Навигация

Перейти на главнуюПерейти на форум

Социология

sociologyРассматриваются основные теории и парадигмы современной социологии. Излагаются методология, методика и техники социологических исследований. Самостоятельный раздел посвящен истории социологии от зарождения социологических идей до становления социологии как науки в XIX — начале XX в.
Особенностью учебника является попытка авторов свести воедино, с одной стороны, академические понятия социологии как науки, а с другой — реальный мир современного социума с его сложными проблемами и кричащими противоречиями.Для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Социология», а также магистров, аспирантов и преподавателей не только социологической, но и других гуманитарных дисциплин.
Формат издания — 145х215 мм (средний формат)
Количество страниц — 312
Год выпуска — 2016
ISBN — 978-5-238-02755-5
Тираж — 10000

Предисловие авторов

Социология как наука не нуждается в особом представлении. Для большинства современных людей ее роль и значение в построении рационально обоснованных и взвешенных общественных практик неоспорима.

Трудно переоценить возможности этой науки для достижения образовательных и воспитательных целей — для профессионального и личностного роста и становления, в частности, студентов, получающих высшее образование в российских вузах. Это и неудивительно — ведь преподавание социологии призвано решать целый каскад важнейших задач, таких, как мировоззренческая, познавательная, прогностическая, преобразовательная, аксиологическая, критическая и т.д.

Интеллектуальные возможности и ресурсы социологии настолько велики и разнообразны, что позволяют любому человеку, усвоившему ее теоретико-методологические и прикладные основы, осознанно и системно постигать процессы и явления в общественной жизни современного социума, уверенно ориентироваться в сложностях собственной деятельности, принимать обоснованные и корректные управленческие решения.

В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Каждый такой учебник и учебное пособие представляют определенную ценность и обладают индивидуальными, только им присущими особенностями и достоинствами.

Какие особенности следует отметить в данном учебнике?

Прежде всего, он полностью переделан и обновлен по отношению к предыдущим четырем своим изданиям. И дело не только в том, что это нужно было сделать ради приведения его содержания в соответствие с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Когда берешь в руки многочисленные учебники по общественным и гуманитарным наукам, часто их содержание отталкивает своим полным несовпадением с реальной жизнью и ее проблематикой. Читаешь такой учебник — везде тишь и благодать, все расписано по полочкам, все функционирует якобы согласно уже открытым законам и принципам, человечество замечательно прогрессирует, от одной вершины своих исторических достижений уже очень успешно движется в сторону следующей, и т.д. Такой учебник успокаивает, убаюкивает, обнадеживает, а в конечном итоге элементарно… вводит в заблуждение!

Ведь в жизни, в окружающей реальности все обстоит совсем по-другому, и содержание «стерильного» учебника практически «не цепляет» эту самую истинную реальность социума и человека. Наука и реальность оказываются разведенными по разным направлениям, с минимальной зоной соприкосновения или пересечения. Социология по примерно такому учебнику оказывается нужной разве что для сдачи экзамена или зачета, и только. Реальность же и в дальнейшем пребывает вне какого-либо воздействия со стороны науки, остается принципиально не тронутой всем ее познавательным, критическим, преобразовательным, мировоззренческим и прочим потенциалом.

Авторский коллектив сделал попытку представить совершенно иной учебник. Замысел его и состоит в том, чтобы свести в единое целое, с одной стороны, мир академических истин социологии как науки и, с другой стороны, реальный мир современного социума с его кричащими проблемами, острейшими противоречиями и дисфункциональными проявлениями буквально везде и всюду. Свести эти искусственно разведенные миры в единое целое для того, чтобы поставить честный, откровенный и научно обоснованный диагноз реальному положению дел в современном обществе, а также чтобы показать огромные возможности социологии как науки для преодоления общественных проблем, противоречий, патологий. Это первое, но не единственное отличие данного учебника.

