Социология
Особенностью учебника является попытка авторов свести воедино, с одной стороны, академические понятия социологии как науки, а с другой — реальный мир современного социума с его сложными проблемами и кричащими противоречиями.Для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Социология», а также магистров, аспирантов и преподавателей не только социологической, но и других гуманитарных дисциплин.
Предисловие авторов
Социология как наука не нуждается в особом представлении. Для большинства современных людей ее роль и значение в построении рационально обоснованных и взвешенных общественных практик неоспорима.
Трудно переоценить возможности этой науки для достижения образовательных и воспитательных целей — для профессионального и личностного роста и становления, в частности, студентов, получающих высшее образование в российских вузах. Это и неудивительно — ведь преподавание социологии призвано решать целый каскад важнейших задач, таких, как мировоззренческая, познавательная, прогностическая, преобразовательная, аксиологическая, критическая и т.д.
Интеллектуальные возможности и ресурсы социологии настолько велики и разнообразны, что позволяют любому человеку, усвоившему ее теоретико-методологические и прикладные основы, осознанно и системно постигать процессы и явления в общественной жизни современного социума, уверенно ориентироваться в сложностях собственной деятельности, принимать обоснованные и корректные управленческие решения.
В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Каждый такой учебник и учебное пособие представляют определенную ценность и обладают индивидуальными, только им присущими особенностями и достоинствами.
Какие особенности следует отметить в данном учебнике?
Прежде всего, он полностью переделан и обновлен по отношению к предыдущим четырем своим изданиям. И дело не только в том, что это нужно было сделать ради приведения его содержания в соответствие с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Когда берешь в руки многочисленные учебники по общественным и гуманитарным наукам, часто их содержание отталкивает своим полным несовпадением с реальной жизнью и ее проблематикой. Читаешь такой учебник — везде тишь и благодать, все расписано по полочкам, все функционирует якобы согласно уже открытым законам и принципам, человечество замечательно прогрессирует, от одной вершины своих исторических достижений уже очень успешно движется в сторону следующей, и т.д. Такой учебник успокаивает, убаюкивает, обнадеживает, а в конечном итоге элементарно… вводит в заблуждение!
Ведь в жизни, в окружающей реальности все обстоит совсем по-другому, и содержание «стерильного» учебника практически «не цепляет» эту самую истинную реальность социума и человека. Наука и реальность оказываются разведенными по разным направлениям, с минимальной зоной соприкосновения или пересечения. Социология по примерно такому учебнику оказывается нужной разве что для сдачи экзамена или зачета, и только. Реальность же и в дальнейшем пребывает вне какого-либо воздействия со стороны науки, остается принципиально не тронутой всем ее познавательным, критическим, преобразовательным, мировоззренческим и прочим потенциалом.
Авторский коллектив сделал попытку представить совершенно иной учебник. Замысел его и состоит в том, чтобы свести в единое целое, с одной стороны, мир академических истин социологии как науки и, с другой стороны, реальный мир современного социума с его кричащими проблемами, острейшими противоречиями и дисфункциональными проявлениями буквально везде и всюду. Свести эти искусственно разведенные миры в единое целое для того, чтобы поставить честный, откровенный и научно обоснованный диагноз реальному положению дел в современном обществе, а также чтобы показать огромные возможности социологии как науки для преодоления общественных проблем, противоречий, патологий. Это первое, но не единственное отличие данного учебника.
Второе принципиальное его отличие в том, что в нем обсуждение социологических проблем и вопросов начинается не с О. Конта, а с тех самых времен, когда эти социологические воззрения реально появились в человеческом обществе, — с древнейших эпох. Не следует игнорировать все то великолепие социологических идей, истин, подходов, которыми так богаты все мировоззренческие концепции, начиная с эпохи мифологической. Почему же обычно рассмотрение социологии начинают с О. Конта? Дело в том, что французский социолог является одновременно основателем позитивизма, одной из главных идей которого был отказ, уход от всей предшествующей науки, особенно от философии (метафизики). Конт объявляет о необходимости создания принципиально новой, позитивной науки взамен ненужной старой. Все старые знания, в том числе социологические, Контом признаются якобы химерическими, негодными, сомнительными, смутными, отрицательными. По каким таким научно обоснованным основаниям вынесен суровый вердикт, если все эти знания до него им вовсе не рассматривались в принципе?
