование «пойдет иначе». Так, в частности, считал и госсекретарь Джон Керри. Из-за этой уверенности никто всерьез не занимался переосмыслением отношений с Европой – задача, которую придется решать президенту Бараку Обаме в течение следующих шести месяцев, а его преемнику – долгие годы. Керри, как правило, настроенный оптимистично, после оглашения результатов референдума, был довольно мрачен. Он не говорил о «сморщенной Европе», в отличие от одного из своих главных помощников, но госсекретарь ясно дал понять, что европейским союзникам также придется пересмотреть свои отношения с США. Керри сказал, что «…двадцать две страны, входящие в ЕС, являются членами НАТО»,и предупредил, что самым важным шагом была «совместная работа, направленная на обеспечение преемственности, стабильности и уверенности, насколько это возможно», чтобы «защитить ценности и интересы, которые мы разделяем». Проблема заключается в том, что никто не разделяет эти ценности и интересы так, как англичане. Так считают большинство американских дипломатов, хотя ни один из них не признается в этом на людях, опасаясь оскорбить других членов Европейского союза. Но британские чиновники, находившиеся в центре этого ежедневного диалога, говорят, что беспокойство является взаимным. Все это поднимает вопрос: если Британия больше не может играть ту незаменимую роль для Вашингтона, значит, что есть страна, которая может? Возможно, но так сразу назвать кого-то сложно. Пять глаз Германия не демонстрирует реальной готовности взять на себя эту роль. Результаты Второй мировой войны все еще удерживают страну от наращивания военной мощи. Берлин не является членом ближнего круга в вопросе обмена разведывательной информацией, называемого «Пять глаз», состоящего из победителей Второй мировой войны. Кроме того, Германия все еще с недоверием относится к США. Лишний повод для этого дали разоблачения Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника АНБ. Из обнародованных им документов, в частности, следовало, что американские спецслужбы прослушивали мобильный телефон канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Шоком же для американских чиновников стало недавнее заявление главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который назвал недавние учения НАТО, которые якобы должны удержать Россию от мыслей о дестабилизации ситуации в Польше и странах Балтии, «бряцанием оружия и разжиганием войны». Франция также не подходит на эту роль. В то время как отношения между Парижем и Вашингтоном изменились коренным образом во времена Джорджа Буша, Франция часто идет своим путем. Так, недавно она поддержала идею возобновления израильско-палестинских переговоров. Италия, в свою очередь, переживает непростые времена, Нидерланды слишком малы, а Польша еще не имеет должного влияния среди старых членов НАТО. Переговоры по более тесному сотрудничеству разведслужб с Канадой, Австралией и Новой Зеландией в прошлом году закончились лишь с небольшими изменениями. Вопрос лидерства Британские лидеры были представителями Старого света, чья позиция наиболее часто совпадала с американской на переговорах по крупным торговым и инвестиционным соглашениям, которые обсуждались между США и некоторыми из его крупнейших торговых партнеров. Когда Обама посетил Лондон в апреле 2016 года, он предупредил избирателей, что Британия будет исключена из соглашения, выйдя из блока, и отправится «в конец очереди», в которой стоят страны, желающие заключить двустороннее торговое соглашение. Но и Соединенные Штаты также потеряют голос Британии при сдерживании торговых требований Европы. Разведывательные проблемы, создаваемые Brexit, являются более тонкими. Представители американской разведки ранее отмечали, что очевидным решением для недостатков в разведывательной деятельности является намного более мощная европейская разведывательная служба. Однако трудно представить себе новую разведывательную организацию без МИ-6 и ЦПС — английских эквивалентов ЦРУ и АНБ — играющих ведущую роль. Впрочем, есть и другое мнение, сторонники которого предполагают, что Британия может стать более сильным партнером в области безопасности для Соединенных Штатов, и что она будет ценить свою роль в НАТО и других организациях даже больше. Адмирал Джеймс Ставридис, который служил в качестве 16-го Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе и является деканом Школы Флетчер при Университете Тафтса, представил эту точку зрения в своей статье в Foreign Policy. Он сказал, что «новое британское правительство, предположительно, будет очень мотивированным партнером НАТО». Но даже если Британия будет стремиться к более активной роли в НАТО, ее могут не принять другие члены альянса. Британию часто называли американской марионеткой — и другие государства отметили, что бывший премьер-министр Тони Блэр последовал за Бушем в Ирак без особых вопросов. Безусловно, все политические альянсы и блоки не постоянны, и уход Британии из Европейского Союза не обязательно станет катастрофой для Вашингтона. Как Джеймс Ф. Джеффри, бывший американский дипломат на Ближнем Востоке, и Саймон Хендерсон из Вашингтонского института недавно писали, «США и Великобритании были закадычными союзниками в течение 30 лет, прежде чем Британия вступила в ЕС». Но особыми отношения между двумя странами в эпоху глобальной дипломатии делало то, что Британия была готова перенимать на себя обязанности Вашингтона по «наведению мостов». Теперь, как выразился один чиновник из Белого дома, мост снесен большой волной, которую мало кто предвидел.

Яковлев Григорий Дмитриевич, генерал-майор (в отставке)
Профессор АВН, август 2016 года

 

 



Опубликовано: 17 ноября 2016

Рубрика: Интересное в сети

Ваш отзыв