Второе принципиальное его отличие в том, что в нем обсуждение социологических проблем и вопросов начинается не с О. Конта, а с тех самых времен, когда эти социологические воззрения реально появились в человеческом обществе, — с древнейших эпох. Не следует игнорировать все то великолепие социологических идей, истин, подходов, которыми так богаты все мировоззренческие концепции, начиная с эпохи мифологической. Почему же обычно рассмотрение социологии начинают с О. Конта? Дело в том, что французский социолог является одновременно основателем позитивизма, одной из главных идей которого был отказ, уход от всей предшествующей науки, особенно от философии (метафизики). Конт объявляет о необходимости создания принципиально новой, позитивной науки взамен ненужной старой. Все старые знания, в том числе социологические, Контом признаются якобы химерическими, негодными, сомнительными, смутными, отрицательными. По каким таким научно обоснованным основаниям вынесен суровый вердикт, если все эти знания до него им вовсе не рассматривались в принципе?

Третье принципиальное отличие учебника в том, что в нем реализуется новая теоретико-методологическая концепция — це-
лостно-конструктивистская
. Все содержание учебника пронизано центральной идеей: излагать основы социологии таким образом, чтобы на каждом фрагменте социологического знания показывать огромную значимость социологической науки для разнообразных человеческих общественных практик, как правило, доведенных до дисфункционального, даже патологического своего состояния.

Вся особенность и острота новой концепции этого учебника социологии станет понятной еще больше, если сформулировать одно из центральных положений авторской мысли: социологическое знание должно излагаться в первую очередь как принципиально антикризисное средство незамедлительного преобразования и модернизации большинства ныне господствующих общественных практик. Эта установка действует в силу того, что все они (или как минимум абсолютное большинство общественных практик) пребывают в разрушенном, дисфункциональном и деструктивном состоянии. Но зафиксировать атрибутивно присущую всем общественным явлениям и процессам ярко выраженную кризисность, тупиковость и дисфункциональность — это только полдела для данного учебника, только половина его концептуального (целостно-кон-структивистского) замысла. Есть еще и вторая половина решаемых авторских задач — изложение основ социологии должно постоянно отвечать на вопрос: как на научной основе, в том числе с помощью возможностей социологии, преодолеть кризисность,  дисфункциональность современных общественных реалий? Как помочь человечеству выбраться на «чистую воду» из всех этих чудовищных катаклизмов, потрясений, цивилизационных ловушек?

Такова главная концептуальная особенность данного учебника. По большому счету, именно так подойти к его написанию нас побудил гениальный план великого русского философа Н.А. Бердяева — план Эсхатологической Метафизики. Вот этот план в самом простом изложении: человек — не пассивный исполнитель законов миропорядка, он, человек, на самом деле — творец и изобретатель. Именно сам человек довел мир, в котором живет, до предельного — разрушительного и гибельного — состояния. И теперь все действия должны рассматриваться в свете одной цели, в формате одной истины — конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. По Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько оно окажется способным именно к героическому поведению. Других, более легких и мягких сценариев, у человечества уже не осталось, слишком велики и масштабны провалы и ошибки, одолеть которые можно теперь только на пути предельно осмысленного, ценностного поведения всех и каждого.

Нам представляется, что учебник социологии, построенный на такой концептуальной основе, которая принципиально и честно отвечает на вызовы нашей исторической эпохи, стремится по-настоящему найти научные решения критических для человечества проблем, имеет право как на издание, так и на внимание со стороны своего читателя.