Третье принципиальное отличие учебника в том, что в нем реализуется новая теоретико-методологическая концепция — це-
лостно-конструктивистская. Все содержание учебника пронизано центральной идеей: излагать основы социологии таким образом, чтобы на каждом фрагменте социологического знания показывать огромную значимость социологической науки для разнообразных человеческих общественных практик, как правило, доведенных до дисфункционального, даже патологического своего состояния.
Вся особенность и острота новой концепции этого учебника социологии станет понятной еще больше, если сформулировать одно из центральных положений авторской мысли: социологическое знание должно излагаться в первую очередь как принципиально антикризисное средство незамедлительного преобразования и модернизации большинства ныне господствующих общественных практик. Эта установка действует в силу того, что все они (или как минимум абсолютное большинство общественных практик) пребывают в разрушенном, дисфункциональном и деструктивном состоянии. Но зафиксировать атрибутивно присущую всем общественным явлениям и процессам ярко выраженную кризисность, тупиковость и дисфункциональность — это только полдела для данного учебника, только половина его концептуального (целостно-кон-структивистского) замысла. Есть еще и вторая половина решаемых авторских задач — изложение основ социологии должно постоянно отвечать на вопрос: как на научной основе, в том числе с помощью возможностей социологии, преодолеть кризисность, дисфункциональность современных общественных реалий? Как помочь человечеству выбраться на «чистую воду» из всех этих чудовищных катаклизмов, потрясений, цивилизационных ловушек?
Такова главная концептуальная особенность данного учебника. По большому счету, именно так подойти к его написанию нас побудил гениальный план великого русского философа Н.А. Бердяева — план Эсхатологической Метафизики. Вот этот план в самом простом изложении: человек — не пассивный исполнитель законов миропорядка, он, человек, на самом деле — творец и изобретатель. Именно сам человек довел мир, в котором живет, до предельного — разрушительного и гибельного — состояния. И теперь все действия должны рассматриваться в свете одной цели, в формате одной истины — конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. По Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько оно окажется способным именно к героическому поведению. Других, более легких и мягких сценариев, у человечества уже не осталось, слишком велики и масштабны провалы и ошибки, одолеть которые можно теперь только на пути предельно осмысленного, ценностного поведения всех и каждого.
Нам представляется, что учебник социологии, построенный на такой концептуальной основе, которая принципиально и честно отвечает на вызовы нашей исторической эпохи, стремится по-настоящему найти научные решения критических для человечества проблем, имеет право как на издание, так и на внимание со стороны своего читателя.