 

Оглавление

 

Предисловие

3

Раздел I. Социология как   наука

7

Глава 1. Социология: общий   теоретико-методологический
обзор развития основных ее содержательных идей

8

1.1.     Теоретико-методологический обзор развития
основных социологических идей до возникновения социологии как науки

8

Социально-политические учения в Древнем Китае

9

Социально-политические идеи в Древней Греции

11

Социально-политические концепции Возрождения и   Нового
времени

18

1.2.     Теоретико-методологический обзор развития
социологии как науки. Уровни современного
социологического знания

20

Социология О. Конта

20

Эволюция общества по Г. Спенсеру

23

Концепция материалистического понимания истории К.   Маркса

25

Психологическое направление в развитии социологии

29

Концепция понимающей социологии М. Вебера

29

«Социальные факты нужно   рассматривать как вещи».
Э. Дюркгейм

31

Социальная солидарность Дюркгейма

33

Эмпирическая социология

34

Контрольные   вопросы

35

Литература

36

 

 

Глава 2. Современная социология: предмет,   понятийный
аппарат, основные теории и парадигмы, функции

37

2.1.     Основные теории и парадигмы современной
социологии

37

Содержание социологической науки

38

Социологические парадигмы

44

2.2. Предмет   социологии как науки

48

Три основных подхода к предмету социологии

48

2.3.     Социология: понятийный аппарат, законы
и основные функции

50

Понятийный аппарат социологии

51

Законы социологии

56

Функции социологии

57

Контрольные   вопросы

60

Литература

60

 

 

Глава 3. Методология, методика и техника   социологических
исследований

61

3.1.     Объект и предмет социологического исследования

61

Составляющие методологии социологии

61

3.2. Программа   социологического исследования

70

Методологическая часть

71

Методическая часть

74

Виды социологического исследования

80

3.3.     Основные техники и методы социологических
исследований

83

Метод опроса

83

Этапы и процедура опроса

84

Технические требования к   вопросам анкеты  и типичные ошибки

85

Анализ документов

87

Метод наблюдения

89

Метод социального эксперимента

91

Социологический документ и методы его анализа

94

Этапы и процедуры социального эксперимента

95

Типичные ошибки и трудности применения эксперимента

96

Измерение качественных признаков —  квантификация

97

3.4. Основы   прикладной социологии

99

Структура и классификация

99

Пилотажное и описательное исследования

101

Аналитическое исследование

102

Методы прикладных исследований

103

Этапы научного исследования

108

Сравнительные социологические исследования

110

Отчет по результатам исследования и аналитическая   записка

111

Контрольные   вопросы

112

Литература

112

 

 

Раздел   II.   История социологии как науки

113

Глава 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в.

114

4.1. Огюст Конт —   основатель социологии

114

4.2. Эволюционная   социология Герберта Спенсера

118

4.3.     Социология Эмиля Дюркгейма

121

Социальный реализм и социальные факты

121

4.4. Понимающая социология   Макса Вебера

125

Социальные действия

126

Рационализация общественной жизни и бюрократия

128

«Идеальный тип»

129

4.5.     Материалистическое понимание истории как
социологическая концепция марксизма

130

Концепция общественно-экономических формаций

133

Учение о классах

135

Концепция общественного сознания

137

Контрольные   вопросы

139

Литература

140

 

 

Глава 5.   Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в.

141

5.1. Социологические взгляды   русских революционных демократов

141

5.2.   Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

146

5.3. Социология революционного   народничества

148

5.4. Психологическое направление   в русской социологии. Е.В. Роберти и Н.И. Кареев

151

5.5. Социология легального   марксизма

154

5.6. Плюралистическая социология   М.М. Ковалевского

158

5.7.   Социология П. Сорокина

160

Контрольные вопросы

162

Литература

163

   
Глава 6.   Современная западная и отечественная социология

164

6.1.     Классификация   социологических направлений
в современной западной социологии

164

6.2. Социологический   неопозитивизм и бихевиоризм

166

6.3.     Структурно-функциональный   анализ Т. Парсонса

168

6.4. Теория социальных   конфликтов. Р. Дарендорф
и Л. Козер

171

6.5.     Технологический   детерминизм

173

Теория единого индустриального общества Р. Арона

174

Теория стадий экономического роста У. Ростоу

174

Теория конвергенции Дж. Гэлбрейта

175

Теория постиндустриального общества Д. Белла

176

6.6. Символический интеракционизм

178

6.7.     Феноменологическая   социология

181

6.8.     Теория   социального обмена

183

6.9.     Отечественная   социология ХХ в.