Оглавление
Предисловие |
3 |
Раздел I. Социология как наука |
7 |
Глава 1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития основных ее содержательных идей |
8 |
1.1. Теоретико-методологический обзор развития основных социологических идей до возникновения социологии как науки |
8 |
Социально-политические учения в Древнем Китае |
9 |
Социально-политические идеи в Древней Греции |
11 |
Социально-политические концепции Возрождения и Нового времени |
18 |
1.2. Теоретико-методологический обзор развития социологии как науки. Уровни современного социологического знания |
20 |
Социология О. Конта |
20 |
Эволюция общества по Г. Спенсеру |
23 |
Концепция материалистического понимания истории К. Маркса |
25 |
Психологическое направление в развитии социологии |
29 |
Концепция понимающей социологии М. Вебера |
29 |
«Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Э. Дюркгейм |
31 |
Социальная солидарность Дюркгейма |
33 |
Эмпирическая социология |
34 |
Контрольные вопросы |
35 |
Литература |
36 |
|
|
Глава 2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории и парадигмы, функции |
37 |
2.1. Основные теории и парадигмы современной социологии |
37 |
Содержание социологической науки |
38 |
Социологические парадигмы |
44 |
2.2. Предмет социологии как науки |
48 |
Три основных подхода к предмету социологии |
48 |
2.3. Социология: понятийный аппарат, законы и основные функции |
50 |
Понятийный аппарат социологии |
51 |
Законы социологии |
56 |
Функции социологии |
57 |
Контрольные вопросы |
60 |
Литература |
60 |
|
|
Глава 3. Методология, методика и техника социологических исследований |
61 |
3.1. Объект и предмет социологического исследования |
61 |
Составляющие методологии социологии |
61 |
3.2. Программа социологического исследования |
70 |
Методологическая часть |
71 |
Методическая часть |
74 |
Виды социологического исследования |
80 |
3.3. Основные техники и методы социологических исследований |
83 |
Метод опроса |
83 |
Этапы и процедура опроса |
84 |
Технические требования к вопросам анкеты и типичные ошибки |
85 |
Анализ документов |
87 |
Метод наблюдения |
89 |
Метод социального эксперимента |
91 |
Социологический документ и методы его анализа |
94 |
Этапы и процедуры социального эксперимента |
95 |
Типичные ошибки и трудности применения эксперимента |
96 |
Измерение качественных признаков — квантификация |
97 |
3.4. Основы прикладной социологии |
99 |
Структура и классификация |
99 |
Пилотажное и описательное исследования |
101 |
Аналитическое исследование |
102 |
Методы прикладных исследований |
103 |
Этапы научного исследования |
108 |
Сравнительные социологические исследования |
110 |
Отчет по результатам исследования и аналитическая записка |
111 |
Контрольные вопросы |
112 |
Литература |
112 |
|
|
Раздел II. История социологии как науки |
113 |
Глава 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. |
114 |
4.1. Огюст Конт — основатель социологии |
114 |
4.2. Эволюционная социология Герберта Спенсера |
118 |
4.3. Социология Эмиля Дюркгейма |
121 |
Социальный реализм и социальные факты |
121 |
4.4. Понимающая социология Макса Вебера |
125 |
Социальные действия |
126 |
Рационализация общественной жизни и бюрократия |
128 |
«Идеальный тип» |
129 |
4.5. Материалистическое понимание истории как социологическая концепция марксизма |
130 |
Концепция общественно-экономических формаций |
133 |
Учение о классах |
135 |
Концепция общественного сознания |
137 |
Контрольные вопросы |
139 |
Литература |
140 |
|
|
Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. |
141 |
5.1. Социологические взгляды русских революционных демократов |
141 |
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина |
146 |
5.3. Социология революционного народничества |
148 |
5.4. Психологическое направление в русской социологии. Е.В. Роберти и Н.И. Кареев |
151 |
5.5. Социология легального марксизма |
154 |
5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского |
158 |
5.7. Социология П. Сорокина |
160 |
Контрольные вопросы |
162 |
Литература |
163 |
Глава 6. Современная западная и отечественная социология |
164 |
6.1. Классификация социологических направлений в современной западной социологии |
164 |
6.2. Социологический неопозитивизм и бихевиоризм |
166 |
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса |
168 |
6.4. Теория социальных конфликтов. Р. Дарендорф и Л. Козер |
171 |
6.5. Технологический детерминизм |
173 |
Теория единого индустриального общества Р. Арона |
174 |
Теория стадий экономического роста У. Ростоу |
174 |
Теория конвергенции Дж. Гэлбрейта |
175 |
Теория постиндустриального общества Д. Белла |
176 |
6.6. Символический интеракционизм |
178 |
6.7. Феноменологическая социология |
181 |
6.8. Теория социального обмена |
183 |
6.9. Отечественная социология ХХ в. |
185 |
Развитие социологии в 1920—1930-е годы |
186 |
Советская социология в 1950—1980-х годах |
189 |
Контрольные вопросы |
192 |
Литература |
192 |
|
|
Раздел III. Специальные социологические теории |
193 |
Глава 7. Социальные институты и организации |
194 |
7.1. Социальные институты: понятие, структура, признаки, характеристики |
194 |
Структура социального института |
195 |
Признаки и характеристики социального института |
196 |
7.2. Социальная институционализация |
198 |
7.3. Функции социальных институтов |
200 |
Дисфункциональность социальных институтов |
201 |
7.4. Институциональная система общества |
202 |
7.5. Социальная организация: понятие и функции |
204 |
7.6. Типы социальных организаций |
206 |
7.7. Бюрократия |
208 |
Контрольные вопросы |
212 |
Литература |
212 |
Глава 8. Социология семьи и брака |
213 |
8.1. Семья как социальный институт. Исторические типы института семьи |
213 |
Исторические типы института семьи |
214 |
8.2. Структура семьи и брака |
216 |
8.3. Социальные функции семьи |
217 |
8.4. Социологический анализ брачных отношений |
220 |
8.5. Гендерный аспект семьи |
224 |
8.6. Российская семья в зеркале социальных рисков |
226 |
Контрольные вопросы |
229 |
Литература |
229 |
Глава 9. Социология труда |
230 |
9.1. Категория и предмет социологии труда |
230 |
9.2. Главная проблематика социологии труда |
231 |
9.3. Теория человеческого капитала и социология труда |
234 |
9.4. Человек в социологии труда |
238 |
9.5. Характер труда |
241 |
9.6. Условия труда и отношение к труду. Трудовой коллектив |
243 |
Трудовой коллектив |
246 |
Контрольные вопросы |
246 |
Литература |
247 |
|
|
Глава 10. Социология личности |
248 |
10.1. Личность в системе социальных взаимодействий |
249 |
10.2. Личность в структуре социальных статусов и ролей |
252 |
Социальный престиж и социальная роль |
253 |
Социализация |
256 |
10.3. Личность в противоречиях современного общества |
258 |
10.4. Модели социализации личности |
259 |
Контрольные вопросы |
263 |
Литература |
263 |
Глава 11. Социология конфликта |
264 |
11.1. Проблема конфликта в истории социологии |
264 |
Конфликт в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля |
264 |
Конфликт в концепциях М. Вебера и Э. Дюркгейма |
265 |
Конфликт в концепциях Т. Парсонса и Р. Дарендорфа |
266 |
Конфликтный функционализм Л. Козера и К. Болдуинга |
267 |
11.2. Сущность конфликта, его участники и объект |
268 |
Сущность конфликта |
268 |
Участники и объект конфликта |
270 |
11.3. Причины конфликтов |
272 |
Причины конфликта: потребность, дефицит, противоречие интересов |
272 |
11.4. Динамика конфликта |
275 |
Предконфликтная ситуация |
275 |
Открытый конфликт |
276 |
Послеконфликтный период |
278 |
11.5. Функции конфликта. Роль конфликта в жизни общества |
279 |
Явные и скрытые функции конфликта |
279 |
Оценка функций конфликта |
279 |
Конструктивные и деструктивные функции конфликта |
281 |
11.6. Типология конфликтов. Инновационный конфликт |
283 |
Типология конфликтов |
283 |
Инновационный конфликт |
286 |
Контрольные вопросы |
288 |
Литература |
288 |
|
|
Глава 12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы |
289 |
12.1. Понятия «социальные изменения» и «социальная стабильность» |
289 |
12.2. Социальное изменение и социальный процесс |
291 |
12.3. Социальное изменение и социальное развитие |
293 |
12.4. Проблема социального прогресса |
294 |
Теории, признающие идею прогресса |