185

Развитие социологии в 1920—1930-е годы

186

Советская социология в 1950—1980-х годах

189

Контрольные вопросы

192

Литература

192

 

 

Раздел III.   Специальные социологические теории

193

Глава 7.   Социальные институты и организации

194

7.1.     Социальные   институты: понятие, структура,
признаки, характеристики

194

Структура социального института

195

Признаки и характеристики социального института

196

7.2.     Социальная   институционализация

198

7.3.     Функции   социальных институтов

200

Дисфункциональность социальных институтов

201

7.4.     Институциональная   система общества

202

7.5.     Социальная   организация: понятие и функции

204

7.6.     Типы социальных организаций

206

7.7.     Бюрократия

208

Контрольные   вопросы

212

Литература

212

   
Глава 8. Социология семьи и брака

213

8.1.     Семья как социальный институт.
Исторические типы института семьи

213

Исторические типы института семьи

214

8.2.     Структура семьи и брака

216

8.3.     Социальные функции семьи

217

8.4.     Социологический анализ брачных отношений

220

8.5.     Гендерный аспект семьи

224

8.6.     Российская семья в зеркале социальных рисков

226

Контрольные   вопросы

229

Литература

229

   
Глава   9.   Социология труда

230

9.1.     Категория и предмет социологии труда

230

9.2.     Главная проблематика социологии труда

231

9.3.     Теория человеческого капитала и социология труда

234

9.4.     Человек в социологии труда

238

9.5.     Характер труда

241

9.6.     Условия труда и отношение к труду.
Трудовой коллектив

243

Трудовой коллектив

246

Контрольные   вопросы

246

Литература

247

 

 

Глава   10.   Социология личности

248

10.1.      Личность в системе социальных взаимодействий

249

10.2.      Личность в структуре социальных статусов и ролей

252

Социальный   престиж и социальная роль

253

Социализация

256

10.3.      Личность в противоречиях современного общества

258

10.4.      Модели социализации личности

259

Контрольные   вопросы

263

Литература

263

   
Глава   11.   Социология конфликта

264

11.1.      Проблема конфликта в истории социологии

264

Конфликт в   концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля

264

Конфликт в   концепциях М. Вебера и Э. Дюркгейма

265

Конфликт в   концепциях Т. Парсонса и Р. Дарендорфа

266

Конфликтный   функционализм Л. Козера и К. Болдуинга

267

11.2.      Сущность конфликта, его участники и объект

268

Сущность   конфликта

268

Участники и   объект конфликта

270

11.3.      Причины конфликтов

272

Причины конфликта: потребность, дефицит,   противоречие
интересов

272

11.4.      Динамика конфликта

275

Предконфликтная   ситуация

275

Открытый конфликт

276

Послеконфликтный период

278

11.5.      Функции конфликта. Роль конфликта в жизни
общества

279

Явные и скрытые функции конфликта

279

Оценка функций конфликта

279

Конструктивные и деструктивные функции конфликта

281

11.6.      Типология конфликтов. Инновационный конфликт

283

Типология конфликтов

283

Инновационный конфликт

286

Контрольные   вопросы

288

Литература

288

 

 

Глава   12.   Социальные изменения: понятие, теории, факторы

289

12.1. Понятия   «социальные изменения» и «социальная
стабильность»

289

12.2. Социальное   изменение и социальный процесс

291

12.3. Социальное   изменение и социальное развитие

293

12.4. Проблема   социального прогресса

294

Теории, признающие идею прогресса

295

Теории, отвергающие идею прогресса

296

Противоречивый характер социального прогресса

298

12.5. Теории   социальных изменений

300

Эволюционные теории социальных изменений

300

Теории циклического развития

305

Теории революционных социальных изменений

306

12.6. Факторы   социальных изменений

307

Физическая среда

307

Демографический фактор — народонаселение

309

Экономический фактор

311

12.7. Инновации   как фактор социальных изменений

313

Контрольные   вопросы

315

Литература

315

   
Глава   13.   Социология политики

316

13.1. Предметная   область социологии политики

316

13.2. Политика   как социальное явление

319

Системный подход к анализу политики

320

Структурные компоненты и функции политической   системы

321

13.3. Политические   институты

323

Институциализация политической власти

324

Государство — основной политический институт

326

Политические партии

329

Группы интересов

331

Политическое участие

331

13.4. Политическая   культура

333

Особенности российской  политической культуры

334

Контрольные   вопросы

336

Литература

336

 

 

Глава   14.   Социология науки

337

14.1. Предмет социологии   науки

337

14.2. Мифология и   наука. Основные исторические этапы
становления науки

338

Мифология науки

338

Основные исторические этапы становления науки

340

14.3. Традиционная   и техногенная цивилизации

341

14.4. Наука и   глобальные проблемы современности

349

14.5. Наука и   революции в современном обществе

355

14.6. Наука и   научное сообщество

359

14.7. Наука и   этика ответственности

362

14.8. Наука в   современной России

372

Контрольные   вопросы

375

Литература

375

   
Глава   15.   Социология культуры

376

15.1. Понятие   культуры: основные подходы, сущность
и структура

376

Основные подходы к пониманию культуры

378

Важнейшие черты культуры

382

Структура культуры

385

15.2. Закономерности   развития, типология и функции
культуры

387

15.3. Типологии   культуры

392

Народная, массовая и элитарная культура

393

Культура доминирующая, субкультура, контркультура
и антикультура

395

15.4. Функции   культуры

396

15.5. Проблемы культурного развития современной России

398

Контрольные   вопросы

400

Литература

400

   
Глава   16.   Социология духовной жизни

401

16.1. Духовная   жизнь и общественное сознание

401

Что же такое духовная жизнь, дух, духовность?

402

16.2. Структура   духовной жизни: субъекты, уровни

406

Классификация духовной жизни

406

16.3. Идеология

410

16.4. Наука и   социология духовной жизни

411

16.5. Формы   духовной жизни

413

Мораль

413

Искусство

417

Религия

420

Контрольные   вопросы

426

Литература

426

Глава   17.   Социология религии

427

17.1. Теоретические   предпосылки возникновения
и развития социологии религии

427

17.2. Предмет и   объект социологии религии

429

17.3. Методы   социологии религии

431

17.4. Социальные   функции и роль религии

433

17.5. Религия как   социальный институт

435

17.6. Религия и   экономика

436

17.7. Религиозная   ситуация в современном мире
и современной России

439

Контрольные   вопросы

442

Литература

442

   
Глава   18.   Общественное мнение как явление духовной жизни
общества

443

18.1. К истории   понятия «общественное мнение»

443

18.2. Сущность и   признаки общественного мнения

448

18.3. Субъект и   объект общественного мнения

449

18.4.   Формирование и проявления общественного мнения

454

18.5.   Психолого-социологические особенности
общественного мнения

456

Контрольные   вопросы

460

Литература

460

   
Глава   19.   Мировая цивилизационная система и процессы
глобализации

461

19.1. Методология   цивилизационного подхода к анализу
исторического процесса

462

19.2.   Взаимодействие цивилизаций

466

Теория модернизации

467

Конфликт цивилизаций

470

19.3. Глобализация — ведущая тенденция современной эпохи

472

19.4. Место России в современной цивилизационной
системе

477

Цивилизационные особенности России

479

Контрольные   вопросы

480

Литература

480



Опубликовано: 28 января 2016

Рубрика: Книги

Ваш отзыв