295 |
Теории, отвергающие идею прогресса |
296 |
Противоречивый характер социального прогресса |
298 |
12.5. Теории социальных изменений |
300 |
Эволюционные теории социальных изменений |
300 |
Теории циклического развития |
305 |
Теории революционных социальных изменений |
306 |
12.6. Факторы социальных изменений |
307 |
Физическая среда |
307 |
Демографический фактор — народонаселение |
309 |
Экономический фактор |
311 |
12.7. Инновации как фактор социальных изменений |
313 |
Контрольные вопросы |
315 |
Литература |
315 |
Глава 13. Социология политики |
316 |
13.1. Предметная область социологии политики |
316 |
13.2. Политика как социальное явление |
319 |
Системный подход к анализу политики |
320 |
Структурные компоненты и функции политической системы |
321 |
13.3. Политические институты |
323 |
Институциализация политической власти |
324 |
Государство — основной политический институт |
326 |
Политические партии |
329 |
Группы интересов |
331 |
Политическое участие |
331 |
13.4. Политическая культура |
333 |
Особенности российской политической культуры |
334 |
Контрольные вопросы |
336 |
Литература |
336 |
|
|
Глава 14. Социология науки |
337 |
14.1. Предмет социологии науки |
337 |
14.2. Мифология и наука. Основные исторические этапы становления науки |
338 |
Мифология науки |
338 |
Основные исторические этапы становления науки |
340 |
14.3. Традиционная и техногенная цивилизации |
341 |
14.4. Наука и глобальные проблемы современности |
349 |
14.5. Наука и революции в современном обществе |
355 |
14.6. Наука и научное сообщество |
359 |
14.7. Наука и этика ответственности |
362 |
14.8. Наука в современной России |
372 |
Контрольные вопросы |
375 |
Литература |
375 |
Глава 15. Социология культуры |
376 |
15.1. Понятие культуры: основные подходы, сущность и структура |
376 |
Основные подходы к пониманию культуры |
378 |
Важнейшие черты культуры |
382 |
Структура культуры |
385 |
15.2. Закономерности развития, типология и функции культуры |
387 |
15.3. Типологии культуры |
392 |
Народная, массовая и элитарная культура |
393 |
Культура доминирующая, субкультура, контркультура и антикультура |
395 |
15.4. Функции культуры |
396 |
15.5. Проблемы культурного развития современной России |
398 |
Контрольные вопросы |
400 |
Литература |
400 |
Глава 16. Социология духовной жизни |
401 |
16.1. Духовная жизнь и общественное сознание |
401 |
Что же такое духовная жизнь, дух, духовность? |
402 |
16.2. Структура духовной жизни: субъекты, уровни |
406 |
Классификация духовной жизни |
406 |
16.3. Идеология |
410 |
16.4. Наука и социология духовной жизни |
411 |
16.5. Формы духовной жизни |
413 |
Мораль |
413 |
Искусство |
417 |
Религия |
420 |
Контрольные вопросы |
426 |
Литература |
426 |
Глава 17. Социология религии |
427 |
17.1. Теоретические предпосылки возникновения и развития социологии религии |
427 |
17.2. Предмет и объект социологии религии |
429 |
17.3. Методы социологии религии |
431 |
17.4. Социальные функции и роль религии |
433 |
17.5. Религия как социальный институт |
435 |
17.6. Религия и экономика |
436 |
17.7. Религиозная ситуация в современном мире и современной России |
439 |
Контрольные вопросы |
442 |
Литература |
442 |
Глава 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества |
443 |
18.1. К истории понятия «общественное мнение» |
443 |
18.2. Сущность и признаки общественного мнения |
448 |
18.3. Субъект и объект общественного мнения |
449 |
18.4. Формирование и проявления общественного мнения |
454 |
18.5. Психолого-социологические особенности общественного мнения |
456 |
Контрольные вопросы |
460 |
Литература |
460 |
Глава 19. Мировая цивилизационная система и процессы глобализации |
461 |
19.1. Методология цивилизационного подхода к анализу исторического процесса |
462 |
19.2. Взаимодействие цивилизаций |
466 |
Теория модернизации |
467 |
Конфликт цивилизаций |
470 |
19.3. Глобализация — ведущая тенденция современной эпохи |
472 |
19.4. Место России в современной цивилизационной системе |
477 |
Цивилизационные особенности России |
479 |
Контрольные вопросы |
480 |
Литература |
480 |